19 апреля 2022 г. |
Дело N А83-19226/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 19 апреля 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Горбуновой Н.Ю., судей Ольшанской Н.А. и Рыбиной С.А., при ведении протокола помощником судьи Месеняшиной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Феодосии Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 01 февраля 2022 года по делу N А83-19226/2021,
по заявлению государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в лице Феодосийского филиала государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в городе Феодосия
к муниципальному образованию городской округ Феодосия в лице Администрации городе Феодосии Республики Крым
о взыскании денежных средств,
в отсутствии лиц, участвующих в деле
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" (далее - ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением о взыскании с Муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым в лице Администрации города Феодосии Республики Крым задолженности за потребленную тепловую энергию в размере 48 615,07 руб..
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 01 февраля 2022 года по делу N А83-19226/2021 исковые требования удовлетворены.
Взыскано с Муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым в лице Администрации города Феодосии Республики Крым в пользу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" денежные средства в сумме 48 615,07 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000,00 руб..
Не согласившись с указанным решением суда, Администрация города Феодосии Республики Крым обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация указывает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела. Обоснование и доводы изложены в апелляционной жалобе.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2022 апелляционная жалоба Администрации принята к производству, назначено судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы на 12.04.2022.
09.03.2022 от Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в городе Феодосия поступил отзыв на апелляционную жалобу.
06.04.2022 до начала судебного заседания от Администрации города Феодосии Республики Крым поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей в судебное заседание, назначенное на 12.04.2022, не обеспечили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте арбитражного апелляционного суда в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел", что подтверждается материалами дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в периоды с 01.06.2017 г. по 26.03.2018 г., а также с 01.06.2019 г. по 30.06.2021 г. в условиях отсутствия заключенного договора теплоснабжения бесперебойно поставляло тепловую энергию на нужды отопления помещений, расположенных по адресам: г. Феодосия, пгт. Приморский, ул. Гагарина, д. 12, кв. 16, общей площадью 67,90 м2; г. Феодосия, пгт. Приморский, ул. Гагарина, д. 12, кв. 215, общей площадью 31,80 м2; г. Феодосия, пгт. Приморский, ул. Гагарина, д. 12, кв. 301, общей площадью 31,50 м2.
Осуществив поставку тепловой энергии, ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" произвело начисление за периоды с 01.06.2017 г. по 26.03.2018 г., а также с 01.06.2019 г. по 30.06.2021 г. по тарифам, утвержденным полномочным органом, размер начислений составил 48 615,07 руб..
Истцом в адрес ответчика были направлены претензии N 1649 от 15.07.2021 г. и N 1690 от 22.07.2021 г. с требованиями о возмещении потребителем стоимости потребленного энергоресурса, однако задолженность погашена не была, указанное требование было оставлено ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Так, согласно искового заявления истец просил суд взыскать с ответчика задолженность за тепловую энергию, потребленную в периоды с 01.06.2017 г. по 26.03.2018 г. в сумме 15 800,52 руб., с 01.06.2019 г. по 30.06.2021 г. в сумме 16 832,09 руб., а также с 01.07.2019 г. по 30.06.2020 г. в сумме 15 982,46 руб., а всего - задолженность на сумму 48 615,07 руб..
Ответчик против исковых требований возражал, в том числе указывая, что отсутствуют доказательства нахождения имущества в муниципальной собственности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменные возражения на нее, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу норм статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок.
Спор между сторонами возник из правоотношений по оказанию услуг теплоснабжения, которые регулируются §6 Главы 30 ГК РФ, а также Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Наличие системы централизованного отопления предусмотрено первоначальными проектами данных многоквартирных домов, поэтому предоставление услуги по отоплению является обязательным условием содержания такого дома.
Как установлено статьей 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица. Аналогичные положения распространяются и на нежилые помещения.
В соответствии с п. п. 20, 28, 33 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, по договору потребитель обязан оплатить тепловую энергию, поставляемую ему теплоснабжающей организацией.
На основании части 9 статьи 2 Закона о теплоснабжении потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Согласно части 2 статьи 13, части 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 2 информационного Письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.05.1997 N 4 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Из информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 следует, что отсутствие письменного договора с организацией, индивидуальным предпринимателем, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности своевременно произвести оплату фактически принятой энергии.
Из анализа вышеизложенных норм следует, что сложившиеся между ресурсоснабжающей организацией и собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме фактические отношения по передаче коммунального ресурса по присоединенной сети рассматриваются как договорные.
В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
В соответствии со статьей 36 Устава городского округа Феодосия к полномочиям Администрации города Феодосии Республики Крым по решению вопросов местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Феодосия, в порядке, установленном Городским советом, и организация в границах городского округа Феодосия электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения городского округа Феодосия топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Лицом, которое по поручению собственника осуществляет владение, пользование и распоряжение имуществом, выступает непосредственно ответчик - Администрация, действуя как орган, уполномоченный на управление имуществом города Феодосии, является органом, осуществляющим оплату потребленного коммунального ресурса в нежилых помещениях муниципального нежилого фонда.
Так, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на основании постановления Администрации города Феодосии от 24.01.2017 г. N 171 "Об изъятии имущества и включения в состав казны" спорное имущество было передано в состав муниципальной казны Муниципального образования городской округ Феодосия, что подтверждается письмом Администрации города Феодосии от 13.12.2017 г. N 2-40/21324/1, представленного ответчиком. Спорные жилые помещения - квартиры N 215 и 301 по ул. Гагарина, 12, и квартира 16 по ул. Гагарина, 23, пгт. Приморский, г. Феодосия являются собственностью муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.
На основании указанного суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции относительно того, что Администрация осуществляла в спорный период правомочия собственника в отношении спорных квартир.
Кроме того, Администрацией суду не представлено доказательств того, что спорные квартиры не находятся в муниципальной собственности, опровергающие вышеуказанные доказательства.
В своих отзывах на исковое заявление и апелляционной жалобе Администрация не опровергает факт нахождения квартир в собственности муниципального образования, а лишь ссылается на отсутствие регистрации права собственности в установленном порядке.
Однако, уклонение от регистрации права собственности непосредственно собственником жилого помещения не может приводить к отказу ресурсоснабжаещей организации в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности за поставленный надлежащим образом коммунальный ресурс. Иное бы означало нарушение принципа добросовестного поведения (ст. 10 ГК РФ).
Более того, Администрацией не представлено доказательств того, что третье лицо является главным распорядителем денежных средств в соответствующий период.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что именно Администрация является надлежащим ответчиком по делу.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, и Администрацией не оспорено, что истец оказал услуги теплоснабжения.
При этом, суд отмечает, что т.к. Администрация, являясь органом, осуществляющим правомочия собственником помещения (квартир) была осведомлена об обязанности по оплате задолженности.
Кроме того, истцом была направлена претензия в адрес ответчика (Администрации), по результатам которой последний также имел возможность добровольно оплатить задолженность.
Расчет исковых требований произведенный истцом, судом проверен и признан арифметически и методологически верным.
Ответчиком расчет суммы задолженности не оспорен, контррасчет не представлен.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Довод ответчика о необходимости взыскания оплаты с Муниципального казенного учреждения "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым", которое в настоящий момент выполняет функции главного распорядителя денежных средств вместо Муниципального казенного учреждения "Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым", которое является плательщиком по Договору, не принимается судебной коллегией, по следующим основаниям.
Муниципальное казенное учреждение "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым" входит в структуру Администрации, которая выступает ответчиком в настоящем деле от имени муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым. Являясь органом исполнительной власти с общей компетенцией, Администрация исполняет, в том числе, и правомочия собственника в отношении муниципального имущества, является потребителем тепловой энергии в отношении муниципального жилого и нежилого фонда.
Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено, что обязанность оплаты коммунальных ресурсов возложена на потребителя или собственника жилого или нежилого помещения.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 01 февраля 2022 года по делу N А83-19226/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Феодосии Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Горбунова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-19226/2021
Истец: ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМТЕПЛОКОММУНЭНЕРГО" В ГОРОДЕ ФЕОДОСИЯ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: МКУ "Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Феодосии РК"