г. Владимир |
|
18 апреля 2022 г. |
Дело N А43-10820/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2022.
Полный текст постановления изготовлен 18.04.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Тарасовой Т.И., Назаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козиной О.Д.,
при участии в судебном заседании:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Арктика-СВ-Проект" - Устиновой Е.А. по доверенности от 20.04.2021 сроком действия 2 года (диплом N 117733);
от ответчика (заявителя) - Федерального государственного казенного учреждения "11 центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии Российской Федерации" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "11 центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии Российской Федерации" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.12.2021 по делу N А43-10820/2021,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Арктика-СВ-Проект" (ОГРН 1047796926704, ИНН 7716516984) к Федеральному государственному казенному учреждению "11 центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии Российской Федерации" (ОГРН 1125261004780, ИНН 5261083794) о взыскании 11 486 449 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Арктика-СВ-Проект" (далее - ООО "Арктика-СВ-Проект", истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "11 центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - ФГКУ "11 ЦЗЗ войск национальной гвардии", ответчик) о взыскании:
- задолженности по контракту от 18.03.2013 N 1-ВГОСП в размере 2 047 499 руб.,
- стоимости дополнительных работ в размере 9 439 000 руб.
Требования основаны на статьях 309, 310, 330, 702, 740, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации. В обоснование иска указано, что 18.03.2013 между ООО "Арктика-СВ-Проект" и ФГКУ "11 ЦЗЗ войск национальной гвардии" был заключен государственный контракт N 1-ВГОСП, в соответствии с условиями которого подрядчик обязался по заданию заказчика в установленный контрактом срок выполнить лично собственными силами и за счет собственных средств проектно-изыскательские работы по объекту: "Военный госпиталь Приволжского регионального командования внутренних войск МВД России г. Нижний Новгород". Работы, предусмотренные контрактом, выполнены, результат работ передан заказчику, однако оплата выполненных работ произведена не в полном размере, что явилось основанием для обращения с иском в суд.
Ответчик иск не признал.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 23.12.2021 по делу N А43-10820/2021 исковые требования ООО "Арктика-СВ-Проект" удовлетворены в полном объеме.
ФГКУ "11 ЦЗЗ войск национальной гвардии", не согласившись с принятым решением, просит его отменить на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель указывает, что согласно пункта 6.6 контракта по соглашению сторон подрядчик обязан выполнять дополнительные работы, вызванные изменением исходных данных для выполнения проектных и изыскательных работ (внесение изменений в техническое задание и, соответственно в задание на проектирование) за счет собственных средств. Работы по изменению функционального назначения объекта "Общежитие" на "Гостиница" были выполнены в соответствии с достигнутыми договоренностями, дополнительная оплата при этом не предусматривалась, смета не разрабатывалась.
Ссылаясь на статью 95 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заявитель обращает внимание, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается. Истцом выполнены работы по контракту на сумму 103 852 551 руб., которые ответчиком были оплачены. Оплата дополнительных работ, не предусмотренных сметой, оплате не подлежит.
Представитель истца в судебном заседании и в отзыве от 05.04.2022 указал, что с жалобой не согласен, считает решение суда законным и обоснованным.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, Первый арбитражный апелляционный суд считает судебный акт суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, между ООО "Арктика-СВ-Проект" (подрядчиком) и ФГКУ "11 ЦЗЗ войск национальной гвардии" (заказчиком) был заключен государственный контракт от 18.03.2013 N 1-ВГОСП, согласно которому заказчик поручает, а подрядчик обязуется лично собственными силами и за счет собственных средств выполнить проектно-изыскательские работы по объекту: "Военный госпиталь Приволжского регионального командования внутренних войск МВД России г. Нижний Новгород" (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 1.5 контракта результатом исполнения государственного контракта является проектная документация и рабочая документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническим заданием, утвержденным командующим войсками Приволжского регионального командования ВВ МВД России, техническими условиями, исходными данными для проектирования, требованиями СНиП, ГОСТ, техническими регламентами, и иными нормативными актами, действующими в сфере проектирования и строительства, проектная документация, имеющая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, заключение о проверке достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства в соответствии с условиями, определенными в государственном контракте.
Состав и содержание технической документации разрабатываются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"; ГОСТ Р 21.1101-2009 СПДС (пункт 1.6 контракта).
В силу пункта 2.1 контракта стоимость работ по государственному контракту составляет 105 900 000 руб., в том числе НДС в сумме 16 154 237 руб. 29 коп., и включает в себя все виды налогов и других обязательных платежей, компенсацию всех издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение, с учетом расходов на перевозку, страхование, уплату налогов и пошлин, оплату стоимости государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий, оценки достоверности сметной стоимости и других обязательных платежей, связанных с исполнением государственного контракта. Стоимость работ является твердой и изменению не подлежит, подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения государственного контракта исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. Стоимость государственного контракта может быть изменена исключительно в случаях, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2.2 контракта форма оплаты работ - безналичный расчет. Заказчик оплачивает подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок и на основании представления заказчику документов, подтверждающих выполнение работ, условий государственного контракта, после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий, проверки достоверности сметной стоимости, изготовленной на основании утвержденной проектной документации рабочей документации, по мере поступления денежных средств из федерального бюджета на расчетный счет заказчика. В случае, если получено отрицательное заключение государственной экспертизы и по вине подрядчика возникла необходимость
проведения повторной государственной экспертизы с последующей оплатой
государственной экспертизы, то оплата будет производиться за счет средств подрядчика.
Данные затраты заказчиком подрядчику не возмещаются. Заказчик вправе произвести авансирование в размере 30% от суммы лимита на текущий год по мере поступления денежных средств из федерального бюджета на расчетный счет заказчика, но не более 30 % от суммы государственного контракта. Заказчик вправе произвести оплату отдельных этапов выполненных работ на основании акта сдачи-приемки выполненных работ в соответствии с графиком выполнения работ, с учетом следующего соотношения распределения цены на разработку технической документации: проектная документация - 40 %, рабочая документация - 60 %. График выполнения работ разрабатывается подрядчиком и становиться обязательным для исполнения с момента его утверждения заказчиком. График выполнения работ должен включать в себя срок выполнения изысканий, проектной документации, рабочей документации и каждого раздела проектной документации, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию"; ГОСТ Р 21.1101-2009 СПДС.
В соответствии с пунктом 4.4 контракта прием-передача окончательного результата работ осуществляется на основании акта сдачи-приемки выполненных работ, который составляется подрядчиком в таком количестве экземпляров, чтобы после его подписания к заказчику перешли 4 экземпляра. После представления подрядчиком комплекта документации заказчик в течении 10 рабочих дней проводит проверку полноты переданной документации и соответствия ее действующему законодательству, заданию на проектирование и техническим регламентам. По результатам проверки заказчик подписывает акт сдачи-приемки выполненных работ, либо направляет подрядчику мотивированный отказ в подписании такого акта. В случае мотивированного отказа заказчиком в подписании акта сдачи-приемки выполненных работ, сторонами составляется двухсторонний акт с перечнем необходимых доработок и сроков их выполнения. Датой приемки выполненных этапов работ считается дата подписания сторонами акта сдачи-
приемки выполненных работ.
С учетом пункта 5.2 контракта заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену полностью после завершения работ в соответствии с условиями настоящего государственного контракта.
Согласно пункту 6.3 контракта подрядчик обязан передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ в пяти экземплярах и один экземпляр в электронном виде, с положительным заключением Государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и заключением уполномоченного органа "Проверка достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства". Подрядчик не вправе передавать техническую документацию третьим лицам без письменного согласия заказчика.
Во исполнение условий договора истец выполнил работы на сумму 105 900 000 руб., что подтверждается актами о приемке выполненных работ, подписанными сторонами без замечаний.
Изменениями в техническом задании к контракту от 23.12.2016 N 895 заказчик внес дополнения, не предусмотренные контрактом: работы по разработке проектной и рабочей документации на объект "гостиница", не предусмотренный первоначальным заданием.
Стоимость указанных дополнительных работ, в соответствии со сметой на проектно-изыскательские работы составила 9 439 000 руб.
Данные работы также выполнены подрядчиком в полном объеме, результат принят заказчиком без замечаний. 12.08.2020 подписан и утвержден акт сдачи-приемки результата выполненных работ. Замечаний по качеству выполненных работ не установлено.
Ответчик оплату выполненных работ в установленный контрактом срок произвел не в полном объеме, в общей сумме 103 852 551 руб. 00 коп., в связи с чем истцом в адрес ответчика направлена претензия от 14.09.2020 N 19-НН с требованием погасить образовавшуюся задолженность в размере 2 047 449 руб. и оплатить дополнительные работы в сумме 9 439 000 руб., которая оставлена последним без ответа и удовлетворения.
Заявляя о доказанности факта выполнения работ, объема и цены работ и о незаконности уклонения заказчика от их оплаты, истец обратился в суд с настоящим иском в суд.
Оценив имеющиеся в материалах дела документы, с учетом изменений в техническом задании к контракту от 23.12.2016 N 895, арбитражный суд счел, что стоимость работ, выполненных подрядчиком на объекте "Военный госпиталь Приволжского регионального командования внутренних войск МВД России г. Нижний Новгород" по контракту N 1-ВГОСП от 18.03.2013, составила 105 900 000 руб., дополнительные работы - 9 439 000 руб. Оплата работ произведена заказчиком на сумму 103 852 551 руб. Тем самым долг ответчика по оплате работ составляет 2 047 449 руб. по контракту и дополнительные работы в сумме 9 439 000 руб.
Апелляционная инстанция с данными выводами суда согласна.
В соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Таким образом, из буквального толкования данной нормы права следует, что по договору подряда прежде всего имеет значение достижение подрядчиком определенного результата, который передается заказчику. Данные отношения регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о подряде.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 760 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан: выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором; согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления; передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.
Согласно пункту 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда; при отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В силу пункта 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.
Факт выполнения истцом работ, предъявленных к оплате, подтверждается представленным в дело актами о приемке выполненных работ, подписанными с обеих сторон без замечаний.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. Согласно пункту 4 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
Согласно пункту 2 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, истец обязался выполнить работы, согласованные пунктом 1.1 контракта, и передать их результаты ответчику, включив в цену контракта все запланированные расходы и непредвиденные издержки, а ответчик - обязался уплатить цену контрактов по факту их исполнения истцом как подрядчиком.
Как указано ранее, фактическое выполнение работ истцом в соответствии с условиями контракта, а также суммы перечисленных денежных средств в счет оплаты работ в размерах, отличных от согласованных контрактами, ответчиком не оспариваются. Поскольку факт выполнения работ подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается, и в отсутствие доказательств оплаты задолженности в полном объеме, требование истца о взыскании суммы долга в размере 2 047 499 руб. удовлетворено правомерно.
Также материалами дела установлено, что для выполнения обязательств по
контракту истцом произведен ряд дополнительных работ, согласованных в изменениях в техническом задании к контракту от 23.12.2016 N 895. Данный факт заказчиком не опровергается.
В силу пункта 1 статьи 744 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ.
Подрядчик вправе требовать в соответствии со статьей 450 настоящего Кодекса пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на десять процентов (пункт 3 статьи 744 ГК РФ).
Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.
Под дополнительными работами понимаются работы, которые не были учтены в технической документации, однако необходимость проведения которых была выявлена в ходе выполнения работ по договору; новые работы - это работы, которые не являлись предметом договора, но были выполнены по просьбе заказчика.
Дополнительные работы на сумму 9 439 000 руб. выполнены подрядчиком в полном объеме и приняты заказчиком без замечаний.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела изменения заказчика, внесенные в техническое задание, акты о выполнении работ, суд пришел к обоснованному выводу о том, что данные доказательства подтверждают факт выполнения истцом дополнительных работ на сумму 9 439 000 руб. с согласия заказчика. При этом отсутствие между сторонами договорных отношений по выполнению дополнительных подрядных работ не освобождает в данном случае ответчика от оплаты выполненных работ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Таким образом, к сложившимся между сторонами отношениям подлежат применению нормы о неосновательном обогащении, поскольку ответчик, приняв объем выполненных истцом дополнительных работ в отсутствие между ними договорных отношений, неосновательно сберег за его счет денежные средства в размере стоимости дополнительных работ. В связи с изложенным требования общества о взыскании с ФГКУ "11 центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии Российской Федерации" 9 439 000 руб., составляющих стоимость выполненных дополнительных работ, правомерно удовлетворены судом на основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанная сумма не превышает 10% от цены контракта, что соответствует положению пункта 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, оснований для отмены решения Арбитражного суда Нижегородской области от 23.12.2021 не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.12.2021 по делу N А43-10820/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "11 центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии Российской Федерации" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Н.А. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-10820/2021
Истец: ООО "Арктика-СВ-Проект"
Ответчик: ФГКУ "11 Центр Заказчика-застройщика Войск национальной Гвардии РФ" (ВЧ 6907, г.Н.Новгород)