город Ростов-на-Дону |
|
19 апреля 2022 г. |
дело N А32-37124/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю: посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" Москаленко Г.В. по доверенности от 14.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.01.2022 по делу N А32-37124/2021
по заявлению Военной прокуратуры Вилючинского гарнизона
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьего лица: Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление N 4"
об отмене постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Военная прокуратура Вилючинского гарнизона (далее - заявитель, прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, управление) об отмене постановления от 24.03.2021 о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 023/04/7.32.3-1039/2021 и возвращении дела на новое рассмотрение ввиду допущенных существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2022 заявленные требования удовлетворены, постановление от 24.03.2021 о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 023/04/7.32.3-1039/2021 признано незаконным и отменено. Суд обязал управление рассмотреть по существу в установленном порядке вопрос о привлечении ФГУП "Главное военно-строительное управление N 4" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы управление сослалось на то, что Законом о закупках и Положением о закупках не установлено требований по размещению информации о закупкне у единственного поставщика, а также сроков их размещения. На основании п. 4.1.5 Положения о закупках ФГУП "ГВСУ N 4" размещено в ЕИС извещение о закупке у единственного поставщика с приложением проекта договора, а также протокол заседания специальной закупочной комиссии по итогам осуществления закупки с соблюдением требований Закона о закупках. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, носят противоречивый характер.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя управления, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, прокуратурой проведена проверка Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление N 4".
В ходе указанной проверки установлено, что предприятием проведена закупка с единственным поставщиком с несоблюдением положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Так, документация о закупке инертных материалов для нужд предприятия в объеме и наименовании, отраженных в спецификации к договору поставки с ООО "Стройсистема" N 16181873750025541614000000/846 от 20.10.2020, в единой информационной системе до проведения конкурсных процедур и заключения указанного договора не размещалась. Вместе с тем, при отсутствии исключительных обстоятельств осуществления закупки у единственного поставщика, указанных в протоколе специальной закупочной комиссии филиала ФГУП "ГВСУ N 4" от 15.10.2020 N 432/154, данная закупка должна была осуществляться одним из конкурентных способов, предусмотренных частью 3.1 статьи 3.4 Закона о закупках и перечисленным в разделе 3 Положения о закупках.
18.02.2021 в отношении ФГУП "ГВСУ N 4" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
24.03.2021 управлением вынесено постановление о прекращении производства по делу N 023/04/7.32.3-1039/2021 об административном правонарушении по ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения, поскольку, как установлено антимонопольным органом, на момент проведения закупки в единой информационной системе было размещено и действовало Положение о закупке товаров, работ, услуг ФГУП "ГВСУ N 4" (в редакции с изменениями, утвержденными приказом от 25.08.2020 N ПР-595), согласно п. 4.1.5 которого Заказчик вправе не размещать в ЕИС извещение и документацию о закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Не согласившись с вынесенным постановлением, прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Порядок осуществления конкурентной закупки определен статьей 3.2 Закона о закупках, в соответствии с частью 1 которой конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках, для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Порядок информационного обеспечения закупки установлен статьей 4 Закона о закупках.
Так в силу части 2 статьи 4 Закона о закупках заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:
1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;
8) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки);
9) требования к участникам такой закупки;
10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;
11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке;
12) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки;
13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;
14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;
15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона;
16) иные сведения, определенные положением о закупке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20.10.2020 между ФГУП "ГВСУ N 4" и ООО "Стройсистема" заключен договор N 161818737500255416140000000/846 поставки инертных материалов. Цена договора: 4 539 900 руб.
Основанием для заключения договора послужило решение специальной закупочной комиссии филиала ФГУП "ГВСУ N 4" от 15.10.2020, из разделов которого следует, что закупочной комиссией филиала на основании подпункта 20 пункта 4.1.4 статьи 4.1 Положения о закупках, ввиду наличия срочной (неотложной) потребности Заказчика в товарах (работах, услугах) и отсутствия у Заказчика времени, необходимого для проведения закупочных процедур другим (конкурентным) способом, принято решение о заключении с ООО "Стройсистема" указанного выше договора поставки способом закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
В обоснование расчета начальной (максимальной) цены контракта на закупку инертных материалов приняты коммерческие предложения организаций, датированные июлем 2020 года. Изложенные в спецификации к договору поставки N 161818737500255416140000000/846 от 20.10.2020 товары совпадают по наименованию и описанию с приведенным в коммерческих предложениях товаром.
Материалами дела подтверждается, что по указанному договору осуществлена поставка инертных материалов на сумму 1 397 500 руб., что составляет 31% от суммы договора, однако материалы не приняты к учету.
Принимая во внимание отсутствие острой необходимости в спорных строительных материалах, а также даты запроса коммерческих предложений предприятием (июль 2020 года), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у предприятия при закупке имелась возможность для соблюдения требований законодательства о закупках, но им не были предприняты все зависящие меры по его соблюдению. Доказательств объективной невозможности исполнения предприятием требований действующего законодательства в материалы дела не представлены.
Таким образом, при отсутствии исключительных обстоятельств осуществления закупки у единственного поставщика, указанных в протоколе специальной закупочной комиссии филиала ФГУП "ГВСУ N 4" от 15.10.2020 N 432/154, данная закупка должна была осуществляться одним из конкурентных способов, предусмотренных частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках и перечисленных в разделе 3 Положения о закупках.
В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, судом первой инстанции верно установлено, что соответствующая документация о закупке инертных материалов для нужд предприятия в объеме и наименованиях, отраженных в спецификации к договору поставки N 161818737500255416140000000/846 от 20.10.2020, в единой информационной системе до проведения конкурсных процедур и заключения указанного договора не размещалась.
Суд первой инстанции также указал, что в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении предприятию вменялось неразмещение информации об осуществлении закупки на официальном сайте ЕИС, а не законность или незаконность осуществления такой закупки у единственного поставщика.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при рассмотрении дела должностным лицом управления вопреки требованиям статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не обеспечено всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В качестве прововосстановительной меры суд первой инстанции указал управлению на необходимость рассмотреть по существу в установленном порядке вопрос о привлечении предприятия к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса КоАП РФ.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В силу положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
На основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3), по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Судом первой инстанции полный текст решения составлен 27.01.2022.
Вместе с тем, срок привлечения заказчика к административной ответственности, который следует исчислять с даты заключения спорного договора поставки (20.10.2020), на дату рассмотрения заявления прокуратуры судом первой инстанции и вынесения обжалуемого решения истек.
В связи с изложенным, производство по делу об административном правонарушении в отношении предприятия не могло быть начато повторно, поскольку срок давности привлечения к ответственности в силу части 6 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, препятствующим производству по делу об административном правонарушении.
Поскольку при принятии решения от 27.01.2022 по делу N А32-37124/2021 суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, обжалованный судебный акт подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований Военной прокуратуры Вилючинского гарнизона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2022 по делу N А32-37124/2021 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-37124/2021
Истец: Военная прокуратура Вилючинского гарнизона, Военная прокуратура Вилючинского горнизона
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: ФГУП "Главное военно-строительное управление N 4", УФАС по Краснодарскому краю, ФГУП "ГВСУ N4"