г. Вологда |
|
20 апреля 2022 г. |
Дело N А44-6297/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 20 апреля 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Колтаковой Н.А. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 25 января 2022 года по делу N А44-6297/2021,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Дараселия Николай Владимирович (адрес: 173009, Великий Новгород; ОГРН 312532117200063, ИНН 532116752253; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Министерству строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области (адрес: 173001, Новгородская обл., Великий Новгород, ул. Тихвинская, д. 7; ОГРН 1195321002414, ИНН 5321198947; далее - Министерство) о признании незаконным решения Министерства от 14.08.2021 N ОА-6582-И об отказе в подписании соглашения от 22.03.2021 N 11 о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 53:23:7302801:69 с землями, государственная собственность на которые не разграничена, возложении на Министерство обязанности подписать соглашение.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода (далее - Комитет), муниципальное унитарное предприятие Великого Новгорода "Новгородский водоканал" (далее - Предприятие, Комитет архитектуры и градостроительства администрации Великого Новгорода (далее - Комитет архитектуры).
Решением суда от 25 января 2022 года заявленные требования удовлетворены.
Министерство с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Законодательством не установлено обязательство органа власти, осуществляющего полномочия по распоряжению земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, перераспределять земельный участок в интересах лица, не являющегося собственником земельного участка.
Министерство ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, 20.08.2018 Комитетом (арендодатель), Предприятием (арендатор-1) и Предпринимателем (арендатор-2) заключен договор аренды N 31 с множественностью лиц неделимого земельного участка с кадастровым номером 53:23:7302801:69, по условиям которого арендодатель сдал, а арендаторы приняли в пользование на условиях аренды сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером 53:23:7302801:69 площадью 1321 кв. м для эксплуатации ПНС N 27, помещений центрального теплового пункта (листы дела 12-15).
Постановлением администрации Великого Новгорода от 10.03.2020 N 838 Дараселия Н.В. поручено подготовить документацию по планировке территории - внесение изменений в проект межевания застроенной территории 28 квартала Великого Новгорода за счет собственных средств (лист дела 16).
Администрация Великого Новгорода постановлением от 05.08.2020 N 2816 утвердила документацию по планировке территории - внесение изменений в проект межевания застроенной территории 28 квартала Великого Новгорода, утвержденный постановлением от 27.06.2011 N 2606 (листы дела 82-98).
Предприниматель 05.07.2021 обратился в Министерство с заявлением о подписании соглашения N 11 о перераспределении земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования - городского округа Великий Новгород и предоставленного на праве аренды с множественностью лиц на стороне арендатора, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, от 22.03.2021, подписанного со стороны Комитета, Предприятия и Предпринимателя (листы дела 44-45).
Письмом от 04.08.2021 N СА-6582-И Министерство отказало в подписании соглашения в виду нецелесообразности образования земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 53:23:7302801:69 и земель, государственная собственность на которые не разграничена, и корректировки проекта межевания территории квартала 28 Великого Новгорода (лист дела 10).
Считая данный отказ незаконным, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными, заявление удовлетворил.
Апелляционная инстанция находит выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, правомерными.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в соответствии с нормами статей 198, 200, а также 201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании незаконными действий (бездействия), решений государственных органов, органов местного самоуправления является одновременно несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу статьи 11.7 ЗК РФ при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 настоящего Кодекса. Допускается в соответствии с утвержденным проектом межевания территории одновременное перераспределение нескольких смежных земельных участков и земель с прекращением существования исходных земельных участков и образованием нескольких смежных земельных участков или одного земельного участка.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.27 ЗК РФ предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой допускается, в том числе в случае, если границы земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлены гражданам и юридическим лицам и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, приводятся в соответствие с утвержденным проектом межевания территории (в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы) при условии, что площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Пунктом 2.1 статьи 39.27 ЗК РФ установлено, что в случае, указанном в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, перераспределение земель или земельных участков осуществляется на основании соглашений между уполномоченными органами и лицами, которым предоставлены такие земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, при наличии утвержденного проекта межевания территории.
В силу пункта 7 статьи 39.27 ЗК РФ соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть заключено, а решение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть принято при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) осуществляется перераспределение земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу, и отсутствует согласие в письменной форме указанного лица;
2) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
3) границы земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
5) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого подано заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предоставлении.
Кроме того, пунктом 8 статьи 39.27 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, предусмотренном подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть заключено при наличии обстоятельств, указанных в пункте 7 настоящей статьи, а также при наличии следующих обстоятельств:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на подлежащем перераспределению земельном участке, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, в результате такого перераспределения будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;
4) проектом межевания территории предусматривается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории предусматривается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков.
Из текста соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования - городской округ Великий Новгород и предоставленного на праве аренды с множественностью лиц на стороне арендатора, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, от 22.03.2021 N 11 следует, что его предметом является перераспределение земельного участка с кадастровым номером 53:23:7302801:69 и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в результате которого образуется земельный участок площадью 2197 кв. м (лист дела 11).
Также в соглашении о перераспределении указано, что оно заключено в целях реализации документации по планировке территории.
Указанный вариант образования земельного участка предусмотрен пунктом 2.3 текстовой части проекта межевания территории квартала 28 Великого Новгорода, утвержденного постановлением Администрации Великого Новгорода от 05.08.2020 N 2816, согласно которому 1 этапом является образование земельного участка ЗУ1 площадью 2197 кв. м путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 53:23:7302801:69 и земель, государственная собственность на которые не разграничена (листы дела 82-90).
Следовательно, предложенное для подписания соглашение о перераспределении соответствует утвержденному проекту межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.
Как следует из оспариваемого решения, последнее принято Министерством на основании ответа Комитета архитектуры от 04.08.2020 N 2897, в котором указано на корректировку проекта межевания в будущем и нецелесообразность образования земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 53:23:7302801:69 и земель, государственная собственность на которые не разграничена (лист дела 47).
Вместе с тем, действия администрации Великого Новгорода по поручению заявителю разработать проект изменений в проект межевания территории, последующему утверждению разработанного проекта свидетельствуют о согласии последней с указанными в проекте способами образования земельных участков.
Доказательств того, что площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен юридическим лицам (1321 кв. м), увеличится в результате этого перераспределения до предельных максимальных размеров земельных участков (2197 кв. м), не представлено.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2022 в порядке статьи 265.1 АПК РФ приостановлено исполнение обжалуемого судебного акта до принятия судом апелляционной инстанции судебного акта по настоящему делу.
В силу пункта 4 названной статьи Кодекса исполнение судебного акта приостанавливается на срок до принятия арбитражным судом апелляционной инстанции постановления по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, если судом не установлен иной срок приостановления.
Учитывая, что апелляционная жалоба рассмотрена, приостановление исполнения решения следует отменить.
Руководствуясь статьями 265.1, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 25 января 2022 года по делу N А44-6297/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Новгородской области от 25 января 2022 года по делу N А44-6297/2021, принятое определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2022.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
Н.А. Колтакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-6297/2021
Истец: ИП Дараселия Николай Владимирович
Ответчик: Министерство Строительства, Архитектуры и Имущественных Отношений Новгородской Области
Третье лицо: Комитет архитектуры и градостроительства Администрации Великого Новгорода, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА, МУП ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА "НОВГОРОДСКИЙ ВОДОКАНАЛ", Четырнадцатый Арбитражный Апелляционный суд