г. Москва |
|
19 апреля 2022 г. |
Дело N А40-187957/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей Кочешковой М.В., Суминой О.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Постниковым Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АО "Проспект" на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2022 по делу N А40-187957/21
по заявлению АО "Проспект"
к Федеральному агентству железнодорожного транспорта, и Департаменту городского имущества г. Москвы,
третье лицо ОАО "РЖД",
о признании недействительным ненормативного правового акта
в присутствии:
от заявителя: |
Инихов С.Б. (по доверенности от 04.04.2022) |
от заинтересованного лица: |
1) Прошкина И.В.(по доверенности от 29.12.2021) 2) Михеев М.П. (по доверенности от 29.12.2021) |
от третьего лица |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "ПРОСПКЕТ" (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному агентству железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор), Департаменту городского имущества города Москвы (далее - департамент) о признании недействительной Документации по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории) для объекта: "Строительство соединительной ветви между Киевским и Смоленским направлением Московского железнодорожного узла" в рамках реализации проекта "Развитие Московского транспортного узла", утвержденной Распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта от 04.06.2021 г. N ЭБ-201-р, в части, относящейся к земельному участку с кадастровым номером 77:01:0004044:2827, расположенному по адресу: г. Москва, ул. Магистральная 2-я, вл. 3, стр. 1,3,4,6,7,9,10
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2022 в удовлетворении требований заявителю отказано.
Заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представители Росжелдора и департамента в удовлетворении жалобы просили отказать.
Дело рассмотрено в порядке.3 ст.156 АПК РФ в отсутствие представителей департамента.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что распоряжением Росжелдора от 04.06.2021 N ЭБ-201-р утверждена Документация по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории) для объекта: "Строительство соединительной ветви между Киевским и Смоленским направлением Московского железнодорожного узла" в рамках реализации проекта "Развитие Московского транспортного узла".
Не согласившись с указанным распоряжением, заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Апелляционная коллегия, согласившись с решением суда первой инстанции, исходит из следующего.
По правилам ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (статья 26 ГрК РФ).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Распоряжением ДРСК-Москва ОАО "РЖД" от 09.10.2018 N 645 принято решение о подготовке документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания) объекта "Строительство соединительной ветви между Киевским и Смоленским направлением Московского Железнодорожного узла" в рамках реализации проекта "Развитие Московского транспортного узла". Указанным распоряжением утверждено задание на разработку указанной градостроительной документации.
Согласно п. 5.3.17 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 397 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта" в полномочия Рослесхоза входит принятие решений о подготовке документации по планировке территории для размещения железнодорожных путей общего пользования, железнодорожных станций и (или) вокзалов, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта вдоль таких железнодорожных путей, разработке и утверждении указанной документации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Распоряжением Росжелдора от 04.06.2021 N ЭБ-201-р утверждена документация по планировке территории (проект планировки и проект межевания) для объекта "Строительство соединительной ветви между Киевским и Смоленским направлением Московского Железнодорожного узла" в рамках реализации проекта "Развитие Московского транспортного узла".
Оспариваемое заявителем распоряжение от 04.06.2021 N ЭБ-201-р утверждено Росжелдором, в полномочия которого входит подготовка документации по планировке территории для размещения железнодорожных путей общего пользования, железнодорожных станций и (или) вокзалов и других объектов железнодорожной инфраструктуры.
Объекты предприятия и объекты отраслей железнодорожного транспорта относятся исключительно к федеральной собственности (пункт 4 раздела IV Приложения 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1).
В соответствии с пунктом 5.3.17 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 397, Росжелдор осуществляет полномочия по принятию решений о подготовке документации об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества для нужд Российской Федерации в целях обеспечения размещения объекта, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что решения о подготовке ДПТ принимаются самостоятельно: субъектами естественных монополий, в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, при этом подготовка ДПТ осуществляется указанными лицами за счет их средств самостоятельно или привлекаемыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Распоряжением ОАО "РЖД" от 09.10.2018 N 645 принято решение о подготовке ДПТ.
Для разработки ДПТ ОАО "РЖД" привлекло по договору проектную организацию "Росжелдорпроект".
В соответствии с пунктом 5.3.17 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 397, Росжелдор осуществляет полномочия по принятию решений о подготовке документации об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества для нужд Российской Федерации в целях обеспечения размещения объекта, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Суд первой инстанции правомерно отметил, что после издания оспариваемого Распоряжения в целях подготовки соглашения об изъятии в соответствии с положениями пункта 1 статьи 56.7 ЗК РФ необходимо проведение ряда мероприятий.
В силу пункта 2 статьи 56.7 ЗК РФ согласие правообладателей изымаемой недвижимости на это не требуется.
Согласно пункту 1 статьи 56.7 ЗК РФ в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство:
- выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка;
- выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения Границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению;
- выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков;
- обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков;
- выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества;
- осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия;
- осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии;
- направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
Судом установлено, что в настоящее время ОАО "РЖД", как организация подавшая ходатайство об изъятии, проводит работы по формированию и постановке на кадастровый учет изымаемого земельного участка, после чего будет произведена оценка изымаемого земельного) участка и объектов недвижимости, в случае нахождения их на изымаемом земельном участке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 56.8 ЗК РФ при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
В случае если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое Распоряжение не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает на заявителя какие-либо незаконные обязанности, не создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, что является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
При рассмотрении настоящего дел апелляционный суд также принимает во внимание вступившее в законную силу решение Арбитражного суда города Москвы от 03.02.2022 по делу N А40-227034/21.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе заявителя, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, не влияют на законное по своей сути оспариваемое решение суда, являются надуманными.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2022 по делу N А40-187957/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-187957/2021
Истец: АО "ПРОСПЕКТ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА