город Ростов-на-Дону |
|
18 апреля 2024 г. |
дело N А53-31545/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Брылевым П.А.,
при участии:
от истца: представитель Рубанова Е.В. по доверенности от 09.08.2023,
от ответчика: представитель Коваленко М.С. по доверенности от 01.11.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива "Искра"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.01.2024 по делу N А53-31545/2023
по исковому заявлению некоммерческой организации "Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту" (ОГРН 1136100005579 ИНН 6167111598)
к жилищно-строительному кооперативу "Искра" (ИНН 6168201477 ОГРН 1026104366364)
об обязании перечислить денежные средства,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту" (далее - истец, организация) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к жилищно-строительному кооперативу "Искра" (далее - ответчик, кооператив) об обязании перечислить денежные средства, уплаченные собственниками помещений в качестве взносов на капитальный ремонт со специального счета N 40705810852090091630, открытого в ПАО "Сбербанк", на счет N 40703810200300000220, открытый в Филиале "Центральный" ПАО ВТБ на имя организации, для формирования фонда капитального ремонта в соответствии с постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 23.12.2022 N 1318; об обязании предоставить реестр собственников помещений с указанием фамилии, имени, отчества каждого собственника, площади принадлежащего ему помещения, сумм, начисленных и уплаченным собственниками помещений взносов на капитальный ремонт общего имущества в размере лицевых счетов, документы, подтверждающие расходование денежных средств со специального счета (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 09.01.2024 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что виды и сроки выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Коммунистический 23/1, финансируемые за счет средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, утверждены решением общего собрания собственников помещений от 17.01.2017. Работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома выполнялись кооперативом в сроки, установленные решением собственников помещений, что подтверждается представленными в материалы дела документами. Считает, что материалами дела не подтверждена необходимость оказания какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных региональной программой капитального ремонта для многоквартирного дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Коммунистический, 23/1, установленная в соответствии с Порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В представленном в материалы дела отзыве истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу от 16.03.2014 N 1, собственники помещений многоквартирного дома (далее - МКД) по адресу: г. Ростов-на-Дону, проспект Коммунистический, д. 23/1 с мая 2014 года формировали фонд капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого является кооператив.
Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области был издан Приказ от 24.06.2013 N 50 "Об утверждении Порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов". Из приложения к приказу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 24.06.2013 N 50 следует, что мониторинг технического состояния многоквартирных домов - это система наблюдения за техническим состоянием многоквартирных домов, в рамках которой осуществляются сбор, систематизация, анализ и оценка информации о техническом состоянии многоквартирных домов (абзац 1 пункт 1.2 Приложения).
Во исполнение вышеуказанных норм, по итогам, проведенного Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области мониторинга технического состояния многоквартирных домов Правительством Ростовской области принято Постановление от 26.12.2013 N 803 "Об утверждении Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2015-2049 годы" (далее - Постановление N 803).
Исходя из информации, содержащейся в приложении к Постановлению N 803 и перечня работ по капитальному ремонту, установленного частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует, что капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: по адресу: г. Ростов-на-Дону, проспект Коммунистический, д. 23/1, был запланирован, исходя из следующего графика:
- ремонт системы теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения запланирован на 2020 год;
- ремонт фундамента, фасада и подвальных помещений запланирован на 2020 год;
- ремонт системы электроснабжения запланирован на 2023 год, - ремонт системы газоснабжения запланирован на 2024 год;
- ремонт крыши запланирован на 2024 год.
Администрацией города Ростова-на-Дону постановлением от 23.12.2022 N 1318 "О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 02.12.2015 N 1166 "О формировании капитального ремонта на счете регионального оператора" (далее - Постановление N 1318) было принято решение о формировании фонда капитального ремонта по МКД, расположенному по адресу: город Ростов-на-Дону, проспект Коммунистический, д. 23/1 на счете регионального оператора.
Во исполнение данного решения органа местного самоуправления региональный оператор направил письмо в адрес бывшего владельца с реквизитами банковского счета (исх. от 22.02.2023 N 2236).
На основании постановления Администрации города Ростова-на-Дону Ростовской области от 23.12.2022 N 1318, способ формирования фонда капитального ремонта МКД по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, проспект Коммунистический, д. 23/1 изменен со специального счета, владельцем которого является кооператив, на счет регионального оператора.
Поскольку в указанный срок денежные средства не поступили на счет регионального оператора, истец 01.06.2023 в адрес кооператива направил претензию с требованием перечислить денежные средства, уплаченные собственниками помещений МКД на счет регионального оператора; а также предоставить реестр собственников помещений в МКД с указанием фамилии, имени, отчества каждого собственника, площади принадлежащего ему помещения, суммы уплаченных собственниками помещений взносов на капитальный ремонт общего имущества в разрезе лицевых счетов. Однако, претензия оставлена без ответа.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 данного Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Часть 1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет, что при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
Согласно части 1.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 данного Кодекса случая.
Упомянутые в части 1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации договоры являются договорами на оказание отдельных видов услуг (например, уборка мест общего пользования и придомовой территории, техническое обслуживание инженерных коммуникаций и пр.), выполнение отдельных видов работ (ремонт и замена коммуникаций, текущий ремонт мест общего пользования и пр.) более узкого содержания, предполагающими привлечение узко специализированных исполнителей для решения конкретных задач, даже если таковые будут привлечены на определенный период. По смыслу приведенной нормы права условия взаимодействия с таким исполнителем должны каждый раз согласовываться с собственниками помещений.
В отличие от этого, статус управляющей организации предполагает решение всего круга вопросов, возникающих в ходе управления домом, что исключает необходимость для собственников помещений непосредственно участвовать в разрешении каждого конкретного вопроса.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу пункта 2 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации владельцем специального счета может быть:
1) товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 данного Кодекса;
2) осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив;
3) управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу от 16.03.2014 N 1 собственники помещений многоквартирного дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, проспект Коммунистический, д. 23/1 с мая 2014 года формировали фонд капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого является истец.
В соответствии с частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения соответствующего уведомления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления. Решение о капитальном ремонте общего имущества в этом многоквартирном доме принимается в соответствии с частями 3 - 6 настоящей статьи. В случае, если владелец специального счета не перечислил средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в срок, установленный настоящей частью, региональный оператор, любой собственник помещения в многоквартирном доме, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании средств, находящихся на специальном счете, с перечислением их на счет регионального оператора. Положения настоящей части не применяются в случае наличия непогашенных кредита и (или) займа, погашение которых осуществляется за счет средств, поступающих на соответствующий специальный счет.
На основании Постановления N 1318 способ формирования фонда капитального ремонта изменен со специального счета, владельцем которого является истец (согласно информации, полученной региональным оператором, данные счета: N 40705810852090091630, открыт в ПАО "Сбербанк") на счет регионального оператора.
В соответствии с подпунктом 2 части 3.1 статьи 7 Областного закона Ростовской области от 11.06.2013 N 1101-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области" решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение трех месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Владелец специального счета в течение четырнадцати календарных дней с даты перечисления средств фонда капитального ремонта со специального счета на счет регионального оператора обязан передать региональному оператору информацию о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт каждым собственником помещения в многоквартирном доме, задолженности по их оплате, а также размере уплаченных пеней, об остатке средств на специальном счете, о всех операциях по данному специальному счету, а также документы, связанные с открытием и ведением специального счета, в том числе договоры с российской кредитной организацией, в которой открыт специальный счет, и иные документы, связанные с осуществлением деятельности владельца специального счета.
Таким образом, на истца Жилищным кодексом Российской Федерации возложена нормативная обязанность перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора, а также предоставить информацию по взносам собственников, операциях по счету.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для включения спорного МКД в перечень домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, утвержденный постановлением Главы администрации г. Ростова-на-Дону от 23.12.2022 N 1318, отклоняются.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Постановлением Главы администрации г. Ростова-на-Дону от 23.12.2022 N 1318 "О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 02.12.2015 N 1166 "О формировании капитального ремонта на счете регионального оператора" на момент рассмотрения настоящего дела в суде не оспорено, недействительным не признано.
Поскольку доказательств исполнения обязанности по перечислению денежных средств, находящихся на специальном счете, на счет регионального оператора и представления документов и информации, связанной с формированием фонда капитального ремонта, ответчик в материалы дела не представил, постольку суд первой инстанции, руководствуясь приведенными положениями норм права, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.12.2022 по делу N А56-32341/2021.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.01.2024 по делу N А53-31545/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-31545/2023
Истец: Некоммерческая организация "Ростовский областной общественно-полезный фонд содействия капитальному ремонту", НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ФОНД СОДЕЙСТВИЯ КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ"
Ответчик: ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "ИСКРА", жилищно-строительный кооператив "Искра"