город Омск |
|
19 апреля 2022 г. |
Дело N А46-21965/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2653/2022) общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Русмонтаж" на решение Арбитражного суда Омской области от 21.02.2022 по делу N А46-21965/2021 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Русмонтаж" (ОГРН 1105543017645, ИНН 5501226209, адрес: 644099, город Омск, улица Тарская, дом 13А, помещение 15) к Главному управлению государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (ОГРН 1135543018522, ИНН 5503242252, 644099, город Омск, улица Красногвардейская, дом 42) о признании незаконным и отмене постановления от 09.11.2021 N 283 по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Русмонтаж" - Панькин Владислав Сергеевич (по доверенности от 13.10.2021 сроком действия 12 месяцев);
от Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области - Попова Татьяна Ивановна (по доверенности от 10.01.2022 сроком действия до 31.12.2022);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Строительная компания "Русмонтаж" (далее - ООО СК "Русмонтаж", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее - Госстройнадзор Омской области, Главное управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 09.11.2021 N 283 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ООО СК "Русмонтаж" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 21.02.2022 по делу N А46-21965/2021 в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО СК "Русмонтаж" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что решением Арбитражного суда Омской области от 19.09.2018 ООО СК "Русмонтаж" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, с указанного периода общество не осуществляет привлечение денежных средств участников долевого строительства и не осуществляет строительство многоквартирного дома, соответственно, в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения; также со ссылками на статью 2.9 КоАП РФ, а также на часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, указывает на возможность отнесения правонарушения к малозначительным, поскольку отсутствовала существенная угроза охраняемым общественным отношениям, либо применение наказания ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, поскольку указанный административный штраф будет возложен на конкурсную массу должника.
В письменном отзыве Госстройнадзор Омской области просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО СК "Русмонтаж" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Главного управления с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО СК "Русмонтаж" является застройщиком многоквартирных жилых домов N 1 (стр.), 2 (стр.), 16 (стр.), расположенных по адресу: квартал в границах ул. Заозерная - ул. С. Тюленина - ул. Белозерова - ул. Королева в Советском административном округе г. Омска.
На основании задания на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическим лицом при осуществлении государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Омской области от 04.10.2021 N 06-03-15/267, утверждённого начальником Госстройнадзора Омской области, в период с 04.10.2021 по 05.10.2021 административным органом проведено наблюдение за соблюдением ООО СК "Русмонтаж" обязательных требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости к составу, порядку, способам, срокам и периодичности размещения информации в единой информационной системе жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за сентябрь 2021 года.
По результатам указанных выше мероприятий по контролю, проведённых в отношении ООО СК "Русмонтаж", Главным управлением установлено, что по состоянию на 05.10.2021 общество в нарушение требований пункта 8 части 2 статьи 3.1, части 4 статьи 23.3 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ), а также требований Правил размещения информации субъектами информации, обязательное размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации, в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2019 N 319 "О единой информационной системе жилищного строительства" (далее - Правила размещения информации), постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2019 N 1107 "О внесении изменений в Правила размещения информации субъектами информации, обязательное размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации, в единой информационной системе жилищного строительства" не разместило в ЕИСЖС фотографии создаваемого застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, отражающие текущее состояние строительства (создания) за сентябрь 2021 года при строительстве многоквартирных домов.
В связи с обнаружением указанных обстоятельств 21.10.2021 сотрудником Госстройнадзора Омской области в отсутствие представителей общества, извещённого о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, в отношении ООО СК "Русмонтаж" составлен протокол об административном правонарушении N 320.
По результатам рассмотрения протокола от 21.10.2021 N 320 Главным управлением 09.11.2021 вынесено постановление N 283 о привлечении общества к административной отве6тственности по части 2 статьи 13.19.3 КоАП РФ с применением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Полагая, что такое постановление является незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
21.02.2022 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Частью 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за неразмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в единой информационной системе жилищного строительства должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создание) соответствующих многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, должностным лицом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учёт, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или его территориального органа, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учёта, застройщиком, публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства", иным лицом, которые в соответствии с федеральными законами обязаны размещать информацию в единой информационной системе жилищного строительства, их должностными лицами или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации либо размещение информации не в полном объёме, размещение заведомо искажённой информации.
В соответствии с частью 2 статьи 13.19.3 КоАП РФ совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырёхсот тысяч руб.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов, а также гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регламентированы Законом N 214-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Закона N 214-ФЗ застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обеспечивает свободный доступ к информации (раскрывает информацию), предусмотренной названным Федеральным законом, путём размещения её в единой информационной системе жилищного строительства, указанной в статье 23.3 названного Федерального закона. Информация считается раскрытой после её размещения в указанной системе.
ЕИСЖС представляет собой систему, функционирующую на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном строительстве, а также иной информации, связанной с жилищным строительством (часть 1 статьи 23.3 Закона N 214-ФЗ).
Перечень подлежащей размещению в ЕИСЖС информации, которую обязан раскрывать застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, определён частью 2 статьи 3.1 Закона N 214-ФЗ.
Так, пунктом 8 части 2 статьи 3.1 Закона N 214-ФЗ определено, что застройщик обязан раскрывать информацию - фотографии строящихся (создаваемых) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, отражающие текущее состояние их строительства (создания).
Согласно части 3.2 статьи 3.1 Закона N 214-ФЗ фотографии, указанные в пункте 8 части 2 настоящей статьи, подлежат размещению в единой информационной системе жилищного строительства ежемесячно.
В соответствии с частью 4 статьи 23.3 Закона N 214-ФЗ застройщики обязаны размещать в системе информацию, раскрытие которой предусмотрено названным Федеральным законом.
В силу положений части 6 статьи 3.1 Закона N 214-ФЗ застройщик в соответствии с законодательством Российской Федерации несёт ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по раскрытию информации, неполноту и (или) недостоверность информации, подлежащей раскрытию в соответствии с названным Федеральным законом.
Факт нарушения приведённых выше требований Закона N 214-ФЗ, выразившийся в невыполнении ООО СК "Русмонтаж", как застройщиком многоквартирных жилых домов N. 1 (стр.), 2 (стр.), 16 (стр.), расположенных по адресу: квартал в границах ул. Заозерная - ул. С. Тюленина - ул. Белозерова - ул. Королева в Советском административном округе г. Омска, с привлечением денежных средств участников долевого строительства таких многоквартирных домов, обязанности по размещению в сентябре 2021 года в ЕИСЖС фотографий создаваемых многоквартирных домов, отражающих текущее состояние строительства, установлен Госстройнадзором Омской области на основании данных ЕИСЖС и подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств. Доказательства, опровергающие обозначенный факт, заявителем не указаны и в материалы дела не представлены.
При этом довод подателя жалобы о том, что требования частей 1, 2 статьи 3.1 Закона N 214-ФЗ обращены только к застройщикам в момент привлечения денежных средств участников долевого строительства (в настоящем времени), с момента признания общества несостоятельным общество не осуществляет привлечение денежных средств участников долевого строительства и не осуществляет строительство многоквартирного дома, отклоняется судом апелляционной инстанции, как основанный на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Решением Арбитражного суда Омской области от 19.09.2018 ООО СК "Русмонтаж" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство по правилам параграфа 7 главы IX (Банкротство застройщиков) Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Суд апелляционной инстанции отмечает, что открытие конкурсного производства в отношении общества само по себе не освобождает последнее от надлежащего исполнения обязанностей застройщика, в том числе по размещению информации в предусмотренные законом сроки, и не является основанием для освобождения последнего от ответственности за ненадлежащее исполнение указанной обязанности.
Ссылка подателя жалобы о том, что обязанность, нарушение которой вменяется обществу, появилась после того, как общество объявили несостоятельным, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованная.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федеральным законом от 03.07.2016 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2017 у застройщика возникла обязанность по раскрытию фотографий строящихся (создаваемых) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, отражающие текущее состояние их строительства (создания), в то время как ООО СК "Русмонтаж" признано несостоятельным (банкротом) решением Арбитражного суда Омской области от 19.09.2018, то есть после вступления в законную силу нормативного акта, обязывающего общество к таким действиям.
Так, согласно части 1 статьи 1 Закона N 214-ФЗ названный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона N 214-ФЗ под привлечением денежных средств граждан для строительства, регулируемым названным Федеральным законом, понимается привлечение, в том числе на основании договора участия в долевом строительстве, денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на помещения в многоквартирных домах и (или) иных объектах недвижимости, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Системное толкование приведённых выше положений Закона N 214-ФЗ позволяет установить, что сфера его действия - отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан для строительства, в результате которого у граждан возникает право собственности на помещения в многоквартирных домах и (или) иных объектах недвижимости, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию; цель правового регулирования в соответствующей сфере общественных отношений - защита прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Иными словами, положения и требования Закона N 214-ФЗ распространяют своё действие на весь период существования правоотношений по договору участия в долевом строительстве: с момента привлечения денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости до момента возникновения у участников долевого строительства права собственности на помещения в многоквартирных домах и (или) иных объектах недвижимости.
Требование статьи 3.1 Закона N 214-ФЗ о ежемесячном размещении в ЕИСЖС фотографий создаваемого застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, отражающий текущее состояние их строительства (создания), вопреки позиции заявителя, также должно исполняться в течение всего периода существования у застройщика обязательств перед гражданами, денежные средства которых привлечены на основании договоров участия в долевом строительстве.
Соответственно, неразмещение ООО СК "Русмонтаж" в сентябре 2021 года в ЕИСЖС фотографий строящихся многоквартирных жилых домов N . 1 (стр.), 2 (стр.), 16 (стр.) по адресу: квартал в границах ул. Заозерная - ул. С. Тюленина - ул. Белозерова - ул. Королева в Советском административном округе г. Омска, отражающих текущее состояние строительства (создания) таких домов, правильно квалифицировано административным органом в качестве нарушения требований Закона N 214-ФЗ.
На момент совершения рассматриваемого нарушения (неразмещение необходимой информации в ЕИСЖС в сентябре 2021 года) ООО СК "Русмонтаж" считалось подвергнутым наказанию по части 2 статьи 13.19.3 КоАП РФ на основании постановления Госстройнадзора Омской области от 11.05.2021 N 66, вступившего в законную силу 01.06.2021.
Таким образом, событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.19.3 КоАП РФ, материалами дела подтверждается.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо объективно непреодолимых, либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля общества, исключающих возможность соблюдения требований действующего законодательства, суд по материалам дела не усматривает, нахождение общества в процедуре банкротства таковым препятствием не является.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, за нарушение которых частью 2 статьи 13.19.3 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Таким образом, материалами дела доказано наличие оснований для привлечения заявителя к административной ответственности (установлен состав вменяемого правонарушения).
Судом не установлено нарушения порядка привлечения общества к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции не усмотрел оснований для применения положений статью 2.9 КоАП РФ и признания совершенного административного правонарушения малозначительным по причине того, что обстоятельства совершения административного правонарушения не имеют свойства исключительности.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, с учетом положения статьи 26.2 КоАП РФ, представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд не установил оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ, ввиду того, что вмененное ООО СК "Русмонтаж" административное правонарушение посягает на общественные отношения, возникающие в особо регулируемой сфере - сфере жилищного строительства, с учетом характера правонарушений и особой значимости охраняемых законом общественных отношений, выступающих объектом посягательства - гарантии защиты прав и законных интересов граждан - участников строительства, в том числе участников долевого строительства, такое правонарушение не может быть признано малозначительным на основании нормы статьи 2.9 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела.
Согласно положениям части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Поскольку общество не обосновало наличие исключительных обстоятельств совершения вменяемого административного правонарушения, связанных с характером совершенного им административного правонарушения, тяжелым финансовым положением, учитывая, что ранее общество привлекалось к ответственности за неразмещение в ЕИСЖС фотографий рассматриваемых объектов долевого строительства за март 2021 года постановлением от 11.05.2021 N 66, суд апелляционной инстанции в данной ситуации не усматривает оснований для снижения штрафа.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял правильное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку данная категория дел государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 21.02.2022 по делу N А46-21965/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-21965/2021
Истец: ООО СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "РУСМОНТАЖ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ