город Омск |
|
20 апреля 2022 г. |
Дело N А70-10415/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Шнайдер Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1601/2022) публичного акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.12.2021 по делу N А70-10415/2021 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению публичного акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр" (ИНН 7204002873) к Тюменской таможне о признании недействительным решения от 05.03.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N10511010/090719/0093969 в части дополнительного начисления таможенных платежей в размере 283 332 руб. 63 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от публичного акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр" - Малинина Романа Викторовича (по доверенности от 01.01.2022 N Д-36/22 сроком действия 31.12.2022);
от Тюменской таможни - Роган Татьяны Владимировны (по доверенности от 10.01.2022 N 4 сроком 31.12.2022), Быковой Людмилы Дмитриевны (по доверенности от 07.04.2022 N 85 сроком действия 31.05.2022),
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Авиакомпания "ЮТэйр" (ИНН 7204002873; далее - заявитель, ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр", общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением к Тюменской таможне (далее - ответчик, Таможня, таможенный орган) о признании недействительным решения от 05.03.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10511010/090719/0093969, в части дополнительного начисления таможенных платежей в размере 283 332,63 руб.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 21.12.2021 по делу N А70-10415/2021 (далее - обжалуемое решение) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не соглашаясь с принятым решением, с апелляционной жалобой обратилось общество, просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым требования заявителя удовлетворить, обязать таможенный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, взыскать в Тюменской таможни расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 руб.
В обоснование жалобы её заявитель указал, что оспариваемое решение принято на основании единственного источника ценовой информации - ДТ N 100020202/050818/004917, отсутствующей в материалах камеральной таможенной проверки, что свидетельствует о том, что доказательство не отвечает требованиям относимости и допустимости. Отсутствие декларации и товаросопроводительных документов лишило общество не только права проверки данных из декларации, но и нарушило право на правильный расчёт таможенной стоимости товаров, поскольку по декларации N 100020202/050818/004917 пересчёт иностранной валюты производится по курсу на дату 05.08.2018, а не на дату определения таможенной стоимости товара обществом, который декларировался 17.05.2019.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2022 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание по ее рассмотрению.
От таможенного органа 17.03.2022 поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2022 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 14.04.2022.
В судебном заседании 14.04.2022 представитель ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители Тюменской таможни просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, ПАО Авиакомпания "ЮТэйр" с целью таможенного декларирования товаров в рамках контракта от 13.12.2007 N 215/07ПА, заключенного между компанией A.J. WALTER AVIATION LTD. (поставщик) и ПАО Авиакомпания "ЮТэйр" (заказчик), на таможенный пост Уральской электронной таможни Тюменской таможни подана ДТ N10511010/090719/0093969 на товар N 1 "бортовой голосовой самописец ч/н 2100-4043-00, б/у, твердотелый, только для записи речевых, голосовых, звуковых сигналов и сообщений на полупроводниковый носитель, не содержит высокочастотных устройств, не содержит радиоактивных источников, не является радиоэлектронным средством, на напряжение 27 В, силу тока 5А, полоса частот равна 400 ГЦ переменного тока, скорость письма составляет 150 слов в секунду, разрешающая способность 3 БИТ, частота звука от 20 до 20 000 ГЦ. Устанавливается в отсеке электрооборудования на борту ВС, для технического обслуживания гражданского пассажирского самолета ATR72. Производитель: L3 COMMUNICATIONS. Товарный знак отсутствует. Торг.знак, марка L3 COMMUNICATIONS. Модель 2100-4043-00. Количество 2 шт.".
Таможенная стоимость товара по ДТ N 10511010/090719/0093969 определена и заявлена ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" по резервному методу определения таможенной стоимости на основе метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, в соответствии со статьей 45 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) (графы 43, 45 ДТ, декларация таможенной стоимости по форме ДТС-2 (далее - ДТС-2) от 09.07.2019).
В структуру таможенной стоимости товара N 1 по ДТ N 10511010/090719/0093969 согласно сведениям декларации таможенной стоимости по форме ДТС-2, заявленным декларантом, включены (на условиях поставки FSA-Лондон):
- стоимостная оценка товара в размере 2 625,00 долл. США согласно сведениям графы 11 ДТС-2 от 09.07.2019;
- расходы по перевозке (транспортировке) товара до г. Москва (Домодедово) в размере 49 223,76 руб. согласно сведениям граф 17, 20 ДТС-2 от 09.07.2019, т.е. при определении таможенной стоимости товаров осуществлены дополнительные начисления к уплаченной или подлежащей уплате цене товара, установленные статьей 40 ТК ЕАЭС.
По указанной ДТ Екатеринбургским таможенным постом (центр электронного декларирования) Уральской электронной таможни 09.07.2019 принято решение о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" условно.
В период с 09.07.2020 по 25.12.2020 Тюменской таможней проведена камеральная таможенная проверка ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" по вопросу достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, в т.ч. по ДТ N 10511010/090719/0093969 (товар N 1).
По результатам камеральной проверки 25.12.2020 Тюменской таможней составлен акт камеральной таможенной проверки N 10503000/210/251220/А000931 (далее - акт), согласно которому установлено недостоверное заявление декларантом сведений о таможенной стоимости товара N1 по ДТ N 10511010/090719/0093969, не отвечающих требованиям предусмотренным пунктами 1, 10, 15 статьи 38, пункта 1 статьи 39 ТК ЕАЭС.
По результатам камеральной таможенной проверки Тюменской таможней 05.03.2021 принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10511010/090719/0093969 в части таможенной стоимости, которым на ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" возложена обязанность дополнительно оплатить таможенные платежи.
Не согласившись с решением Тюменской таможни от 05.03.2021, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
По результатам рассмотрения заявления общества принято решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.12.2021 по делу N А70-10415/2021, являющееся предметом апелляционного обжалования.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев материалы дела, не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого решения с учётом следующего.
В соответствии с пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В силу пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 ТК ЕАЭС.
В пункте 1 статьи 39 ТК ЕАЭС установлено, что таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий: отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров; установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов; продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено; никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления; покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 статьи 39 ТК ЕАЭС в случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется.
Пунктом 3 статьи 39 ТК ЕАЭС установлено, что ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
Как разъяснено в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановления Пленума ВС РФ N 49), основываясь на положениях пункта 13 статьи 38, пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС, таможенный орган принимает решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, если соответствие заявленной таможенной стоимости товаров их действительной стоимости не нашло своего подтверждения по результатам таможенного контроля, в том числе при сохранении признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля.
В связи с этим при разрешении споров, касающихся правильности определения таможенной стоимости ввозимых товаров, судам следует учитывать, какие признаки недостоверного определения таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно предоставленных декларантом.
Непредоставление декларантом документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Вместе с тем, при сохранении неполноты документального подтверждения таможенной стоимости и (или) сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля, по смыслу пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в его распоряжении и указывающей на подтверждение того, что таможенная стоимость ввозимых товаров не соответствует их действительной стоимости.
В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума ВС РФ N 49 судам следует учитывать, что, исходя из взаимосвязанных положений статей 313, 325 ТК ЕАЭС вывод о неподтвержденности заявленной таможенной стоимости формулируется таможенным органом в соответствии с тем объемом документов, сведений и пояснений, которые были им собраны и даны (раскрыты) декларантом на данной стадии таможенного контроля.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума ВС РФ N 49 при рассмотрении споров, связанных с правильностью выбора и применения метода определения таможенной стоимости, судам следует учитывать, что декларанту должны быть предоставлены установленные законодательством (статья 325 ТК ЕАЭС) возможности представить дополнительные документы, сведения и пояснения, касающиеся заявленных сведений о таможенной стоимости товаров.
Если декларант не воспользовался таким правом, таможенный орган вправе определить таможенную стоимость тем методом, для применения которого у таможенного органа имеются необходимые документы и сведения.
Как усматривается из материалов дела, в рассматриваемом случае основанием для принятия оспариваемого решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары 10511010/090719/0093969 в части изменения сведений о таможенной стоимости товаров послужил установленный таможенным органом факт представления ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" инвойса от 04.07.2019 N 922545, не отвечающего требованиям пунктов 1, 10, 15 статьи 38, пункта 1 статьи 39 ТК ЕАЭС, а именно: содержащего сведения о стоимости произведенного ремонта оборудования, а не о цене, фактически уплаченной/подлежащей уплате за спорные товары (действительной цене, по которой данный или подобный товар продаётся или предлагается для продажи в такое время и в таком месте, которое определяется законодательством страны импорта при нормальном течении торговли в условиях полной конкуренции), являющейся основой для определения их таможенной стоимости, и, соответственно, который не может быть приняты в подтверждение сведений о таможенной стоимости товаров по декларации на товары N 10511010/090719/0093969.
Так, ввоз товаров на территорию ЕАЭС осуществлен ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" в рамках контракта от 13.12.2007 N 215/07ПА, заключенного между компанией A.J. WALTER AVIATION LTD. (поставщик) и ПАО Авиакомпания "ЮТэйр" (заказчик).
Согласно пункту 2 контракта ПАО Авиакомпания "ЮТэйр" обязуется купить, арендовать или приобрести лицензионное право, а A.J. WALTER AVIATION LTD. Англия обязуется предоставить в соответствии с условиями настоящего договора запасные части, необходимые для технического обслуживания и ремонта гражданских самолетов (Боинг, Аэробус, АТР, а также других типов самолетов внутреннего производства), включая, но не ограничиваясь ремонтом, капитальным ремонтом, лизингом, арендой, обменом, сертификацией, консультационными услугами, инспектированием и прочими. Данный договор также предусматривает поставку новых, после капитального ремонта, текущего ремонта или пригодных к эксплуатации изделий, а также изделий в состоянии "как есть" на момент совершения сделки
Согласно пункту 13 контракта конкретная стоимость поставляемых изделий или предоставляемых услуг зависит от конкретных заказов заказчика и определяется в предложении поставщика.
Платеж осуществляется в долларах США банковским переводом на основании выставленного счета или на основании подписанного акта выполненных работ в течение 30 дней с даты выставления счета или с даты подписания акта.
Другие условия оплаты могут действовать в следующих случаях: а) если заказчик не имеет своего счета у поставщика; в) если заказчик не имеет кредита у поставщика; с) если такие условия предусмотрены предложением поставщика.
Инвойс должен содержать данные: номер договора; грузополучатель; номер заказа; номер изделия; описание; количество изделий; валюта (доллары США) (пункт 14 контракта).
Таможенное декларирование товара N 1 по ДТ N 10511010/090719/0093969 осуществлено в соответствии с инвойсом от 04.07.2019 N 922545, представленным при совершении таможенных операций в формализованном виде, согласно которому стоимостная оценка товара в размере 950,00 долл. США и 1 675 долл. США установлена "не для оплаты".
В ходе таможенной проверки декларантом совместно с копией инвойса от 04.07.2019 N 922545 (в котором отметка "не для оплаты" отсутствует) представлены инвойсы от 04.07.2019 N 1397654, N 1397655, которые содержат информацию о состоянии товара и типе проведения работ - ремонт.
В банковских платежных документах, представленных декларантом в подтверждение оплаты инвойса от 04.07.2019 N 922545, а именно: мемориальный ордер от 15.10.2019 N25422, заявление на перевод иностранной валюты от 15.10.2019 N 25422, расчетный документ в формате SWIFT MT 103 на сумму 40 439,71 долл.США указано назначение платежа - "Контракт N215/07ПА от 13.12.2007. Оплата ремонта, утилизации, обмена, тестовой поставки комплектующих".
Также карточка счета 6001020000 РАСЧЕТЫ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ ЗА РАБОТЫ/УСЛУГИ за период: 04.07.2019 - 31.07.2019 содержит информацию, что в отношении товара "бортовой голосовой самописец ч/н 2100-4043-00" осуществлены расчеты с поставщиками и подрядчиками за работы/услуги.
Таким образом, представленные декларантом инвойсы содержат сведения о стоимости произведенного ремонта оборудования, а не о цене, фактически уплаченной/подлежащей уплате за спорный товар.
При этом согласно представленным заявителем карточкам счетов: 9012 "Ремонтный фонд", период: 16.05.2018-09.09.2020; приходному ордеру от 09.07.2019 N А0000306190, содержащих в графах "номер документа сопроводительного" номер инвойса 922545, цена спорного товара при его постановке на учет (оприходовании) составляет 1 рубль.
Как усматривается из материалов дела, в целях установления действительной стоимости товаров в ходе проведения таможенной проверки письмом Тюменской таможни от 19.08.2020 N 15-29/09198 у декларанта запрошены, документы, содержащие в том числе сведения, позволяющие установить причины значительного отличия стоимостной оценки товаров, а именно: экспортные декларации страны отправления товара; прайс-листы производителя ввезенных по ДТ товаров; коммерческие предложения производителя и продавца; пояснение о физических характеристиках, влияющих на цену ввезенных по ДТ товаров, качестве, репутации на рынке ввозимых товаров и их влияние на ценообразование; пояснения по условиям ввоза товаров и обстоятельствам сделки, которые, оказали влияние на стоимостную оценку ввезенных товаров по ДТ отправителем, сведения, подтверждающие стоимость товара с учетом его износа и технического состояния, при наличии - отчет об оценке ввозимого товара, проведенный в установленном порядке организацией, уполномоченной в области оценочной деятельности в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации.
В отведенный таможенным органом срок общество не устранило сомнения в достоверности задекларированной им таможенной стоимости и не представило необходимые документы, что следует из письма ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" от 07.10.2020 N 4П-1725/20, в котором таможенному органу сообщено, что экспортные декларации страны отправления отсутствуют в распоряжении декларанта; прайс-листы производителя и коммерческие предложения производителя и продавца не представляются в ввиду их отсутствия; информация о физических характеристиках, влияющих на цену, качество и репутацию на рынке товаров и их влияние на ценообразование отсутствует в распоряжения декларанта; информация по обстоятельствах сделки, которые оказали влияние на стоимостную оценку товаров, отсутствует; сведения, подтверждающие стоимость товара с учетом его износа и технического состояния, отсутствуют. Оценка товаров не производилась. Другая документально подтвержденная информация о таможенной стоимости отсутствует в распоряжении декларанта.
Представленные письмом ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" от 01.01.2021 N 4П175/21 совместно с возражениями к акту камеральной таможенной проверки ценовые предложения на иностранном языке и в последующем их переводы не позволили таможенному органу их идентифицировать с проверяемыми товарами.
Так, сведения справки ООО "ТС Техник" от 01.02.2021 N 74р-151/21 не могут быть использованы для определения таможенной стоимости товаров, так как она содержит ориентировочные средние данные некоторых бывших в употреблении товаров.
Соответственно, выбор источника ценовой информации является последствием установленного факта невозможности определения таможенной стоимости исходя из представленных декларантом документов, как при совершении таможенных операций при декларировании товара, так и при проведении камеральной таможенной проверки.
При таких обстоятельствах таможенный орган пришёл к обоснованному выводу о невозможности использования ценовых предложений, представленных декларантом, для целей определения таможенной стоимости товаров.
При этом письмо компании BAI Inc., отчет об оценке рыночной стоимости от 31.05.2021 N 52-21 ООО "АйКью Плюс - Оценка" правомерно не приняты судом первой инстанции в качестве доказательств.
Отчет об оценке рыночной стоимости от 31.05.2021 N 52-21 ООО "АйКью Плюс - Оценка" не был представлен обществом таможенному органу. Предоставляя указанный документ суду первой инстанции в обоснование таможенной стоимости товара, заявитель жалобы не привел объективных причин, препятствовавших обществу предоставить указанный отчет на стадии вынесения таможенным органом оспариваемого решения.
Вместе с тем в рассматриваемом случае таможенным органом обществу предоставлена возможность подтвердить заявленные о таможенной стоимости сведения, которой ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" не воспользовалось.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 237 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) датой завершения таможенной проверки считается дата составления акта таможенной проверки.
С даты составления акта таможенной проверки начинают исчисляться сроки для принятия решения по результатам таможенной проверки, продление которых действующим законодательством - не предусмотрено (статья 237 Закона N 289-ФЗ).
До даты завершения таможенной проверки (даты составления акта таможенной проверки) ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" о факте организации оценки спорного товара таможенный орган не уведомило.
ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" не представлены результаты оценки спорных товаров, проведение которой организовано обществом до момента принятия таможенным органом оспариваемого решения от 05.03.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10511010/090719/0093969, в части таможенной стоимости.
Согласно сведениям отчета от 31.05.2021 N 50-21 договор на проведение оценки рыночной стоимости имущества N 32/21 заключен 28.05.2021, то есть спустя почти 3 месяца после принятия таможенным органом оспариваемого решения, что опровергает доводы заявителя об организации оценки спорного товара до принятия таможенным органом оспариваемого решения.
Согласно данным по основным характеристикам объекта оценки, условий проведения оценки и выводам о величине стоимости объекта оценки, приведенным в таблице на странице 2 отчета, пункте 1.2 "Общая информация, идентифицирующая Объект оценки" отчета таблицы 2.1. "Характеристика объекта оценки" отчета, объектом оценки является объект движимого имущества в количестве 2 единиц:
- регистратор полетных данных, ч/н 2100-4043-00, сер. N 00568785 производитель L3 Communications, США 2008 года выпуска;
- регистратор полетных данных, ч/н 2100-4043-00, сер. N 00017415, производитель L3 Communications, США, 2002 года выпуска.
ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" осуществлено декларирование следующего товара: "бортовой голосовой самописец ч/н 2100-4043-00, б/у, твердотелый, только для записи речевых, голосовых, звуковых сигналов и сообщений на полупроводниковый носитель, не содержит высокочастотных устройств, не содержит радиоактивных источников, не является радиоэлектронным средством, на напряжение 27 В, силу тока 5А, полоса частот равна 400 ГЦ переменного тока, скорость письма составляет 150 слов в секунду, разрешающая способность 3 БИТ, частота звука от 20 до 20 000 ГЦ. Устанавливается в отсеке электрооборудования на борту ВС, для технического обслуживания гражданского пассажирского самолета ATR72. Производитель: L3 COMMUNICATIONS. Товарный знак отсутствует. Торг.знак, марка L3 COMMUNICATIONS. Модель 2100-4043-00. Количество 2 шт.".
Следовательно, указанное не позволяет идентифицировать товары, являющиеся объектом оценки по отчету, с проверяемым товаром.
Выводы о величине стоимости объекта оценки в отчете сделаны исключительно по ценовым предложениям, предоставленным ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр", без самостоятельного исследования рынка ценовых предложений (приложение N 1 к отчету).
Соответственно, с учетом положений статьи 67 АПК РФ, указанный отчет не является относимым доказательством по делу и правомерно не принят судом первой инстанции в качестве доказательства.
Также невозможно использование ценовых предложений, представленных декларантом, для целей определения таможенной стоимости товаров, поскольку представленные совместно с возражениями к акту камеральной таможенной проверки (письмо ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" от 01.02.2021 N 4П-175/21) ценовые предложения на иностранном языке и в последующем их переводы не позволяют их идентифицировать с проверяемыми товарами.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, таможенная стоимость товара обоснованно определена таможенным органом на основании статьи 45 ТК ЕАЭС по резервному (6) методу определения таможенной стоимости путем последовательного использования методов, совместимых с принципами и положениями главы 5 ТК ЕАЭС.
Таможенная стоимость товаров, продекларированных обществом, не может быть определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами (статья 39 ТК ЕАЭС), поскольку товары ввезены ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" в рамках безвозмездной поставки (отсутствует сделка купли-продажи).
В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в. соответствии с положениями, установленными статьями 41, 42 ТК ЕАЭС, применяемыми последовательно.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 41, 42 ТК ЕАЭС в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары, были проданы на таможенной территории Таможенного союза (статья ТК ЕАЭС), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей ТК ЕАЭС.
Декларант имеет право выбрать очередность применения указанный статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В рамках камеральной проверки таможенный орган пришел к выводу об объективной невозможности применения ни одного из вышеперечисленных методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров (статьи 41 - 44 ТК ЕАЭС).
В случае если для определения, таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС на основе резервного метода определения таможенной стоимости.
Исходя из вышеизложенного, таможенная стоимость товара может быть определена путем последовательного использования методов, совместимых с принципами и положениями главы 5 ТК ЕАЭС, по резервному методу (6) определения таможенной стоимости (статья 45 ТК ЕАЭС) на основе метода по стоимости сделки с однородными товарами, установленного статьей 42 ТК ЕАЭС.
Из содержания статьи 45 ТК ЕАЭС, пункта 5 Правил применения резервного метода (метод 6) при определении таможенной стоимости товаров, утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.08.2019 N 138 "О применении резервного метода (метод 6) при определении таможенной стоимости товаров", следует, что особенностью резервного метода является то, что он базируется на предыдущих методах, допуская их гибкое использование, что означает, что таможенная стоимость рассчитывается с отступлением от положений, критериев и условий применения этих методов.
В частности, при определении таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров на основе стоимости сделки с идентичными или однородными товарами допускается разумное отклонение от установленных статьей 41 или 42 ТК ЕАЭС требований о том, что идентичные или однородные товары должны быть проданы для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и ввезены на таможенную территорию Таможенного союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (ввозимые) товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров, а также допускается принятие стоимости сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в иной стране, чем страна, в которой были произведены оцениваемые товары.
В соответствии с пунктом 3 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42, при проведении контроля таможенной стоимости товаров используется имеющаяся в распоряжении таможенного органа информация, в максимально возможной степени, сопоставимая с имеющимися в отношении ввозимых товаров сведениями, включая сведения об условиях и обстоятельствах рассматриваемой сделки, физических характеристиках, качестве и репутации ввозимых товаров, в том числе о сделках с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, полученная, в том числе, с использованием информационных ресурсов таможенных органов.
По результатам проведенного анализа данных о стоимости сделок с идентичными товарами, установлено, что в анализируемом периоде товары, продекларированные в иных таможенных органах, не отвечают признакам идентичности, так как различаются между собой по техническим и иным, характеристикам, году выпуска, стране отправителя, условиям поставки, изготовителям.
По информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, установлено, что анализируемом периоде однородный товар декларировался в Домодедовской таможне под таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" по ДТ N 10002020/050818/0004917.
Товар, таможенное декларирование которого осуществлено по ДТ N 10002020/050818/0004917, с учетом критериев, установленных статьями 42, 45 ТК ЕАЭС, является однородным относительно товара, таможенное декларирование которого осуществлено по ДТ N 10511010/090719/0093969, соответственно является надлежащим источником ценовой информации в целях определения таможенной стоимости спорного товара по резервному методу (6) определении таможенной стоимости на основе метода по стоимости сделки с однородными товарам; при этом ценовая информация по идентичным товарам в распоряжении таможенного органа отсутствует и декларантом - не представлена.
Таможенная стоимость товара, задекларированного по ДТ N 10002020/050818/0004917, определена и заявлена декларантом по резервному методу на основе метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Отличие заявленной декларантом стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов, может рассматриваться в качестве одного из признаков недостоверного (не соответствующего действительной стоимости) определения таможенной стоимости, если такое отклонение является существенным (абзац 3 пункта 10 Постановления Пленума N 49).
Аналогичные положения содержатся в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства".
Суд апелляционной инстанции отмечает, что таможенная декларация N 10002020/050818/0004917 была приобщена судом первой к материалам дела, а также направлена административным органом в адрес общества (л.д. 80, 116 том 2).
По результатам анализа документов и сведений, представленных ПАО "Авиакомпания ЮТэйр" при декларировании товара и в рамках камеральной таможенной проверки, и документов, представленных при таможенном декларировании товара по ДТ N 10002020/050818/0004917, таможенным органом установлено, что проверяемые товары имеют сходные характеристики, коммерческое наименование, параметры, описание, технические характеристики, что позволяет им выполнять одни и те же функции, быть коммерчески взаимозаменяемыми, произведены, в той же стране, что и оцениваемые товары, произведены одним производителем.
В этой связи, доводы заявителя о невозможности использования в данном случае товара по ДТ N 100020202/050818/004917 для определения таможенной стоимости товаров подлежат отклонению.
Довод ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" о нарушении прав общества в части ознакомления с материалами камеральной таможенной проверки и представления соответствующих возражений, подлежит отклонению, поскольку письмом Тюменской таможни от 29.01.2021 N 15-29/1007 обществу по запросу предоставлено право на ознакомление с материалами таможенной проверки; соответствующие возражения на акт камеральной таможенной проверки направлены письмом ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" от 01.02.2021 N 4П-175/21.
Обязанность вложения в материалы таможенной проверки ДТ - источников ценовой информации, законодательно не установлена, заявителем жалобы ссылками на нормы права обратного не доказано.
При этом таможенный орган и декларант могут обмениваться имеющейся у них ценовой информацией при условии соблюдения законодательства государств-членов о коммерческой тайне в процессе консультаций между таможенным органом и декларантом в целях обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров, соответствующей статьям 41 и 42 ТК ЕАЭС (пункт 15 статьи 38 ТК ЕАЭС).
Указанная процедура ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" не инициировалась.
Несогласие общества с оценкой судом первой инстанции представленных доказательств и сделанных на её основе выводов по фактическим обстоятельствам, их иная оценка с его стороны, не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.12.2021 по делу N А70-10415/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-10415/2021
Истец: ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр"
Ответчик: Тюменская таможня