г. Санкт-Петербург |
|
21 апреля 2022 г. |
Дело N А26-9528/2021 |
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Зотеевой Л.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5077/2022) ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.02.2022 по делу N А26-9528/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое по заявлению государственного унитарного предприятия Республики Карелия "КарелКоммунЭнерго"
к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Республики Карелия "КарелКоммунЭнерго" (далее - заявитель, Предприятие, ГУП РК "КарелКоммунЭнерго") обратилось в А рбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее - Комитет, административный орган) от 13.10.2021 N 17-17/470-21 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 01.02.2022 в удовлетворении заявления Предприятию отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить оспариваемое решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на отсутствие в действиях Предприятия состава вмененного административного правонарушения. По мнению Предприятия, надлежащим субъектом должно выступать ООО УК "ЖКХ", поскольку именно им нарушена обязанность по подготовке внутренних систем горячего водоснабжения по приему ресурса, что и послужило причиной длительного отсутствия горячего водоснабжения в МКД. Кроме того, Предприятие указывает, что нормативные сроки проведения планово-профилактических работ законодательно не определены.
В установленный определением суда срок от Комитета письменный отзыв на жалобу не поступил.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Прокуратурой Пудожского района на основании решения от 02.08.2021 N 34 в отношении Предприятия проведена проверка.
В ходе проверки прокуратурой установлено, что с 05.07.2021 Предприятие прекратило подачу горячего водоснабжения согласно графику проведения профилактических работ на наружных системах горячего водоснабжения ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" в межотопительном периоде 2021 года Пудожского района, утвержденному 01.04.2021.
В соответствие с вышеназванным графиком Предприятие должно было завершить проведение работ 18.07.2021 и восстановить потребителям подачу горячего водоснабжения от котельной N 13 г. Пудожа с 00 час. 01 мин. 19.07.2021.
Вместе с тем, прокуратурой выявлено, что на 04 часа 01 мин. 19.07.2021 горячее водоснабжение Предприятием не восстановлено, что свидетельствует о нарушении режима предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в многоквартирных домах N N 84, 86, 88 по ул. Ленина и NN 64, 68, 72 по ул. К. Маркса в г. Пудоже по состоянию на 04 часа 01 мин. 19.07.2021 (сверхнормативный перерыв более 4 часов единовременно после окончания профилактических работ).
По состоянию на 06.08.2021 подача горячего водоснабжения от котельной N 13 г. Пудожа потребителям также не возобновлена, то есть с момента истечения срока завершения проведения ремонтно-профилактических работ (14 суток) и восстановления потребителям от котельной N 13 г. Пудожа подачи горячего водоснабжения прошло 19 дней (456 часов единовременно).
Постановлением от 06.08.2021 Прокуратурой в отношении Предприятия возбуждено дело об административном правонарушении.
Постановление и иные материалы проверки направлены Прокуратурой в Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору.
Постановлением Комитета от 13.10.2021 N 17-17/470-21 ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Предприятие оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции признал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества в его совершении, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности и оснований для признания правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал заявителю в удовлетворении заявления.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Предприятия в силу следующего.
Статьей 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются права потребителей.
Объективная сторона вменяемого правонарушения может состоять как в действиях, повлекших нарушение общеобязательных требований законодательства Российской Федерации, так и в бездействии по непринятию требуемых мер.
Целью установления административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ является защита интересов населения в области коммунального обслуживания.
Следовательно, для определения наличия в действиях лица объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, обязательному установлению подлежит факт нарушения лицом нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, который должен быть подтвержден соответствующими доказательствами.
Порядок предоставления коммунальных услуг потребителям установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям, помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствие с подпунктом "в" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю должно осуществляться круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении N 1.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
В силу части 4 статьи 8 Закона N 416-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Особенности вывода объектов централизованной системы горячего водоснабжения в ремонт или из эксплуатации устанавливаются правилами горячего водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 22 Закона N 416-ФЗ).
Такие правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642 "Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83".
Пунктом 97 названных Правил определено, что вывод в ремонт и (или) из эксплуатации объектов централизованных систем горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого осуществляется горячее водоснабжение с использованием указанных объектов.
Судом первой инстанции установлено, что Письмом от 05.04.2021 N 01-08/2658-ПТО Предприятие уведомило о временном прекращении подачи горячего водоснабжения согласно утвержденному графику (с 05.07.2021 по 18.07.2021 абонентам котельной N 13 г. Пудожа).
Таким образом, подачу коммунальной услуги по горячему водоснабжению абонентам котельной N 13 г. Пудожа Предприятие обязано было возобновить в сроки, предусмотренные графиком, то есть не позднее 00 часов 01 минуты 19.07.2021.
Вопреки ошибочным выводам Предприятия, отсутствие в настоящее время законодательно установленного запрета на производство профилактических работ на сетях водоснабжения свыше 14 суток (данный срок был установлен пунктом 3.1.11 Санитарно-эпидемиологических правил и норм (СанПиН 2.1.4.2496-09) "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20, которые признаны утратившими силу с 01.03.2021 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3), не имеет правового значения для квалификации бездействия ресурсоснабжающей организации, поскольку, график производства профилактических работ был утвержден самим ГУП РК "КарелКоммунЭнерго", кроме того, в письме от 28.04.2021 (л.д. 70, оборот) заявитель уведомил прокуратуру Пудожского района об исключении вероятности отключения подачи горячего водоснабжения потребителей г. Пудожа в летний период 2021 года свыше 14 суток. Чрезвычайных обстоятельств, не позволявших осуществить поставку ресурса в обозначенный срок (после 18.07.2021), не установлено.
В апелляционной жалобе Предприятие указывает, что раздел IV Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642 "Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83" в данном случае не подлежит применению, так предусматривает порядок вывода в ремонт или эксплуатации объектов при проведении долгосрочных работ, таких как реконструкция и капитальный ремонт.
Указанные доводы являются ошибочными, поскольку пункт 98 раздела IV Правил непосредственно указывает на то, что вывод в ремонт осуществляется в соответствии со сводным годовым планом ремонта объектов централизованных систем горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетей (далее - сводный план), утверждаемым органом местного самоуправления на основании результатов рассмотрения заявок на вывод в планово-предупредительный ремонт, а также уведомлений о внеплановом ремонте (далее - заявки на вывод).
Учитывая, что диспозицией статьи 7.23 КоАП РФ установлено нарушение, выразившееся как в нарушении нормативного уровня, так и режима обеспечения населения коммунальными ресурсами, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания не согласиться с правомерным выводом суда и Комитета о наличии в данном случае события правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, выразившегося в нарушении режима обеспечения коммунального ресурса, в нарушение утвержденного графика.
Необоснованными являются и доводы Предприятия о том, что услуга по горячему водоснабжению не возобновлена по причине непроведения дезинфекции внутридомовых сетей горячего водоснабжения со стороны управляющей организации.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регламентируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила 491).
Пунктом 8 Правил 491 определено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Следовательно, Предприятие обязано предоставлять коммунальную услугу по горячему водоснабжению потребителям, подключенным к находящимся в его ведении сетям и котельным, в соответствии с установленными требованиями до границ балансовой принадлежности независимо от наличия возможных нарушений на внутридомовых инженерных сетях.
Кроме того, нарушая сроки возобновления горячего водоснабжения Предприятие не ссылалось на ненадлежащее состояние внутридомовых сетей горячего водоснабжения, препятствующее возобновлению подачи коммунального ресурса.
Таким образом, судом сделан правильный вывод о том, что Предприятие является надлежащим субъектом инкриминируемого ему правонарушения.
Предприятием не предприняты надлежащие действия по недопущению правонарушения, что свидетельствует о наличии в его действиях вины применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Предприятия к административной ответственности не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Назначенное Обществу наказание в минимальном размере санкции инкриминируемой статьи является справедливым и соразмерным характеру совершенного правонарушения, что способствует достижению целей административного наказания согласно статье 3.1 КоАП РФ.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Предприятия не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01 февраля 2022 года по делу N А26-9528/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Республики Карелия "КарелКоммунЭнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-9528/2021
Истец: Государственное унитарое предприятие Республики Карелия "КарелКоммунЭнерго", ГУП РК "КарелКоммунЭнерго"
Ответчик: Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору