г. Красноярск |
|
21 апреля 2022 г. |
Дело N А69-3051/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "20" апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" апреля 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Бабенко А.Н.
судей: Барыкина М.Ю., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.
путем использования системы видеоконференц-связи
при участии в судебном заседании, находясь в Арбитражном суде Республики Тыва:
от административного органа (Службы по тарифам Республики Тыва): Бочаровой Е.Н., руководителя на основании Указа от 13.12.2021, служебное удостоверение; Даржаа С.Ю., представителя по доверенности от 10.01.2022, паспорт, диплом;
находясь в помещении Третьего арбитражного апелляционного суда:
от заявителя (Общества с ограниченной ответственностью "Водоканал-Сервис"):
Суван-оол А.О., представителя по доверенности от 01.09.2019 N 15, паспорт, диплом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Водоканал - Сервис" на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "26" января 2022 года по делу N А69-3051/2021
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Водоканал-Сервис" (далее по тексту - общество, заявитель) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Республики Тыва к Службе по тарифам Республики Тыва (далее по тексту - Служба, ответчик) о признании отказа в рассмотрении предложения об установлении тарифов, оформленного письмом от 21.10.2021 N 1172 незаконным.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 26.01.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Водоканал - Сервис" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству суда.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
От ответчика в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как видно из материалов дела, общество 13.09.2021, являясь гарантирующим поставщиком водоснабжения и водоотведения на территории города Кызыла, обратилось в Службу с заявлением об установке ставок за протяженность водопроводной и канализационной сети для подключения (технологического присоединения) объектов к централизованном сетям водоснабжения и водоотведения.
22.10.2021 Служба отказала обществу в рассмотрении предложения об установлении тарифов письмом от 21.10.2021 N 1172 по причине неполного предоставления документов, а именно утвержденной инвестиционной программы с учетом изменений мероприятий на 2022 - 2023 годов, предусмотренной пунктом 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 и пунктом 35 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 641.
Общество, посчитав свои права нарушенными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его изменения или отмены, исходя из следующего.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение Службы права и законные интересы заявителя не нарушает.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что данный Закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно постановлению Правительства Республики Тыва от 04 мая 2017 года N 200 "Об утверждении Положения о Службе по тарифам Республики Тыва и ее структуры" (далее по тексту - Положения о Службе по тарифам), Служба по тарифам Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики в области цен и тарифов в отраслях, где применяется государственное регулирование цен и тарифов, отнесенных к ведению Республики Тыва, в том числе по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
В силу подпункта 14 пункта 7 Положения о Службе по тарифам, Служба устанавливает тарифы на услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 416-ФЗ, подпункта 14 пункта 7 Положения о Службе постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 4 августа 2020 г. N 10 "Об установлении тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения ООО "Водоканал-Сервис" на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" при подключаемой нагрузке, не превышающей 250 куб. метров в сутки на 2020-2022 годы" установлены тарифы на подключение.
Расчет тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения на 2020-2022 годы произведен исходя из общего объема финансовых потребностей на 2020-2022 годы согласно Инвестиционной программе "Водоканал-Сервис" "Модернизация инженерных сетей водоснабжения и водоотведения городского округа "г. Кызыл Республики Тыва" на 2019-2024 годы" и по представленным локально-сметным и сводным расчетам, определяющим примерную смету предстоящих работ и затрат.
Базовая ставка тарифа за протяженность водопроводной и канализационной сети рассчитывалась по представленному расчету стоимости, строительства 100 (ста) погонных метров трубопровода сетей водоснабжения и водоотведения (в зависимости от диаметра трубы) в г. Кызыле Республики Тыва, где приложены локально-сметные расчеты ЖN 1-18 (таблица N 1).
Как видно из материалов дела, к заявлению от 13.09.2021 исх. N 0664 "Об установлении ставок тарифа за протяженность водопроводной и канализационной сети для подключения (технологического присоединения) объектов к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения" обществом представлены расчеты стоимости строительства 100 (ста) погонных метров трубопровода сетей водоснабжения и водоотведения (в зависимости от диаметра труб).
К расчету приложены локально-сметные расчеты N 1-10 по водоснабжению и локально-сметные расчеты N 1-8 по водоотведению.
В соответствии с пунктом 35 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения", регулируемая организация вправе принять решение об изменении перечня мероприятий инвестиционной программы в пределах 10 процентов расходов на ее реализацию при условии, что такое изменение не повлечет увеличение общих расходов на реализацию инвестиционной программы в целом. Расходы регулируемой организации, возникшие в связи с принятием указанного решения, учитываются при установлении тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406.
Между тем, Службой проведен анализ представленных обществом смет и установлено, что расходы прокладки трубопроводов превышают 10 % от локально-сметных расчетов, представленных в 2020 году при установлении тарифа подключение (технологическое присоединение) к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения на 2020-2022 годы (таблица N 2).
В результате, которого Служба пришла к выводу о том, что увеличение общих расходов составило в диапазоне от 109 до 186 %.
Пунктом 14 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ предусмотрено, что взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается.
Согласно подпункту "а" и подпункту "в" и пункта 4 "Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также к централизованной системе водоотведения входит в систему регулируемых тарифов.
В силу пункта 82 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно пункту 83 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (далее - ставка за протяженность сети). Размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов:
а) расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей;
б) налог на прибыль.
Службой установлено, что общество просит установить только тариф на протяжённость водопроводной и канализационной сети.
Вместе с тем, в силу пункта 83 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 ставка тарифа на протяженность, как того требует общество, не устанавливается отдельно.
При таких обстоятельствах, отказ Службы правомерно был признан судом первой инстанции законным и обоснованным.
Кроме того, в суд не представлено доказательств о нарушении прав и законных интересов общества в сфере экономической деятельности, т.е. каким образом права общества нарушены.
Напротив, как следует из материалов дела и установлено судами, Службой предлагалось обществу провести корректировку мероприятий инвестиционной программы в установленном порядке и повторно обратиться в Службу с предложением об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, общество ссылается на то, что нормативно-правовым актом - постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 04.08.2020 N 10, установлены отдельно тариф на подключаемую нагрузку и отдельно ставки на протяжённость, которые используются при расчете общей стоимости подключения к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения.
С учетом изложенного, общество полагает, что при рассмотрении заявления общества Служба по тарифам Республики Тыва могла бы внести изменения в свое постановление от 04.08.2020 N 10 в части ставок на протяженность.
Указанные доводы рассмотрены и отклонены по следующим основаниям.
В силу пунктов 29, 73 и 80 Основ ценообразования, где законодательством установлено, что корректировка установленных тарифов па основании корректировки необходимой валовой выручки регулируемой организации, т.е. тарифы, установленные с применением метода индексации, либо доходности инвестированного капитала ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 73 настоящего документа, а также с учетом положений пункта 78 настоящего документа.
Поскольку в силу пункта 29 Основ ценообразования тарифы на подключение (технологическое присоединение) устанавливаются не на основании необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, и используются для расчета платы за подключение (технологическое присоединение), вносимой абонентом, как правило, однократно - при подключении принадлежащего ему объекта капитального строительства к централизованным сетям водоснабжения и (или) водоотведения, положения пунктов 73 и 80 Основ ценообразования в данном случае неприменимы.
Таким образом, тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения, установленный постановлением Службы от 4 августа 2020 г. N 10 не подлежат корректировке (пересмотру).
Изменение ставок тарифа на подключение (технологическое присоединение) за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставок тарифа за протяженность сети в течение периода их действия осуществляется при наличии оснований, установленных пунктом 9 Правил регулирования тарифов. Изменение стоимости или перечня мероприятий, принятых в расчет при определении размера платы за подключение (технологическое присоединение) в течение периода действия платы за подключение (технологическое присоединение), к основаниям пересмотра не относится.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "26" января 2022 года по делу N А69-3051/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
М.Ю. Барыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-3051/2021
Истец: ООО "ВОДОКАНАЛ-СЕРВИС"
Ответчик: Служба по тарифам Республики Тыва