г.Москва |
|
20 апреля 2022 г. |
Дело N А40-184381/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Алексеевой Е.Б.,
судей Валюшкиной В.В., Проценко А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Воронкиным Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Российские ипподромы"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.12.2021 по делу N А40-184381/21
по иску Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области (ИНН 6829116167, ОГРН 1156829008984)
к АО "Российские ипподромы" (ИНН 7714873807, ОГРН 1127746402112)
об обязании выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Рязанов А.В. по доверенности от 21.09.2021, диплом N КМ 87993 от 07.07.2012;
от ответчика: Григорьева О.А. по доверенности от 01.01.2022, диплом N ВСГ 4822920 от 30.06.2010,
УСТАНОВИЛ:
Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к АО "Российские ипподромы" об обязании выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Государственная конюшня", расположенный по адресу: Тамбовская область, г.Тамбов, ул.Пролетарская, 196.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.12.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы жалобы поддержал.
Представитель истца поддержал решение суда по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела в порядке ст.262 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, находит решение Арбитражного суда города Москвы не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что объект недвижимости, расположенный по адресу: Тамбовская область, г.Тамбов, ул.Пролетарская, д.196, являются объектом культурного наследия регионального значения "Государственная конюшня".
Указанный объект культурного наследия находится в собственности АО "Российские ипподромы", что подтверждается материалами проверки в отношении ответчика от 05.08.2021.
Решением Тамбовского облисполкома от 12.08.1967 N 752 объект включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
В соответствии с п.3 ст.64 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" указанные здания включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, как объект культурного наследия регионального значения.
В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п.7 ст.47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.
При этом собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями и обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.
Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия включает в себя требования к сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия, условиям доступа к нему, а также иные требования, которые обеспечивают сохранность данного объекта.
Приказом Управления по государственной охране объектов культурного наследия от 16.03.2016 N 70 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия. Неотъемлемой частью охранного обязательства является акт технического состояния объекта культурного наследия от 16.03.2016, содержащий план работ по сохранению объекта и благоустройству прилегающей территории.
Письмом от 17.03.2016 N 250 охранное обязательство, акт технического состояния объекта культурного наследия были направлены в адрес АО "Российские ипподромы".
В ходе проведения проверок объекта установлено, что объект находится в неудовлетворительном состоянии.
По факту бездействия в отношении объекта со стороны владельца АО "Российские ипподромы" привлекался к административной ответственности Октябрьским районным судом г.Тамбова по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
Письмом Управления от 01.02.2019 N 47.01-47/142 ответчику были установлены требования и новые сроки их исполнения, направленные на проведение работ по сохранению объекта:
1. Разработать научно-проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия и согласовать ее с Управлением, срок исполнения работ - до 01.01.2020;
2. Провести противоаварийные первоочередные работы по сохранению объекта культурного наследия, в соответствии с разработанной и согласованной проектной документацией, срок исполнения работ - до 01.01.2021;
3. Провести комплекс работ по сохранению объекта культурного наследия и приспособлению его к современному использованию в соответствии с разработанной и согласованной проектной документацией, срок исполнения работ - до 01.01.2024;
4. Установить на объект культурного наследия информационную надпись, срок исполнения работ - до 01.06.2019;
5. Обеспечить доступность инвалидов к объектам культурного наследия, в соответствии с приказом Минкультуры России от 20.11.2015 N 2834 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", срок исполнения работ - до 01.01.2024.
В рамках проводимой Управлением в период с 26.07.2021 по 05.08.2021 плановой выездной проверки, 26.07.2021 в период с 09:30 но 10:30 часов был проведен осмотр объекта, в ходе которого установлено, что объект находится в неудовлетворительном состоянии.
Таким образом, требования законодательства по сохранению объекта культурного наследия до настоящего времени ответчиком не исполнены.
В соответствии со ст.33 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ст.47.2 Федерального закона N 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусматривают консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
В соответствии с п.11 ст.47.6 Федерального закона N 73-ФЗ охранное обязательство подлежит выполнению физическим и юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в Реестр, принадлежит на нраве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В соответствии со ст.47.1 Федерального закона N 73-ФЗ: ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные п.1-3 ст.47.3 Федерального закона N 73-ФЗ требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку ответчиком длительное время, несмотря на нормы закона возложенные на него обязанности по сохранению объектов культурного наследия не исполняются.
Довод заявителя жалобы о том, что судом не исследован вопрос фактического установления конкретных видов и наименования работ по сохранению объекта культурного наследия, предполагаемых к проведению, что может привести к неисполнению судебного акта, апелляционной коллегией не принимается.
Согласно ч.1 ст.40 Федерального закона N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные па обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Таким образом, разработка проектной документации относится к одному из видов работ по сохранению объекта культурного наследия.
Кроме того п.4 приказа Министерства культуры Российской Федерации от 08.06.2016 N 1278 установлено, что заявителем на получение задания является собственник (физическое лицо либо юридическое лицо) или иной законный владелец объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия.
Таким образом, заявителем на получение задания является АО "Российские ипподромы" как законный владелец объекта культурного наследия.
Актом технического состояния объекта культурного наследия, определения плана работ и благоустройству прилегающей территории от 16.03.2016 были установлены перечень, состав и виды работ по сохранению объекта культурного наследия, а также сроки их выполнения, а именно:
- Разработка научно-проектной документации на проведение работ но сохранению объекта культурного наследия, согласование данных работ с госорганом и проведение противоаварийпых и первоочередных работ - срок выполнения 2016 год;
- Проведение комплекса работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с проектной документации - срок выполнения 2017-2018 год.
В акте технического состояния было указано, что для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия необходимо:
задание и разрешение на производство работ, выданное госорганом;
наличие согласованной госорганом научно-проектной документации;
работы могут быть выполнены организацией, имеющей лицензию па право осуществления реставрационной деятельности.
Таким образом, ответчик имел возможность с момента получения охранного обязательства, а также акта технического состояния объекта культурного наследия, определения плана работ и благоустройству прилегающей территории от 16.03.2016, в котором были указаны виды и перечень работ в соответствии со ст.40 Федерального закона N 73 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, получить задание на разработку проектной документации, а так же на проведение иных видов работ по сохранению объекта культурного наследия установленных Федеральным законом N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Ответчиком в нарушение ст.65 АПК РФ не представлено доказательств принятия мер по обеспечению сохранности спорного объекта культурного наследия и (или) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с требованиями закона в установленные сроки.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что жалоба ответчика не подлежит удовлетворению, поскольку отсутствуют соответствующие основания, предусмотренные ст.270 АПК РФ для отмены решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения решения Арбитражного суда г.Москвы.
Руководствуясь ст.ст.110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15.12.2021 по делу N А40-184381/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Алексеева |
Судьи |
В.В. Валюшкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-184381/2021
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АО "РОССИЙСКИЕ ИППОДРОМЫ"