г. Санкт-Петербург |
|
20 апреля 2022 г. |
Дело N А56-43947/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Галенкиной К.В., Нестерова С.А.
при ведении протокола судебного заседания: Евстегнеевой Е.В.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 13.04.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела А56-43947/2020 по иску АО "15 Арсенал военно-морского флота" к 1) ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны; 2) Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации; 3) АО "176 Специализированное конструкторско-технологическое бюро" 3-е лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о признании,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "15 Арсенал Военно-Морского Флота" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны (далее - Учреждение, СЗТУИО), Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент) о признании недействительным приказа директора Департамента имущественных отношений МО РФ от 15.08.2016 N 1585 по передаче объектов недвижимости:
- Административное здание, расположенное по адресу: ленинградская обл., Ломоносовский р-н, пос. Большая Ижора, Приморское шоссе, д. 14 (кадастровый N 47:14:0000000:25198);
- Банно-прачечный комбинат с металлической трубой, расположенное по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, пос. Большая Ижора, ул. Строителей, д. 26 (кадастровый N 47:14:1502001:370) в оперативное управление ответчика 1 из хозяйственного ведения истца;
просил аннулировать запись в ЕГРН по передаче в оперативное управление объектов недвижимости:
-административное здание (кадастровый N 47:14:0000000:25198);
-банно-прачечный комбинат с металлической трубой (кадастровый N 47:14:1502001:370).
Определением от 15.09.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечено акционерное общество "176 Специализированное конструкторско-технологическое Бюро" (далее - АО "176 СКТБ").
Определением от 16.03.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области.
Истец уточнил требования в порядке ст. 49 АПК РФ, просил:
1) признать за АО "15 арсенал ВМФ" право собственности на объекты недвижимости:
- Административное здание (кадастровый номер 47:14:0000000:25198); - часть Административного здания (кадастровый номер 47:14:0000000:21902);
-банно-прачечный комбинат с металлической трубой (кадастровый N 47:14:1502001:370);
2) прекратить право оперативного управления СЗТУИО на объекты недвижимости:
-административное здание (кадастровый номер 47:14:0000000:25198);
-банно-прачечный комбинат с металлической трубой (кадастровый N 47:14:1502001:370);
3) прекратить право собственности АО "176 СКТБ" на часть Административного здания (кадастровый номер 47:14:0000000:21902).
Решением от 04.06.2021 иск удовлетворен частично. Суд признал прекратившимся право оперативного управления Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны на объекты с кадастровыми номерами 47:14:0000000:25198 и 47:14:1502001:370. В остальной части иска отказано.
Определением от 04.06.2021 суд исправил опечатку в судебном акте, изложив резолютивную часть решения от 04.06.2021 следующим образом. Суд признал отсутствующим право оперативного управления Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны на объекты с кадастровыми номерами 47:14:0000000:25198 и 47:14:1502001:370. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением, ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, указав, что при разрешении спора суд вышел за пределы исковых требований, поскольку иск с учетом уточнений от 09.02.2021, 20.04.2021 не содержит требования о признании отсутствующим право оперативного управления Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны.
При этом заявленное истцом требование рассмотрено судом не было.
Признав доводы ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны о допущенном судом процессуальном нарушении обоснованными, апелляционный суд, применительно к разъяснениям, данным в п.п. 30, 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", определением от 06.10.2021 перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
При рассмотрении дела истец уточнил исковые требования, просил:
1. Признать за АО "15 арсенал ВМФ" право собственности на объекты недвижимости:
- Административное здание (кадастровый N 47:14:0000000:25198);
- часть Административного здания (кадастровый N 47:14:0000000:21902);
- Банно-прачечный комбинат с металлической трубой (кадастровый N 47:14:1502001:370).
2. Признать отсутствующим право оперативного управления Федеральному государственному казенному учреждению "Северо - Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны на объекты недвижимости:
- Административное здание (кадастровый N 47:14:0000000:25198);
- Банно-прачечный комбинат с металлической трубой (кадастровый N 47:14:1502001:370).
3. Признать отсутствующим право собственности АО "176 специализированное конструкторско - технологическое бюро" на часть Административного здания (кадастровый N 47:14:0000000:21902).
Уточнение иска принято апелляционным судом к рассмотрению в порядке ст. 49 АПК РФ.
В судебном заседании представитель истца поддержал уточненные исковые требования, настаивал на их удовлетворении.
Представители ответчиков против удовлетворения иска возражали. Представитель третьего лица оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Как следует из материалов дела, Общество образовано в результате приватизации федерального государственного унитарного предприятия "15 арсенал Военно-Морского Флота" Министерства обороны российской Федерации.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости 02.07.2004 зарегистрировано право хозяйственного ведения ФГУП "15 арсенал ВМФ" в отношении объекта с кадастровым номером 47:14:1502001:370, 19.02.2009 зарегистрировано право хозяйственного ведения ФГУП "15 арсенал ВМФ" в отношении объекта с кадастровым номером 47:14:0000000:25198.
В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22.12.2009 N 1420 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "15 арсенал Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса согласно приложению N 1.
В соответствии с передаточным актом, утвержденным начальником Вооруженных сил Российской Федерации - заместителем министра обороны Российской Федерации Поповкиным В.А. 30.09.2010, в состав приватизируемого имущества вошли в том числе: Административное здание (нежилое, Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, пос. Большая Ижора, Приморское шоссе, д. 14; 5855,2кв.м., 4 этажа, право хозяйственного ведения условный N 47-78-21/005/2009-111 от 19.02.2009) (пункт 1.3.19 передаточного акта) и Банно-прачечный комбинат с металлической трубой (нежилое, Ломоносовский р-н, пос. Большая Ижора, ул. Строителей, д. 26; 977,7 кв.м., 1 этаж, право хозяйственного ведения условный N 47-01/21-12/2004-505 от 02.07.2004) (пункт 1.3.20 передаточного акта).
Между тем в установленном порядке Общество не зарегистрировало право собственности на указанные объекты недвижимости.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2018 по делу А56-78300/2017 в отношении АО "15 арсенал ВМФ" введено внешнее управление сроком на 18 месяцев.
Определением арбитражного суда от 25.05.2020 продлен срок процедуры внешнего управления на шесть месяцев до 19.11.2020.
В целях оформления прав на имущество Общество обратилось в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорные объекты.
Уведомлением от 07.08.2019 N 47/121/301/2019-439 Росреестр отказал истцу в осуществлении регистрационных действий, указав на наличие зарегистрированных прав в отношении данного имущества за СЗТУИО и АО "176 СКТБ".
Из поступивших документов Обществу стало известно, что 27.05.2019 прекращено право хозяйственного ведения АО "15 Арсенал ВМФ" и зарегистрировано право оперативного управления СЗТУИО на объект недвижимости - административное здание с кадастровым номером 47:14:0000000:25198.
29.05.2019 прекращено право хозяйственного ведения Общества и зарегистрировано право оперативного управления СЗТУИО на банно-прачечный комбинат с металлической трубой, площадью 1214,9 кв.м. (кадастровый N 47:14:1502001:370).
Кроме того, согласно выписке из ЕГРН с 01.02.2019 часть административного здания с кадастровым номером 47:14:0000000:21902 принадлежит на праве собственности АО "176 СКТБ".
Ссылаясь на то, что спорное имущество было передано правопредшественнику истца на праве хозяйственного ведения, которое в установленном законом порядке не прекращалось, было включено в план приватизации Общества и фактически находится в его владении, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Возражая на доводы истца, АО "176 СКТБ" ссылается на то, что в соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 12.05.2003 N 1833-р из состава имущества ФГУП "15 Арсенал Военно-Морского Флота" Минобороны России было исключено помещение общей площадью 1 274,4 кв.м. по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, пос. Б.Ижора, Приморское шоссе, 14, и закреплено за правопредшественником АО "176 СКТБ" - ФГУП "176 СКТБ ВМФ" Минобороны России. По акту приема-передачи от 12.05.2003 имущество передано ФГУП "176 СКТБ ВМФ" Минобороны России. Согласно выписке из реестра федерального имущества по состоянию на 04.02.2004 данное помещение числится на балансе ФГУП "176 СКТБ ВМФ". 16.03.2004 зарегистрировано право хозяйственного ведения ФГУП "176 СКТБ ВМФ" на часть административного здания площадью 1 274,4 кв.м. по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, пос. Б.Ижора, Приморское шоссе, 14. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2009 N 1407 спорный объект включен в состав приватизируемого имущества АО "176 СКТБ". Этот же объект отражен в передаточном акте от 13.11.2011. 01.02.2019 зарегистрировано право собственности АО "176 СКТБ" на часть административного здания с кадастровым номером 47:14:0000000:21902. Помимо этого ответчик указывает, что фактически владеет объектом с момента его передачи, несет бремя его содержания, в подтверждение чего представил договоры, заключенные со снабжающими организациями на электроэнергию, водопотребление, документы об оплате затрат на коммунальные услуги.
СЗТУИО также возражало относительно заявленных требований, ссылаясь на то, что спорные объекты со дня постройки использовались для прохождения военнослужащими службы по призыву и используются в интересах Министерства обороны Российской Федерации. Начиная с 2011 года, объекты содержатся поставщиками Министерства обороны Российской Федерации. Помимо этого ответчик указал, что право оперативного управления в отношении спорных объектов возникло у него на основании распоряжения собственника, срок на оспаривание которого истек.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд признал требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 4 пункта 52 постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), в случаях, когда запись в государственном реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Противоречия между правами на недвижимость и сведениями о них, содержащимися в реестре, могут быть устранены в судебном порядке по иску лица, чьи права и законные интересы нарушаются сохранением записи о праве собственности на это недвижимое имущество при условии отсутствия у последнего иных законных способов защиты своих прав.
Государственная регистрация права на одно и то же недвижимое имущество за разными лицами по своему характеру нарушения является условием для предъявления одним лицом иска о признании права отсутствующим у другого, что позволяет по результатам исследования и оценки оснований возникновения такого права обеспечить восстановление нарушенного права.
Из представленных в материалы дела сведений Росреестра следует, что основанием для возникновения у СЗТУИО права оперативного управления в отношении спорных объектов явился приказ директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 15.08.2016 N 1585 о прекращении права оперативного управления Отделения морской инженерной службы и закреплении за СЗТУИО имущества, в состав которого были включены и спорные объекты. При этом какого-либо документа, подтверждающего изъятие у ФГУП "15 Арсенал ВМФ" административного здания и банно-прачечного комплекса из хозяйственного ведения и передачу этих объектов Отделению морской инженерной службы, в материалы дела не представлено.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье способами, в том числе способом неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону. В настоящем случае Приказ МО РФ от 15.08.2016 N 1585 противоречит ст. 299 ГК РФ.
Материалами дела подтверждается, что спорные объекты недвижимости были включены в состав имущества, подлежащего приватизации и преданы истцу по передаточному акту. С учетом изложенного суд об отсутствии законных оснований для прекращения права хозяйственного ведения ФГУП "15 Арсенал ВМФ" и возникновения права хозяйственного ведения СЗТУИО на данные объекты не имелось.
Таким образом, право хозяйственного ведения у правопредшественника Общества на спорные объекты не прекращалось и оснований для возникновения права оперативного управления у ответчика не имеется, в связи с чем требование истца о признании отсутствующим права хозяйственного ведения СЗТУИО на объекты с кадастровыми номерами 47:14:0000000:25198 и 47:14:1502001:370 является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Между тем оснований для признания за истцом права собственности на спорные объекты не имеется. Право собственности Общества на спорные объекты не зарегистрировано, отказ Росреестра в совершении регистрационных действий не оспорен, обстоятельства, послужившие основанием для отказа в регистрации права, в полной мере Обществом не устранены.
Требование о признании отсутствующим права собственности АО "176 специализированное конструкторско - технологическое бюро" на часть Административного здания (кадастровый N 47:14:0000000:21902) удовлетворению не подлежит, поскольку из материалов дела следует, что часть административного здания с кадастровым номером 47:14:0000000:21902 выбыла из состава имущества, закрепленного за правопредшественником истца на праве хозяйственного ведения на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 12.05.2003 N 1833-р и закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП "176 СКТБ", впоследствии, указанное имущество было включено в план приватизации названной организации и на него зарегистрировано право собственности АО "176 СКТБ". Кроме того, спорное помещение находится в фактическом владении указанного ответчика, который несет бремя его содержания.
С учетом изложенного требования истца подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2021 по делу N А56-43947/2020 отменить.
Признать отсутствующим право оперативного управления Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны на объекты недвижимости:
-Административное здание (кадастровый номер 47:14:0000000:25198);
-Банно-прачечный комбинат с металлической трубой (кадастровый номер 47:14:1502001:370).
В остальной части в иске отказать.
Взыскать с акционерного общества "15 Арсенал Военно-Морского Флота" в доход федерального бюджета 6000,00 руб. государственной пошлины по иску.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-43947/2020
Истец: АО "15 АРСЕНАЛ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА"
Ответчик: АО "176 Специализированное конструкторско-технологическое Бюро", Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22385/2023
26.05.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-43947/20
12.10.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10912/2022
20.04.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26117/2021
04.06.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-43947/20