21 апреля 2022 г. |
Дело N А83-20090/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Кузняковой С.Ю.,
Кравченко В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 15 декабря 2021 года по делу N А83-20090/2020,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Морская дирекция"
к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
26.11.2020 через сервис "Мой Арбитр" общество с ограниченной ответственностью Морская дирекция" (ОГРН: 1142352000933, далее - ООО "Морская дирекция", заявитель или страхователь) подало в Арбитражный суд Республики Крым (далее - суд первой инстанции) заявление о признании незаконными принятых 16.03.2020 Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым (ОГРН: 1149102012762, далее - УПФР в г. Керчи или орган Пенсионного фонда, дата прекращения деятельности: 01.10.2021) решений о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;
01.12.2020 определением суда первой инстанции по делу N А83-20090/2020 заявление принято, возбуждено производство, требования по отдельным решениям УПФР в г. Керчи или органа Пенсионного фонда выделены в отдельные производства, в том числе решение N 091S19200001990 от 16.03.2020 - в дело N А83-20090/2020 (л.д.1-5 т.1).
Требования обоснованы тем, что страхователь, пользуясь предусмотренным законом правом, подал дополняющий отчет по форме СЗВ-М с достоверными сведениями о застрахованных лицах, при этом исходный отчет был подан в установленный законом срок.
На основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с реорганизацией Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым (ОГРН: 1149102012762) путем присоединения, суд первой инстанции, произвел его замену на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым (ОГРН: 1147746375116, далее - ГУ - Отделение Пенсионного фонда по РК) в порядке процессуального правопреемства (л.д.167-169 т.1).
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены, признано недействительным оспариваемое решение Пенсионного фонда о финансовых санкциях по тем мотивам, что страхователь вправе при выявлении ошибок в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц до момента обнаружения ошибки органом Пенсионного фонда самостоятельно представить в Пенсионный фонд уточненные сведения о застрахованных лицах, такие действия не являются нарушением закона; с ГУ - Отделения Пенсионного фонда по РК в пользу ООО "Морская дирекция" взысканы понесенные судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 3.000 руб. (л.д.182-189 т.1).
ГУ - Отделением Пенсионного фонда по РК подана апелляционная жалоба, в которой это участник просит отменить судебный акт и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права (л.д. 7-11 т.2).
В апелляционной жалобе указано на то, что решение о финансовых санкциях принято за совершенное страхователем нарушение - несвоевременную подачу достоверных сведений о застрахованных лицах; во исполнение названного решения в адрес страхователя направлено требование об уплате финансовых санкций, которые в добровольном порядке уплачены не были; то обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах, лишает страхователя исправить допущенные ошибки и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах за спорный период (февраль 2019 года), о которых первоначально такие сведения не подавались; органы Пенсионного фонда законом освобождены от уплаты государственной пошлины.
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
Представители участников в судебное заседание явились.
Пенсионный фонд просил рассмотреть дело без участия его представителя (л.д. 26 т.2).
О принятии апелляционной жалобы к производству участники извещены извещено определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2022, копии которого получили по почте, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 2-5 т.2).
02.03.2022 информация о принятии апелляционной жалобы к производству и о судебном заседании 14.04.2022 размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 6 т.2).
Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд апелляционной инстанции) определил: рассмотреть дело без участия в судебном лиц, участвующих в деле.
На основании статьи 268 АПК РФ Двадцать первый арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
16.03.2020 руководителем управления ПФР Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым Ефремовым В.И. принято решение N 091S19200001990 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым за непредставление в установленный срок сведений о 4 (четырех) застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2019 года к ООО "Морская дирекция" применены финансовые санкции в размере 2.000 руб. (л.д. 21,106 т.1) на основании акта проверки N 091S18200000951 от 10.02.2020 (л.д. 107 т.1).
Из названного акта проверки N 091S18200000951, отчетов по форме СЗВ-М (исх.) и СЗВ-М (доп.) за февраль 2019 года (л.д. 101,103 т.1) и извещений о доставке отчетов и протоколов проверки (л.д. 102,104 т.1) следует, что 29.01.2020 страхователь, самостоятельно выявив недостоверность сведений в поданных 06.03.2019 сведениях по форме СЗВ-М (исх.) за февраль 2019 года (не указаны сведения о 4-х застрахованных лицах) - подал в орган Пенсионного фонда дополняющую форму отчета по форме СЗВ-М (доп.) за отчетный период.
21.05.2020 тем же должностных лицом органа Пенсионного фонда во исполнение названного решения в адрес страхователя направлено требование N 091S01200002891 об уплате в срок до 09.06.2020 финансовых санкций в размере 2.000 руб., которые в добровольном порядке уплачены не были (л.д. 105 т.1).
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ (в ред., действовавшей на дни подачи сведений о застрахованных лицах, далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, обязан представить сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы).
Статьей 17 названного Закона за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, предусмотрена ответственность - финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено это решение; в течение 10 дней со дня вступления в силу такого решения страхователю направляется требование об уплате финансовых санкций.
Из принятых Конституционным Судом Российской Федерации актов следует:
- наказание за нарушение установленных требований следует индивидуализировать с учетом смягчающих ответственность обстоятельств (Постановление от 19 января 2016 года N 2-П);
- надлежит применять принцип соразмерности наказания, выражающий требования справедливости, что предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания; указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам (Постановление от 15 июля 1999 года N 11-П);
- санкция за совершенное правонарушение должна отвечать требованиям справедливости, наказание должно быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния (Постановление от 12 мая 1998 года N 14-П).
Вместе с тем, статьей 15 Закона N 27-ФЗ предусмотрено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Реализация таких прав судебной практикой оценивается как отсутствие в действиях страхователя правонарушения и оснований к применению штрафных санкций.
Ссылка органа Пенсионного фонда на Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211 н (далее - Инструкция N 211н) несостоятельна, так как в период возникновения спорных отношений Инструкция N 211н не действовала.
То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенные ошибки и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались (пункт 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019).
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Как установлено, страхователь самостоятельно выявил недостоверность в своевременно поданном отчете и самостоятельно исправил эти сведения; орган Пенсионного фонда Российской Федерации, приняв дополняющий отчет, согласовал такое уточнение ранее поданных сведений. А потому судом первой инстанции правильно, в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиям закона сделан вывод об отсутствии нарушений со стороны страхователя.
При распределении судебных расходов (возмещение заявителю за счет проигравшей стороны понесенных расходов по отплате в установленном законом размере государственной пошлины) судом первой инстанции решение принято без нарушений требований, в соответствии со статями 102, 110 АПК РФ и статьями 333.21 и 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
Ошибочными являются доводы апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции данных норм законодательства, так как в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины в доход федерального бюджета. Судом первой инстанции при принятии решения был разрешен вопрос о возмещении судебных расходов между участниками дела, а не взыскание государственной пошлины в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права; иных оснований для отмены судебного акта (в том числе безусловных) не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 15 декабря 2021 года по делу N А83-20090/2020 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-20090/2020
Истец: ООО "МОРСКАЯ ДИРЕКЦИЯ"
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: ГУ ОПФ РФ по РК, ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, УПФР России по Республике Крым