г. Москва |
|
21 апреля 2022 г. |
Дело N А40-35767/21 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.А. Птанская,
без вызова сторон рассмотрев апелляционную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "Нальчикские дорожно-строительные материалы"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 августа 2021 года
по делу N А40-35767/21, принятое судьей Куклиной Л.А.,
в порядке упрощенного производства
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Нальчикские дорожно-строительные материалы"
(ОГРН: 1100724001080; юр. адрес: 361336, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нарткала, ул. Степная, 16)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
(ОГРН: 1037739877295; юр. адрес: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2)
о взыскании 435 134 рублей 78 копеек
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Нальчикские дорожно-строительные материалы" "НДСМ" (далее - ООО "НДСМ", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании пени в размере 435 134 рублей 78 копеек за просрочку доставки груза на основании ст.ст. 29, 33, 97 УЖТ РФ.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 09.04.2021 г. исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 18.08.2021 г. исковые требования удовлетворены в части взыскания 58 000 рублей пени. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт.
Заявитель указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам, имеющим значение для рассмотрения настоящего спора.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 18.08.2021 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, с мая по октябрь 2020 года ОАО "РЖД" осуществляло перевозку груза/порожних вагонов грузополучателя ООО "НДСМ" по железнодорожным накладным, указанным в расчете исковых требований.
В обоснование исковых требований истец указывает, что перевозчиком допущена просрочка доставки груза до станции назначения на срок от 1 до 8 суток, что подтверждается прилагаемыми к иску соответствующими транспортными железнодорожными накладными и расчетом исковых требований.
В силу статьи 785 Гражданского кодекса РФ, ст. 25 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" правоотношения между отправителем и перевозчиком по отправке вагонов сложились в рамках договора перевозки.
Факт заключения договоров перевозки подтверждается составленными ответчиком и выданными истцу транспортными накладными, указанными в расчете и приложенными к исковому заявлению.
Согласно статье 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В соответствии со ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
Согласно статье 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Сроки доставки грузов определяются в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 7 августа 2015 года N 245.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 Устава.
Статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
В соответствии со ст. 97 УЖТ РФ в редакции Федерального закона от 02.08.2019 N 266-ФЗ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными Уставами и кодексами, а также соглашениями сторон
В связи изложенным, истцом заявлены требования о взыскании пени в размере 435 134 рубля 78 копеек за просрочку доставки груза.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При расчете размера пени, представленном истцом, неверно была определена дата прибытия и выдачи груза грузополучателю, в связи с чем неправомерно начислены пени на сумму 223 661 рубль 67 копеек.
В силу статьи 792 ГК РФ одним из существенных условий договора перевозки является срок доставки груза.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В транспортной накладной фиксируются существенные условия договора перевозки (срок доставки). Форма и порядок заполнения транспортных накладных являются обязательными для всех участников перевозочного процесса. В подзаконных нормативных правовых актах содержатся бланки транспортных накладных.
Так, в соответствии с Едиными формами перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 19.06.2019 N 191, транспортная железнодорожная накладная состоит из четырех листов: оригинал накладной (выдается перевозчиком грузополучателю); дорожная ведомость (составляется в необходимом количестве экземпляров); корешок дорожной ведомости (остается у перевозчика); квитанция о приеме груза (остается у грузоотправителя). Названные документы составляют единый перевозочный документ, то есть являются частью единого целого.
В данных формах предусмотрено, что в строке транспортной железнодорожной накладной "Срок доставки истекает" указывается расчетная дата истечения срока доставки груза.
Статьей 793 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно пункту 14 Правил N 245 срок доставки груженых вагонов исчисляется не до прибытия вагона с грузом на станцию назначения, а до выдачи груза грузополучателю на выставочные пути, а срок доставки порожних вагонов исчисляется с момента уведомления грузополучателя о прибытии груза.
Выдача перевозчиком оригинала накладной грузополучателю (раскредитование перевозочных документов и выдача груза) удостоверяется перевозчиком предоставлением в оригинале накладной и в дорожной ведомости календарного штемпеля "выдачи оригинала накладной грузополучателю" (груженый вагон), либо календарного штемпеля "уведомление грузополучателя о прибытии груза" (порожний вагон) (данный вывод подтверждается сложившейся судебной практикой: Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.05.2021 по делу N А40-248713/2020; Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.03.2021 по делу N А40-261910/2020).
Во всех оспариваемых накладных, в календарь штемпелях "Уведомление грузополучателя о прибытии груза" и "Выдача оригинала накладной грузополучателю" указана дата, подтверждающая то, что грузы прибыли и выданы грузополучателю в срок на станции назначения.
Кроме того, на накладных, представленных истцом в материалы дела, указано в календарных штемпелях, когда прибыли выгоны на станцию назначения, из данных дат следует, что грузы прибыли в срок определенного накладной.
Из положений ст.ст. 33, 120 УЖТ РФ и ст. ст. 65, 68 АПК РФ следует, что надлежащим доказательством установления факта прибытия вагона (груза) на станцию назначения и выдачи его грузополучателю является железнодорожная накладная, в которой указаны даты доставки, соответствующая датам в представленном контррасчете на исковые требования.
К примеру, по накладной N ЭО447623 срок доставки, указанный в накладной -19.10.2020. Срок доставки вагона - 19.10.2020 ("Уведомление грузополучателя о прибытии груза") срок доставки по расчету истца - 20.10.2019.
Истец, прикладывая данную накладную, отталкивается от даты, которая проставлена в календарном штемпеле "Выдача оригинала накладной грузополучателю", однако, истец не учел то, что вагон, по обжалуемой накладной, являлся порожним и по правилам считается доставленными с момента уведомления грузополучателя о прибытии.
Из представленной накладной и книги уведомлений о прибытии груза, порожнего грузового вагона по форме ГУ-6ВЦ/Э следует, что грузополучатель по отправке N ЭО447623, был уведомлен о прибытии вагона 19.10.2020 по телефону. Данные сведения принял "А.В. Кясов 917-21 ЭП" - ответственный по приему уведомлений для грузополучателя (ООО "НДСМ" - истец).
При этом книги уведомлений о прибытии груза, порожнего грузового вагона по форме ГУ-6ВЦ/Э считается надлежащим доказательством, подтверждающим срок доставки порожнего вагона, в силу статьи 65 АПК РФ.
По накладной N ЭЙ431928 срок доставки, указанный в накладной - 17.08.2020. Срок доставки груза - 13.08.2020 (дата совпадает с расчетом истца) Однако, срок доставки по расчету истца - 12.08.2020.
Из данных накладных не следует, что ОАО "РЖД" был нарушен срока доставки вагонов или грузов.
Аналогичным способом рассчитаны сроки доставки истцом и по остальным накладным, представленным в контррасчете.
Таким образом, пени, заявленные истцом в размере 223 661 рубля 67 копеек, подлежат отклонению в силу неверного расчета истцом срока доставки грузов.
Кроме того, в расчете размера пени, представленном истцом, не учтено увеличение срока доставки груза в связи с задержкой вагонов в пути следования из-за невозможности их приема железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей (занятость фронта выгрузки).
По накладной N ЭО267970 перевозился вагон N 61141180, который был задержаны в пути следования в связи с зависящим от грузополучателя (код 01), неприемом поезда станцией назначения по причинам.
Вагоны задержаны в связи с занятостью выставочного пути необщего пользования по причине нарушения технологических норм переработки вагонов на ПНП, представленные памяткам приёмосдатчика подтверждают данный факт.
Срок доставки по накладной истекал - 22.10.2020.
19.10.2020 - направлено извещение грузополучателю о задержке вагонов.
19.09.2020 на станции Люберцы 2 МСК составлен акт общей формы от 19.10.2020 N 2/4888 на начало задержке.
30.10.2020 направлено извещение грузополучателю об отправлении вагонов и окончании задержки вагонов
30.10.2020 на станции Люберцы 2 МСК составлен акт общей формы от 30.10.2020 N 2/5091 на окончание задержке.
30.10.2020 на станции Овражки МСК составлен итоговый акт общей формы, согласно которому срок доставки по накладной увеличивается на 11 суток (время задержки по вине грузополучателя).
30.10.2020 вагоны были поданы грузополучателю под погрузку.
В связи с задержкой вагона была оказана услуга грузополучателю, владельцу путей необщего пользования, которые примыкают к станции назначения по размещению вагонов на ж.д. путях общего пользования, о чем был составлен акты общей формы от 30.10.2020 N 1/2221 на начисление платы за нахождение вагона на путях общего пользования
Услуга оказывалась в связи с невозможностью приема грузополучателем вагона, что подтверждается памятками приемосдатчика, указанными в ведомостях подачи и оперативными приказами с извещениями, направленными в адрес грузополучателя.
ОАО "РЖД" предоставляет договор от 15.10.2020 N 2/70, заключенный с ООО "СтройПроект" на эксплуатацию ж.д. пути необщего пользования ООО "СтройПроект".
В параграфах 8 и 9 Договора определено общее количество вагонов, одновременно подаваемых, убираемых с железнодорожного пути.
В параграфах 12 и 13 Договора установлены технологические сроки оборота вагона на железнодорожном пути (3.5 часа)
В параграфе 15 Договора установлено, что владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава из-за неприема железнодорожной станцией назначения по причинам зависящим от клиента.
В период задержки вагонов на станции назначения грузополучателем нарушался предусмотренный договором технологический срок оборота вагонов.
ОАО "РЖД" предоставляет ведомость подачи и уборки вагонов. Из данного документа видно, что в данный промежуток времени, грузополучателем систематически нарушались предусмотренные договором технологические сроки оборота вагонов на 220 часов 30 мин.
Вагоны фактически находились на железнодорожном пути с превышение технологического срока оборота вагонов, что объективно свидетельствует о невозможности приема грузополучателем прибывших в его адрес вагонов.
В связи с тем, что грузополучатель не смог принять вагоны, следовавшие в его адрес, вагоны простаивал на путях общего пользования, в связи с чем была начислена плата за нахождение вагона на путях общего пользования.
Все вышеперечисленные документы указываю на наличие вины грузополучателя в задержке вагона на железнодорожной станции. В представленных актах общей формы, в которых указано, что вагон был задержан в пути следования на станции назначения, зафиксировано время задержки; указана причина задержки, зависящая от грузополучателя, указано время отправления вагона с промежуточной станции, время прибытия на станцию назначения.
Представленные документы устанавливают факты, причины и обстоятельства задержки вагона, доказывание которых необходимо для установления вины грузополучателя.
Станцией на основании актов общей формы, составленных станцией отцепки, оформлены итоговые акты общей формы, о чем сделана отметка в накладных.
Таким образом, срок доставки по накладным был увеличен, согласно обстоятельствам, описанным выше, в связи с чем истцом необоснованно заявлены пени в размере 109 291 рубля 19 копеек.
Принимая во внимание, что ответчиком нарушены сроки доставки груза, истцом правомерно начислены пени на общую сумму 65 541 рубль 01 копейка.
Кроме того, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 71 АПК РФ, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, учитывая просрочку доставки груза на незначительные сроки по большинству железнодорожных накладных, правомерно посчитал заявленную истцом сумму неустойки явно несоразмерной последствиям нарушения обязательства и уменьшил ее в порядке ст. 333 ГК РФ до 58 000 рублей.
Обстоятельства, заявленные истцом в апелляционной жалобе документально не подтверждены и опровергаются представленными в материалы дела доказательствами, а также контррасчётом ответчика.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ судебные расходы по апелляционной жалобе подлежат отнесению на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18 августа 2021 года по делу N А40-35767/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-35767/2021
Истец: ООО "НАЛЬЧИКСКИЕ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"