город Ростов-на-Дону |
|
19 апреля 2022 г. |
дело N А32-21711/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей Емельянова Д.В., Ефимовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" представитель Петросян Р.Л. по доверенности от 03.06.2021, диплом, паспорт;
от Департамента имущественных отношений Краснодарского края посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" представитель Миньков Е.А. по доверенности, диплом, паспорт;
от Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" представители Орищенко А.С. по доверенности от 29.11.2021, паспорт, Мордовин Р.В. по доверенности от 27.12.2022, диплом, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края, Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2021 по делу N А32-21711/2021
по заявлению Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Краевая Техническая Инвентаризация - Краевое БТИ" (ИНН 2308248329, ОГРН 1172375070735) к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (ИНН 2308076951, ОГРН 1022301228630)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент имущественных отношений Краснодарского края об оспаривании представления,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация- Краевое БТИ" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением:
- признать недействительным подпункт 1 пункта 1 представления Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - Департамент) от 12.04.2021 N 21-003;
- признать недействительным подпункт 2 пункта 1 представления Департамента от 12.04.2021 N 21-003;
- признать недействительным подпункт 1 пункта 2 представления Департамента от 12.04.2021 N 21-003;
- признать недействительным подпункт 2 пункта 2 представления Департамента от 12.04.2021 N 21-003.
Учреждение уточнило требования, дополнив заявление о признании недействительным представления ДФБН КК от 12.04.2021 N 21-003: на странице 24 заявления в абзаце первом после слов "допущенных при определении кадастровой стоимости (юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления)" является выполненным." дополнить следующими словами: "На основании вышеизложенного, оспариваемое представление ДФБН КК от 12.04.2021 N 21-003 не соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации. Более того, требование представления ДФБН КК от 12.04.2021 N21-003 о возврате в доход краевого бюджета денежных средств в размере 10173777 рублей 41 копейка нарушает право Учреждения на свободу экономической деятельности, регламентированное пунктом 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, поскольку на Учреждение безосновательно возлагается возврат вышеуказанной денежной суммы за нарушения, которые Учреждение не совершало, что создаёт для Учреждения дополнительную финансовую нагрузку.". Уточнения были приняты судом первой инстанции.
Арбитражным судом Краснодарского края к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечён Департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2021 в удовлетворении заявления Учреждения было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Учреждение обратились в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение отменить.
В обоснование апелляционной жалобы Учреждение указывает, что суд первой инстанции не учёл, что вменяемое Учреждению нарушение бюджетного законодательства за невыполнение государственного задания на 2020 год не соответствует требованиям пункта 20 статьи 2.1 Закона N 367-ФЗ и нормами данного закона не признаётся таковым, поскольку деятельность Учреждения в 2020 году приостанавливалась в связи с установленными на территории Краснодарского края ограничительными мероприятиями (карантином) и нерабочими днями, вследствие чего, сумма в размере 9489130 руб. 69 коп. подлежит уменьшению на 5079271 руб. 23 копейки. Судом не дана оценка дополнительным пояснениям Учреждения, приобщённым к материалам дела 26.07.2021, согласно которым вменяемое Учреждению нарушение бюджетного законодательства за невыполнение государственного задания на 2020 год не соответствует требованиям пункта 20 статьи 2.1 Закона N 367-ФЗ.
Суд не применил положение статей 60.2, 151 Трудового кодекса РФ, подлежащих применению, поскольку Департаментом, с письменного согласия Козырева А.А., была реализована норма статьи 60.2. Трудового кодекса РФ, регламентирующая обязательность дополнительной платы за дополнительную работу, отсылая тем самым к статье 151 Трудового кодекса РФ, которой предусмотрено, что при совмещении должностей или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учётом содержания и (или) объёма дополнительной работы. Заместитель директора получал соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством за выполнение обязанностей заместителя директора, а также за совмещение должности исполняющего обязанности директора Учреждения.
Вывод суда о непредоставлении Учреждением доказательств принятия решения со стороны Департамента об установлении Козыреву А.А. спорной надбавки являются недоказанными и опровергаются имеющими в материалах дела вышеуказанными письмами Департамента.
Требования, содержащиеся в подпунктах 1, 2 пункта 1 оспариваемого представления об устранении выявленных нарушений, выразившихся в неправомерной выплате премии и доплаты за совмещение должностей в пользу заместителя директора, исполняющего обязанности директора Учреждения - Козырева А.А. за период с 16.09.2019 по 21.04.2020 и невыполнении Учреждением государственного задания, утверждённого на 2019, 2020 годы являются неисполнимыми/неустранимыми.
В соответствии с государственным заданием на 2019 год Учреждение должно было выполнить две разные работы, в отношении каждой из которых установлены самостоятельные значения плановых показателей объёма выполнения. При этом, судом проигнорированы требования пункта 4 Порядка N 1081 и содержание государственного задания на 2019 год, в результате чего сделан ошибочный вывод, что Учреждением осуществлялся один вид работ с одним значением планового объёма выполнения. Суд в полной мере не учёл доводы Учреждения о фактически выполненном объёме оказания услуги "Рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости". Отсутствуют какие-либо основания говорить о 4390826 объектах, в отношении которых в 2020 году должна была быть определена кадастровая стоимость, количество объектов оценки, в отношении которых должна была быть определена кадастровая стоимость в 2020 году, составляет 2195413.
Суд необоснованно указал, что представитель третьего лица, возражал против удовлетворения заявленных требований Учреждения, тогда как в действительности представитель Департамента поддержал позицию Учреждения и просил признать его требования, что следует из отзыва на заявление.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент имущественных отношений Краснодарского края указывает, что в отзыве на заявление о признании недействительным представления от 12.04-2021 поддержал позицию Учреждения в отношении правомерности произведённых выплат Козыреву А.А..
Суд первой инстанции в должной мере не принял во внимание пояснения Департамента имущественных отношений Краснодарского края, относительно формирования и исполнения государственного задания на 2019 год и 2020 год. В соответствии с установленным государственным заданием Учреждение должно было провести государственную кадастровую оценку в 2019 году 615575 объектов недвижимости, в 2020 году - 2195413 объектов недвижимости и предоставить в Департамент имущественных отношений Краснодарского края отчёт об оценке на бумажном носителе и в электронном виде.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайства Департамента, Департамента имущественных отношений Краснодарского края и Учреждения об участии в судебном заседании посредством использования системы веб-конференции.
Представители Департамента имущественных отношений Краснодарского края и Учреждения поддержали доводы апелляционных жалоб в полном объёме.
Представитель Департамента просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Департаментом в период с 18.01.2021 по 19.02.2021 в отношении Учреждения проведена плановая выездная проверка по вопросам законности и обоснованности расходования средств краевого бюджета и соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Краснодарского края за период 2019-2020 годы, истекший период 2021 года.
По итогам проведения контрольного мероприятия выявлены недостатки в работе Учреждения, зафиксированные в акте от 25.02.2021.
12.04.2021 Департаментом внесено Учреждению представление N 21-003, в соответствии с которым:
1. Учреждению надлежало в срок не позднее 14.06.202 устранить выявленные нарушения путём возврата в доход краевого бюджета денежных средств в размере 10173777 руб. 41 коп и устранить:
1) нецелевое использование средств краевого бюджета на общую сумму 684646 руб. 72 коп. (из них в 2019 году - 418144 руб. 43 коп., в 2020 году - 266532 руб. 29 коп.) в связи с необоснованным начислением и неправомерной выплатой за совмещение должностей и премии по результатам работы за сентябрь-декабрь 2019 года и за январь-апрель 2020 года работнику Козыреву А.А. в нарушение части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4.3.5 Соглашения о предоставлении субсидий из бюджета Краснодарского края Учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 09.01.2019 N 1, от 31.12.2019 N 1, пункта 5 раздела 3 порядка выплаты премий, положения об плате труда руководителя Учреждения, утверждённого приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края;
2) факт невыполнения Учреждением государственного задания, утверждённого на 2019, 2020 годы, установленный Департаментом, при установленных недостигнутых показателях государственного задания сумма, подлежащая возврату в краевой бюджет составляет 9486130 руб. 69 коп., в том числе в 2019 году - 4409859 руб.46 коп., в 2020 году - 5079271 руб. 23 копейки.
2. Учреждению надлежало в срок не позднее 14.06.202 принять меры по устранения причин и условий, в частности, следующих нарушений:
1) указанные в подпункте 1 пункта 1 предписания;
2) неверного подсчёта Учреждением показателя государственного задания в нарушение пункта 39 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Краснодарского края и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утверждённого постановлением Главы Администрации (Губернатора) Краснодарского края от 20.11.2015 N 1081, пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", пунктов 4, 11, 14, 19 Порядка рассмотрения бюджетным учреждениям, созданным субъектом Российской Федерации и наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, обращения об исправлении технических и (или) методологических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, утверждённым приказом Минэкономразвития России от 19.02.2018 N 73.
Учреждением, учитывались фактически направленные ответы по одному обращению за предоставлением государственной услуги, в электронном и бумажном виде, как две разные государственные услуги, что привело к задвоению показателя объёма оказания услуги "количество поступивших обращений, запросов" рассматриваемой услуги.
Учреждением один и тот же объект недвижимости, в отношении которого проведена работа "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" учитывались дважды: при направлении отчёта по результатам кадастровой оценки в уполномоченный орган на бумажном носителе и при направлении отчёта по результатам кадастровой оценки в уполномоченный орган в электронном виде, что привело к необоснованному завышению показателя объёма работ "количество объектов недвижимости, для которых определена кадастровая стоимость".
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд считает апелляционные жалобы департамента имущественных отношений Краснодарского края и Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" подлежащими в удовлетворению в части по следующим основаниям.
В силу положений статей статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания действий (бездействия) судебных приставов незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Департаментом в рамках предоставленных полномочий (статьи 266.1, 267.1, 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановление главы администрации Краснодарского края от 17.02.2006 N 100 "О департаменте финансово-бюджетного надзора Краснодарского края" проведена проверка Учреждения и выдано оспариваемое представление.
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель (часть 1 статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации).
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с этим кодексом.
Согласно части 3 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
В части 1 статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации дано понятие трудового договора как соглашения между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (часть первая статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью второй статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трёх рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трёх рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом.
Частью первой статьи 68 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что приём на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключённого трудового договора.
Как следует из материалов дела, 30.01.2017 Учреждение заключило с Козыревым А.А. трудовой договор N 9/2017 в должности заместителя директора Учреждения.
В связи с прекращением полномочий директора Учреждения с 13.09.2019 согласно приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 13.09.2019 N 1900, на Козырева А.А. с 16.09.2019 было возложено исполнение обязанностей директора Учреждения до даты заключения трудового договора с победителем конкурса на замещение должности директора Учреждения.
Приказом от 16.09.2019 N 176-Л Козыреву А.А. была установлена доплата за исполнение обязанностей по должности директора Учреждения в размере 80% от суммы должностного оклада, ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной надбавки за сложность и напряжённость труда директора за фактически отработанное время (т.1 л.д. 97).
Дополнительным соглашением от 16.09.2019 N 286/2019 к трудовому договору от 30.01.2017 N 9/2017 Козыреву А.А. была назначена дополнительная плата в размере 80% от суммы основного должностного оклада, ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной надбавки за сложность и напряженность труда директора за фактически отработанное время. Дополнительное соглашение от 16.09.2019 к трудовому договору от 30.01.2017 N 9/2017, подписано со стороны Учреждения исполняющим обязанности директора Козыревым А.А. и со стороны работника - заместителем директора Козыревым А.А.. Указанная дополнительная плата производилась Козыреву А.А. начиная с 16.09.2019.
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.04.2020 N 633 Козырев А.А. назначен на должность директора Учреждения.
Согласно пункта 9 Положения об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 02.09.2010 N 742 установлено, что руководителю государственного учреждения Краснодарского края ежемесячная надбавка за сложность и напряжённость труда, премии по результатам работы устанавливаются по решению Департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Доказательства установления Департаментом имущественных отношений Краснодарского края Козыреву А.А. ежемесячная надбавка за сложность и напряжённость труда, в материалах дела не представлены.
Доказательства принятия Департаментом имущественных отношений Краснодарского края решений о премировании руководителя Учреждения Козырева А.А., в материалы дела не представлены.
Материалами дела подтверждается, что в период исполнения обязанностей руководителя Учреждения Козыреву А.А. произведены выплаты за совмещение, ежемесячная надбавка за сложность и напряжённость, ежемесячное денежное поощрение на общую сумму 211 464 руб. 73 коп., в том числе в 2019 году - 104963 руб. 58 коп., в 2020 году 106501 руб. 15 копеек.
При отсутствии доказательств согласования с Департаментом имущественных отношений Краснодарского края, Козыревым А.А. в период исполнения обязанностей руководителя Учреждения, произведены выплаты премий на общую сумму 599598 руб. 95 коп., в том числе за период сентябрь-декабрь 2019 года 418632 руб. 88 коп., за январь-апрель 2020 года 180966 руб. 15 копеек.
Для определения целевого или нецелевого характера использования бюджетных средств учитываются в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств. Выплата за счёт средств бюджета сумм в пользу лица, не имевшего законных оснований к их получению, причиняет ущерб публично-правовому образованию - Краснодарскому краю.
В результате чего, Департамент обоснованно указал, что Учреждением в проверяемом периоде допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в общей сумме 684 646 руб. 72 коп., в том числе в 2019 году 418114 руб. 43 коп., в 2020 году 266532 руб. 29 копеек.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.06.2021 по делу N A32-14135/2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2021, постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.12.2021 подтверждён факт нецелевого использования Учреждением средств краевого бюджета. Определением Верховного суда Российской Федерации от 31.03.2022 было отказано в передаче кассационной жалобы Учреждения на названные судебные акта для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.09.2021 по делу N А32-14133/2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2021, постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.02.2022 подтверждён факт нецелевого использования Учреждением средств краевого бюджета сумму 266532 руб. 29 копеек.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 11.08.2021 по делу N 21-1512/2021, также был подтверждён факт нецелевого использования Учреждением средств краевого бюджета в 2019 году на сумму 418114 руб. 43 копейки. Аналогичные обстоятельства были установлены и решением судьи Краснодарского краевого суда от 02.08.2021 по делу N 21-1514/2021.
Частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
С учётом изложенного, вывод суда первой инстанции в части нецелевого использования Учреждением средств краевого бюджета в общей сумме 684 646 руб. 72 коп., апелляционный суд находит обоснованным.
В части довода Департамента о невыполнении Учреждением государственного задания, утверждённого на 2019 и 2020 годы, судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные данным Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
В силу пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
В абзаце 33 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации дано определение государственному заданию, согласно которому государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объёму (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Общие требования к государственному заданию содержатся в статье 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Так, государственное задание должно содержать, среди прочего, показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных услуг (выполняемых работ). Оно формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных услуг, оказываемых физическим лицам, и региональными перечнями (классификаторами) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных услуг (абзац 3 пункта 1 и абзацы 2, 4, 6 пункта 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Финансовое обеспечение выполнения государственных заданий (учреждениями субъекта Российской Федерации) осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом объём финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, утверждаемых в указанном порядке, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности (абзацы 1-2 пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, государственное задание для бюджетного учреждения должно формироваться с учётом нормативных затрат, определяемых учредителем, и в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными уставом данного учреждения, осуществлять реализацию направлений своей деятельности на основе составленного и утверждённого его учредителем плана финансово-хозяйственной деятельности.
09.01.2019 между Департаментом имущественных отношений Краснодарского края и Учреждением было заключено соглашение N 1 о предоставлении субсидии из бюджета Краснодарского края государственному бюджетному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее - Соглашение), в соответствии с пунктом 1.1 которого предметом его заключения является предоставление Учреждению из бюджета Краснодарского края в 2019 году и плановом периоде 2020 и 2021 годов субсидии на финансовое обеспечение выполнение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Пунктами 4.3.3 и 4.3.5 Соглашения предусмотрена обязанность Учреждения направлять средства субсидии на выплаты, установленные планом финансово-хозяйственной деятельности Учреждения, сформированным и утверждённым в порядке, определённом приказом Департаментом имущественных отношений Краснодарского края, а также выполнять иные обязательства, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, Порядком и настоящим Соглашением.
В соответствии с государственным заданием на 2019 год (в редакции от 22.08.2019), по виду работы "определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ" (часть 2 разделы 3 и 4) установлены значения показателей объёма работы на 2019 год в виде 615575 объектов недвижимости, в отношении которых определена кадастровая стоимость. При этом, в государственном задании форма такой работы определена в электронном и бумажном виде с одним и тем же показателем объёма 615575 объектов.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.11.2015 N 1081 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Краснодарского края и финансового обеспечения выполнения государственного задания" утверждено Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Краснодарского края и финансовом обеспечении выполнения государственного задания.
Государственное задание формируется, в том числе бюджетных учреждений в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам (далее - общероссийский перечень), утвержденными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также в соответствии с региональным перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые перечни, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Краснодарского края, утверждённым в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
Согласно приложению N 1 к порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Краснодарского края и финансового обеспечения выполнения государственного задания (форма государственного задания), показатель объёма государственной услуги (работ) заполняется также в соответствии с общероссийским базовым перечнем или региональным перечнем.
В соответствии с региональным перечнем, по которым выявлены отклонения установлены следующие показатели, характеризующие объём оказанных услуг (работ): количество поступивших обращений, запросов, количество объектов недвижимости, для которых определена кадастровая стоимость.
Согласно письму Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 18.02.2019 N 11-310/6132 в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке в 2019 году включены 615575 объектов.
Материалами дела подтверждается, что плановый показатель объёма количества оказанных услуг (выполненных работ), утверждённый в государственном задании на 2019 год, составил 3561993 единицы, а общее допустимое (возможное) отклонение от установленных показателей определено в размере 10 процентов.
Департаментом было установлено, что фактически установленное выполнение государственного задания составило 2946284 против планового показателя 3561993 единиц. Следовательно, отклонение от государственного задания в сторону невыполнения составило 615709 единиц.
Из материалов дела следует, что региональным перечнем (классификатором) были предусмотрены следующие виды работ:
- реестровый номер 683116.Р.23.1.03570136001: услуга (работа) - определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"; содержание услуги - определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках государственной кадастровой оценке; условия оказания услуг - в электронном виде; показатели объёма - количество объектов недвижимости, для которых определена кадастровая стоимость (единица).
- реестровый номер 683116.Р.23.1.03560137001: услуга (работа) - определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"; содержание услуги - определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках государственной кадастровой оценке; условия оказания услуг - в бумажном виде; показатели объёма - количество объектов недвижимости, для которых определена кадастровая стоимость (единица).
В силу положения статей 13 и 14 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", определение кадастровой стоимости определяется в отношении всех объектов недвижимости, содержащихся в Перечне объектов недвижимости. Итоговым документом, составленным по результатам определения кадастровой стоимости, является отчёт, который составляется на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.
В этой связи вывод суда первой инстанции о том, что показатель объёма работ "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в 2019 году должен составлять 1231150 является документально не подтверждённым.
Доказательства того, что государственное задание содержит в качестве показателя объёма - 1231150 объектов, в материалы дела не представлены.
С учётом изложенного, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что Департаментом не доказан факт недостижения Учреждением планового значения объёма выполнения работ на 2019 год.
При этом, лицами, участвующими в деле не отрицается, что Учреждением определена кадастровая стоимость объектов недвижимости в отношении 615575 объектов, как в электронном виде, так и не бумажном носителе.
Выполнение государственного задания на 2019 год по разделу 3 в объёме 615575 объектов также подтверждается отчётом N 4-2019 об итогах государственной кадастровой оценки сооружений, единых недвижимых комплексов, земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, земельных участков из состава земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Краснодарского края по состоянию на 01.01.2019 года.
Соответствие отчёта N 4-2019 установленным требованиям подтверждено уведомлением Росреестра от 03.09.2019 N 15-01149/19.
Лицами, участвующими в деле не отрицается, что Учреждением отчёты о государственной кадастровой оценке N 4-2019 был составлен в бумажном и электронном виде и направлен в Департамент имущественных отношений Краснодарского края.
В силу статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и Порядка рассмотрения бюджетным учреждением обращения об исправлении технических и (или) методологических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 19.02.2018 N 73, бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
По итогам рассмотрения обращения об исправлении ошибок бюджетным учреждением могут быть приняты: 1) решение о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием технической и (или) методологической ошибок; 2) решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие технической и (или) методологической ошибок не выявлено.
Бюджетное учреждение по итогам рассмотрения обращения об исправлении ошибок направляет заявителю ответ.
Учитывая приведенные положения нормативных правовых актов результатом оказания услуги, является принятое бюджетным учреждением решение и ответ заявителю.
Как следует из оспариваемого представления Департамента, результатом выборочного анализа представленных сведений об оказанных государственных услугах (выполненных работ) за 2019 год фактический объём оказанных услуг "Рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления)" составил 289 единиц.
При этом, согласно представленным Учреждением сведениям объём услуги "Рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления)" составил 399 единиц.
Доказательств того, что Учреждением в 2019 году не было принято 399 решений по заявлениям об исправлении технических и (или) методологических ошибок и не направлено в адрес заявителей 399 ответов по результатам рассмотрения обращений, Департаментом в материалы дела не представлены.
Суд первой инстанции при рассмотрении доводов Учреждения не было учтено, что Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации была установлена нерабочая неделя с 30.03.2020 по 03.04.2020.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.03.2020 N 129 на территории Краснодарского края был введён режим повышенной готовности.
На основании чего, Учреждением приказами от 26.03.2020 N 66, от 03.04.2020 N 74 были установлены нерабочие дни с 28.03.2020 по 30.04.2020 включительно.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.03.2020 N 185 (в редакции от 04.06.2020 N 318) на территории Краснодарского края с 31.03.2020 по 21.06.2020 были введены ограничительные мероприятия (карантин), а именно запрет лицам, проживающим (находящимся) на территории Краснодарского края, покидать места проживания (пребывания), за исключением, в том числе случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая допустима и не приостановлена на период действия ограничительных мероприятий (карантина).
Указами Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" нерабочие дни были продлены до 08.05.2020.
На основании изложенного, Учреждение с целью исполнения государственного задания приказом от 20.04.2020 N 76 допустило работников к работе как непосредственно на месте работы в период с 10 часов 00 минут до 16 часов 00 минут, организовало для части сотрудников удаленный доступ.
Таким образом, уставная деятельность Учреждения в период с 30.03.2020 по 19.04.2020 была приостановлена в полном объёме в виду установленных ограничительных мероприятий (карантина), с 20.04.2020 для выполнения государственного задания был допущен ряд сотрудников к работе на неполный рабочий день.
С учётом изложенного, а также показателя установленного государственным заданием и допустимого отклонения показателей государственного задания, апелляционный суд по государственной услуге "Рассмотрение обращений, связанных с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления)" апелляционный суд находит выполненным.
В части довода о невыполнении Учреждением государственного задания на 2020 год планового показателя объёма выполнения работ указанных в Разделе 2 и 3 с различными реестровыми номерами:
- 683116.Р.23.1.03570136001 - "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценки", выполняемой в электронном виде;
683116.Р.23.1.03560137001 - "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценки", выполняемой в бумажном виде.
По данному эпизоду судом первой инстанции сделан ошибочный вывод, что Учреждением осуществлялся один вид работ с одним значением планового объёма выполнения. Показатель объёма работ "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в 2020 году должен составлять 4390826.
Суд необоснованно пришёл к выводу, что Учреждение в ходе государственной кадастровой оценки должно было оценить 2195413 объектов только в электронном виде, и 2195413 объектов на бумажном носителе.
Значение планового показателя объёма выполнения работ в размере 4390826 объектов в государственном задании отсутствует и не могло быть установлено департаментом имущественных отношений Краснодарского края, так как определялось не произвольно, а исходя из количества объектов оценки, содержащихся в Перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 01.01.2020. Данное количество составляет 2195413 единиц.
Доказательства того, что по состоянию на 01.01.2020 имелось иное количество объектов, подлежащих оценке, свыше 2195413 единиц, в материалы дела не представлены.
С учётом изложенного, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что Департаментом не доказан факт недостижения Учреждением планового значения объёма выполнения работ на 2020 год.
При этом, лицами, участвующими в деле не отрицается, что Учреждением определена кадастровая стоимость объектов недвижимости в отношении 2195413 объектов, как в электронном виде, так и не бумажном носителе.
Выполнение государственного задания на 2019 год по разделу 3 в объёме 2195413 объектов также подтверждается отчётом N 5-2020 об итогах государственной кадастровой оценки сооружений, единых недвижимых комплексов, земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, земельных участков из состава земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Краснодарского края по состоянию на 01.01.2020 года.
Лицами, участвующими в деле не отрицается, что Учреждением отчёт о государственной кадастровой оценке N 5-2020 был составлен в бумажном и электронном виде и направлен в Департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Нарушение судом первой инстанции норм процессуального права апелляционным судом не установлено.
Апелляционным судом установлено, что материалами дела подтверждается отсутствие со стороны Учреждения нарушений бюджетного законодательства в части невыполнения государственного задания, утверждённого на 2019, 2020 год.
На основании изложенного апелляционный суд пришёл к выводу о том, что подпункт 2 пункта 1 и подпункт 2 пункта 2 представления Департамента от 12.04.2021 N 21-003 не соответствуют требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и нарушают права и законные интересы Учреждения, как исполнителя государственного задания, так и Департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Оснований для удовлетворения требований Учреждения в оставшейся части заявления, апелляционным судом не установлено.
Согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить определение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является неправильное применение норм материального права.
На основании изложенного, апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2021 по делу N А53-21711/2021 подлежит отмене в части в порядке части 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием по делу нового судебного акта.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
При решении вопросов, связанных с исчислением и уплатой государственной пошлины, суд руководствуется как положениями главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, так и главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу части 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобождён от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2021 по делу N А32-21711/2021 отменить в части отказ в удовлетворении требований Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Краевая Техническая Инвентаризация - Краевое БТИ" (ИНН 2308248329, ОГРН 1172375070735) и признать недействительным представление Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 12.04.2021 N 21-003 в части подпункта 2 пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 представления, как не соответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части апелляционной жалобы отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-21711/2021
Истец: ГБУ КК "Краевая техническая инвентаризация-Краевое БТИ", Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Краевая Техническая Инвентаризация - Краевое БТИ"
Ответчик: Департамент финансово-бюджетного надзора КК, Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
06.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5748/2022
26.12.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15956/2022
16.08.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5748/2022
19.04.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19501/2021
30.09.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-21711/2021
27.07.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11636/2021