г. Киров |
|
21 апреля 2022 г. |
Дело N А28-12678/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Загоскиной М.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя Пенсионного фонда - Жукова А.А., действующего на основании доверенности от 10.12.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 22.02.2022 по делу N А28-12678/2021
по заявлению Кировского областного Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Кировский областной клинический перинатальный центр" (ИНН: 4347004009, ОГРН: 1034316528080)
к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области (ИНН: 4346002922, ОГРН: 1024301326280)
о несогласии с размером штрафа по решению,
и по встречному заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области
к Кировскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Кировский областной клинический перинатальный центр"
о взыскании финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
Кировское областное Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кировский областной клинический перинатальный центр" (далее - КОГБУЗ "КОКПЦ", Учреждение, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области (далее - Пенсионный фонд) о несогласии с размером штрафа, установленного решением от 26.08.2021 N 053S19210005694.
Пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Кировской области с встречным заявлением к Учреждению о взыскании 184 500 рублей финансовых санкций по решению от 26.08.2021 N 053S19210005694 за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющие) за 2020 год.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 22.02.2022 признано недействительным решение от 26.08.2021 N 053S19210005694 в части применения штрафных санкций в размере 138 375 рублей. Встречное требование Пенсионного фонда удовлетворено частично, суд взыскал с Учреждения в пользу Пенсионного фонда финансовые санкции в размере 46 125 рублей (штраф снижен в 4 раза с учетом установленных судом смягчающих обстоятельств).
Пенсионный фонд с принятым решением суда в части снижения размера штрафа не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда в указанной части отменить и принять по делу новый судебный акт, настаивая, что снижение штрафа в 4 раза является явно несоразмерным допущенному нарушению и установленным обстоятельствам дела, ведет к нарушению принципа справедливости.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Пенсионного фонда настаивал на своей позиции по делу.
КОГБУЗ "КОКПЦ" отзыв на апелляционную жалобу не представило, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя КОГБУЗ "КОКПЦ".
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения решения суда по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) предусмотренные настоящей статьей сведения.
В силу абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В абзаце 2 пункта 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н установлено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.03.2021 Учреждение представило в Пенсионный фонд сведения для индивидуального персонифицированного учета по форме СЗВ-СТАЖ (исходные) за 2020 год в отношении 477 застрахованных лиц.
22.04.2021 Пенсионный фонд направил в адрес страхователя протокол расхождения в отчетности СЗВ-СТАЖ и РСВ за 2020 год и уведомление об устранении ошибок, которые были получены Учреждением в тот же день.
11.06.2021 Учреждение представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющие) за 2020 год на 369 застрахованных лиц.
Установив факт нарушения сроков представления сведений, Пенсионный фонд провел проверку, по итогам которой составил акт от 14.07.2021 и вынес решение от 26.08.2021 N 053S19210005694 о привлечении Учреждения к ответственности за совершение правонарушения по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 184 500 рублей (369 х 500 рублей).
Таким образом, поскольку Учреждение по требованию Пенсионного фонда представило сведения по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющие) за 2020 год на 369 застрахованных лиц только 11.06.2021 (то есть после истечения 5 рабочих дней со дня получения уведомления об ошибках), Пенсионный фонд правомерно применил к Учреждению финансовые санкции по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Между тем, оценив позиции сторон, рассмотрев доводы страхователя об уменьшении размера штрафа, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возможности снижения штрафных санкций.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, что предполагает дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Действительно положениями Закона N 27-ФЗ не предусмотрено снижение штрафных санкций.
Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 19.01.2016 N 2-П признал подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" не соответствующими Конституции Российской Федерации, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов.
Признание конкретных обстоятельств в качестве смягчающих ответственность и уменьшение размера штрафа является правом суда и нормам действующего законодательства не противоречит.
Кроме того, с 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, при установлении ответственности и назначении наказания необходимо руководствоваться главой 15 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Таким образом, при решении вопроса о возможности снижения штрафных санкций суд первой инстанции правильно учел следующие обстоятельства: правонарушение совершено впервые, отсутствует умысел на совершение правонарушения и наступление каких-либо негативных последствий для Пенсионного фонда и иных лиц; социальная направленность деятельности Учреждения (оказание медицинских услуг экстренной и плановой помощи), отсутствие у страхователя задолженности перед Пенсионным фондом.
Взыскание судом первой инстанции штрафа в размере 46 125 рублей соответствует характеру, обстоятельствам и последствиям допущенного страхователем правонарушения, учитывает степень его вины, а также устанавливает размер ответственности, адекватный и соразмерный деянию страхователя. Апелляционный суд не усматривает оснований для изменения размера штрафа, взысканного судом первой инстанции в сумме 46 125 рублей.
Доводы Пенсионного фонда, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют об отсутствии оснований для уменьшения размера штрафа.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Кировской области от 22.02.2022 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также исходя из фактических обстоятельств дела.
Апелляционная жалоба Пенсионного фонда удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 22.02.2022 по делу N А28-12678/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-12678/2021
Истец: ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области, КОГБУЗ "Кировский областиной клинический периантальный центр"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области
Третье лицо: ОПФР ПО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ