г. Чита |
|
20 апреля 2022 г. |
Дело N А19-18768/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Магистраль-Транзит" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 января 2022 года по делу N А19-18768/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Магистраль-Транзит" (ОГРН 1073818000222, ИНН 3818021800; 666504, Иркутская область, Казачинско-Ленский район, Магистральный рабочий поселок, Российская улица, 2В, 6) к Территориальному управлению Министерства лесного комплекса Иркутской области по Качугскому лесничеству (ОГРН 1173850038020, ИНН 3827054946; 666203, Иркутская область, Качугский район, Качуг рабочий поселок, Морозова улица, дом 1) о признании незаконным решения, выраженного в уведомлении об отказе в приеме лесной декларации от 12.08.2021 N 1152,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Магистраль-Транзит" (далее - заявитель, ООО "Магистраль-Транзит" или общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Качугскому лесничеству (далее - ответчик, Качугское лесничество или территориальное управление), выраженного в уведомлении об отказе в приеме лесной декларации от 12.08.2021 N 1152.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 января 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что у ответчика имелись основания, предусмотренные пунктом 6 Порядка, для отказа в приеме лесной декларации.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Магистраль-Транзит" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда, считает его незаконным и необоснованным, и подлежащим отмене, по доводам, изложенным в жалобе.
Заявитель апелляционной жалобы отмечает, что решение, выраженное в Извещении об отказ в приеме лесной декларации, принято 12 августа 2021 года, то есть спустя 26 рабочих дней или 36 календарных дней, что является нарушением статьи 6 Порядка N 17.
ООО "Магистраль-Транзит" указывает, что нарушение срока извещения нарушает его права и законные интересы, а также препятствует осуществлению обществом предпринимательской деятельности в рамках действующего законодательства и договора аренды.
ООО "Магистраль-Транзит" заявлено ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи со значительной удаленностью общества от Четвертого арбитражного апелляционного суда, а равно отсутствия возможности добраться до места проведения судебного заседания в связи со сложной финансово-экономической ситуацией в стране.
В соответствии со статьей 158 АПК РФ в случае если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными. Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
Из приведенных норм процессуального права следует, что отложение судебного разбирательства по ходатайству стороны является правом, а не обязанностью арбитражного суда. При этом удовлетворение такого ходатайство возможно только при наличии уважительных причин.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 158 АПК РФ, не находит оснований для отложения судебного разбирательства, постольку ООО "Магистраль-Транзит", являясь лицом, надлежащим образом, извещенным о времени и месте судебного заседания, судом не признано обязанным обеспечить явку в судебное заседание, как и не заявило суду причины, по которым необходимо личное участие общества в судебное заседание, не привело доводов, относительно каких обстоятельств заявитель хотел бы дать пояснения суду лично, дополнительных доказательств суду не представило, как и не заявило иных ходатайств по существу рассматриваемого дела.
Отзыва на апелляционную жалобу от Качугского лесничества не поступило.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Магистраль-Транзит" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1073818000222.
24.11.2011 между Агентством лесного хозяйства Иркутской области (арендодатель) и ООО "Магистраль-Транзит" (арендатор) на основании протокола N 1 результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 10.11.2011, заключен договор аренды лесного участка N 91-441/11, в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять в возмездное временное пользование лесной участок, расположенный на землях лесного фонда, имеющий местоположение: Иркутская область, Качугский район, Качугское лесничество, эксплуатационные леса, Ангинское участковое лесничество, Ангинская дача, кварталы NN 29 ч, 30-50, 62 ч, 63-75, 118, 119, 122-136, 185, 186, 187 ч, 189, 204, защитные леса, Ангинское участковое лесничество, Ангинская дача, кварталы М" 29 ч, 61, 62 ч, 120, 121, 187 ч, 188, общей площадью 53273 га, в границах, указанных в плане лесного участка (схеме) с номером учетной записи в государственном лесном реестре 811-2010-12 (приложение N 2 к договору) (далее - участок) в целях использования лесов для заготовки древесины.
Возможный ежегодный объем заготовки древесины при рубке спелых и перестойных лесных насаждений в эксплуатационных лесах составляет всего 59,6 тыс. м3 ликвидной древесины, в том числе 50,8 тыс. м3 по хвойному хозяйству. Из них: сплошные рубки - 58,5 тыс.м3 ликвида, в том числе 50,7 тыс.м3 по хвойному хозяйству; выборочные рубки - 1,1 тыс.м3 ликвида, в том числе 0,1 тыс.м по хвойному хозяйству.
В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 N 178-пп Агентство лесного хозяйства Иркутской области с 15.06.2016 переименовано в Министерство лесного комплекса Иркутской области.
07.07.2021 ООО "Магистраль-Транзит" в рамках договора аренды лесного участка N 91-441/11 от 24.11.2011 года обратилось в Территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Качугскому лесничеству с лесной декларацией N 1 от 07.07.2021 года об использовании лесов в 2021 году.
03.09.2021 в адрес общества поступило в уведомление об отказе в приеме лесной декларации от 12.08.2021 N 1152.
По утверждению заявителя в нарушение порядка предоставления государственной услуги по приему лесных деклараций утвержденного Приказом Минприроды России от 08.12.2016 года N 641 "Об утверждении Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов", пункта 6 "Порядка заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме" утвержденного Приказом Минприроды России от 30.07.2021 года N 539 был нарушен срок направления извещения об отказе в приеме лесной декларации, что, по его мнению, является основанием для признания решения недействительным.
В ходе проверки лесной декларации Качугским лесничеством выявлены следующие нарушения ООО "Магистраль-Транзит":
Несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию согласно п. п. 3, п. 2.11.1 "Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов", в части несоблюдения сроков лесосек и вырубкам прошлых лет, не соблюдены условия масштаба схем в приложении 4.
Заявитель полагая, что решение об отказе, не соответствует требованиям закона, а также нарушает права и законные интересы ООО "Магистраль-Транзит" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Между тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.
В силу части 2 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), лесная декларация ежегодно подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно частям 1 и 3 статьи 26 ЛК РФ, лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" (далее - Порядок N 17).
Согласно пункту 2 Порядка N 17, лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, в орган государственной власти или орган местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов.
Уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение пяти рабочих дней со дня получения направляет лесопользователю письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа (пункт 6 Порядка N 17).
Таким образом, в пункте 6 Порядка N 17 заполнения и подачи лесной декларации приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме лесной декларации.
Согласно статье 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно статье 66 АПК РФ, доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Из пункта 3 Порядка N 17 следует, что в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.
При использовании лесов в целях заготовки древесины лесная декларация может подаваться как на весь допустимый объем древесины, подлежащий изъятию в соответствующем году, установленный договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов, так и на каждую лесосеку, где планируется заготовка древесины согласно проекту освоения лесов.
Согласно пункту 6 Порядка N 17 уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
Пунктом 2.11.1 Административного регламента установлено, что основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги в части приема лесных деклараций являются:
1) непредставление документов, указанных в Административном регламенте;
2) недостоверность сведений, указанных в лесной декларации;
3) несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию;
4) несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов.
Таким образом, из приведенных положений следует, что несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов, а также указание в ней недостоверных сведений является основанием для отказа в приеме лесной декларации.
При проверке спорной лесной декларации выявлено ее несоответствие установленным требованиям.
Согласно статье 45 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.12.2020 N 993 "Об утверждении правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лестничествах, указанных в статье 23 ЛК РФ (далее - Правила) количество зарубов в расчете на 1 км в зависимости от ширины лесосек, ветроустойчивости оставляемых полос леса устанавливается: при ширине (протяженности) лесосек до 50 м - не более 4; при ширине (протяженности) лесосек 51 - 150 м - не более 3; при ширине (протяженности) лесосек 151 - 250 м - не более 2; при ширине (протяженности) лесосек свыше 250 м - 1.
Между зарубами должны оставляться участки леса шириной, соответствующей ширине лесосеки, установленной для этих насаждений.
Согласно пункту 48 Правил, срок примыкания лесосек при сплошных рубках устанавливается, не считая года рубки, с учетом периодичности плодоношения древесных пород, обеспечения их успешного естественного восстановления лесов или условий создания лесных культур, сохранения экологических свойств лесов.
При искусственном восстановлении лесов на лесосеке или при сохранении подроста целевых пород допускается установление срока примыкания по любой стороне лесосеки не менее двух лет (приложения 2 - 35 к настоящим Правилам).
Сроки примыкания лесосек при выборочных рубках спелых, перестойных лесных насаждений не устанавливаются.
В случае примыкания лесосек при выборочных рубках спелых, перестойных лесных насаждений интенсивностью 40 процентов и более при их примыкании к лесосекам сплошных рубок спелых, перестойных лесных насаждений сроки примыкания устанавливаются такие же, как и для сплошных рубок спелых, перестойных лесных насаждений.
В приложении N 3 к лесной декларации в общей схеме указано, что между зарубами должны оставаться участки леса шириной, соответствующей ширине лесосеки установленной для этих насаждений, при этом ООО "Магистраль-транзит" расстояние между зарубами не выдержало.
В приложении N 4 к лесной декларации, в схеме размещения лесосеки в Ангинской даче квартал 50 выдел 17,19,22,23 не соблюдены сроки примыкания, При искусственном восстановлении лесов на лесосеке или при сохранении подроста целевых пород допускается установление срока примыкания по любой стороне лесосеки не менее 2 лет. В данном случае лесосека примыкает к вырубке 2017 года, на которой проведено искусственное лесовосстановление в 2020 году, следовательно, лесосека будет подходить только в 2023 году.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что данные обстоятельства свидетельствуют об указании в лесной декларации недостоверных сведений.
Данные выводы ответчика, заявителем апелляционной жалобы не оспариваются.
Более того, из отзыва следует, что 09.09.2021 года и 16.09.20212 года ООО "Магистраль-транзит" вносило изменения в лесную декларацию и 21.09.2021 года она была принята Территориальным управлением Министерства лесного комплекса Иркутской области по Качугскому лесничеству (извещение N 1281).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что у ответчика имелись основания, предусмотренные пунктом 6 Порядка N 17, для отказа в приеме лесной декларации.
Доводы заявителя о нарушении срока направлении ему извещения об отказе в приеме лесной декларации оценены и правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку требований к форме и содержанию такого извещения действующим законодательством не установлено.
Ссылка заявителя на возврат декларации с пропуском установленного Административным регламентом срока также правомерно отклонена судом, так как данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии оснований для возврата лесной декларации.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 января 2022 года по делу N А19-18768/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-18768/2021
Истец: ООО "Магистраль-Транзит"
Ответчик: Территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Качугскому лесничеству