город Томск |
|
21 апреля 2022 г. |
Дело N А27-18737/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.04.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.04.2022.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Аюшева Д.Н.,
судей: Колупаевой Л.А.,
Назарова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-2296/2022) общества с ограниченной ответственностью "Куйбышевская инженерная компания" на решение от 14.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-18737/2021 (судья Куликова Т.Н.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (654006, Кемеровская область - Кузбасс, Новокузнецк город, Строителей (Центральный р-н) проспект, дом 98, ОГРН 1144217006966, ИНН 4217166136)
к обществу с ограниченной ответственностью "Куйбышевская инженерная компания" (654063, Кемеровская область - Кузбасс, Новокузнецк город, Веры Соломиной (Куйбышевский р-н) улица, дом 15, ОГРН 1154253000550, ИНН 4253026751)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Киреева Е.А., доверенность от 10.01.2021,
от ответчика: без участия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - ООО "Водоканал") обратилось к обществу с ограниченной ответственностью "Куйбышевская инженерная компания" (далее - ООО "КИК") с иском о взыскании 19 485 руб. 96 коп. расходов за обеспечение надлежащей эксплуатации (ремонт) узла учета холодной воды в многоквартирном доме по адресу: г. Новокузнецк, ул. Карла Маркса, 14а, 714 руб. 67 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.01.2020 по 01.09.2021.
Решением от 14.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены частично: с ООО "Куйбышевская инженерная компания" в пользу ООО "Водоканал" взыскано 19 485 руб. 96 коп. расходов, 651 руб. 31 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, 1993 руб. 73 коп. расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "КИК" в апелляционной жалобе просит его отменить. В обоснование подателем жалобы указано следующее: ООО "Кик" приступило к обслуживанию многоквартирного дома с 01.05.2020, на этот момент прибор учета холодной воды не был установлен, собственники помещений в доме не принимали решения по вопросу ремонта прибора учета холодной воды, отсутствует подтверждения, что ООО "Водоканал" понесло расходы; из платежного поручения N 14512 от 13.11.2020 на сумму 85 215 руб. 66 коп не возможно выделить данную сумму.
ООО "Водоканал" в отзыве просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения как соответствующее законодательству.
Ответчик явку представителя в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечил.
Апелляционная жалоба в соответствии со статьей 156 АПК РФ рассмотрена в отсутствие представителя указанного лица.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, настаивал на оставлении решения суда без изменения.
Выслушав представителя истца, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "КИК" является управляющей компанией в многоквартирном доме в г. Новокузнецке: по ул. Карла Маркса, 14а, что подтверждается протоколом внеочередного собрания собственников N 2 от 20.02.2020.
В указанном многоквартирном доме установлен общедомовый прибор учета холодной воды. Согласно договору подряда на установку и ремонт узлов учета холодного водоснабжения N Р-50/2019 от 13.06.2019 г. и акту о приемке выполненных работ N288 от 07.10.2020 в многоквартирном доме в г. Новокузнецке по ул. Карла Маркса, 14а произведена работа по ремонту узла учета холодного водоснабжения. Данные работы произведены в порядке, предусмотренном ч. 12 ст. 13 ФЗ от 23.11.2009 г N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Общая стоимость работ по ремонту узлов учета холодного водоснабжения составила 19 485 руб. 96 коп.
Ссылаясь на то, что ответчик, как управляющая организация в многоквартирном доме, обязана возместить истцу расходы на ремонт узла учета холодного водоснабжения, ООО "Водоканал", претензией N 1132/3 от 03.06.2021 потребовало оплатить задолженность.
Неисполнение ответчиком указанного требования послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из того, что истец, исполнивший обязанность по несению расходов на ремонт прибора учета, имеет право требования по компенсации соответствующих затрат за счет управляющей компании.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Исходя из части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи) организации, указанные в части 9 настоящей статьи (энергоснабжающие или сетевые), обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
В соответствии с частью 1, пунктом 5 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и должно обеспечивать, в том числе: постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами N 354.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пунктом 17 Правил N 1034 установлено, что организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями указанных Правил, включает: а) получение технических условий на проектирование узла учета; б) проектирование и установку приборов учета; в) ввод в эксплуатацию узла учета; г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д) поверку, ремонт и замену приборов учета.
Пунктом 5.1.2 Правил N 170 установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны, в частности, совершенствовать учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и воды путем оснащения тепловых узлов зданий современными контрольно-измерительными приборами и приборами учета (теплосчетчики и водосчетчики), установки поквартирных водо- и газосчетчиков и обеспечивать их сохранность и работоспособность; на вводе системы горячего водоснабжения должны быть установлены приборы учета (теплосчетчики или водосчетчики) с выводом показаний на диспетчерский пункт (пункт 5.3.13).
В соответствии с пунктом 18 Минимального перечня общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, включает проверку исправности, работоспособности, регулировку и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах).
Исходя из вышеизложенного, управляющая компания является надлежащим ответчиком по иску как о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета, так и последующего ремонта приборов учета, принимая во внимание установленный законодательством механизм возмещения затрат (за счет собственников путем включения соответствующих платежей в платежные документы), а также особый статус управляющей организации, которая является исключительно лицом, опосредующим отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 марта 2016 года N 301-ЭС16-1174 по делу N А28-1084/2015).
Вопреки доводам подателя жалобы, проведение общего собрания собственников многоквартирного дома в данной ситуации не требуется, поскольку обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных приборов учета, в том числе их надлежащей эксплуатации путем проведения ремонта, входит в обязанности управляющей организации (часть 2 статьи 162 Кодекса, подпункт "к" пункта 11 Правил N 491). Выполнение таких работ для управляющей компании является обязательным в силу закона.
Ссылка подателя жалобы на неприменение судом первой инстанции положений Федерального закона N 261-ФЗ о рассрочке оплаты стоимости установки приборов учета до 5 лет, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку в данном случает производился ремонт уже имеющегося прибора учета.
Доказательством того, что прибор учета ранее установлен в МКД является акт приемки водомерных узлов от 31.03.2014 (л.д. 88), согласно которому в доме установлен прибор учета ВСКМ-32N 027273, а также акт от 08.10.2019 (л.д. 89) проверки системы водоснабжения и водоотведения, в котором указано что прибор учета не исправен, не считывает показания, необходимо управляющей компании ООО УК "Фортуна" его заменить до 09.11.2019.
При обследовании водомерного узла в МКД по адресу: ул. Карла Маркса, 14а от 20.07.2020 г. N 989 (л.д.68), установлено, что общедомовой узел учета не исправен и необходимо провести работы по его ремонту. На основании акта обследования определен объем работ, представленный ООО "Взлет-Кузбасс" в технических условиях 01 от 21.07.2020 (л.д.68) от ООО "Водоканал".
Таким образом, в МКД общедомовой узел учета холодной воды уже установлен, однако находился в ненадлежащем состоянии, что повлекло за собой обязанность ресурсоснабжающей организации провести работы по ремонту прибора учета в соответствии с ч.12 ст. 13 ФЗ N 261-ФЗ.
Вопреки доводам подателя жалобы, ООО "Водоканал" в подтверждение размера понесенных расходов за выполненные работы по ремонту общедомового узла учета МКД представило платежное поручение N 14512 от 13.11.2020 (л.д.30), в котором имеется ссылка на счет-фактуру N 366 от 07.10.2020 (л.д.23), выставленную ООО "Взлет Кузбасс" в адрес ООО "Водоканал", а также подписанный акт сверки между ООО "Водоканал" и ООО "Взлет-Кузбасс". Указанные документы подтверждаю размер фактически понесенных расходов на ремонт прибора учета по указанному адресу МКД.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о взыскании с ответчиков спорной задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами.
В случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором (пункт 1 статьи 395 ГК РФ).
Поскольку ненадлежащее исполнение обязательств по оплате подтверждены материалами дела и не опровергнуты ответчиком, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о правомерности взыскания процентов за период с 01.01.2020 по 01.09.2021 в сумме 651 руб. 31 коп., с учетом моратория на начисление финансовых санкций, установленных в Постановлении N 424.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относится на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-18737/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Куйбышевская инженерная компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Д.Н. Аюшев |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-18737/2021
Истец: ООО "Водоканал"
Ответчик: ООО "Куйбышевская инженерная компания"