г. Вологда |
|
21 апреля 2022 г. |
Дело N А05-6524/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 апреля 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Алимовой Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Парфеновой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Помор-Лес" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 августа 2021 года по делу N А05-6524/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Помор-Лес" (ОГРН 1092901002149, ИНН 2901190375; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, проспект Ломоносова, дом 81, офис 606; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Дагестанской таможне (ОГРН 1020502528727, ИНН 0541015036; адрес: 367013, республика Дагестан, город Махачкала, улица Юсупова, дом 24; далее - таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 21.05.2021 N 10801000-3063/2020, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 руб.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 09 августа 2021 года по делу N А05-6524/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что общество вместе с декларацией на товары (далее - ДТ) представило фитосанитарный сертификат от 10.11.2020 N 031051204101120017. Из текста указанного фитосанитарного сертификата следует, что он выдан не на товар Spruce supporting pole 1m3, Sawn timber (spruce) 99m3 (пиломатериалы ель), как вменено таможней и указано судом, а на товар "Roundwood coniferous (Siberian spruce)", что переводится как хвойный лесоматериал (ель сибирская). Указывает, что отраженный в решении суда фитосанитарный сертификат от 27.10.2020 не имеет какого-либо отношения к задекларированным товарам и отсутствует в материалах дела.
Таможня в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в жалобе доводами не согласилась, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением от 25 октября 2021 года апелляционным судом назначено рассмотрение настоящего дела с проведением судебного заседания.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 21.10.2020 общество в Северо-Западном таможенном посту (центре электронного декларирования) в рамках таможенной процедуры экспорта по ДТ N 10228010/211020/0031316 согласно пункту 31 ДТ "Грузовые места и описание товаров" задекларировало товар - пиломатериалы (доска), ель обыкновенная Picea Abies Karst, обрезные ГОСТ 8486-86, распиленные вдоль, нестроганные, нешлифованные, нелущенные, необтесанные, не имеющие соединения в шип и торцевых соединений. Влажность 60 %, плотность - 0,6 т/м3, толщина более 6 мм, согласно пункту 33 ДТ код товара - 4407129100.
Получателем товара является общество с ограниченной ответственностью "TFK", Республика Азербайджан, Кюрдамирский район, г. Кюрдамир, товары перевозились в железнодорожном вагоне N 54556204 по железнодорожной накладной от 23.10.2020 N 29810142.
Указанный товар 03.11.2020 представлен перевозчиком - открытым акционерным обществом (ОАО) "РЖД" таможенному посту ЖДПП Дербент Дагестанской таможни с целью последующего убытия за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). С товаром представлены железнодорожная накладная от 23.10.2020 N 29810142, счет - фактура от 21.10.2020 N 242, отгрузочная спецификация.
В связи с тем, что товар входит в перечень подкарантинной продукции, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 "Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе" (далее - решение КТС N 318), в целях подтверждения установленных запретов и ограничений в отношении спорных товаров обществом также представлен фитосанитарный сертификат.
При совершении технологической операции "Убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС" применен профиль риска, по результатам которого применены меры по минимизации риска, связанного с проведением таможенного досмотра.
В ходе проведенного досмотра железнодорожного вагона N 54556204 таможней установлено, что фактический объём товара соответствует заявленному. Вместе с тем в представленной копии декларации заявлены сведения о товаре "пиломатериалы: (доска), ель обыкновенная", тогда как в графе 33 декларации указан код по товарной позиции 4407 Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД), который соответствует товару "лесоматериалы". В товаротранспортной накладной приведено наименование "пиломатериал".
В связи с выявлением очевидных расхождений сведений о наименовании товара, приведенных в декларации на товары, со сведениями, указанными в товаросопроводительных документах (в фитосанитарном сертификате), таможней в рамках системы управления рисками проведена идентификационная экспертиза в экспертном учреждении ЭИО N 2 (г. Махачкала) - регионального филиала ЦЭКТУ (г. Пятигорск).
В заключении специалиста от 10.11.2020 N 12405020/0028598 установлено, что исследованный товар (предъявленный к вывозу) представляет собой "Лесоматериал - доска обрезная из хвойных пород дерева (ель, сосна, пихта, лиственница), полученная продольным пилением и последующим поперечным раскроем полученных частей бревна - ровные со всех сторон прямоугольного сечения, без обзола и без соединения в шип, не лущенная, не обтесанная, не шлифованная, не профилированная".
На основании вышеуказанного таможня пришла к выводу о том, что в нарушение требований статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в целях убытия товара с таможенной территории ЕАЭС получен и представлен разрешительный документ (фитосанитарный сертификат от 10.11.2020 N 031051204101120017), относящийся к товару "Sawn timber (spruce) 92 m3; Spruce supporting pole 1 m3" (пиломатериал ель), при этом на фактически вывозимый товар "лесоматериал обрезной...." разрешительный документ не представлен, тем самым допущено несоблюдение установленных запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС, что является административным правонарушением, предусмотренным статьей 16.3 КоАП РФ.
По данному факту в отношении заявителя таможней 10.11.2020 возбуждено дело об административном правонарушении N 10801000-3063/2020 по статье 16.3 КоАП РФ.
Старшим уполномоченным ОВД ОАР таможни Дусилаевым К.К. в отсутствие представителя заявителя 11.02.2021 составлен протокол об административном правонарушении N 10801000-3063/2020, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.
В протоколе отражено, что в представленном фитосанитарном сертификате от 10.11.2020 N 031051204101120017 вывозимый товар заявлен как "пиломатериалы из хвойных пород 92 куб. м", что не соответствует товару, фактически предъявленному к вывозу с таможенной территории ЕАЭС (относится к лесоматериалу). Обществом в нарушение требований статьи 7 ТК ЕАЭС для убытия товара представлен недействительный (относящийся к другим товарам) разрешительный документ (фитосанитарный сертификат от 10.11.2020 N 031051204101120017), тем самым допущено несоблюдение запретов и ограничений, установленных решением КТС N 318, что является нарушением таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.
Заместителем начальника таможни Адильхановой К.М. 21.05.2021 вынесено постановление N 10801000-3063/2020, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Общество не согласилось с вышеуказанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением об его оспаривании.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене ввиду следующего.
Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Согласно статье 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Объектом данного правонарушения является порядок соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Объективную сторону правонарушения составляют несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, является лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под запретами и ограничениями, применяемыми в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, понимаются карантинные фитосанитарные меры, установленные в соответствии с договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Согласно пункту 2 статьи 92 вышеназванного Кодекса для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 89 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 92 ТК ЕАЭС предусмотрено, что независимо от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчиком либо иным лицом в соответствии с пунктом 8 статьи 92 ТК ЕАЭС представляются документы и (или) сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
В силу пункта 3 статьи 7 ТК ЕАЭС соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств-членов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 ТК ЕАЭС в случае выявления при прибытии товаров на таможенную территорию Союза или убытии товаров с таможенной территории Союза несоблюдения запретов и ограничений таможенный орган принимает решение о запрете ввоза товаров на таможенную территорию Союза или вывоза товаров с таможенной территории Союза и доводит его до сведения перевозчика, при его отсутствии - лица, имеющего право владения, пользования и (или) распоряжения товарами на момент их ввоза на таможенную территорию Союза или на момент их вывоза с таможенной территории Союза.
В соответствии со статьей 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса.
К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка (подпункт 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС).
Статьей 139 ТК ЕАЭС установлено, что таможенная процедура экспорта - таможенная процедура, применяемая в отношении товаров Союза, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории Союза для постоянного нахождения за ее пределами.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС декларант - это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС на декларанта возложена обязанность соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры.
Согласно статье 140 ТК ЕАЭС одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру экспорта является соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными положениями обязанность по соблюдению запретов и ограничений в соответствии с таможенной процедурой экспорта возложена на декларанта, в данном случае - заявителя.
В силу требований части 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" (далее - Закон N 206-ФЗ) вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера.
На основании пункта 37 статьи 2 Закона N 206-ФЗ фитосанитарный сертификат - это документ международного образца, который выдан национальной организацией по карантину и защите растений страны-экспортера, сопровождает партию подкарантинной продукции, удостоверяет соответствие подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны назначения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2015 N 995 утверждены Правила осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции (далее - Правила N 995), в пункте 2 которых установлено, что вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера, информация о которых размещается на официальном сайте Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Контроль за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации таможенными органами в форме документарной проверки (пункт 3 Правил N 995).
Согласно подпункту "а" пункта 5 вышеназванных Правил должностное лицо таможенного органа проверяет представленный фитосанитарный сертификат и принимает решение о запрете вывоза из Российской Федерации партии подкарантинной продукции в случае, если сведения, содержащиеся в фитосанитарном сертификате, не соответствуют информации, содержащейся в коммерческих и транспортных (перевозочных) документах.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, утвержденного решение КТС N 318 (далее - Положение N 318), карантинному фитосанитарному контролю (надзору) подлежит каждая ввозимая на таможенную территорию Евразийского экономического союза партия подкарантинной продукции, включенной в Перечень подкарантинной продукции (далее - Перечень подкарантинной продукции).
В соответствии с пунктом 8.1 Положения N 318 в случае, если в соответствии с фитосанитарными требованиями страны - импортера подкарантинная продукция должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом, указанные фитосанитарные сертификаты выдаются уполномоченным органом государства-члена по месту отправки в соответствии с законодательством этого государства-члена.
В Перечень подкарантинной продукции включены лесоматериалы, распиленные или расколотые вдоль, разделенные на слои или лущеные, строганые или не строганые, шлифованные или не шлифованные, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм, классифицируемые в товарной позиции 4407, а также пиломатериалы (включая планки и фриз для паркетного покрытия пола, несобранные) в виде профилированного погонажа (с гребнями, пазами, шпунтованные, со стесанными краями, с соединением в виде полукруглой калевки, фасонные, закругленные или аналогичные) по любой из кромок, торцов или плоскостей, обработанные или необработанные строганием, шлифованием, имеющие или не имеющие торцевые соединения, кроме обработанных краской, протравителями, антисептиком и другими консервантами из 4409 ТН ВЭД.
Согласно пункту 2 Порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата, утвержденного приказом Минсельхоза России от 13.07.2016 N 293 (далее - Порядок N 293), фитосанитарный сертификат оформляется на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую с территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 293 подкарантинная продукция, на которую выдан фитосанитарный сертификат, должна пересечь государственную границу Российской Федерации при вывозе в государства - члены Европейского союза в течение 14 дней со дня выдачи фитосанитарного сертификата, при вывозе в другие страны - в течение 30 дней со дня выдачи фитосанитарного сертификата.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемой ДТ обществом отражен вывозимый товар - пиломатериалы (доска), ель обыкновенная Picea Abies Karst, обрезные ГОСТ 8486-86, распиленные вдоль, нестроганные, нешлифованные, нелущенные, необтесанные, не имеющие соединения в шип и торцевых соединений. Влажность 60 %, плотность - 0,6 т/м3, толщина более 6 мм, отражен код товара 4407129100.
На основании железнодорожной накладной от 23.10.2020 N 29810142 обществом перевозились пиломатериалы пакетированные еловые 95,334 куб. м, общая длина 12 м.
Из протокола об административном правонарушении и постановления следует, что в представленном фитосанитарном сертификате от 10.11.2020 N 031051204101120017 вывозимый товар заявлен как "пиломатериалы из хвойных пород 92 куб. м", что не соответствует товару, фактически предъявленному к вывозу с таможенной территории ЕАЭС (относится к лесоматериалу).
Суд первой инстанции отразил, что указанный фитосанитарный сертификат выдан на товар Sawn timber (spruce) - 99 m3, Spruce supporting pole - 1m3, то есть на пиломатериал, что, как посчитала таможня, не соответствует товару, фактически предъявленному к вывозу с таможенной территории ЕАЭС, поскольку перевозимый товар относится к лесоматериалу (код ТН ВЭД ЕАЭС 4407199100), что подтверждается заключением специалиста от 10.11.2020 N 12405020/0028598.
Таможня, привлекая заявителя к административной ответственности, пришла к выводу о том, что обществом представлен в нарушение статьи 7 ТК ЕАЭС для убытия товара недействительный (относящийся к другим товарам) разрешительный документ (фитосанитарный сертификат от 10.11.2020 N 031051204101120017), тем самым допущено несоблюдение установленных запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС.
С указанной позицией согласился суд первой инстанции.
Вместе с тем из материалов дела следует, что несоответствие качественных характеристик товара, предъявленного к досмотру, заявленным в графе 31 ДТ, таможенным органом не установлено.
ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" распространяется на пиломатериалы хвойных пород и устанавливает технические требования к пиломатериалам, предназначенным для использования в народном хозяйстве и на экспорт.
Согласно пункту 1.1 ГОСТ 8486-86 пиломатериалы разделяют на обрезные, необрезные, доски, бруски и брусья. Термины и определения - по ГОСТ 18288, согласно которому отраженное в фитосанитарном сертификате наименование "Sawn timber" относится к пиломатериалу, "Edged timber" - обрезной пиломатериал (заготовка).
В пункте 3 ГОСТ 32714-2014 "Межгосударственный стандарт. Лесоматериалы. Термины и определения" (введен в действие Приказом Росстандарта от 09.09.2014 N 1040-ст) даны следующие определения:
лесоматериалы: материалы из древесины в круглом и/или обработанном виде, получаемые путем поперечного деления на бревна ствола поваленного дерева, очищенного от сучьев и вершины, а также в результате продольного деления бревен на пилопродукцию, "en timber" (пункт 3.1.2);
пиломатериалы: материалы из древесины не менее чем с двумя плоскопараллельными пластями, полученные из бревна путем его продольного пиления или фрезерования, или продольного пиления крупномерных пиломатериалов и, возможно, поперечной распиловки и/или дальнейшей обработки, или склеивания для получения требуемой формы и размеров, "en sawn timber" (пункт 4.1);
доски: пиломатериалы толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины "en board" (пункт 13.57).
В соответствии с заключением специалиста от 10.11.2020 N 12405020/0028598 обществом ввезен лесоматериал - доска обрезная из хвойных пород дерева (ель, сосна, пихта, лиственница), полученная продольным пилением и последующим поперечным раскроем полученных частей бревна - ровные со всех сторон прямоугольного сечения, без обзола и без соединения в шип, не лущенная, не обтесанная, не шлифованная, не профилированная.
Указанное специалистом описание ввезенного товара соответствует содержанию графы 31 ДТ и дополнительной информации к ней, согласно которым общество вывозило пиломатериалы (доска), ель обыкновенная Picea Abies Karst, обрезные ГОСТ 8486-86, распиленные вдоль, нестроганные, нешлифованные, нелущенные, необтесанные, не имеющие соединения в шип и торцевых соединений, сорт 1-4, сортимент доска, порода древесины - ель, а также содержанию железнодорожной накладной от 23.10.2020 N 29810142, в которой обществом отражены пиломатериалы пакетированные еловые 95,334 куб. м, следовательно, общество вывозило доски обрезные из хвойных пород дерева необработанные.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - Решение N 54) утверждены единая ТН ВЭД ЕАЭС и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза.
Согласно тексту товарной позиции 4407 ТН ВЭД ЕАЭС к ней отнесены "Лесоматериалы, полученные распиловкой или расщеплением вдоль, строганием или лущением, не обработанные или обработанные строганием, шлифованием, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм".
По товарной позиции 4409 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются пиломатериалы (включая планки и фриз для паркетного покрытия пола, несобранные) в виде профилированного погонажа (с гребнями, пазами, шпунтованные, со стесанными краями, с соединением в виде полукруглой калевки, фасонные, закругленные или аналогичные) по любой из кромок, торцов или плоскостей, не обработанные или обработанные строганием, шлифованием, имеющие или не имеющие торцевые соединения.
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 утверждено Положение о порядке применения единой ТН ВЭД Таможенного союза при классификации товаров, разделом III которого определен порядок применения Основных правил интерпретации (ОПИ) ТН ВЭД (далее - Положение N 522).
Глава III Положения N 522 определяет методику применения ОПИ ТН ВЭД для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке.
ОПИ ТН ВЭД приведены в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза, утвержденном Решением N 54.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре.
В соответствии с ОПИ в случае, если по каким-либо другим причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом: предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием (Правило 2 (б)).
Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных Правил (Правила 1-3), классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемыми товарами.
Коллегией Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) государствам - членам Таможенного союза и Единого экономического пространства подготовлены Пояснения к ТН ВЭД, которые рекомендованы к применению (приложение к рекомендации Коллегии ЕЭК от 07.11.2017 N 21).
Согласно общим положениям в группу 44 "Древесина и изделия из нее; древесный уголь" включаются необработанная древесина, полуфабрикаты из древесины и изделия из древесины в целом.
(2) Пиленая, колотая, разделенная на слои, лущеная, строганая, шлифованная древесина, имеющая торцевые соединения, например, зубчатое (то есть соединенные путем склеивания торцами короткие сортименты древесины с целью получения материалов большей длины, при этом соединение напоминает переплетенные пальцы), а также древесные материалы постоянного профиля (товарные позиции 4407 - 4409).
В соответствии с Пояснениями к ТН ВЭД к товарной позиции 4407 ТН ВЭД, за некоторым исключением, в данную товарную позицию включаются все виды древесины и лесоматериалов любой длины, имеющие толщину более 6 мм, полученные распиловкой или расщеплением вдоль направления текстуры древесины или полученные строганием или лущением.
К этим видам древесины и лесоматериалов относят: пиленый брус, планки, горбыль, доски, рейки и т.д., а также изделия, которые считаются равноценными распиленной древесине или лесоматериалам, получаемым при обработке на рубильных машинах и имеющим очень точные размеры; такая обработка обеспечивает более высокое качество получаемой поверхности, чем распиловка, и делает последующую обработку строганием ненужной. В нее также включаются листы древесины, полученные строганием или лущением (на ротационном лущильном станке), а также деревянные блоки, планки и фриз для напольного покрытия, кроме тех, которые были подвергнуты профилированию по любой из кромок, торцов или плоскостей (товарная позиция 4409). Лесоматериалы, включаемые в данную товарную позицию, не обязательно должны иметь прямоугольное (включая квадратное) поперечное сечение или одинаковое поперечное сечение по всей длине.
В данную товарную позицию не включаются:
(а) древесина грубо окантованная, например, грубой опиловкой (товарная позиция 4403);
(г) пиломатериалы в виде профилированного погонажа по любой из кромок, торцов или плоскостей товарной позиции 4409.
В соответствии с Пояснениями к ТН ВЭД к товарной позиции 4409 ТН ВЭД в данную товарную позицию включаются пиломатериалы, в частности, доски, планки и т.д., которые после распиловки или обрезания подвергаются обработке, обеспечивающей непрерывный профиль по любой из кромок, торцов или плоскостей, либо для облегчения последующего соединения, либо для получения фигурных или фасонных материалов, описанных в пункте (4) ниже, не обработанные или обработанные строганием, шлифованием, имеющие или не имеющие торцевые соединения, например, зубчатое (см. общие положения к данной группе). Пиломатериалы в виде профилированного погонажа включают как изделия с одинаковым поперечным сечением по всей длине или ширине, так и изделия, в которых повторяется рельефный дизайн.
Указанная товарная позиция ТН ВЭД 4409 включает в себя пиломатериалы, подвергнутые указанной обработке, и пиломатериалы (включая планки и фриз для паркетного покрытия пола, несобранные) в виде профилированного погонажа.
Из описания ввозимого товара, данного специалистом, не следует, что товар относится к пиломатериалам, классифицируемым в товарной позиции 4409 ТН ВЭД ЕАЭС, поскольку он не является ни обработанным пиломатериалом, ни относится к профилированному погонажу.
Вместе с тем в соответствии с требованиями ГОСТ 8486-86, ГОСТ 32714-2014 товар - обрезные доски относится к пиломатериалам.
При этом из вышеизложенных Пояснений к ТН ВЭД следует, что доски могут классифицироваться в товарной позиции 4407 ТН ВЭД, которая дает наиболее полное и точное описание товара.
Согласно пункту 2 Порядка N 293 фитосанитарный сертификат оформляется на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую с территории Российской Федерации.
Из пункта 8.1 упомянутого Порядка следует, что для выдачи ФСС предоставляются следующие документы:
1) копия договора (контракта), на основании которого производится вывоз подкарантинной продукции с территории Российской Федерации (в случае заключения указанного договора (контракта);
2) копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом;
3) заключение о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции;
4) акт карантинного фитосанитарного обеззараживания в случаях, установленных законодательством Российской Федерации в области карантина растений и (или) требованиями страны-импортера.
При получении фитосанитарного сертификата на вывозимый в железнодорожном вагоне N 54556204 товар общество с заявлением представило заключение о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции от 08.10.2020 N 29006-28561 на пиломатериалы обрезные (ель) в количестве 105 куб. м.
На основании указанного заявления обществом получен фитосанитарный сертификат от 19.10.2020 N 031290117191020001, выданный на товар, размещенный в железнодорожном вагоне N 54556204, что следует из пункта 4 сертификата.
Наименование получателя товара, его объем, отраженные в указанном фитосанитарном сертификате, соответствует сведениям, указанным в ДТ и железнодорожной накладной.
В фитосанитарном сертификате от 19.10.2020 N 031290117191020001 отражено, что он получен на товар Sawn timber (spruce) 99m3, Spruce supporting pole 1m3 (том 1, лист 35).
Вместе с тем в оспариваемом постановлении указан не данный фитосанитарный сертификат, а иной от 10.11.2020 N 031051204101120017
В рассматриваемом случае обществом таможне представлен фитосанитарный сертификат от 10.11.2020 N 031051204101120017 на товар "Roundwood coniferous (Siberian spruce)", то есть на лесоматериал (том 1, лист 34).
Следовательно, обществом при вывозе товара соблюдены запреты и ограничения, установленные решением КТС N 318
Указание таможней, что фитосанитарный сертификат от 10.11.2020 N 031051204101120017 не относится к вывозимому товару, что фитосанитарный сертификат получен на пиломатериалы является ошибочным.
Поскольку обществом представлен фитосанитарный сертификат на лесоматериал, в протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении к административной ответственности указаны недостоверные сведения о несоответствии фитосанитарного сертификата от 10.11.2020 N 031051204101120017 вывозимому товару, апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности в действиях общества события вменяемого административного правонарушения по статье 16.3 КоАП РФ, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и влечет отмену оспариваемого постановления.
Следовательно, заявление общества подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Таким образом, обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением судебного акта об удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 августа 2021 года по делу N А05-6524/2021 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Дагестанской таможни от 21.05.2021 N 10801000-3063/2020, которым общество с ограниченной ответственностью "Помор-Лес" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6524/2021
Истец: ООО "Помор-Лес"
Ответчик: Дагестанская таможня