город Ростов-на-Дону |
|
18 апреля 2024 г. |
дело N А32-64107/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от ФГБУ "ЧерАзтехмордирекция" посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представитель Позднякова Д.С. по доверенности от 29.12.2023, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СИ-2000"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 06.02.2024 по делу N А32-64107/2022
по заявлению ООО "СИ-2000" (ОГРН: 1027501153020, ИНН: 7537010870)
к Краснодарскому УФАС России (ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813)
при участии третьих лиц: индивидуального предпринимателя Зырянова Сергея Александровича (ОГРНИП 305547513703242, ИНН 543313601558), ФГБУ "ЧерАзтехмордирекция" (ОГРН 1032309086700, ИНН 2304035601), ООО "Аркада", ООО "РадСаф", ООО "Башринкон"
о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СИ-2000" (далее - ООО "СИ-2000") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными решений Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС России, антимонопольный орган) от 11.11.2022 N 1020/2022 по делу N 023/06/99-5410/2022 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в части рассмотрения заявок N 12 и N 79;
от 05.12.2022 N 023/06/99-5869/2022 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
об обязании Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем вынесения предписания в адрес ФГБУ "ЧерАзтехмордирекция" об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем отмены протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N ИЭА2 от 25.11.2022.
Определениями от 23.12.2022, 21.02.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБУ "ЧерАзтехмордирекция", ИП Зырянов С.А., ООО "Аркада", ООО "РадСаф", ООО "Башринкон".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.02.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что объективных и безусловных оснований нарушения оспариваемым решениями прав и законных интересов ООО "СИ-2000" не представило.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "СИ-2000" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что вывод суда первой инстанции о соответствии предоставленного в качестве подтверждения опыта участником закупки (победитель) государственного контракта требованиям извещения об осуществлении закупки, в связи с наличием информации о начисленных и уплаченных в полном размере неустойках, сделан с нарушением Закона N 44-ФЗ, Постановления N 2571.
В обоснование апелляционной жалобы общество также ссылается на то, что судом не проверены доводы заявителя о неправомерном признании соответствующими требованиям аукционной документации заявки под N 79 участника ООО "Башринкон" (ИНН 0274113969), занявшего второе место.
В отзыве на апелляционную жалобу ФГБУ "ЧерАзтехмордирекция" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ФГБУ "ЧерАзтехмордирекция" и ООО "СИ-2000" поступили ходатайства об участии представителей в судебном заседании в режиме веб-конференции.
Суд удовлетворил заявленные ходатайства об участии представителей ФГБУ "ЧерАзтехмордирекция"и ООО "СИ-2000" в судебном заседании в режиме веб-конференции.
Представитель ООО "СИ-2000" в телефонном режиме сообщил суду, что не будет обеспечивать явку в судебное заседание посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции, о чем свидетельствует телефонограмма, приложенная к материалам дела.
В судебном заседании представитель ФГБУ "ЧерАзтехмордирекция" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 21.10.2022 Заказчиком - ФГБУ "ЧерАзтехмордирекция" проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт фасада здания ФГБУ "ЧерАзтехмордирекция", по адресу: г. Новороссийск, ул. Рыбацкая 1".
В ЕИС размещено извещение N 0318100060322000034 (Идентификационный код закупки: 221230403560123150100100680014399244). Начальная (максимальная) цена контракта - 30 524 880,00 рублей. На день окончания срока подачи заявок 31 октября 2022 года подано 6 заявок.
Согласно протоколу N ИЭА1 подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.11.2022 на участие в аукционе подано 6 заявок, все участники признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
ООО "СИ-2000" подало заявку под номером 70 и участвовало в подаче ценовых предложений, заняв 4 место.
Не согласившись с допуском к участию в аукционе заявок под номерами 216, 12, 79 на основании их соответствия дополнительным требованиям по позиции 10 Постановления Правительства N 2571 от 29.12.2021 (подтверждение опыта работы), ООО "СИ-2000" подало жалобу в Краснодарское УФАС России (реестровый номер 202200148710006074).
Комиссия Краснодарского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) 11 ноября 2022 года рассмотрела жалобу ООО "СИ-2000" в рамках дела N 023/06/99-5410/2022, вынесла Решение N 1020/2022 от 11 ноября 2022 года, которым признала жалобу ООО "СИ-2000" обоснованной в части нарушения ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе, выдала предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе. Решением установлено, что Заказчиком неправомерно допущена до участия в аукционе и признана победителем заявка N 216 (ООО "Аркада"), так как участником в качестве подтверждения опыта работы предоставлены документы, не соответствующие требованиям Постановления Правительства N 2571 от 29.12.2021.
ФГБУ "ЧерАзтехмордирекция" исполнило предписание, отменило протокол подведения итогов аукциона от 03.11.2022, возобновило 23.11.2022 процедуру аукциона - рассмотрение заявок, подведение итогов.
25.11.2022 ФГБУ "ЧерАзтехмордирекция" опубликовало протокол подведения итогов определения поставщика N 0318100060322000034-3, согласно которому 5 заявок допущено до участия в аукционе за исключением заявки N 216 (ООО "Аркада").
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N ИЭА2 от 25.11.2022 победителем признан ИП Зырянов С.А. Заявка N 79 заняла второе место, заявка N 70 (ООО "СИ-2000") заняла 3 место.
29.11.2022 ООО "СИ-2000" подало в Краснодарское УФАС России жалобу (реестровый номер 202200148710006735) на действия ФГБУ "ЧерАзтехмордирекция" при проведении электронного аукциона в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", дополненную 04 декабря 2022 года.
Решением Комиссии Краснодарского УФАС России по делу N 023/06/99-5869/2022 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 05.12.2022 жалоба ООО "СИ-2000" признана необоснованной.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в суд с соответствующим заявлением.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса и пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 22 Закона N 135-ФЗ одной из функций антимонопольного органа является обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
Антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания (часть 1 статьи 39 Закона N 135-ФЗ).
Судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что процессуальных нарушений, допущенных при принятии оспариваемого решения и являющихся самостоятельными и безусловными основаниями к признанию его незаконным, допущено не было.
Довод апелляционной жалобы о несоответствии победителя участника закупки с заявкой под номером 12 - ИП Зырянов Сергей Александрович не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с извещением об электронном аукционе N 0318100060322000034, согласно ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором,) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, -участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками,), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
11) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч. 2.1. ст. 31 Федерального Закона N 44-ФЗ о контрактной системе если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с позицией 10 приложения Постановления Правительства от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее Постановление Правительства от 29.12.2021 N 2571) к участникам электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) предъявляются следующие дополнительные требования: наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы 3 настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
На основании ч. 2 ст. 49 Закона о контрактной системе участники закупки, подавшие в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, вправе в течение процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) подать с использованием электронной площадки ценовые предложения, предусматривающие снижение (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи) начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).
В соответствии с ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В силу ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Судом первой инстанции установлено, что согласно протоколу Заказчика N ИЭА 1 подведения итогов определения поставщика, подрядчика, исполнителя) от 03.11.2022 на участие в аукционе подано 6 заявок, все участники признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
Победителем признано - ООО "Аркада" с номер участника закупки 216.
Участник закупки под номером 70 - ООО "СИ-2000", обратился с жалобой в УФАС по Краснодарскому краю (реестровый номер 202200148710006074) на соответствии заявок участников требованиям действующего законодательства в сфере закупок.
Комиссией УФАС по Краснодарскому краю рассмотрена жалоба (реестровый номер 202200148710006074).
Участником с номером закупки 216 - ООО "Аркада" в качестве опыта, согласно Постановлению Правительства N 2571 представлены следующие документы:
- контракт N 0855200000520002312 Капитальный ремонт помещений консультации ГБУЗ "Колышлейская РБ", расположенных по адресу: Пензенская область, Колышлейский район, р.п. Колышлей, ул. Лесная, 18. - цена - 1 940 250 рублей, что не соответствует требованиям п. 10 постановления Правительства Российской Федерации N 2571.
Также участником представлены акты выполненных работ по вышеуказанному контракту.
- Договор подряда N 21AO-6.4.16.1/1351 по 223-ФЗ - цена - 6 299 971,86 рубль. Данный договор, согласно данным из единой информационной системы, находится в стадии исполнения. Также отсутствуют акты выполненных работ.
Таким образом, допуск к участию и признание победителем заявки участника N 216 - ООО "Аркада" противоречит Закону о контрактной системе.
Комиссией УФАС по Краснодарскому краю, жалоба (реестровый номер 202200148710006074) признана обоснованной, в части нарушения Заказчиком выбора победителя - ООО "Аркада" с номер участника закупки 216, согласно ч. 12 ст. 48 Федерального закона 44-ФЗ, о чем соответственно Заказчику было выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе (Решение УФАС N 1020/2022 по делу N 023/06/99-5410/2022). Заказчик исполнил вышеуказанное предписание УФАС по Краснодарскому краю, отменив прокол подведения итогов определения поставщика, подрядчика, исполнителя N ИЭА 1 от 03.11.2022.
25 ноября 2022 года Заказчиком опубликован новый протокол подведения итогов определения поставщика, подрядчика, исполнителя N ИЭА 2, где победителем Электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту фасада здания по адресу: г. Новороссийск, ул. Рыбацкая, д. 1, признана заявка Индивидуального предпринимателя Зырянов Сергей Александрович под номером 79.
Участник электронного аукциона под номером заявки N 70 - ООО "СИ-2000", 29 ноября 2022 года подал в Краснодарское УФАС России вторую жалобу (реестровый номер 202200148710006735) на протокол подведения итогов поставщика, подрядчика, исполнителя Заказчика N ИЭА 2 от 25.11.2022.
Решением Комиссии УФАС по Краснодарскому краю по делу N 023/06/99-869/2022 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 05.12.2022, жалоба ООО "СИ-2000" признана необоснованной.
Из материалов дела следует, что победитель закупки ИП Зырянов С.А. в качестве наличия опыта работы, связанного с предметом контракта и деловой репутацией, согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (далее - Постановление N 2571) предоставил Государственный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту фасада административного здания Филиала ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России по Амурской области, с реестровым номером N_1616410184122000006, заключенный с Федеральным казенным учреждением "Налог-Сервис" Федеральной налоговой службы (г. Москва), по результатам закупки по 44-ФЗ (далее - Контракт N 1616410184122000006) на сумму 6 603 918 (Шесть миллионов шестьсот три тысячи девятьсот восемнадцать) рублей 98 копеек.
Вышеуказанный контракт, согласно данным ЕИС, находится на стадии - исполнение завершено. Документы, подтверждающие полное исполнение Государственного контракта, также содержатся в ЕИС.
В разделе сведения о начисленной неустойки имеются сведения о начисленной Заказчиком неустойки в размере 71 817 (Семьдесят одна тысяча восемьсот семнадцать) рублей 62 копейки, а также сведения о полностью оплаченной Подрядчиком неустойки, в вышеуказанном размере.
Предоставленный в качестве подтверждения опыта участником закупки (победитель) Государственный контракт соответствует требованиям извещения о осуществлении закупки и содержит информацию о начисленных и уплаченных в полном размере неустойках.
Согласно абз. 6 пп. б) п. 3 Постановления Правительства N 2571 "при исполнении договоров, предусмотренных позициями 19, 20, 22, 23, 32, 34 и 35 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", поставщиком должны быть исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае их начисления)".
Соответственно данная норма распространяется только на определенные позиции Постановления - виды работ, по которым требуется в обязательном порядке погашение неустойки. Требование об отсутствии неустоек, а также об исполнении требований об уплате неустоек, не установлено.
Из толкования Постановления N 2571 следует, что во всех остальных случаях допускается предоставление договоров и контрактов, по которым начисленные заказчиком неустойки (штрафы, пени) участником закупки не оплачены.
Таким образом, наличие штрафных санкций при исполнении контракта (договора), предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства соответствующего вида не может свидетельствовать об отсутствии у участника закупки опыта по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
Доводы апелляционной жалобы о применении положений части 3 статьи 37 Закона N 44-ФЗ не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку ч. 3 ст. 37 Федерального закона N 44 - ФЗ подлежит применению при антидемпинговых мерах при заключении государственного контракта.
Судом первой инстанции установлено, что участник закупки под номером 12 ИП Зырянов Сергей Александрович является членом СРО, Наименование СРО -Ассоциация строительных организаций Новосибирской области, Регистрационный номер СРО: СРО-С-284-21062017, имеет первый уровень ответственности с 25 апреля 2018 года до 60 000 000 рублей.
Актуализация данных по ИП Зырянову С.А. произведена Заказчиком 10.10.2022.
Из сведений ЕИС, информации из открытого источника на дату рассмотрения Комиссией по осуществлению закупок Заказчика, заявок участников электронного аукциона N 0318100060322000034 у участника под номером 12 ИП Зырянов Сергей Александрович (ИНН 543313601558) имелись неисполненные контракты:
1) 2710505671922000003 Работы по капитальному ремонту внутренней системы электроснабжения и электроосвещения в здании - исполнен 1 700 434,87 руб. (членство СРО не требуется);
2) 3710604694622000084 Работы по текущему ремонту помещений - 7 655 359,87 руб. - Работы по текущему ремонту помещений не учитываются
3) 2330503767422000013 Выполнение работ по капитальному ремонту фасада - 18 623 469,99 руб.
4) 3753608837722000044 Проведение работ по капитальному ремонту системы электроснабжения и силового электрооборудования общежития по адресу: г. Чита, ул. Карла Маркса, д. 38 - 2 618 432,85 - не исполнены обязательства на 372 256,05 рублей (размещен Акт о приемке выполненных работ N 11 на сумму 372 256,05 руб.).
5) 2673000193922000056 Выполнение работ по капитальному ремонту систем электроснабжения здания ОГБУЗ "Поликлиника N 4", расположенного по адресу:
г. Смоленск, ул. Нормандия-Неман, д. 37 - 9 509 495,76 - исполнение - членство СРО не требуется.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (далее - строительные работы), заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - СРОС), если иное не установлено ст. 52 ГрК РФ.
В силу ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ член СРОС имеет право выполнять строительные работы по договорам строительного подряда, по договорам подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров (далее - конкурентные процедуры), при соблюдении в совокупности следующих условий:
* наличие у СРОС, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со ст. 55.4 и 55.16 ГрК РФ (п. 1 ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ);
* если совокупный размер обязательств по указанным выше договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с чч. 11 или 13 ст. 55.16 ГрК РФ (далее - предельный размер обязательств). Количество договоров, которые могут быть заключены членом СРОС с использованием конкурентных процедур, не ограничивается (п. 2 ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ).
Из п. 2 ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ следует, что для участия в конкурентных процедурах совокупный размер обязательств по договорам строительного подряда член СРОС не должен превышать его предельный размер обязательств не в течение какого-либо периода, а в любой отдельно взятый момент, точнее, с учетом цели, определения такого соотношения - на тот момент, когда у указанного лица возникают новые обязательства по договору, для заключения которого проводилась конкретная конкурентная процедура.
Согласно ч. 7.2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта уменьшается посредством направления заказчиком информации об исполнении контрагентом обязательств по поставке товара, выполнению работы (ее результатов), оказанию услуги или об исполнении им отдельного этапа исполнения контракта и стоимости исполненных обязательств для включения в реестр контрактов. Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом.
Соответственно, поскольку обязательство, исполненное надлежащим образом, прекращается (ст. 408 ГК РФ), в любой вышеуказанный момент в совокупный размер обязательств по договорам строительного подряда должны включаться только размеры обязательств, не исполненных на этот момент.
Согласно Аналитической справке по вопросу применения положений Федерального закона от 01.05.2022 N 124-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", связанных с увеличением размера обязательств по договору строительного подряда, при котором подрядчик должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства", Положения градостроительного Кодекса Российской Федерации прямо не предусматривают обязательности для саморегулируемой организации учитывать при расчете фактического совокупного размера обязательств по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, обязательства по договорам строительного подряда стоимостью до десяти миллионов рублей (до 01.05.2022 - до трех миллионов рублей)".
Минстрой России в письме от 29.06.2022 разъяснил, что согласно части 2 статьи 66.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов в случаях, предусмотренных статьей 60.1 ГрК РФ. Исходя из обеспечения равных условий (не зависящих от членства в саморегулируемой организации) имущественной ответственности субъектов предпринимательской деятельности перед потребителями произведенных работ, услуг по договорам, членство в саморегулируемой организации для выполнения работ, услуг по которым не требуется, саморегулируемая организация не несет ответственности по обязательствам своих членов по таким договорам.
В этой связи обязательства по договорам генерального подряда, для выполнения работ, услуг по которым членство в саморегулируемой организации не требуется, при определении фактического совокупного размера обязательств члена саморегулируемой организации в соответствии с приказом Минстроя России от 10.04.2017 N 700/пр не учитываются.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом и др.
В силу части 2 статьи 17 данного закона при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Заявки на участие в электронном аукционе (извещение N 0318100060322000034) приняты от участников закупки, из них допущены к участию в электронном аукционе 4 заявки.
Заявка ООО "СИ-2000" по итогам подведения итогов электронного аукциона, согласно протоколу Комиссии Заказчика по осуществлению Закупки N ИЭА 2 от 25.11.2023 заняла место N 3, победитель электронного аукциона - ИП Зырянов С.А. с номером заявки N 12 определен Заказчиком верно, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что судом не проверены доводы заявителя о неправомерном признании соответствующими требованиям аукционной документации заявки под N 79 участника ООО "Башринкон" (ИНН 0274113969), занявшего второе место.
Предметом заявленных требований было оспаривание решений Краснодарского УФАС России от 11.11.2022 по делу N 023/06/99-5410-2022 и от 05.12.2022 по делу N 023/06/99-5869/2022, в рамках заявленных требований суд первой инстанции вынес решения.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемые решения Краснодарского УФАС России от 11.11.2022 по делу N 023/06/99-5410-2022 и от 05.12.2022 по делу N 023/06/99-5869/2022 приняты в пределах предоставленных полномочий, при наличии для этого фактических и правовых оснований.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.02.2024 по делу N А32-64107/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-64107/2022
Истец: ООО "СИ-2000"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, УФАС России по Кк
Третье лицо: Зарянов Сергей Александрович, ИП Зырянов С.А, ООО "Аркада", ООО "РадСаф", ООО "Башринкон", ФБУ "Черноморо-Азовская дирекция по техническому обеспечению надзора на море", ФГБУ "ЧЕРНОМОРО-АЗОВСКАЯ ДИРЕКЦИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАДЗОРА НА МОРЕ"