г. Хабаровск |
|
20 апреля 2022 г. |
А73-16629/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.
при участии в заседании:
от муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Водоканал": Ярошенко Ольга Александровна, представитель по доверенности от 10.02.2021 (представлен паспорт, копия диплома о высшем юридическом образовании);
от Приамурского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: Беспичук Ольга Евгеньевна, представитель по доверенности от 28.12.2021 (представлен паспорт, копия диплома о высшем юридическом образовании);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Водоканал"
на решение от 16.02.2022
по делу N А73-16629/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Водоканал"
к Приамурскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Водоканал" (ОГРН 1032700305000, ИНН 2700001300, далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Приамурскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) с заявлением о признании незаконным решения об отказе управления в выдаче разрешения на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для объекта "очистные сооружения канализации N 1" и согласовании плана снижения сбросов на период с 01.07.2021 по 01.07.2028 с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимых сбросов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы" от 04.08.2021 N 11-15/8484.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 16.02.2022 в удовлетворении заявленных предприятием требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприятие обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 16.02.2022 по делу N А73-16629/2021 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель предприятия доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель управления против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16.02.2022 по делу N А73-16629/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Предприятие обратилось в управление с заявлением о выдаче разрешения на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты по выпуску от 28.06.2021 N 1, N 6478/15.
Заявление было подано согласно административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Росприроднадзора от 17.08.2020 N 1022.
Управление 04.08.2021 направило в адрес предприятия решение об отказе в выдаче разрешения на сброс. В качестве основания для отказа в выдаче разрешения управление указало на п. 26 административного регламента. В соответствии с пунктом 26 административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного приказом Росприроднадзора от 17.08.2020 N 1022 основанием для отказа в выдаче разрешения на сбросы является не достижение заявителем, в установленные сроки, запланированной эффективности реализованных мероприятий, ранее согласованных планов снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС по каждому веществу, по которому устанавливался лимит на сбросы (при наличии ранее согласованных планов).
Также управление отказало предприятию в согласовании плана снижения сбросов на период с 01.07.2021 по 01.07.2028 в связи с тем, что перенос ранее согласованных сроков выполнения мероприятий не предусмотрен действующим законодательством.
Предприятие, не согласившись с решением об отказе в выдаче разрешения на сброс и отказом в согласовании плана снижения сбросов, обратилось в арбитражный суд, который правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Согласно представленным в управление к заявлению сведениям предприятием подтверждается невыполнение мероприятия, предусмотренного разделом 2 "плана снижения сбросов на период с 01.07.2014 по 01.07.2021 МУП города Хабаровска "Водоканал" (далее - План 2014). А именно "вывод очистных сооружений на проектную мощность 320 тыс. м/сут. с полной биологической очисткой, доочисткой и технологией удаления фосфора и азотосодержащих веществ". Срок выполнения мероприятия и Плана 2014 до 01.07.2021.
Ранее предприятие обращалось в управление по вопросу согласования плана снижения сбросов с 01.07.2021 по 01.07.2028 с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов (далее - План 2021) для выпуска N 1 объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект НВОС), "очистные сооружения канализации N 1" (код объекта 08-0127-000514-П, I категория). Управление по результатам рассмотрения представленных материалов отказало в согласовании Плана 2021, поскольку мероприятия по снижению сбросов включаются в план последовательно в порядке их значимости. Критерием значимости мероприятий, включаемых в план, является снижение концентрации, количества (массы) загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, содержащихся в составе сточных вод. Критериями оценки выполнения плана являются фактическое выполнение каждого этапа мероприятий плана в установленные сроки, которые подтверждаются актами выполненных работ, а также достижение запланированной эффективности реализованных мероприятий, подтвержденной, в том числе, протоколами количественного химического анализа сточных вод.
В состав Плана 2021 на период 2021-2024 годов предприятием включены мероприятия, при завершении которых отсутствует экологический эффект. Не подлежат включению в план мероприятия, в результате выполнения которых отсутствует снижение негативного воздействия. В составе Плана 2021 значатся мероприятия, включенные ранее в План 2014: ввод очистных сооружений на 320 тыс. м3/сут. с полной биологической очисткой, доочисткой и технологией удаления фосфора и азотсодержащих веществ. Срок указанных мероприятий предлагается перенести на 2024-2026 годы в Плане 2021 в связи с невыполнением в полном объеме в период 2020-2021 согласно Плану 2014.
Таким образом, сдвиг сроков реализации Плана 2021 приводит к сбросу недостаточно очищенных сточных вод с превышением установленных нормативов допустимых сбросов до 2026 года включительно.
В письме от 08.04.2021 предприятию было указано, что в соответствии с п. 1 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах" (в редакции от 04.02.2021) срок действия разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от 06.07.2019 для выпуска N 1 МУП города Хабаровска "Водоканал" продлено на 12 месяцев (по 25.09.2022).
Предприятию при рассмотрении материалов по согласованию Плана 2021, направленных повторно в адрес управления в комплекте материалов к заявлению о выдаче разрешения на сброс повторно был дан отказ в согласовании указанного плана.
По вопросу согласования переноса на 2025 сроков выполнения мероприятий "строительство сооружений биологической очистки", запланированных в согласованном департаментом Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу 29.07.2014 Плане 2014 предприятию было сообщено, что перенос ранее согласованных сроков выполнения мероприятий не предусмотрен действующим законодательством.
Отклоняется довод жадобы о том, что применение отказа было бы обоснованно в случае если мероприятие ранее действовавшего плана снижения сбросов выполнено, но заявленный эффект от этого мероприятия не достигнут. Невыполнение в установленные сроки плана или не достижение запланированной эффективности реализованных мероприятий является основанием для отказа в продлении разрешения. В случае невыполнения ранее согласованного плана разработка и согласование нового плана законодательством не предусмотрена.
Отклоняется довод жалобы о том, что согласно Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрена выдача и переоформление документов (к документам относятся и Планы) вплоть до получения комплексного экологического разрешения, и отказ в согласовании плана снижения сбросов по основанию перенос ранее согласованных сроков выполнения мероприятий не предусмотрен действующим законодательством.
Предприятием не принято во внимание, что план разрабатывается для получения или продления разрешения и установления лимитов на сбросы на период поэтапного достижения установленных нормативов в результате реализации мероприятий, предусмотренных планом. Разработка и согласование нового плана до истечения срока реализации действующего плана законодательством не предусмотрена. В случае необходимости в действующий и ранее согласованный план могут быть внесены изменения мероприятий, с учетом их эффективности. Общий срок реализации плана с внесенными изменениями не может превышать срок первоначально утвержденного и согласованного плана.
Требования к плану установлены административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты", утвержденным приказом Росприроднадзора от 17.08.2020 N 1022. В план включаются мероприятия, направленные на достижение установленных нормативов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы. Не подлежат включению в план мероприятия, направленные на обеспечение эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, устройств природоохранного значения. Этапы включенных в план мероприятий, предусматривающие исключительно проектирование, могут не обеспечивать экологического эффекта в результате их выполнения. План подлежит согласованию территориальным органом Росприроднадзора при соответствии плана требованиям административного регламента.
Не состоятелен довод жалобы о том, что указание предприятию на получение комплексного экологического разрешения не влияет на право заявителя подать заявление на получение разрешения на сбросы сточных вод. Согласно части 1.1 статьи 11 Закона N 219 до получения комплексных экологических разрешений юридическим лицам, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность на объектах I категории, допускается выдача разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. И в настоящее время у предприятия имеется действующее разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от 06,07,2019 N 02-11/19 для выпуска N 1 МУП города Хабаровска "Водоканал", выданное на период выполнения Плана 2014, постановлением N 440 разрешение продляется на 12 месяцев (по 25.09.2022).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что решение управления об отказе в выдаче разрешения на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для объекта "Очистные сооружения канализации N 1" и согласовании Плана снижения сбросов на период с 01.07.2021 по 01.07.2028 с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимых сбросов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы" является законным и не нарушает прав и законных интересов предприятия.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16.02.2022 по делу N А73-16629/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета муниципальному унитарному предприятию города Хабаровска "Водоканал" (ОГРН 1032700305000, ИНН 2700001300) излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 11.03.2022 N 3638 в сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-16629/2021
Истец: МУП ГОРОДА ХАБАРОВСКА "ВОДОКАНАЛ"
Ответчик: Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора