г. Санкт-Петербург |
|
20 апреля 2022 г. |
Дело N А56-98014/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Зотеевой Л.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5461/2022) Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Арбитражного города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2022 по делу N А56-98014/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое
по заявлению товарищества собственников жилья "Светлановский 115"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Светлановский 115" (далее - заявитель, ТСЖ "Светлановский 115") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - административный орган, Инспекция) от 22.09.2021 по делу об административном правонарушении N 688/21, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 01.02.2022, принятым в виде резолютивной части, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 08.02.2022.
Не согласившись с вынесенным решением, Инспекцией подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, событие и состав правонарушения подтверждается материалами дела, доказательства правомерности размещения на крыше антенн, заявителем не представлено.
В судебном заседании представитель Инспекции доводы жалобы поддержал, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, приложенных, в том числе к апелляционной жалобе.
В удовлетворении ходатайства судом отказано, поскольку в силу императивных положений части 2 статьи 272.1 АПК РФ дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам с вызовом сторон.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 27.07.2021 Инспекцией на основании распоряжения от 29.06.2021 N 07/21/640-р в отношении ТСЖ "Светлановский 115" по адресу: по адресу: Санкт-Петербург, Светлановский пр., д. 115, корп. 1, лит. А проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N491), а именно:
- на крыше указанного многоквартирного дома (общее имущество собственников помещении в многоквартирном доме) допущено размещение приемно-передающих устройств (антенны) интернета без согласования с Комитетом по градостроительству и архитектуре, чем нарушен пункт 3.5.8 Правил N 170, подпункт "е" пункта 10 Правил N 491.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 27.07.2021 N 07/21/640-р с приложением фотоотчета.
По факту выявленных нарушений административным органом в отношении ТСЖ "Светлановский 115" 06.08.2021 составлен протокол N 07/21/640-р об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Постановлением Инспекции от 22.09.2021 по делу об административном правонарушении N 688/21 ТСЖ "Светлановский 115" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Товарищество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии события и состава вмененного правонарушения в связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения жалобы Инспекции в силу следующего.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Объективная сторона указанного административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Субъектом указанного административного правонарушения является в силу положений части 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в том числе товарищество собственников жилья в случае, если не выбран иной способ управления многоквартирным домом.
При управлении многоквартирным домом товарищество собственников жилья несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и должно обеспечивать, в том числе соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N491), общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно Уставу, утвержденному решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, создано в целях совместного управления комплексом недвижимого имущества, в том числе обеспечения надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ.
В обоснование своей правовой позиции административный орган ссылается на письмо Комитета по градостроительству и архитектуре от 20.07.2021 исх. ОБ-8848-2775/21-0-1 по вопросу размещения антенн на фасаде здания по адресу: Санкт-Петербург, Светлановский пр., д. 115. корп. 1, лит. А, в соответствие с которым согласованные проекты благоустройства в отношении размещения антенн на фасаде здания по указанному адресу в Комитете отсутствуют.
Вместе с тем, согласно оспариваемому постановлению Товариществу вменяется размещение антенн на крыше МКД без согласования с Комитетом по градостроительству и архитектуре, в то время как такое согласование ТСЖ было получено, что следует из представленных в материалы дела доказательств и письма Комитета по градостроительству и архитектуре от 03.09.2021 N ОБ-11274-3311/21-02-0-2.
В силу части 4 статьи 201 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При этом обстоятельства размещения антенн на крыше МКД Инспекцией в ходе административного расследования не выяснялись, соответствующие документы у Комитета не запрашивались.
Отсутствие указанных документов подтвердил представитель Инспекции в судебном заседании.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Как верно указал суд, исходя из положений частей 6, 7 статьи 210 АПК РФ, статьи 26.1 КоАП РФ обстоятельства, не указанные в постановлении по делу об административном правонарушении и не являвшиеся основанием для привлечения лица к административной ответственности, не могут свидетельствовать о совершении правонарушения, за которое лицо привлечено к административной ответственности.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд не должен подменять административный орган в вопросах о доказанности события, наличия вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.
В силу статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем оспариваемое постановление Инспекции правомерно признано судом первой инстанции незаконным и отменено.
В данном случае некоторые ошибочные выводы суда первой инстанции относительно правомерности размещения антенн на фасаде здания не привели к принятию неправильного решения в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 февраля 2022 года по делу N А56-98014/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-98014/2021
Истец: ТСЖ "СВЕТЛАНОВСКИЙ 115"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга
Третье лицо: Никифоров Дмитрий Владимирович