г. Москва |
|
21 апреля 2022 г. |
Дело N А40-221042/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой
судей: |
Ж.В. Поташовой, И.В. Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.Е. Ярахтиным, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.02.2022 по делу N А40-221042/21 (84-1695)
по заявлению АО "Гелиус" (ОГРН: 1037789063146, ИНН: 7720501814)
к 1) ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования",
2) Управление Росреестра по Москве
третье лицо: ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице ФГБУ "ФКП Росреестра по Москве"
о признании незаконными действия,
при участии:
от заявителя: Чабанова О.К. по доверенности от 11.01.2022,
от ответчиков: 1) не явился, извещен,
2) Скиперский А.С. по доверенности от 17.01.2022,
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
АО "Гелиус" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконными действия ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости Земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:32 площадью 32 689 кв.м., имеющего адресный ориентир: г. Москва, 3-й проезд Перова Поля, вл. 8 по состоянию на 14.04.2021 г. в размере 1 144 065 312,72 руб.;
об обязании ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "ГЕЛИУС" путём аннулирования Акта об определении кадастровой стоимости от 18.05.2021 г. N АОКС-77/2021/000102 в части, определяющей кадастровую стоимость Земельного участка скадастровым номером 77:03:0006007:32 по состоянию на 14.04.2021 г. в размере 1 144 065 312,72 руб.;
о признании незаконными действия Управления Росреестра по г. Москве по внесению 19.05.2021 г. в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости согласно Акту об утверждении кадастровой стоимости от 18.05.2021 г. N АОКС-77/2021/000102 в отношении Земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:32 в размере 1 144 065 312,72 руб. (дата внесения 19.05.2021 г., дата начала применения с 14.04.2021 г.);
об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "ГЕЛИУС" путем исключения из Единого государственного реестра недвижимости данных о кадастровой стоимости Земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:32 в размере 1 144 065 312,72 руб. (дата внесения 19.05.2021 г., дата начала применения с 14.04.2021 г.) и внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости Земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:32, установленной решением Московского городского суда от 17.10.2019 г. по делу N За-2241/2019 в размере 708 842 320 руб., определенной по состоянию на 01.01.2018 г. (дата начала применения с 01.01.2019 г.).
Решением суда от 04.02.2022 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части признания незаконными действий Управления по внесению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:32 на основании акта ГБУ и обязания Управления внести кадастровую стоимость на основании решения Мосгорсуда. Заинтересованное лицо ссылается, что действующее законодательство не наделяет органы Росреестра какими-либо функциями по определению кадастровой стоимости объекта налогообложения, указанные органы не уполномочены рассматривать вопросы, связанные с правомерностью установления, изменения и утверждения величин кадастровой стоимости. Указывает, что внесение сведений о стоимости на основании актов ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" является обязанностью Управления в силу действующего законодательства. Кроме того, указывает, что выбранный способ восстановления нарушенного права путем обязания включения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости в размере 708 842 320 рублей, установленной Решением Московского городского суда не является обоснованным ввиду того, что указанные сведения уже внесены и являются актуальными в сведениях ЕГРН.
В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Представители ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" и третьего лица в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "ГЕЛИУС" (далее по тексту -"Общество") на основании Договора аренды земельного участка для целей эксплуатации объектов капитального строительства N М-03-035192 от 25.02.2011 г. принадлежит на праве аренды земельный участок площадью 32 689 кв.м. из состава земель населенных пунктов, кадастровый номер 77:03:0006007:32, имеющий адресный ориентир: г. Москва, 3-й проезд Перова Поля, вл. 8 (далее по тексту -"Земельный участок").
Согласно Приложению N 1 к Договору аренды земельного участка N М-03-035192 от 25.02.2011 г. ставка арендной платы за Земельный участок составляет 1,5 % от кадастровой стоимости Земельного участка.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 г. N 40557 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01.01.2018 г.
Кадастровая стоимость Земельного участка по состоянию на 01.01.2018 г. утверждена в размере 1 395 201 824,12 руб.
Данная кадастровая стоимость применяется с 01.01.2019 г.(на период 2019-2020 гг.).
Общество обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
На основании решения Московского городского суда от 17.10.2019 г. (дело N 3а-2241/2019), вступившего в законную силу 13.02.2020 г., определена кадастровая стоимость Земельного участка по состоянию на "01" января 2018 года в размере его рыночной стоимости 708 842 320 руб.
Данная кадастровая стоимость внесена в ЕГРН 18.08.2020 г. и подлежит применению с 01.01.2019 г.
13.01.2021 г.Общество, получив выписку из ЕГРН узнало, что кадастровая стоимость Земельного участка была изменена вновь и составляет 843 653 075,83 руб.на основании акта об утверждении кадастровой стоимости N АОКС-77/2020/000013 от 10.09.2020 года, дата по состоянию на которую определена новая кадастровая стоимость - 18.08.2020 года.
АО "ГЕЛИУС" не согласилось с внеочередным увеличением кадастровой стоимости Земельного участка и обратилось с заявлением в Арбитражный суд г. Москвы. Решением Арбитражного суд г. Москвы от 19.08.2021 г.по делу N А40-74871/21-120-482 суд:
* признал незаконными действия ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости Земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:32 площадью 32 689 кв.м., имеющего адресный ориентир: г. Москва, 3-й проезд Перова Поля, вл. 8 по состоянию на 18.08.2020 г. в размере 843 653 075,83 руб.;
* признал незаконными действия Управления Росреестра по г. Москве по внесению 16.09.2020 г. в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости согласно Акту об утверждении кадастровой стоимости от 10.09.2020 г. N АОКС-77/2020/000013 в отношении Земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:32 в размере 843 653 075,83 руб. (дата внесения 16.09.2020 г., дата начала применения с 18.08.2020 г.);
* обязал ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "ГЕЛИУС" путём аннулирования Акта об определении кадастровой стоимости от 10.09.2020 г. N АОКС- 77/2020/000013 в части, определяющей кадастровую стоимость Земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:32 по состоянию на 18.08.2020 г. в размере 843 653 075,83 руб. в течение месяца со дня вступления решения в законную силу;
* обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "ГЕЛИУС" путем исключения из Единого государственного реестра недвижимости данных о кадастровой стоимости Земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:32 в размере 843 653 075,83 руб. (дата внесения 16.09.2020 г., дата начала применения с 18.08.2020 г.) и внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости Земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:32, установленной решением Московского городского суда от 17.10.2019 г. по делу N 3а-2241/2019 в размере 708 842 320 руб., определенной по состоянию на 01.01.2018 г. (дата начала применения с 01.01.2019 г.) в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
01.09.2021 г.АО "ГЕЛИУС" получило выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 01.09.2021 г., согласно которой кадастровая стоимость Земельного участка составляет не 708 842 320 руб. и не 843 653 075,83 руб., а составляет уже 1 144 065 312,72 руб.на основании Акта об утверждении кадастровой стоимости (АОКС-77/2021/000102 от 18.05.2021 г.),дата по состоянию на которую определена кадастровая стоимость - 14.04.2021 года.
Согласно сведениям сайта Городского центра имущественных платежей и жилищного страхования документом-основанием для расчета кадастровой стоимости является письмо Управления Росреестра N 2.15/0056-ГБУ от 29.04.2021 г.
10.09.2021 г. Общество обратилось с запросами в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" и в Управление Росреестра по Москве с просьбой предоставить информацию в связи, с чем кадастровая стоимость Земельного участка повторно увеличилась до 1 144 065 312,72 руб.
Ответы ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" и Управления Росреестра по Москве на обращения Общества от 10.09.2021 г. не содержат никаких конкретных разъяснений оснований изменения кадастровой стоимости Земельного участка.
Заявитель указывает, что Акт об определении стоимости от 18.05.2021 г. N АОКС-77/2021/000102 и действия ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве по пересчету кадастровой стоимости Земельного участка по состоянию на 14.04.2021 г. не соответствующими требованиям закона, а также нарушающими права и интересы Общества, поскольку по административному иску Общества рыночная стоимость Земельного участка установлена по состоянию на 01.01.2018 года вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 17.10.2019 г. по делу N За-2241/2019 в ином размере, действующем до следующей кадастровой оценки.
АО "ГЕЛИУС" посчитав, что действия Управления не соответствуют действующему гражданскому законодательству, Закону о регистрации и нарушают его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия оснований, предусмотренных ст.13 ГК РФ и ч.1 ст.198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно п.1 ст.16 ФЗ "О государственной кадастровой оценке" от 03.07.2016 N 237-ФЗ бюджетное учреждение определяет кадастровую стоимость объектов недвижимости в случае внесения сведений о них и объектов недвижимости в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В соответствии с п.2 ст.16 ФЗ "О государственной кадастровой оценке" от 03.07.2016 N 237-ФЗ орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, направляет в бюджетное учреждение информацию о таких сведениях.
На основании п.3. ст.16 ФЗ "О государственной кадастровой оценке" от 03.07.2016 N 237-ФЗ датой определения кадастровой стоимости в указанных в настоящей статье случаях является день, по состоянию на который осуществлено внесение сведений в ЕГРН, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируют положения Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - "Закон N 237-ФЗ"),
С 1 января 2017 года отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость, являются предметом регулирования Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - "Закон N 218-ФЗ").
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В ч. 2 ст. 8 Закона N 218-ФЗ перечислены характеристики объекта недвижимости, относящиеся к основным сведениям об объекте недвижимости.
Ч. 3 ст. 8 Закона N 218-ФЗ к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах, и сведения, которые в соответствии с частями 1-3 статьи 38 Закона N 218-ФЗ вносятся в уведомительном порядке.
В соответствии с пп. 4, 5 ст. 11 Закона N 237-ФЗ в редакции, действующей до 11.08.2020 г., очередная государственная кадастровая оценка проводится через четыре года с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости, указанных в части 1 настоящей статьи, в городах федерального значения в случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения - через два года.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 Закона N 237-ФЗ в редакции, действующей до 11.08.2020 г., определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, направляет в бюджетное учреждение информацию о таких сведениях.
Датой определения кадастровой стоимости в указанных в настоящей статье случаях является день, по состоянию на который осуществлено внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня поступления из органа регистрации прав в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, за исключением случая недостаточности информации, необходимой для определения кадастровой стоимости.
При недостаточности информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, бюджетное учреждение направляет запрос о предоставлении дополнительной информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности в организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в подведомственные им организации.
Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также подведомственные им организации обязаны по запросу бюджетного учреждения предоставить имеющуюся в их распоряжении информацию или уведомить об отсутствии запрошенной информации в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса.
Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав для внесения в Единый государственный реестр недвижимости, а также включения сведений о кадастровой стоимости, перечень которых определяется федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, при установлении порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, в фонд данных государственной кадастровой оценки.
Количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, изменение которых влечет за собой изменение кадастровой стоимости, установлены Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 24 сентября 2018 г. N 514, а именно кадастровая стоимость подлежит определению в связи с изменением сведений:
- о значении площади (в отношении земельного участка, здания, помещения, машино-места);
- о проектируемом значении основной характеристики (в отношении объекта незавершенного строительства);
* о степени готовности (в отношении объекта незавершенного строительства);
* о категории земель (в отношении земельного участка);
* о виде разрешенного использования (в отношении земельного участка);
* о назначении, проектируемом назначении (в отношении здания, помещения, объекта незавершенного строительства);
* об основной характеристике (в отношении объекта незавершенного строительства);
- о кадастровой стоимости объектов недвижимости, входящих в состав единого недвижимого комплекса (в отношении единого недвижимого комплекса).
Никаких из вышеприведенных изменений сведений в отношении Земельного участка не произошло с момента определения кадастровой стоимости Земельного участка по состоянию на 01.01.2018 г.
Учитывая, что никакие количественные и качественные характеристики Земельного участка не изменялась, у ГБУ и Управления Росреестра по Москве отсутствовали основания для пересмотра кадастровой стоимости Земельного участка по указанному ГБУ основанию (ч. 1 ст. 16 ФЗ N 237-ФЗ) по состоянию на 14.04.2021 г.
Возложенная на Управление Росреестра по Москве статьёй 16 Закона N 237-ФЗ обязанность по формированию перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого необходимо установление кадастровой стоимости в период между датами государственной кадастровой оценки, не предусматривает возможность произвольного включения в данный перечень объектов, в отношении которых не были изменены количественные и качественные характеристики, влияющие на размер кадастровой стоимости, и впоследствии внесения данных сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН.
Неоднократный произвольный пересмотр кадастровой стоимости вне рамок государственной кадастровой оценки является злоупотреблением правом со стороны ГБУ и Управления Росреестра по Москве.
Таким образом действия ГБУ и Управления Росреестра по Москве по повторному внеочередному изменению и внесению в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости Земельного участка по состоянию на 14.04.2021 года в размере 1 144 065 312,72 руб. (дата внесения 19.05.2021, дата начала применения с 14.04.2021 г.) не соответствуют ст. 3 ФЗ РФ закона "О государственной регистрации недвижимости", ст. 16 ФЗ РФ "О государственной кадастровой оценке" и нарушают права и законные интересы АО "ГЕЛИУС" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают АО "ГЕЛИУС" обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, приведенные выше.
Таким образом, доводы жалобы о том, что действующее законодательство не наделяет органы Росреестра какими-либо функциями по определению кадастровой стоимости объекта налогообложения, указанные органы не уполномочены рассматривать вопросы, связанные с правомерностью установления, изменения и утверждения величин кадастровой стоимости правомерно были отклонены судом первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку указанная совокупность оснований была установлена, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении требований.
Суд первой инстанции правомерно обязал Управление Росреестра по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "ГЕЛИУС" путем исключения из Единого государственного реестра недвижимости данных о кадастровой стоимости Земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:32 в размере 1 144 065 312,72 руб. (дата внесения 19.05.2021 г., дата начала применения с 14.04.2021 г.) и внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости Земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:32, установленной решением Московского городского суда от 17.10.2019 г. по делу N За-2241/2019 в размере 708 842 320 руб., определенной по состоянию на 01.01.2018 г. (дата начала применения с 01.01.2019 г.) в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что внесение сведений о стоимости на основании актов ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" является обязанностью Управления Росреестра по Москве в силу действующего законодательства, Управление не наделено полномочиями по исключению сведений и документов, направленных в порядке статьи 32 Закона о регистрации, Управлением Росреестра по Москве в соответствии с действующим законодательством, а также в соответствии с представленными XML- документами осуществлено внесение в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объектов, установленной Актами, направленными в соответствии с пунктом 7 статьи 16 Закона N 237-ФЗ".
Данные доводы жалобы не находят своего подтверждения в силу нижеследующего.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в ЕГРН как дополнительные сведения об объекте недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона N 218-ФЗ и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственную регистрацию прав и ведение Единого государственного реестра недвижимости, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы, в данном случае - Управление Росреестра по Москве.
В силу п.п. 2-4 ч. 3 ст. 3 Закона N 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.
Следовательно, Управление Росреестра по Москве, руководствуясь п.п. 2-4 ч. 3 ст. 3 Закона N 218-ФЗ, при получении документов из ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" обязано было провести проверку на предмет действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав подготовившего документ органа власти. Однако данную проверку Управление Росреестра по Москве не провело.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.02.2022 по делу N А40-221042/21 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-221042/2021
Истец: АО "ГЕЛИУС"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И ЖИЛИЩНОГО СТРАХОВАНИЯ", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"