20 апреля 2022 г. |
дело N А40-189896/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.
Судей Семикиной О.Н., Новиковой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Азарёнок Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Истца и Ответчика на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.02.2022 г. (резолютивная часть от 10.02.2022 г.) по делу N А40-189896/21
по иску ГОСКОРПОРАЦИИ "РОСКОСМОС" (ОГРН: 1157700012502, ИНН: 7702388027) к АО "НПО АВТОМАТИКИ" (ОГРН: 1146685026509, ИНН: 6685066917) о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Хапсирокова А.С. по доверенности от 24.12.2021,
от ответчика: Еремина А.В. по доверенности от 01.01.2022
УСТАНОВИЛ:
ГОСКОРПОРАЦИЯ "РОСКОСМОС" (далее - истец, заказчик) предъявила АО "НПО АВТОМАТИКИ" (далее - ответчик, исполнитель) иск о взыскании пени по государственному контракту от 01.11.2016 N 551-8470/16/182 в размере 14.116.708,50 рублей.
Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 10.02.2022 г., изготовленным в полном объеме 17.02.2022 г. исковые требования удовлетворены частично.
Суд взыскал с Акционерного общества "Научно-производственное объединение автоматики имени Академика Н.А.Семихатова" в доход федерального бюджета в лице Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" пени за нарушение срока исполнения обязательств по этапам N 3, 4 и 5 согласно Государственного контракта от 01.11.2016 N 551-8470/16/182 в размере 4.186.712 руб. 12 коп.
В остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением, Истец и Ответчик подали апелляционные жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции стороны требования и доводы своих жалоб поддержали.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Установлено, что между Госкорпорацией "Роскосмос" (далее - Истец, Заказчик) и АО "НПО автоматики" (далее - Ответчик, Головной исполнитель) был заключен государственный контракт от 01.11.2016 N 551-8470/16/182 (шифр: СЧ ОКР "Обеспечение СУ СВ" (ВБНС)) (далее - государственный контракт), согласно которому Головной исполнитель обязуется выполнить в соответствии с условиями государственного контракта составную часть опытно-конструкторской работы на тему: "Создание высокоточной бортовой навигационной системы на основе бесплатформенного измерительного блока с твердотельными гироскопами нового поколения" (далее - СЧ ОКР) и своевременно сдать Заказчику созданную научно-техническую продукцию в порядке и в сроки, предусмотренные государственным контрактом (пункт 1.1 государственного контракта).
В соответствии с пунктом 2.1 государственного контракта в редакции дополнительного соглашения от 07.12.2019 N 6 СЧ ОКР выполняется Головным исполнителем в полном соответствии с требованиями технического задания и дополнений N 1, 2, 3 и 4 к техническому заданию на СЧ ОКР (приложение N 1 к государственному контракту).
Согласно пункту 2.2 государственного контракта содержание этапов СЧ ОКР и сроки выполнения установлены в ведомости исполнения (приложение N 2 к государственному контракту).
В соответствии с ведомостью исполнения к государственному контракту, в том числе в редакции дополнительного соглашения от 07.12.2019 N 6, срок выполнения работ по этапу N 3 - начало 01.12.2016 - окончание 30.11.2020, цена этапа N 3 - 88 139 000,00 рублей; по этапу N 4 - начало 01.12.2018 - окончание 30.11.2020, цена этапа N 4 - 43 984 000,00 рублей; по этапу N 5 - начало 01.12.2019 - окончание 30.11.2020, цена этапа N 5 -8 586 000,00 рублей.
Согласно пунктам 5.1 и 5.4 государственного контракта сдача и приемка выполненной СЧ ОКР (этапа СЧ ОКР) осуществляется Сторонами в порядке и сроках, установленных государственным контрактом. Не позднее срока окончания выполнения работ по этапу, Головной исполнитель представляет Заказчику с сопроводительным письмом для осуществления приемки выполненных работ акт сдачи-приемки этапа СЧ ОКР, согласованный ВП, и отчетные документы.
В установленный государственным контрактом срок обязательства по государственному контракту Головным исполнителем не выполнены.
В связи с тем, что Ответчиком нарушен срок исполнения обязательств, Истец в адрес Ответчика направил требование исх. от 17.02.2021 N МА-1328 об уплате пени за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту.
Согласно пунктам 5.1 и 5.4 государственного контракта сдача и приемка выполненной СЧ ОКР (этапа СЧ ОКР) осуществляется Сторонами в порядке и сроках, установленных государственным контрактом. Не позднее срока окончания выполнения работ по этапу, Головной исполнитель представляет Заказчику с сопроводительным письмом для осуществления приемки выполненных работ акт сдачи-приемки этапа СЧ ОКР, согласованный ВП, и отчетные документы.
Акт сдачи-приемки этапа СЧ ОКР и отчетные документы по этапу N 3 поступили Заказчику вх. от 17.02.2021 N 80-9811. Акт сдачи-приемки этапа СЧ ОКР по этапу N 3 утвержден Заказчиком 04.03.2021.
Акт сдачи-приемки этапа СЧ ОКР и отчетные документы по этапу N 4 поступили Заказчику вх. от 26.04.2021 N 80-26352. Акт сдачи-приемки этапа СЧ ОКР по этапу N 4 утвержден Заказчиком 14.05.2021.
Акт сдачи-приемки этапа СЧ ОКР и отчетные документы по этапу N 5 поступили Заказчику вх. от 06.05.2021 N 80-28444. Акт сдачи-приемки этапа СЧ ОКР по этапу N 5 утвержден Заказчиком 09.06.2021.
Таким образом, срок просрочки исполнения обязательств по этапу N 3 составляет 94 дня (с 01.12.2020 по 04.03.2021), по этапу N 4 - 165 дней (с 01.12.2020 по14.05.2021), по этапу N 5 - 191 день (с 01.12.2020 по 09.06.2021).
Согласно пункту 8.3.3 государственного контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Головным исполнителем обязательства, предусмотренного государственным контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены государственного контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных государственным контрактом и фактически исполненных Головным исполнителем, и определяется по формуле П = (Ц - В) х С (где Ц - цена государственного контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок Головным исполнителем обязательства по государственному контракту, определяемая на основании документа о приемке результатов выполнения работ; С - размер ставки).
Размер ставки определяется по формуле С = Сцб х ДП (где Сцб - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской
Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К; ДП - количество дней просрочки).
Коэффициент К определяется по формуле: К = ДП / ДК х 100 % (где ДП - количество дней просрочки; ДК - срок исполнения обязательства по государственному контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
В соответствии с указанием Банка России от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России" с 1 января 2016 г. значение ставки рефинансирования Банка России приравнено к значению ключевой ставки Банка России на соответствующую дату.
Расчет пени по этапу N 3:
цена этапа N 3 - 88 139 000,00 рублей;
срок просрочки - 94 дня (с 01.12.2020 по 04.03.2021);
срок исполнения обязательства по этапу N 3 - 1461 день (с 01.12.2016 по 30.11.2020).
К = (количество дней просрочки / срок исполнения обязательства по этапу) х ЮО% = (94 /1461) х 100 % = 6,43 %.
Согласно пункту 6 Правил при К, равном 0-50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
С = (размер ставки рефинансирования на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К) х (количество дней просрочки) = (0,01 х 7,5 %) х 94 = 7,05 %.
П = цена этапа х размер ставки = 88 139 000,00 х 7,05 % = 6 213 799,50 рубля (Шесть миллионов двести тринадцать тысяч семьсот девяносто девять рублей 50 копеек).
Расчет пени по этапу N 4:
цена этапа N 4 - 43 984 000,00 рублей;
срок просрочки - 165 дней (с 01.12.2020 по 14.05.2021);
срок исполнения обязательства по этапу N 4 - 731 день (с 01.12.2018 по 30.11.2020).
К = (количество дней просрочки / срок исполнения обязательства по этапу) х 100% = (165 / 731) х 100 % = 22,57 %.
Согласно пункту 6 Правил при К, равном 0-50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
С = (размер ставки рефинансирования на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К) х (количество дней просрочки) = (0,01 х 7,5 %) х 165 = 12,375%.
П = цена этапа х размер ставки = 43 984 000,00 х 12,375 % = 5 443 020,00 рублей (Пять миллионов четыреста сорок три тысячи двадцать рублей 00 копеек).
Расчет пени по этапу N 5:
цена этапа N 5 - 8 586 000,00 рублей;
срок просрочки - 191 день (с 01.12.2020 по 09.06.2021);
срок исполнения обязательства по этапу N 5 - 366 дней (с 01.12.2019 по 30.11.2020).
К = (количество дней просрочки / срок исполнения обязательства по этапу) х ЮО% = (191 / 366) х 100 % = 52,19 %.
Согласно пункту 6 Правил при К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
С = (размер ставки рефинансирования на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К) х (количество дней просрочки) = (0,02 х 7,5 %) х 191 = 28,65 %.
П = цена этапа х размер ставки = 8 586 000,00 х 28,65 % = 2 459 889,00 рублей (Два миллиона четыреста пятьдесят девять тысяч восемьсот восемьдесят девять рублей 00 копеек).
Общая сумма пени составляет 6 213 799,50 + 5 443 020,00 + 2 459 889,00 = 14 116 708,50 рубля (Четырнадцать миллионов сто шестнадцать тысяч семьсот восемь рублей 50 копеек).
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Факт нарушения ответчиком обязательств по контракту подтверждается материалами дела.
В соответствии с пунктом 1 и 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 (далее - Указ Президента Российской Федерации) в целях обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации принят ряд мер, в том числе объявлены нерабочие дни. Согласно пункту 2 действия
Указа не распространяются на работников непрерывно действующих организаций.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации Госкорпорацией "Роскосмос" приказом от 26.03.2020 N 89 в целях своевременного выполнения государственного оборонного заказа даны соответствующие поручения руководителям организаций Госкорпорации "Роскосмос" об организации выполнения наиболее важных и особо значимых работ.
Согласно пункту 5 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-М "О введении режима повышенной готовности" (в редакции от 10.04.2020 N 42-УМ) установленные ограничения не распространяются на организации оборонно-промышленного комплекса, организации, входящие в состав государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
В подтверждении довода, что нарушение обязательств по этапам N 3, 4 и 5 государственного контракта обусловлено пандемией коронавируса COVID-19, Ответчик представил заключение Уральской торгово-промышленной палаты от 14.10.2020 N 5806-1/1421 и указы Губернатора Свердловской области за период с 15.03.2020 по 25.03.2021 о введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции.
Однако указанные документы не распространяют свое действие на деятельность предприятий-соисполнителей и не подтверждают невозможность выполнения ими работ по причине введения ограничений, связанных с коронавирусной инфекцией в установленные договорами сроки.
Надлежащих доказательств, свидетельствующих о невозможности выполнения соисполнителями работ по государственному контракту в связи с пандемией коронавируса COVID-19, Ответчиком в материалы дела не представлено.
Позднее завершение работ соисполнителями по государственному контракту является предпринимательским риском Головного исполнителя и не может быть признано судом в качестве обстоятельства, освобождающего Ответчика от ответственности за просрочку исполнения обязательства по спорным этапам государственного контракта.
Согласно действующему законодательству, условиям государственного контракта и сложившейся судебной практике, неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств соисполнителями по государственному контракту является предпринимательским риском Головного исполнителя и не может быть признано судом в качестве обстоятельства, освобождающего Ответчика от ответственности за просрочку исполнения обязательства по спорному этапу государственного контракта в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 770 ГК РФ при выполнении опытно- конструкторских работ исполнитель вправе, если иное не предусмотрено договором, привлекать к его исполнению третьих лиц. К отношениям исполнителя с третьими лицами применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике (статья 706 ГК РФ).
Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком (часть 3 статьи 706 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств третьими лицами, на которых возложено исполнение (статья 403 ГК РФ).
Основанием для заключения государственного контракта является постановление Правительства Российской Федерации "О государственном оборонном заказе на 2016 год" от 24.12.2015 N 1420-82.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", головной исполнитель обязан обеспечить выполнение работ по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта.
Частью 1 статьи 8 Закона N 275-ФЗ установлено, что Головной исполнитель обязан обеспечить выполнение работ по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта.
Частью 12 статьи 8 Закона N 275-ФЗ предусмотрено, что исполнитель по государственному контракту принимает при заключении контрактов с другими исполнителями необходимые меры по их исполнению, информирует исполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказа.
Согласно пункту 6.4.1 государственного контракта невыполнение соисполнителями обязательств перед Головным исполнителем не освобождает последнего от выполнения обязательств по государственному контракту.
Таким образом, обязанность по контролю выполнения обязательств по государственному контракту лежит на Головном исполнителе СЧ ОКР. Головной исполнитель отвечает за неисполнение обязательств третьими лицами в рамках заключенных договоров на выполнение СЧ ОКР.
Срыв сроков исполнения обязательств соисполнителями подтверждается в том числе Военным представительством Минобороны России, осуществляющим в соответствии с пунктом 5.2 государственного контракта контроль за ходом выполнения работ.
Из информационного письма 592 ВП МО (вх. от 08.12.2020 N ФГ-39706) следует, что в соответствии с ГОСТ РВ 15.210-2001 п. 5.1.4 опытный образец изделия, предназначенный для проведения предварительных испытаний, комплектуется входящими в него составными частями, прошедшими собственные предварительные испытания. До настоящего времени составные части ОО (опытные образцы) ВБНС (высокоточной бортовой навигационной системы) не прошли предварительные испытания. Согласно исх. филиала АО "ОКРР" - "НИИ КП" N Ф-ОЛ-02/11165 от 09.11.2020 завершение предварительных испытаний ОО изделия ВБНС-АСН и присвоение КЖ изделия ВБНС-АС литеры "О" возможно не ранее 15.12.2020, что ведет к срыву государственного контракта
Поскольку предметом спорного государственного контракта является выполнение опытно-конструкторских работ, в соответствии со статьей 778 ГК РФ к нему применяются общие положения о подряде, в том числе положения статьи 716 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан не только предупредить заказчика при обнаружении не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности результатов выполняемой работы, либо создают невозможность ее завершения в срок, но и до получения от него указаний приостановить производство работ.
Подрядчик, продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства (пункт 2 статьи 716 ГК РФ).
Отчетные документы и акты сдачи-приемки поступили Заказчику от Головного исполнителя сопроводительными письмами: по этапу N 3 - 17.02.2021 (вх. N 80-9811), по этапу N 4 - 26.04.2021 (вх. N 80-26352), по этапу N 5 - 06.05.2021 (вх. N 80-28444).
За период с 30.03.2020 по 06.05.2021 работы Головным исполнителем не приостанавливались, обращения Головного исполнителя и его соисполнителей о намерении приостановить в соответствии со статьей 716 ГК РФ работы в адрес Заказчика не направлялись.
Обратного в материалы дела Ответчиком не представлено.
Таким образом, доказательств, свидетельствующих о приостановлении работ в связи с невозможностью их выполнения к установленному государственным контрактом сроку, Ответчиком в материалы дела не представлено.
Ответчиком заявлено ходатайство о применении ст. 333 ГК РФ.
Суд первой инстанции признал данное заявление Ответчика обоснованным и снизил взыскиваемую неустойку до 4.186.712,12 рублей, исходя из ключевой ставки Банка России в размере 8,5 % годовых.
Суд апелляционной инстанции по доводам апелляционных жалоб не находит оснований полагать, что размер неустойки, взысканный судом первой инстанции, определен неправильно.
В апелляционных жалобах не приведены обстоятельства, которые, по мнению Заявителей апелляционных жалоб, влияют на размер подлежащей взысканию неустойки, но не учтены судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения.
Условия Контракта и фактические обстоятельства, характеризующие взаимоотношения сторон по его исполнению, свидетельствуют о том, что все примененные к Ответчику меры ответственности, подлежат ограничению суммой 4.186.712,12 руб.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания полагать, что размер неустойки, взысканной судом первой инстанции, определен неправильно.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17.02.2022 г. (резолютивная часть от 10.02.2022 г.) по делу N А40-189896/21 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Е. Кузнецова |
Судьи |
Е.М. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-189896/2021
Истец: ГК ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РОСКОСМОС"
Ответчик: АО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ АВТОМАТИКИ ИМЕНИ АКАДЕМИКА Н.А. СЕМИХАТОВА"