г. Пермь |
|
20 апреля 2022 г. |
Дело N А71-13604/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 апреля 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Васильевой Е.В., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
при участии:
представителя заинтересованного лица, Ланковой Н.Ю., действующей по доверенности от 31.01.2022, предъявлены диплом, паспорт;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, общества с ограниченной ответственностью "Восточный",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 09 февраля 2022 года
по делу N А71-13604/2021
по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю (ОГРН 1134345007103 ИНН 4345353389)
к обществу с ограниченной ответственностью "Восточный" с. Италмас (ОГРН 1111841002943 ИНН 1841017491)
о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю (далее - Управление, административный орган, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Восточный" (далее - заинтересованное лицо, ООО "Восточный", общество) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09 февраля 2022 года ООО "Восточный" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с судебным актом, Общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "Восточный" ставит под сомнение порядок отбора проб спорного продукта и как следствие правильность полученного результата. Исследование спорного продукта проведено на основании ГОСТа 32797-2014, нормы которого не устанавливают порядок работы с готовой продукцией в целях установления остаточного содержания антибиотиков в продукте. Нормы указанного ГОСТа, по которому проводились исследования, послужившие поводом для привлечения ООО "Восточный" к административной ответственности по ст. 14.43 КоАП РФ, определены только в отношении установления остаточного содержания антибиотиков марбофлоксацина и энрофлоксацина в мясе и субпродуктах. Кроме того, в акте отбора проб от 16.06.2021 и в Протоколе испытаний N 1076-В-21- 3224-М от 25.08.2021 установлено, что отбор проб спорной продукции производился в соответствии с ГОСТом 32951-2014 "Межгосударственный стандарт. Полуфабрикаты мясные и мясосодержащие. Общие технические условия". При этом, ГОСТ 32951-2014 не содержит условий о порядке отбора проб подконтрольной продукции, а имеет лишь отсылочные нормы на применение других ГОСТов для осуществления различного рода исследований. Считает, протокол испытаний N 1076-В- 21-3224-М от 25.08.2021, оформленный ФГБУ "ВГНКИ", не может рассматриваться судом в качестве единственного и достаточного доказательства вины ООО "Восточный" в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.43. КоАП РФ.
Отмечает, мясные полуфабрикаты, к которым можно отнести и спорную продукцию (пельмени), отвечающие требования ГОСТа 32951-2014 по качеству, признаются продукцией, соответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013). Согласно Приложению N 5 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (TP ТС034/2013), утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68, максимально допустимый уровень остатков лекарственного средства энрофлоксацин в мясе продуктивных животных установлен в количестве не более 0,1 мг/кг (п. 21 Приложения); максимально допустимый уровень остатков лекарственного средства марбофлоксацин в мясе животного установлен в количестве не более 0,15 мг/кг (п. 24 Приложения). В соответствии с протоколом испытаний N 1076-В-21-3224-М от 25.08.2021 в пробе спорной продукции выявлено 4,1 мкг/кг марбофлоксацина, что соответствует 0,0041 мг/кг и 6,7 мкн/кг энрофлоксацина, что соответствует 0,0067 мг/кг.
В обоснование своей позиции ссылается на Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.10.2020 N Ф09-6367/20 по делу N А76-22374/2019.
Полагает, такой продукт как пельмени нельзя расценивать как "готовый продукт". В данном случае он является мясным полуфабрикатом. Вывод суда о том, что в готовой продукции не допустимо остаточное содержание ветеринарный препаратов не может быть применен в отношении пельменей. По мнению апеллянта, вывод суда о том, что нормы о максимально допустимых уровнях остатков ветеринарных лекарственных средств в спорной ситуации не подлежат применению, т.к. установлен факт наличия антибиотиков в готовой продукции, а не в непереработанном сырье основан на неправильном применении судом норм материального права.
Управлением представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому административный орган не согласен с доводами апеллянта, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Восточный" на доводах жалобы настаивал, просил отменить решение суда и прекратить производство о привлечении к административной ответственности, установленной ч. 2 ст. 14.43. КоАП РФ.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направило, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом из материалов дела, 16.06.2021 в 13 часов 30 минут в соответствии с Планом государственного мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов на территории Российской Федерации в рамках исполнения государственного задания (во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2000 г. N 883 "Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения", Приказа Россельхознадзора от 28 декабря 2020 года N 1409 "О лабораторных исследованиях в рамках реализации мероприятий Россельхознадзора в 2021 году), в ООО "СемьЯ на Борчанинова" ИНН 5902193293, по адресу: 614068, Российская Федерация, Пермский край, г. Пермь, ул. Борчанинова, д. 13, была отобрана проба продукции: Мясной полуфабрикат в тесте замороженный категории В. Пельмени "Домашние" ГОСТ 33394-2015, дата выработки 12.02.2021; выработанная ООО "Восточный" (ИНН: 1841017491) на площадке: ООО "Восточный" (427023, Российская Федерация, Республика Удмуртская, Завьяловский район, с. Италмас, д. 15), о чем составлен Акт отбора проб (образцов) N2269880 от 16.06.2021 (л.д. 33-37). Отобранные пробы отправлены в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов" (далее ФГБУ "ВГНКИ") для исследований на показатели качества и безопасности.
25.08.2021 ФГБУ "ВГНКИ" выдан протокол испытаний N 1076-В-21-3224-М (л.д.28), в котором указано, что при исследовании образцов: Мясной полуфабрикат в тесте замороженный категории В. Пельмени "Домашние" ГОСТ 33394-2015, дата выработки 12.02.2021, выработанные ООО "Восточный" обнаружен марбофлоксацин в количестве 4,1 мкг/кг, погрешность 2,1 мкг/кг, норматив: не допускается, нормативный документ на метод испытаний ГОСТ 32797-2014 и энрофлоксацин 6,7 мкн/кг, погрешность 4,3 мкг/кг не допускается, нормативный документ на метод испытаний ГОСТ 32797-2014.
Вышеуказанные обстоятельства позволили административному органу прийти к выводу, что 12.02.2021 ООО "Восточный" по месту фактического осуществления деятельности: 427023, Российская Федерация, Республика Удмуртская, Завьяловский район, с. Италмас, д. 15 допущено производство партии подконтрольной продукции Мясной полуфабрикат в тесте замороженный категории В. Пельмени "Домашние" ГОСТ 33394-2015 объемом 144 кг, дата выработки продукции: 12.02.2021; годен до: 11.08.2021, запись в журнале продукции N 8666237745, этикетка ООО "Восточный", изготовитель: ООО "Восточный", юридический адрес: 427023. Россия, Удмуртская Республика, Завьяловский район, с. Италмас, д.15; адрес производства: 427023. Россия, Удмуртская Республика, Завьяловский район, с. Италмас, д.15; с наличием химических веществ - показатель "Хинолоны": марбофлоксацин в количестве 4,1 мкг/кг, норматив: не допускается, нормативный документ на метод испытаний ГОСТ 32797-2014; энрофлоксацин 6,7 мкн/кг, не допускается, нормативный документ на метод испытаний ГОСТ 32797-2014, что не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и технических регламентов Таможенного союза.
Уведомлением от 06.09.2021 N 02-17/18-1322 (л.д.18) общество было извещено о времени и месте составления в отношении него протокола об административном правонарушении.
17.09.2021 управлением в присутствии представителя ООО "Восточный" по доверенности N 104-Д от 30.01.2021 Ланковой Н.Ю. составлен протокол об административном правонарушении по факту совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.43 КоАП (л.д. 13-16).
Копия протокола получена 17.09.2021 представителю ООО "Восточный" по доверенности N 104-Д от 30.01.2021 Ланковой Н.Ю., что подтверждено соответствующей отметкой на протоколе (л.д. 16).
Материалы административного дела с заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности направлены в арбитражный суд, к подведомственности которого в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ отнесено рассмотрение данной категории дел.
Суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, соблюдении процедуры административного расследования и привлек его к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Объектом противоправного посягательства являются требования государственных стандартов, соблюдение которых направлено на охрану здоровья и благополучия населения, а также на защиту прав потребителей.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец (пункт 40 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017).
Состав правонарушения по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ является формальным, не связан с наступлением каких-либо последствий для жизни и здоровья граждан.
В соответствии с примечанием к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании).
В силу п. 1 ст. 46 Закона о техническом регулировании со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В соответствии со ст. 2 Закона о техническом регулировании под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Под безопасностью продукции для целей Закона о техническом регулировании понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (ст. 2 Закона о техническом регулировании).
Пунктом 1 ст. 36 Закона о техническом регулировании установлено, что за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в обращении могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и прошедшие подтверждение соответствия таким требованиям.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
Статьей 18 указанного Закона предусмотрено, что производители продуктов животноводства несут ответственность за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее Закон N29-ФЗ) под безопасностью пищевых продуктов понимается состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Частью 2 статьи 3 данного Федерального закона установлено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют представленной информации, в том числе имеют в своем составе нормируемые вещества в количествах, не соответствующих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации значениям, и (или) содержат предметы, частицы, вещества и организмы, которые образовались или были добавлены (внесены) в процессе производства пищевых продуктов (загрязнители), наличие которых может оказать вредное воздействие на человека и будущие поколения, информация о которых до потребителя не доведена, и (или) которые не имеют установленных сроков годности для пищевых продуктов, материалов и изделий (в отношении которых установление срока годности является обязательным) или срок годности которых истек, и (или) показатели которых не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, образцу, документам по стандартизации, технической документации; такие пищевые продукты, материалы и изделия, признаются опасными и утилизируются или уничтожаются без проведения экспертизы в случаях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
В силу ст.4 Закона N 29-ФЗ качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством: применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий; проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации; проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий (далее - системы качества); применения мер по пресечению нарушений настоящего Федерального закона, в том числе требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений.
Предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, соответствовать обязательным требованиям нормативных документов к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений (ст.15 Закона N 29-ФЗ).
Статьей 22 Закона N 29-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению пищевых продуктов, материалов и изделий, должны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и технической документации к условиям обращения пищевых продуктов, материалов и изделий.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N52-ФЗ) предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно - противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии со ст.22 Закона N 52-ФЗ пищевые продукты в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарным правилам и удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие. Руководители предприятия торговли, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.
Технический регламент ТР ТС 021/2011 устанавливает объекты технического регулирования, требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования, правила идентификации объектов технического регулирования; формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего технического регламента (часть 1 статьи 1 Технического регламента ТР ТС 021/2011).
Объектами технического регулирования указанного технического регламента является, в том числе пищевая продукция (статья 3 Технического регламента ТР ТС 021/2011).
Согласно части 1 статьи 7 ТР ТС 021/2011 которого пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 TP ТС 021/2011, изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
На основании п. 2 ст. 10 TP ТС 021/2011 при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции НАССР - Hazard Analysis and Critical Control Points), изложенных в части 3 этой статьи.
На основании п.1 статьи 5 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Исходя из п. 1 статьи 13 Технического регламента 021/2011, продовольственное (пищевое) сырье, используемое при производстве (изготовлении) пищевой продукции, должно соответствовать требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, и быть прослеживаемым.
Исходя из п. 3 статьи 13 Технического регламента 021/2011 при получении непереработанного продовольственного (пищевого) сырья от продуктивных животных, которые подвергались воздействию ветеринарных лекарственных препаратов (натуральных и синтетических эстрогенных, гормональных веществ, тиреостатических препаратов (стимуляторов роста животных), антимикробных и других ветеринарных лекарственных препаратов), должны быть соблюдены сроки выведения таких препаратов из организма животных, установленные инструкциями по применению ветеринарных лекарственных препаратов (с учетом максимально длительного срока в случае их совместного применения).
В силу п.1 ст. 20 ТР ТС 021/2011 соответствие пищевой продукции настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований безопасности и выполнением требований безопасности технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (вместе с "ТР ТС 034/2013. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности мяса и мясной продукции, которым установлены обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к продуктам убоя и мясной продукции и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке продуктов убоя и мясной продукции для обеспечения свободного перемещения продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза. Объектами технического регулирования указанного ТР ТС 034/2013 являются: а) продукты убоя и мясная продукция: в том числе, субпродукты; мясные и мясосодержащие продукты из мяса; мясные и мясосодержащие полуфабрикаты и кулинарные изделия; б) процессы производства, хранения, перевозки, реализации, утилизации продуктов убоя и мясной продукции.
"мясная продукция" - пищевая продукция, изготовленная путем переработки (обработки) продуктов убоя, без использования или с использованием ингредиентов животного и (или) растительного, и (или) минерального, и (или) микробиологического, и (или) искусственного происхождения;
"мясной полуфабрикат" - мясная продукция, массовая доля мясных ингредиентов которой составляет более 60 процентов, которая изготовлена из мяса на кости или бескостного мяса в виде кусков или фарша, с добавлением или без добавления немясных ингредиентов, предназначена для реализации в розничной торговле и требует перед употреблением тепловой обработки до кулинарной готовности;
В соответствии со статьей 9 ТР ТС 034/2013 продукты убоя и мясная продукция выпускаются в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - государства-члены) при их соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
Согласно статье 12 ТР ТС 034/2013 не допускается обращение на рынке государств-членов продуктов убоя и мясной продукции, не соответствующих требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется, в том числе продуктов убоя и мясной продукции с истекшим сроком годности.
Продукты убоя и мясная продукция, находящиеся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должны быть безопасными (статья 13 ТР ТС 034/2013).
В силу статьи 14 ТР ТС 034/2013 продукты убоя и мясная продукция должны соответствовать требованиям настоящего технического регламента и иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
Не допускается направлять на убой для использования на пищевые цели продуктивных животных, обработанных препаратами для защиты от насекомых, и (или) в отношении которых применялись лекарственные средства для ветеринарного применения, предназначенные для откорма, лечения, профилактики заболеваний, до истечения сроков ожидания их выведения из организма продуктивных животных.
Таким образом, наличие остатков лекарственных препаратов в продовольственном сырье и продукции, изготовленной из него, не допускается.
Мясные полуфабрикаты являются объектом технического регулирования ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 034/2013 и, соответственно, требования к такой продукции при проведении оценки соответствия будут предъявляться комплексно.
Изложенное соответствует положениям п. 2 ст. 53 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанном в г. Астане 29.05.2014 (Договор) - продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза (технические регламенты Союза), выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза (техническими регламентами Союза), техническим регламентам таможенного союза 021/2011 и ТР ТС 034/2013 - согласно пункту 129 раздела 13 ТР ТС 034/2013 оценка (подтверждение) соответствия продуктов убоя и мясной продукции и процессов их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, должна соответствовать требованиям настоящего технического регламента и ТР ТС 021/2011.
Судом установлено, что согласно маркировке, на упаковке Мясной полуфабрикат в тесте замороженный категории В. Пельмени "Домашние" ГОСТ 33394-2015, от которой специалистами Управления была отобрана проба: Наименование продукта: Мясной полуфабрикат в тесте замороженный категории В. Пельмени "Домашние" ГОСТ 33394-2015; Состав: состав фарша: говядина, свинина, вода питьевая, лук репчатый свежий, соль, сахар, перец черный; состав теста: мука пшеничная в/с, вода питьевая, сухой яичный меланж, масло подсолнечное; Выработана по: ГОСТ 33394-2015; Изготовлено упаковано: 12.02.2021; срок годности: 180 суток со дня изготовления при температуре хранения не выше минус 18°С; Общая масса: 0,8 кг; выработана: ООО "Восточный" 427023, Российская Федерация, Республика Удмуртская, Завьяловский район, с. Италмас, д. 15.
ООО "СемьЯ на Борчанинова" при отборе пробы продукта: Мясной полуфабрикат в тесте замороженный категории В пельмени "Домашние" ГОСТ 33394-2015 были представлены: входящий электронный ветеринарный сопроводительный документ (далее - эВСД) ветеринарное свидетельство формы 4 N 8998697112 от 11.03.2021 года (производственный ВСД N8664222328 от 12.02.2021, N 8666237745 от 12.02.2021), товарно-транспортная накладная N 14107 от 11.03.2021, декларация о соответствии ТС N RU Д-1Ш.ПТ06.В00357, дата регистрации декларации о соответствии 02.12.2016.
В соответствии с накладной товарно-транспортной накладной N 14107 от11.03.2021: поставщик: индивидуальный предприниматель Смирнова Людмила Сергеевна ИНН 590600888269 Пермский край, Пермь г., Юрша ул., д. 100. Кв. 92; грузополучатель: ООО "СемьЯ на Борчанинова" ИНН 5902193293, 614068, Российская Федерация, Пермский край, г. Пермь, ул. Борчанинова, д. 13; товар: Мясной полуфабрикат в тесте замороженный категории В пельмени "Домашние" ГОСТ 33394-2015, объём: 144,0 кг.
В соответствии с информацией компонента федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии "Меркурий" (далее - ФГИС "Меркурий"):
- производственный сертификат Форма N 1 N 8666237745 от 12.02.2021 на произведенную продукцию Мясной полуфабрикат в тесте замороженный категории В. Пельмени "Домашние" ГОСТ 33394-2015 объемом 2930,3 кг, дата выработки продукции: 12.02.2021; годен до: 11.08.2021 оформлен ООО "Восточный" ИНН 1841017491 РФ, Республика Удмуртская, Завьяловский район, с. Италмас, д. 15;
- ветеринарное свидетельство Форма N 2 N8681361223 от 14.02.2021 на продукцию Мясной полуфабрикат в тесте замороженный категории В. Пельмени "Домашние" ГОСТ 33394-2015 объемом 484 кг, дата выработки продукции: 12.02.2021; годен до: 11.08.2021 оформлен ООО "Восточный" ИНН 1841017491 РФ, Республика Удмуртская, Завьяловский район, с. Италмас, д. 15 в адрес ООО "Восточный" ИНН 1841017491 РФ, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Маяковского, д. 44, запись журнала N 16951939183 от 24.02.2021, где указан эВСД подтверждающий происхождение продукции: N8666237745 от 12.02.2021;
- ветеринарное свидетельство Форма N 2 N8811260634 от 24.02.2021 на продукцию Мясной полуфабрикат в тесте замороженный категории В. Пельмени "Домашние" ГОСТ 33394-2015 объемом 800 кг, дата выработки продукции: 12.02.2021; годен до: 11.08.2021 оформлен ООО "Восточный" ИНН 1841017491 РФ, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул.Маяковского, д. 44 в адрес ИП Смирнова Людмила Сергеевна ИНН 590600888269 РФ, Пермский край, г. Пермь, ул. Макаренко, д. 2, где указан эВСД подтверждающий происхождение продукции: N8666237745 от 12.02.2021;
- ветеринарная справка Форма N 4 N8998697112 от 11.03.2021 на продукцию Мясной полуфабрикат в тесте замороженный категории В. Пельмени "Домашние" ГОСТ 33394-2015 объемом 144 кг, дата выработки продукции: 12.02.2021; годен до: 11.08.2021 оформлен ИП Смирнова Людмила Сергеевна ИНН 590600888269 РФ, Пермский край, г. Пермь, ул. Макаренко, д. 2 в адрес ООО "СемьЯ на Борчанинова" ИНН 5902193293, РФ, Пермский край, г. Пермь, ул. Борчанинова, д. 13, где указан эВСД подтверждающий происхождение продукции: N8666237745 от 12.02.2021.
Таким образом, установленные Управлением обстоятельства, в том числе вышеуказанный эВСД, свидетельствуют о том, что продукция - Мясной полуфабрикат в тесте замороженный категории В. Пельмени "Домашние" ГОСТ 33394-2015 в ООО "СемьЯ на Борчанинова" ИНН 5902193293, РФ, Пермский край, г. Пермь, ул. Борчанинова, д. 13, где производился отбор проб, произведена и поступила из ООО "Восточный" ИНН 1841017491 РФ, Республика Удмуртская, Завьяловский район, с. Италмас, д. 15.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.05.2014 N 81 "О перечне стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013), и перечне стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции" приведены ссылки на ГОСТы, действующие, в том числе, в отношении соответствующей мясной продукции.
Таким образом, для вывода о несоответствии пищевой продукции требованиям технических регламентов и соответствующего ГОСТа требуются специальные познания, в связи с чем подлежат проведению лабораторные исследования, порядок которых закреплен в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2014 N 94 "О Положении о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору)" (далее - решение от 09.10.2014 N 94).
Пробы направлены в Испытательный центр ФГБУ "Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов", который аккредитован в национальном органе аккредитации Росаккредитация - аттестат аккредитации N RA.RU.21OB02 от 20.05.2016.Согласно аттестату аккредитации N RA.RU.21OB02 ФГБУ "ВГНКИ" аккредитован в качестве Испытательного центра на соответствие требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" с 15.01.2016 и успешно подтверждает компетенцию аккредитованного лица в национальной системе аккредитации. Свою техническую компетентность, а также беспристрастность, независимость и достоверность результатов испытаний, в соответствии с заявленной областью аккредитации испытательная лаборатория подтверждала в июне 2017 года, октябре 2019 года. Испытательный центр ФГБУ " ВГНКИ " входит в национальную часть Единого реестра на право проведения оценки продукции на соответствие требованиям технического регламента таможенного союза ТР ТС 021/2011, что обязывает и дает ему право, в рамках технической компетенции на законных основаниях и в полном объеме применять требования указанных технических регламентов при оценке соответствия пищевой продукции. Испытательный центр ФГБУ "ВГНКИ" является площадкой для реализации государственных заданий и планов мониторинга, заказчиком которых выступает Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, через свои территориальные управления.
Согласно протоколам испытаний при проведении испытаний продукции был применен метод испытаний по ГОСТу 32797-2014.
Как было указано выше, в соответствии с протоколом испытаний ФГБУ "ВГНКИ" N 1076-В-21-3224-М от 25.08.2021 (л.д.28) в образцах Мясного полуфабриката в тесте замороженного категории В. Пельмени "Домашние" ГОСТ 33394-2015, дата выработки 12.02.2021, выработанные ООО "Восточный" обнаружен марбофлоксацин в количестве 4,1 мкг/кг, погрешность 2,1 мкг/кг, норматив: не допускается, нормативный документ на метод испытаний ГОСТ 32797-2014 и энрофлоксацин 6,7 мкн/кг, погрешность 4,3 мкг/кг не допускается, нормативный документ на метод испытаний ГОСТ 32797-2014.
Исследования продукции общества проведены лабораторией в полном соответствии с требованиями технических регламентов Таможенного союза и иных нормативных актов в установленной сфере деятельности.
При отборе проб должностными лицами Управления не было допущено нарушений, повлекших за собой недействительность результатов проведенных исследований.
Результаты испытаний являются достоверными и устанавливают наличие в мясной продукции общества лекарственного средства для ветеринарного применения (энрофлоксацин и марбофлоксацин), что нарушает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к пищевой продукции и в частности мяса и мясной продукции, выпускаемых в обращение на таможенной территории Евразийского экономического союза.
Законность и обоснованность проведенных лабораторных исследований указанной спорной продукции ООО "Восточный" не опровергнута, сомнений в компетентности экспертной организации у судов не имеется, представленные в материалы дела акт отбора проб (образцов), протокол позволяют с достоверностью утверждать, что исследования, выявившие вышеуказанное нарушение, проведены в отношении именно той пробы продукции, производителем которой является ответчик.
В приложении N 5 к ТР ТС 034/2013 в таблице 1 среди наименований пищевой продукции, для которой данным техническим регламентом установлены МДУ остатков лекарственных препаратов, в частности, в пункте 21, предусматривающим МДУ (мг/кг, не более) препаратов энрофлоксацин и в пункте 24, предусматривающим МДУ (мг/кг, не более) марбофлоксацина наряду с мясом, жиром-сырцом, (для свиней - пшик со шкурой), печенью, почками не предусмотрены мясные полуфабрикаты пельмени "Домашние".
Кроме того, к мясным полуфабрикатам МДУ, установленный в приложении N 5 к ТР ТС 034/2013, применим быть не может, поскольку мясной полуфабрикат Пельмени замороженные, согласно приложению Б ГОСТа 33394-2015 является многокомпонентным продуктом, включающим Тесто: мука пшеничная в/с, вода питьевая, яйца куриные*, соль поваренная*, масло подсолнечное*, масло оливковое*, вещество для обработки муки*.Фарш: говядина, свинина, вода питьевая, лук репчатый, соль поваренная, сахар, перец черный (белый).
При этом, в соответствии с пунктами 14, 59 ТР ТС 034/2013 продукты убоя, используемые при производстве мясной продукции и мясная продукция должны соответствовать требованиям настоящего технического регламента и иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
В соответствии с пунктом 127 ТР ТС 034/2013 соответствие продуктов убоя и мясной продукции настоящему техническому регламенту обеспечивается путем выполнения его требований и требований технических регламентов Таможенного союза, действие которых распространяется на данную продукцию.
Как следует из пункта 129 ТР ТС 034/2013 оценка (подтверждение) соответствия продуктов убоя и мясной продукции и процессов их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, должна соответствовать требованиям настоящего технического регламента и технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011).
Административным органом в подтверждение факта совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в материалы дела представлены: акт отбора проб N 2269880 от 16.06.2021, протокол испытаний от 25.08.2021 N1076-В-21-3224-М, протокол об административном правонарушении от 17.09.2021 N434, иные материалы административного дела.
При таких обстоятельствах, представленными в дело доказательствами подтверждено событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств, опровергающих установленные административным органом нарушения, заинтересованным лицом не представлено.
Пельмени замороженные являются многокомпонентным продуктом и включают в свой состав мясо и ввиду различного максимально допустимого уровня лекарственных средств (антибиотиков) для каждого сырья, при том, что риск содержания максимально допустимого уровня препарата для здоровья человека в конкретной пищевой продукции уполномоченным государственным органом может быть не оценен - содержание лекарственных препаратов (антибиотиков) в готовой продукции нормируется из расчета "не допускается" (в пределах чувствительности метода).
Максимально допустимый уровень, разрешённый для определенного препарата в сырье, то есть в непереработанной продукции, не применяется для готовой продукции, которая прошла технологическую обработку. Для готовой продукции максимально допустимый уровень не оценен, максимальный уровень риска для безопасности жизни и здоровья человека не установлен.
По смыслу вышеприведенных норм ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 034/2013, готовая продукция (в данном случае - мясной полуфабрикат пельмени замороженные), изготовленная из продовольственного пищевого сырья животного происхождения, соответствующего требованиям части 1 статьи 7, части 3 статьи 13, Приложению N 3 к ТР ТС 021/2011 не должна содержать остатков лекарственных препаратов (антибиотиков), МДУ содержания которых прямо не установлен техническими регламентами на данный вид продукции.
Хинолоны (quinolones) - группа антибактериальных препаратов, также включающая фторхинолоны. Хинолоны представляют собой группу синтетических антимикробных препаратов, оказывающих бактерицидное действие.
Фторхинолоны (fluoroquinolones) - группа лекарственных веществ, обладающих выраженной противомикробной активностью, широко применяющихся в ветеринарии в качестве антибактериальных лекарственных средств широкого спектра действия. По широте спектра противомикробного действия, активности, и показаниям к применению они близки к антибиотикам, но отличаются от них по химической структуре и происхождению (антибиотики являются продуктами природного происхождения либо близкими синтетическими аналогами таковых, в то время, как фторхинолоны не имеют природного аналога).
При превышении допустимых уровней содержания антибактериальных препаратов в пищевых продуктах, они проявляют свои токсические и аллергические свойства. Отрицательное влияние остаточных количеств лекарственных препаратов в мясных продуктах на здоровье людей заключается в том, что они вызывают токсическое воздействие, чаще всего в виде возникновения аллергических реакций, дисбактериозов и появлению суперинфекций, образованию резистентных штаммов патогенных микроорганизмов в организме и снижению терапевтической эффективности лекарств, не смотря на различный спектр действия. Антибактериальные препараты не выводятся из организма полностью и аллергический эффект проявляется даже в случае крайне низкого их содержания в пищевых продуктах. Особенно ярко это бывает выражено в аллергических реакциях детей. Попадая в организм человека с продуктами питания, содержащими антибактериальные препараты, изменяется кишечная микрофлора, что приводит к нарушению синтеза витаминов и размножению патогенных микробов в кишечнике и возникновению заболеваний.
Согласно Приложению N 3 "Гигиенические требования к безопасности пищевой продукции" (приложения для всех разделов: 1. Антибиотики) ТР ТС 021/2011 выявленные по результатам лабораторных испытаний лекарственные препараты группы хинолонов, в частности - "Энрофлоксацин" и "Марбофлоксацин" не поименованы, допустимые уровни указанных веществ техническим регламентом не предусмотрены.
Пищевые продукты, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, в силу одного лишь этого обстоятельства являются некачественными, непригодными для использования по назначению и опасными для жизни и здоровья граждан.
Довод общества об обязанности при отборе проб использовать именно и только ГОСТ 32797-2014 является ошибочным.
Материалы дела свидетельствуют, что исследования поводились лабораторией по ГОСТ 32797-2014 "Продукты пищевые, продовольственное сырье. Метод определения остаточного содержания хинолонов с помощью высокоэффективной жидкостной хроматографии с масс-спектрическим детектором". Данный стандарт распространяется на пищевые продукты в части мяса и мясных продуктов, мяса и продуктов из мяса птицы, яиц, яичного порошка, яичного меланжа, молока, рыбы, меда, а также продовольственное сырье и устанавливает метод высокоэффективной жидкостной хроматографии с масс-спектрическим детектированием для определения остаточного содержания хинолонов (а не для определения органолептических показателей) диапазоне измерения от 1 до 2000 мкг/кг.
Ссылка Общества на раздел 7 ГОСТа 32797-2014, который содержит отсылку к ГОСТу 7269 "Отбор проб мяса и мясных продуктов", и что орган должен был отобрать пробы пельменей именно по ГОСТу 7269 не обоснован, поскольку настоящий стандарт распространяется на говяжье, баранье, свиное мясо и мясо других видов убойных животных, на мякотные субпродукты (кроме печени, мозгов, легких, селезенки и почек) и устанавливает методы отбора образцов и органолептические методы определения свежести в случае возникновения сомнения. В данном же случае орган отбирал пробы не с целью определения свежести продукта с помощью органолептики. Отбор проб спорной продукции произведён в рамках выполнения государственного мониторинга продукции животного происхождения на показатели безопасности, в соответствии с Планом государственного мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов на территории РФ в рамках исполнения государственного задания, предусмотренного Положением N 883, Приказа Россельхознадзора от 28.12.2020 N 1409 "О лабораторных исследованиях в рамках реализации мероприятий Россельхознадзора в 2021 году", где включены лабораторные исследования мясной продукции на показатели качества и безопасности (химические показатели).
Кроме того, отбор проб производился согласно ГОСТу 32951- 2014 "Полуфабрикаты мясные и мясосодержащие. Общие технические условия", входящему в Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013), утвержденный Решением Коллегии ЕЭК от 19.11.2019 N 198 ("О перечне международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013), и перечне международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования").
Ссылки общества на наличие допустимых остатков ветеринарных лекарственных препаратов в готовой продукции были предметом рассмотрения судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Так, Коллегией Евразийской экономической комиссии 13.02.2018 утверждено решение N 28 "О максимально допустимых уровнях остатков ветеринарных лекарственных средств (фармакологически активных веществ), которые могут содержаться в непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе в сырье, и методиках их определения".
Пунктом 2 Решения Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 N 28 установлено, что максимально допустимые уровни остатков ветеринарных лекарственных средств (фармакологически активных веществ) в непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе в сырье, указанные в перечне, контролируются: изготовителем (поставщиком) непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе сырья, в случае применения ветеринарных лекарственных средств для продуктивных животных.
В соответствии с вышеуказанным перечнем максимально допустимый уровень остатков (по индикаторной молекуле) или метаболитов (мг/кг, не более) ветеринарного лекарственного средства (фармакологически активное вещество) (индикаторная молекула) энрофлоксацин (Enrofloxacin) составляет в мясе (мышечная ткань) - 0,1 мг/кг; метод испытаний ГОСТ 32797-2014 (п. 71 Перечня).
В сопроводительном документе на непереработанную пищевую продукцию животного происхождения, в том числе на сырье, выданном в соответствии с законодательством государства члена Союза, указывается наименование ветеринарного лекарственного средства, дата его последнего применения для продуктивного животного и подтверждение сроков его выведения из организма животного.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае административным органом установлен факт наличия антибиотиков в готовой продукции, а не в непереработанном сырье (пищевой продукции).
В статье 53 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014, определено, что продукция, выпускаемая в обращение на территории Союза, должна быть безопасной и должна выпускаться в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные ТР ТС.
Как было указано выше, ТР ТС 021/2011 не допускает наличие в продовольственном сырье и готовой пищевой продукции остатков лекарственных препаратов.
Это свидетельствует о недопустимости применения при аналогичных обстоятельствах решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 N 28.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ответчика в совершении вменяемого правонарушения установлена судом и подтверждается материалами административного дела.
Нарушение требований технических регламентов Таможенного союза недопустимо и составляет определенную угрозу, поскольку разработаны регламенты в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей мяса и мясной продукции относительно их назначения и безопасности.
Права и интересы потребителей продукции могут быть обеспечены только при условии соответствующего контроля качества продукции на всех этапах ее оборота (производство, хранение, транспортировка, реализация (поставка и розничная купля- продажа).
Заявитель, как профессиональный участник рынка, оказывающий услуги потребителям, обязан был принять все необходимые меры для того, чтобы продукция, реализуемая потребителю, соответствовала техническим регламентам или иным обязательным требованиям, предъявляемым к ней.
Доказательства, свидетельствующие о том, что ООО "Восточный" приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо подтверждающие невозможность принятия этих мер в связи с чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Общество, осуществляя предпринимательскую деятельность, обязано принимать меры, направленные на недопущение совершения рассматриваемого правонарушения, что в данном случае сделано не было.
Факт выявления лекарственных средств для ветеринарного применения в мясной продукции заявителя свидетельствуют о недостаточных мерах, принятых Обществом при производстве для выпуска в обращение безопасной мясной продукции и нарушении требований технических регламентов.
Таким образом, нарушение обществом требований технических регламентов Таможенного союза ТР ТС 021/2011, ТР ТС 034/2013, посягает на установленные и охраняемые государством требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации; угрожает жизни и здоровью неограниченного круга потребителей. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям также заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению установленной законом обязанности по недопустимости использования или реализации продукции с нарушением требований законодательства.
Находящаяся в обращении продукция должна соответствовать требованиям технических регламентов, действие которых на нее распространяется, в том числе ТР ТС "О безопасности пищевой продукции" (данный вывод приведен в определении Верховного Суда РФ от 19.02.2021 N 308-ЭС20- 23978 по делу N А63-19802/2019).
Вина общества в рассматриваемой ситуации заключается в том, что им не соблюдены установленные и охраняемые государством требования к продукции, не обеспечено выполнение правил процессов производства, хранения, реализации пищевой продукции от его имени.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, доказан, на что правомерно указал суд первой инстанции.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда о привлечении общества к административной ответственности принято с соблюдением установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Исключительность ситуации, в которой было совершено правонарушение, из материалов дела не усматривается.
Назначенное судом административное наказание соответствует минимальному размеру санкции части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, согласуется с характером совершенного правонарушения, отвечает целям административного наказания, установленным статьей 3.1 КоАП РФ, а равно принципам справедливости и соразмерности наказания совершенному деянию.
Суд первой инстанции не установил оснований для применения статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ и замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение, с чем также соглашается и суд апелляционной инстанции.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции принят законный и обоснованный судебный акт, судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, доказательствам, имеющимся в материалах дела, дана надлежащая правовая оценка, с которой апелляционный суд согласен.
Поскольку доводы жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
Ссылка заявителя жалобы на иную судебную практику судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку обстоятельства, установленные по иным делам, не являются преюдициальными при рассмотрении настоящего дела, по указанным делам имели место иные обстоятельства, не связанные с фактическими обстоятельствами, установленными судом при рассмотрении настоящего дела. Таким образом, правовая позиция судов по другим делам, основанная на оценке иных доказательств, не влияет на оценку доказательств при рассмотрении настоящего дела.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09 февраля 2022 года по делу N А71-13604/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восточный" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.