город Ростов-на-Дону |
|
21 апреля 2022 г. |
дело N А01-4333/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
публичного акционерного общества "Россети Кубань"
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 11.03.2022 по делу
N А01-4333/2021
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Кубань"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от ПАО "Россети Кубань" посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел": представитель Схаплок А.К. по доверенности от 17.12.2020,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Кубань" (далее - заявитель, общество, ПАО "Россети Кубань") обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 03.12.2021 по делу об административном правонарушении N 18-04/2021 о привлечении к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 11.03.2022 в удовлетворении заявления публичного акционерного общества "Россети Кубань" о признании незаконным и отмене постановления от 03.12.2021 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея по делу об административном правонарушении N 18-04/2021 о привлечении к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей, отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Россети Кубань" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В обоснование апелляционной жалобы ПАО "Россети Кубань" ссылается на то, что все взаимоотношения с собственниками земельного участка с кадастровым номером 01:04:5611011:656 урегулированы в соответствии с законодательством РФ с даты установления публичного сервитута, в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 7.1 КоАП РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель публичного акционерного общества "Россети Кубань" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав представителя лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 16.11.2021 из прокуратуры Майкопского района в Управление Росреестра по Республике Адыгея поступил материал надзорного производства по обращению гр. Павленко М.А. для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения материалов надзорного производства, должностным лицом, уполномоченным на осуществление государственной функции по государственному земельному надзору, 12.11.2021 в присутствии представителя ПАО "Россети Кубань" в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении, которым действия данного лица, квалифицированы по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 01:04:5611011:656, принадлежит на праве собственности гр. Добровольской О.А. с сентября 2021 года.
На основании Постановления главы администрации МО "Майкопский район" от 01.07.2021 N 310-з в отношении вышеуказанного земельного участка установлен публичный сервитут "Размещение объекта местного значения "Строительство ВЛ 10 кА, КТП 10/04кВ с отходящей ВЛ 0,4 кВ для технологического присоединения ООО "Оленарий" по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, ст. Даховская". ПАО "Россети Кубань" приступило к использованию вышеуказанного земельного участка до заключения соглашения с собственником земельного участка об осуществлении публичного сервитута.
25.11.2021 по факту незаконного использования земельного участка в отношении ПАО "Россети Кубань" был составлен протокол об административном правонарушении по части 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 89).
03.12.2021 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении ПАО "Россети Кубань" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в виде 100 000 рублей (л.д. 113-114).
Несогласие с вынесенным постановлением послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Согласно статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка на юридических лиц в размере от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного названной статьей, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.
Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что лицо самовольно занимает земельный участок, либо использует земельный участок без оформления правоустанавливающих документов.
Субъектом правонарушения, предусмотренного данной нормой, является лицо, самовольное занявшее земельный участок или часть земельного участка, в том числе использовавшее земельный участок, не имея предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок.
Анализ объекта и объективной стороны указанного состава административного правонарушения позволяет сделать вывод, что самовольным занятием земельного участка или части земельного участка лицом, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок, следует понимать пользование земельным участком, лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 7.1 КоАП РФ, судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (пункты 1 и 2 статьи 264 ГК РФ).
Как установлено пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Статьей 26 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Статьей 33.50 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что обладатель публичного сервитута вправе приступить к осуществлению публичного сервитута со дня заключения соглашения о его осуществлении, если иное не предусмотрено статьей 39.47 настоящего Кодекса и пунктом 2 настоящей статьи, но не ранее дня внесения сведений о публичном сервитуте в Единый государственный реестр недвижимости.
Судом первой инстанции установлено, что ПАО "Россети", являясь электросетевой компанией на основании договора оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенного между обществом и ПАО "ТНС энерго Кубань", оказывает услуги гарантирующему поставщику по передаче электрической энергии, неотъемлемой частью которых является оказание услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителей.
Между ПАО "Россети" и ООО "Оленарий" заключен договор на осуществление технологического присоединения от 09.10.2019 N 20404-19-00532146-1 объекта "Энергопринимающее устройство (ЭПУ) Заявителя" расположенного по адресу: Майкопский район, ст.Даховская, земельный участок с кадастровым номером 01:04:5611012:47.
На основании постановления главы администрации МО "Майкопский район" от 01.07.2021 N 310-з в отношении земельного участка с кадастровым номером 01:04:5611011:656 установлен публичный сервитут в целях размещения объекта электросетевого хозяйства "Строительство ВЛ 10 кВ, КТП 10/0,4 кВ с отходящей ВЛ 0,4 кВ, для технологического присоединения заявителя по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, ст. Даховская".
Сведения о границах публичного сервитута внесены в ЕГРН 17.08.2021, присвоен реестровый номер 01:04-6.1413.
Согласно сведениям ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 01:04:5611011:656, (выписка от 28.09.2021 N 99/2021/420411809), в разделе 4.1 содержатся сведения об ограничении прав на земельный участок на основании постановления от 01.07.2021 N 310-з "Об установлении публичного сервитута", учетный номер части 1, площадь части, обременяемой публичным сервитутом 2 937 кв. м.
Собственником земельного участка с кадастровым номером 01:04:5611011:656 до 27.09.2021 являлась Павленко М.А. На основании договора купли-продажи от 15.09.2021, заключенного между Павленко М.А и Добровольской О.А., право собственности на указанный земельный участок с 27.09.2021 зарегистрировано за Добровольской О.А.
Материалами административного дела установлено, что ПАО "Россети Кубань" приступило к использованию части земельного участка с кадастровым номером 01:04:5611011:656 в виде размещения и складирования электрических опор и проведении работ по подготовке к их установлению (выкопаны ямы), то есть приступило к ведению хозяйственной деятельности, чем нарушило требование ст. 39.50 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно обладатель публичного сервитута (ПАО "Россети Кубань") вправе был приступить к осуществлению публичного сервитута со дня заключения соглашения с собственником указанного земельного участка о его осуществлении.
Проекты соглашений об осуществлении публичного сервитута были направлены в адрес Павленко М.А. и Добровольской О.А., письмами от 10 и 18 ноября 2021 года, то есть после того, как ПАО "Россети Кубань" приступило к использованию земельного участка с кадастровым номером 01:04:5611011:656.
Факт совершенного ПАО "Россети Кубань" правонарушения, подтверждается представленными в материалы дела материалами по делу об административном правонарушении N 18-04/2021, объяснением собственника спорного земельного участка от 03.12.2021 (л.д. 94), протоколом об административном правонарушении от 25.11.2021 (л.д. 89), иными доказательствами по делу об административном правонарушении.
Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, является доказанным.
В качестве основания для отмены обжалуемого постановления, а также довода апелляционной жалобы обществом указано на то обстоятельство, что взаимоотношения с собственниками спорного земельного участка были урегулированы с даты установления публичного сервитута и стороны распространили действие соглашения об осуществлении публичного сервитута с 17.08.2021 по 16.08.2070, в связи с чем полагает, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.
Судом первой инстанции указанный довод отклонен, поскольку, как обоснованно отмечено судом, общество приступило к использованию спорного земельного участка не имея предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на него, в отсутствие соответствующих документов, а распространение действия соглашения об осуществлении публичного сервитута с даты установления публичного сервитута, об отсутствии его вины в совершении вменяемого административного правонарушения не свидетельствует. Также суд первой инстанции правомерно указал, что у ПАО "Россети Кубань" отсутствовали правовые основания без заключения соглашения в порядке статьи 39.50 Земельного кодекса Российской Федерации приступать к выполнению работ по осуществлению строительства BJI 10 кА, КТП 10/04кВ с отходящей ВЛ 0,4 кВ.
Оснований для переоценки указанного вывода суда первой инстанции апелляционный суд не усматривает.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено.
Вина заявителя в совершении вменяемого обществу правонарушения заключается в том, что обществом не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения правил и норм действующего законодательства, объективных обстоятельств, препятствующих исполнению заявителем обязанностей, возложенных на него законодательством, административному органу не предоставлено. Осуществляя предпринимательскую деятельность, общество обязано знать и соблюдать нормы земельного законодательства, предвидеть вредные последствия своих действий (бездействия), а также обеспечить выполнение всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Размер административного штрафа назначен в пределах санкции статьи 7.1 КоАП РФ. Назначенное заявителю наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При изложенных фактических обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных ПАО "Россети Кубань" требований.
Вопреки доводам, изложенным в апелляционной жалобе, материалами административного дела подтверждается отсутствие у ПАО "Россети Кубань" правовых оснований без заключения соглашения в порядке ст. 39.50 Земельного кодекса Российской Федерации приступать к выполнению работ по осуществлению строительства В Л 10 кА, КТП 10/04кВ с отходящей В Л 0,4 кВ.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 11.03.2022 по делу N А01-4333/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-4333/2021
Истец: ПАО "Россети Кубань"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея