город Омск |
|
19 апреля 2022 г. |
Дело N А75-18440/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Шнайдер Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3118/2022) Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа А75-18440/2021 (судья Истомина Л.С.), принятое по заявлению Лангепасского городского муниципального казенного учреждения "Управление по обеспечению деятельности органов местного самоуправления" (ОГРН 1128607000455, ИНН 8607010685, адрес: 628672, г. Лангепас, ул. Ленина, д. 35) к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры (ОГРН 1028600517054, ИНН 8601002078, адрес: 628011, г. ХантыМансийск, ул. Мира, д. 34) об оспаривании решения, по встречному исковому заявлению Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры к Лангепасскому городскому муниципальному казенному учреждению "Управление по обеспечению деятельности органов местного самоуправления" о взыскании финансовых санкций,
в отсутствие лиц, участвующих в споре,
УСТАНОВИЛ:
Лангепасское городское муниципальное казенное учреждение "Управление по обеспечению деятельности органов местного самоуправления" (далее - заявитель, ЛГМКУ, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры (далее - управление, Пенсионный фонд, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 08.11.2021 N 590 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в части установления размера финансовой санкции без учета смягчающих обстоятельств и снижении назначенного штрафа в 10 раз.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.11.2021 заявление принято к производству с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства.
В арбитражный суд 10.12.2021 Пенсионный фонд обратился со встречным исковым заявлением к ЛГМКУ о взыскании штрафа за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за август 2021 года в размере 52 000 рублей по решению от 08.11.2021 N 590 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.12.2021 встречное исковое заявление принято к производству для совместного рассмотрения с первоначальными требованиями; суд перешёл к рассмотрению дела в общем порядке судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.02.2022 по делу N А75-18440/2021 (далее - обжалуемое решение) заявление ЛГМКУ удовлетворено. Признано недействительным решение государственного Пенсионного фонда о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 590 от 08.11.2021 в части установления финансовой санкции в размере, превышающем 5 200 рублей. Взысканы с Пенсионного фонда в пользу ЛГМКУ судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 3 000 руб. Встречное исковое заявление Пенсионного фонда удовлетворено частично. Взысканы с ЛГМКУ в пользу управления финансовые санкции в размере 5 200 рублей за несвоевременное представление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за август 2021 года. В остальной части во встречном исковом заявлении отказано. Взыскана с ЛГМКУ в федеральный бюджет государственная пошлина в размере 208 рублей.
Не соглашаясь с принятым решением, с апелляционной жалобой обратилось учреждение, просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить требования Пенсионного фонда в полном объёме.
В обоснование жалобы её заявитель указал, что финансовая санкция в размере 52 000 руб. соответствует размеру ответственности, предусмотренному частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) - (500 руб. в отношении 104 застрахованных лиц). Формальный подход к рассмотрению вопросов о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за несвоевременное предоставление и отказ суда в наложении штрафа на страхователя за совершенное им правонарушение является недопустимым и приводит к повторному нарушению страхователю сроков на предоставление отчётности.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2022 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание по её рассмотрению.
От ЛГМКУ поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, учреждение является плательщиком страховых взносов и зарегистрировано в Пенсионном фонде в качестве страхователя.
Пенсионный фондом 23.09.2021 составлен акт N 590 о выявлении нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, выразившегося в несвоевременном предоставлении ЛГКМУ ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М в отношении 104 застрахованных лиц за август 2021 года.
08.11.2021 принято решение о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде применения финансовых санкций в размере 52 000 рублей. Обществу направлено требование N 590 от 02.12.2021 о добровольной уплате финансовых санкций в течение 10 календарных дней.
Не согласившись с решением в части размера штрафа, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании. Пенсионный фонд во встречном иске просил отказать в удовлетворении требований учреждения и взыскать с него финансовые санкции в сумме 52 000 руб.
По результатам рассмотрения заявлений учреждения и встречного заявления управления принято решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.02.2022 по делу N А75-18440/2021, являющееся предметом апелляционного обжалования.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев материалы дела, не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого решения с учётом следующего.
Лицами, участвующими в деле, не оспаривается и материалами дела подтверждается факт нарушения учреждением срока при предоставлении сведений СЗВ-М (исход) за август 2021 года.
Вместе с тем, заявитель жалобы полагает, что учреждения подлежит взысканию штраф за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за август 2021 года в размере 52 000 руб.
Отклоняя доводы жалобы, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н) при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий, а также при выявлении недостоверности индивидуальных сведений, учтенных на индивидуальных лицевых счетах, по ликвидированному страхователю, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по заявлению застрахованного лица и на основании представленных застрахованным лицом документов, либо на основании документов, подтверждающих стаж застрахованного лица и находящихся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации, принимает решение о дополнении (уточнении) индивидуального лицевого счета в части сведений о стаже застрахованного лица и не позднее семи рабочих дней со дня принятия такого решения сообщает об этом застрахованному лицу.
На основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Пунктом 40 Инструкции N 211н предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, страхователь не привлекается к ответственности, если он самостоятельно выявил ошибки в представленной отчетности, либо если, получив уведомление Пенсионного фонда с указанием на имеющиеся ошибки, устранил их в пятидневный срок с момента получения уведомления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Суд апелляционной инстанции, учитывая правовой подход, сформулированный в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П Конституционного Суда Российской Федерации, полагает, что испрашиваемый заявителем апелляционной жалобы штраф в размере 52 000 руб. в отношении учреждения является завышенным, поскольку судом выявлены смягчающие обстоятельства: обществом нарушение срока предоставления индивидуальных сведений допущено впервые, срок просрочки составляет 1 день, в настоящий момент доказательств наличия задолженности по уплате страховых взносов не представлено.
Таким образом, размер наложенного оспоренным решением штрафа правомерно снижен в 10 раз. Вопреки доводам жалобы, снижение штрафа в рассматриваемом случае не освобождает учреждение от ответственности за нарушение законодательства, однако учитывает конкретные обстоятельства допущенного нарушения и является ему соразмерным.
Изложенный выше правовой подход направлен на стимулирование плательщиков налогов, сборов и иных платежей на самостоятельное исправление допущенных ошибок при предоставлении установленной нормативными актами отчетности, на более оперативную обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
Назначение учреждению высокого размера штрафа при нарушении срока на один день и его единичности не направлено на достижение цели, установленной вышеуказанными нормами права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а в апелляционной инстанции могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта. В связи с этим признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.02.2022 по делу N А75-18440/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-18440/2021
Истец: ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ"
Ответчик: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ-ЮГРЕ