город Ростов-на-Дону |
|
21 апреля 2022 г. |
дело N А32-36636/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросьян Н.В.
при участии:
от заявителя (путем использования системы веб-конференции): представитель Маслова М.В. по доверенности от 12.01.2022;
от заинтересованного лица (путем использования системы веб-конференции): представитель Шапаренко К.А. по доверенности от 30.12.2021;
от третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственной производственной фирмы "Новая Заря" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2022 по делу N А32-36636/2020 по заявлению сельскохозяйственной производственной фирмы "Новая Заря" (ИНН 2343019219, ОГРН 1072343000718) к департаменту имущественных отношений Краснодарского края
(ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) при участии третьих лиц: администрация муниципального образования Новокубанского района, ПАО "Кубаньэнерго", ООО "Газпром Межрегионгаз Краснодар" о признании незаконными отказов, об обязании заключить,
УСТАНОВИЛ:
сельскохозяйственная производственная фирма "Новая Заря" (далее - СПФ "Новая Заря", фирма) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) согласно которому просит:
- признать незаконным отказ N 52-32-15-18072/20 от 04.06.2020 в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:21:0607012:5, общей площадью 1 799 000 кв.м пашни, расположенный по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прикубанское сельское поселение, примерно в 1,3 км отп. Прикубанский по направлению на север КСП "Армавирское", участок N 79, на срок 5 лет с ООО "Новая Заря" незаконным;
- признать незаконным отказ N 52-32-12-17170/20 от 29.05.2020 в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:21:0607012:27, общей площадью 799 678 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прикубанское сельское поселение, примерно в 0,7 км по направлению на север от п. Прикубанский, на срок 5 лет с ООО "Новая Заря" незаконным;
- признать незаконным отказ N 52-32-12-15079/20 от 08.05.2020 в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:21:0607012:28, общей площадью 410 040 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прикубанское сельское поселение, примерно в 500 м по направлению на северо-восток от восточной окраины п. Прикубанский, - на срок 5 лет с ООО "Новая Заря" незаконным;
- обязать заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:21:0607012:5, общей площадью 1 799 000 кв.м пашни, расположенный по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прикубанское сельское поселение, примерно в 1,3 км отп. Прикубанский по направлению на север КСП "Армавирское", участок N 79, на срок 5 лет с сохранением всех прочих условий, предусмотренных договором аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности от 19.05.2009 N 8821000123;
- обязать заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:21:0607012:27, общей площадью 799 678 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прикубанское сельское поселение, примерно в 0,7 км по направлению на север от п. Прикубанский, на срок 5 лет с сохранением всех прочих условий, предусмотренных договором аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности от 19.02.2013 N 8821000192;
- обязать заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:21:0607012:28, общей площадью 410 040 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прикубанское сельское поселение, примерно в 500 м по направлению на северо-восток от восточной окраины п. Прикубанский, на срок 5 лет с сохранением всех прочих условий, предусмотренных договором аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности от 19.03.2013 N 8821000191 (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Новокубанского района, ПАО "Кубаньэнерго", ООО "Газпром Межрегионгаз Краснодар".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, фирма обжаловала его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе фирма просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы фирма указывает на то, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:21:0607012:5 судом не был установлен факт нарушения условий договора. Актом совместного осмотра подтвержден факт разумного и надлежащего использования земельных участков. В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:21:0607012:27, 23:21:0607012:28 департамент не подтвердил, что предоставление участков без проведения торгов было допущено в отсутствие заявлений от других заинтересованных лиц.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Представитель заинтересованного лица против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 19.05.2009 между заявителем и администрацией муниципального образования Новокубанский район заключен договор N 8821000123 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:21:0607012:5 площадью 1 799 000 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прикубанское с/п, примерно в 1,3 км от п. Прикубанский по направлению на север, КСП "Армавирское", участок N 79, сроком на 5 лет, до 19.05.2014.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
19.02.2013 между обществом и администрацией муниципального образования Новокубанский район заключен договор N 8821000192 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:21:0607012:27 площадью 799 678 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прикубанское с/п, примерно в 0,7 км по направлению на север от п. Прикубанский, сроком на 5 лет, до 18.02.2018.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
19.02.2013 между заявителем и администрацией муниципального образования Новокубанский район заключен договор N 8821000191 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:21:0607012:28 площадью 410 040 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прикубанское с/п, примерно в 500 м по направлению на северо-восток от восточной окраины п. Прикубанский, сроком на 5 лет, до 18.02.2018.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Письмами от 18.03.2020 N 52-10939/20-38-05 и 26.03.2020 N 52-12438/20-38-08 департамент уведомил общество об отказе от договоров аренды от 19.02.2013 N 8821000191 и N 8821000192.
Общество обратилось в департамент с заявлениями (претензиями) о предоставлении спорных земельных участков в аренду на новый срок.
Письмом от 08.05.2020 N 52-32-12-15079/20 департамент отказал в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:21:0607012:28 в аренду на новый срок, сославшись на то, что у заявителя отсутствует приоритетное право на получения спорного земельного участка в аренду без проведения торгов, поскольку департамент отказался от договора аренды от 19.02.2013 N 8821000191
Письмом от 29.05.2020 N 52-32-12-17170/20 департамент отказал в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:21:0607012:27 в аренду на новый срок, сославшись на то, что у заявителя отсутствует приоритетное право на получения спорного земельного участка в аренду без проведения торгов, поскольку департамент отказался от договора аренды от 19.02.2013 N 8821000192.
Письмом от 04.06.2020 N 52-32-15-18072/20 департамент отказал в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:21:0607012:5, поскольку общество с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось после истечения срока действия договора аренды от 19.05.2009 N 8821000123.
Считая отказы департамента в предоставлении спорного земельного участка в аренду на новый срок без поведения торгов незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 АПК РФ).
На основании пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
В силу подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ без проведения торгов заключается договор аренды земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, в случае предоставления участка арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
По смыслу приведенных норм арендатор имеет право на преимущественное получение в аренду на новый срок земельного участка сельскохозяйственного назначения при наличии следующих условий: в отношении заявителя у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка; заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Как было указано, договор аренды от 19.05.2009 N 8821000123, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 23:21:0607012:5, был заключен на основании протокола заседания комиссии по проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков для производства сельскохозяйственной продукции, ведения личного подсобного хозяйства от 19.05.2009 N 83-сх, сроком на 5 лет до 19.05.2014.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствовался положениями пункта 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73, статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, норм Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, принял во внимания положения пункта 8.1 договора, а также выводы, изложенные в судебных актах по делу N А32-34117/2014 и по делу N А32-7478/2016.
Так, в рамках указанных дел судами установлено, что договор аренды от 19.05.2009 N 8821000123 прекратил свое действие 19.05.2014 без возобновления его на неопределенный срок в соответствии со статьей 621 ГК РФ, кроме того, суды пришли к выводу о том, что общество не доказало факт надлежащего использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, условия предусмотренные пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", заявителем не соблюдены.
С учетом изложенного, заявитель обратился в департамент за приобретением земельного участка в аренду после прекращения договора аренды. Утратив право аренды спорным земельным участком вследствие прекращения договора аренды, лицо утратило также льготу, предоставленную законом именно арендатору земельного участка.
Поскольку после истечения срока действия договора фирма вправе получить земельный участок в аренду на торгах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что департамент законно и обосновано отказал заявителю в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:21:0607012:5 в аренду без проведения торгов.
Относительно предоставления в аренду на новый срок земельных участков с кадастровыми номерами 23:21:0607012:27 и 23:21:0607012:28.
Как было указано, договоры аренды от 19.02.2013 N 8821000192 и N 8821000191, предметом которых являются земельные участки с кадастровыми номерами 23:21:0607012:27 и 23:21:0607012:28, заключены сроком на 5 лет до 18.02.2018.
Судом первой инстанции установлено, что заявитель ранее (в 2018 году) обращался в департамент с заявлениями о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:21:0607012:27 и 23:21:0607012:28 в аренду без проведения торгов на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Департамент письмами от 20.03.2018 N 52-12012/18-32-12, от 30.01.2018 N 52-3583/18-32-12, от 13.03.2018 N 52-10934/18-32-12 и от 30.01.2018 N 52-3590/18-32-12 отказал обществу в предоставлении в аренду без проведения торгов вышеуказанных земельных участков на основании пункта 1 статьи 39.16 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 ЗК РФ (пункт 3 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Возражая против удовлетворения заявленных требований, департамент в отзыве указывает, что договоры аренды от 19.02.2013 N 8821000192 и N 8821000191 имеют признаки ничтожной сделки, поскольку несоблюдена публичная процедура при их заключении.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что администрацией нарушены правила организации торгов, которые привели к ненадлежащему оповещению о торгах лиц, потенциально заинтересованных в заключении договоров аренды в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:21:0607012:27 и 23:21:0607012:28. Суд указал, что процедура публичности не была соблюдена должным образом, договоры аренды от 19.02.2013 N 8821000192 и от 19.02.2013 N 8821000191 являются недействительными (ничтожными) сделками.
Так, судом первой инстанции установлено, что согласно письму управления имущественных отношений администрации муниципального образования Новокубанский район от 01.02.2018 N 02-06/4.03/18-169 информация о земельных участках, свободных от прав третьих лиц находящихся в собственности Краснодарского края из фонда перераспределения земель Краснодарского края, была опубликована не в газете "Свет маяков" от 29.11.2012 N 140 (11186), а ее приложении - "Официальный вестник".
На территории Новокубанского района таким средством массовой информации является газета "Свет Маяков".
Согласно письму ООО "Редакция газеты "Свет маяков" от 10.12.2021 N 256 газета "Свет маяков" от 29.11.2012 N 140 (11186) была опубликована тиражом 8 705 экземпляров, приложении N 1 "Официальный вестник" к данному выпуску газеты было опубликовано тиражом 130 экземпляров: 100 экземпляров заказчику (администрация Советского сельского поселения Новокубанского района), 30 экземпляров на нужды редакции. Приложение N 1 вместе с основным выпуском газеты по подписке не распространялись и в свободную продажу в розничные сети не поступали.
Таким образом, приложение к газете, в которой размещена информация о торгах, не является широко распространенным или специализированным изданием, способным обеспечить массовое информирование потенциальных покупателей.
Апелляционный суд не усматривает оснований для иной оценки доказательств, которые в совокупности оценил суд первой инстанции.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом первой инстанции допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом первой инстанции установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2022 по делу N А32-36636/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-36636/2020
Истец: ООО "СПФ" НОВАЯ ЗАРЯ", Сельскохозяйственная производственная фирма "Новая Заря"
Ответчик: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Администрация МО Новокубанского района, г. Новокубанск, Администрация муниципального образования Новокубанский район, ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар", ПАО "Кубаньэнерго"