г. Самара |
|
21 апреля 2022 г. |
дело N А65-26118/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 апреля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Колодиной Т.И., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якушовой Н.С.,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 1 апелляционную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 февраля 2022 года по делу N А65-26118/2021 (судья Кириллов А.Е.)
по иску Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (ОГРН 1021602825640, ИНН 1655003950) к Филиалу "Казанский" Федерального государственного унитарного предприятия "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ОГРН 1037739258040, ИНН 7711027436) о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к филиалу "Казанский" Федерального государственного унитарного предприятия "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ответчик, предприятие ) о взыскании неустойки (пени) в размере 3738,40 руб. за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту N 021110000012000011600001 от 22.09.2020.
Решением от 04.02.2022 исковые требования удовлетворены частично в размере 62,33 руб. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Истец не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, неправильное толкование норм материального права, просит решение изменить, взыскать с ответчика неустойку в заявленном размере.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что расчет неустойки, признанный правильным, противоречит нормам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и условиям государственного контракта.
Согласно пункту 3.3.3 контракта, заказчик обязан предоставить подрядчику список получателей, которым выданы направления, в течение 10 дней с даты заключения контракта.
Пунктом 1.3 контракта установлено, что срок изготовления изделий исчисляется со дня получения подрядчиком от заказчика списка получателей и составляет для выполнения работ по изготовлению ортопедической обуви не более 30 календарных дней.
Истец предоставил подрядчику список получателей 24.09.2020, таким образом, срок выполнения работ не позднее 24.10.2020.
В ходе исполнения обязательств по государственному контракту подрядчиком было допущено нарушение срока выполнения работ по изготовлению ортопедической обуви. Согласно акту сдачи-приемки работ N 8 от 02.11.2020 получателю Габделхакову Ф.Ф. изготовлена и выдана ортопедическая обувь 02.11.2020. Таким образом, просрочка исполнения обязательства составляет 9 дней. Согласно акту сдачи-приемки работ N 185 от 11.11.2020 получателю Гараеву А.Р. изготовлена и выдана ортопедическая обувь 11.11.2020. Таким образом, просрочка исполнения обязательства составляет 19 дней.
Указанные факты ненадлежащего исполнения обязательств по контракту ответчиком признаны.
Довод ответчика об отсутствии вины в просрочке исполнения обязательств по причине того, что получатели ортопедической обуви являются людьми с ограниченными возможностями и не всегда могут своевременно прибыть для снятия мерок, является необоснованным, поскольку пунктом 3.1.17 контракта предусмотрена обязанность подрядчика выезжать при необходимости по месту жительства получателей для снятия мерок.
Расчет неустойки произведен в соответствии с частью 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ и пунктом 8.3 контракта. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
Ответчик представил отзыв, в котором отклонил доводы жалобы как необоснованные.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом ответчика, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
22.09.2020 по результатам определения подрядчика путем проведения электронного аукциона между Фондом (заказчиком) и ответчиком (предприятием) заключен государственный контракт N 021110000012000011600001 на выполнение работ в 2020 году по изготовлению ортопедической обуви для обеспечения инвалидов и детей-инвалидов.
Согласно пункту 1.2 государственного контракта стоимость работ составляет соответственно 1 963 426,70 руб., НДС не предусмотрен.
На основании пункта 3.3.3 государственного контракта от 22.09.2020, заказчик обязан предоставить подрядчику список получателей, которым выданы направления, в течение 10 дней с даты заключения контракта.
В силу пункта 3.1.1 контракта от 22.09.2020 подрядчик обязан выполнить работы по изготовлению изделий надлежащего качества, в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации (в том числе требованиям ГОСТов), техническим заданием, в объеме и сроки, предусмотренные настоящим контрактом, и передать результаты работ непосредственно получателям при представлении ими документа, удостоверяющего личность и направления, выдаваемого заказчиком, либо, в случае если от имени получателя действует его представитель, то представителю при предъявлении документа, удостоверяющего личность представителя, и соответствующего документа, подтверждающего полномочия представителя.
Пунктом 1.3 государственного контракта установлено, что срок изготовления изделий исчисляется со дня получения подрядчиком от заказчика списка получателей и составляет для выполнения работ по изготовлению ортопедической обуви не более 30 календарных дней.
Подрядчик изготовил 229 изделий на сумму 1 841 660,01 руб., истец произвел оплату изготовленных изделий на расчетный счет подрядчика.
В ходе исполнения обязательств по государственному контракту подрядчиком было допущено нарушение срока выполнения работ по изготовлению ортопедической обуви, установленного пунктом 1.3 контракта.
Согласно акту сдачи-приемки работ N 8 от 02.11.2020 получателю Габделхакову Ф.Ф. изготовлена и выдана ортопедическая обувь 02.11.2020.
Таким образом, просрочка исполнения обязательства составляет 9 дней.
Согласно акту сдачи-приемки работ N 185 от 11.11.2020 получателю Гараеву А.Р. изготовлена и выдана ортопедическая обувь 11.11.2020. Таким образом, просрочка исполнения обязательства составляет 19 дней.
Пунктом 8.1 государственного контракта от 22.09.2020 установлено, что стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, в том числе за просрочку исполнения обязательств, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 8.2 государственного контракта, в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В силу пункта 8.3 государственного контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного настоящим контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных настоящим контрактом и фактически исполненных подрядчиком.
Размер пеней за просрочку исполнения обязательства по выполнению работ по изготовлению ортопедической обуви на 19 дней по государственному контракту от 22.09.2020 составляет 3738,40 руб.
Дополнительным соглашением N 414 от 25.12.2020 контракт был расторгнут в соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и с подпунктами 11.2, 11.3 контракта по соглашению сторон по фактически выполненным обязательствам.
Соглашение сторон о расторжении договора не освобождает от обязанности уплатить договорную неустойку.
В пункте 1 Информационного письма от 21.12.2005 N 104 "Обзор практики применения арбитражными судами норм Гражданского кодекса Российской Федерации о некоторых основаниях прекращения обязательств" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что если иное не вытекает из соглашения сторон, расторжение договора влечет прекращение основного обязательства на будущее время, но не лишает кредитора права требовать с должника суммы основного долга и имущественных санкций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора.
02.07.2021 истец направил в адрес ответчика претензию от 02.07.2021 N 01-14/1616-2583 с требованием об уплате неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, которая ответчиком была оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 ГК РФ).
Статьей 526 ГК РФ установлено, что по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Согласно статье 508 ГК РФ в случае, когда сторонами предусмотрена поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) в нем не определены, то товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота.
В силу статье 516 ГК РФ покупатель оплачивает поставляемый товар с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки.
Согласно части 1 статьи 454 ГК РФ, по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.
Согласно статье 458 ГК РФ если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу.
Пунктом 1.3 государственного контракта установлено, что срок изготовления изделий исчисляется со дня получения подрядчиком от заказчика списка получателей и составляет для выполнения работ по изготовлению ортопедической обуви не более 30 календарных дней.
Судом установлено, что список получателей был направлен в адрес подрядчика 23.09.2020.
Подрядчик в установленный срок известил получателей о необходимости прибыть на предприятие для снятия индивидуальных мерок, получатели ортопедической обуви явились для снятия индивидуальных мерок только 05.10.2020 и 19.10.2020 соответственно.
Кроме того, в соответствии с положениями абзаца 3 пункта 1.3 государственного контракта период выполнения работ, включая выдачу изделия получателю: с даты заключения контракта по 01.12.2020. Указанный срок подрядчиком нарушен не был.
Судом установлено, что заявителем был представлен неверный расчет.
В ходе судебного разбирательства был произведен расчет, в соответствии с пунктом 8.3 государственного контракта, так как неустойка должна рассчитываться на две просроченных позиции, как указано в самом контракте, а не из всей неисполненной суммы контракта: 7873 руб.*2 =15 746 руб.*7,5% = 118 095 руб./360 *19 = 62,33 руб.; ключевая ставка Центрального банка РФ - 7, 5%.
Таким образом, размер пеней за просрочку исполнения обязательства по выполнению работ по изготовлению ортопедической обуви на 19 дней по государственному контракту составляет 62,33 руб., в указанном размере требование истца правомерно признано обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Расходы по уплате госпошлины отнесены на стороны по правилам статьи 110 АПК Российской Федерации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, которые соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 февраля 2022 года по делу N А65-26118/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
Т.И. Колодина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-26118/2021
Истец: ГУ региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г.Казань
Ответчик: Филиал "Казанский" Федерального государственного унитарного предприятия "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной зпщиты РФ, г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд