г. Саратов |
|
20 апреля 2022 г. |
Дело N А12-27225/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 18.04.2022 года.
Полный текст постановления изготовлен - 20.04.2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик - Волгоград"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 декабря 2021 года по делу N А12-27225/2021 (судья Кострова Л.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик - Волгоград" (404171, Волгоградская обл., Светлоярский р-н, р.п. Светлый Яр, 4-й мкр., д. 6, оф. 3, ОГРН 1103458000337, ИНН 3426013572)
к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 39А, оф. 205, ОГРН: 1063460031580, ИНН: 3445079787)
заинтересованные лица: Общество с ограниченной ответственностью "Волга - Д" (400011, г. Волгоград, ул. Инструментальная, д. 16А, ОГРН: 1053478024280, ИНН: 3448034760),
Общество с ограниченной ответственностью "Баркас +" (620017, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Шефская, д. 2А-9, оф. 105, ОГРН: 1036605194504, ИНН: 6674099685),
об оспаривании предписания,
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ситиматик - Волгоград" (далее - ООО "Ситиматик - Волгоград", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - Инспекция, контролирующий орган) о признании незаконными предписаний от 11.06.2021 N 883-2, от 31.03.2021 N282.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29 декабря 2021 года в удовлетворении заявленных ООО "Ситиматик - Волгоград" требований отказано.
ООО "Ситиматик - Волгоград" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области представила письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 19.03.2022, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Инспекции от 26.02.2021 N 282 (т. 2 л.д. 131-132) в связи с поступлением обращения Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 15.02.2021 N 10-12-01/2653 (т. 2 л.д. 133) и письма администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области от 09.02.2021 N 586 (т. 2 л.д. 134) Инспекцией проведена документарная проверка качества предоставления ООО "Управление отходами - Волгоград" коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее - ТКО) потребителям, проживающим в х. Глухой, п. Восьмое Марта, с. Каршевитое, х. Зубаревка Ленинского района Волгоградской области за периоды:
- х. Глухой с 01.11.2020 по 03.03.2021;
- п. Восьмое Марта с 01.01.2021 по 03.03.2021;
- с. Каршевитое с 20.01.2020 по 03.03.2021;
- х. Зубаревка с 20.01.2020 по 03.03.2021.
В соответствии с предоставленной Обществом информацией сбор и транспортирование ТКО с мест (площадок) накопления, расположенных на территории х. Глухой, п. Восьмое Марта, с. Каршевитое, х. Зубаревка Ленинского района Волгоградской области не осуществлялся. Журналы движения мусоровоза и загрузки (выгрузки) ТКО по данным поселениям не предоставлены. К письму приложены акты фиксации невозможнсти оказания услуг по обращению с ТКО от 02.02.2021, от 03.03.2021, фотоматериалы.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 31.03.2021 N 282 (т. 2 л.д. 38-39).
31 марта 2021 года административным органом Обществу выдано предписание N 282 об устранении выявленных нарушений, обеспечению нормативного режима вывоза ТКО из мест (площадок) накопления с территорий х. Глухой, п. Восьмое Марта, с. Каршевитое, х. Зубаревка Ленинского района Волгоградской области в соответствии с требованиями пункта N 17 Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в соответствии с которым вывоз ТКО из мест (площадок) накопления (сбора) в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 град.С и ниже) осуществляется не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше + 5 град.С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз) (т. 2 л.д. 40-41).
На основании приказа Инспекции от 13.05.2021 N 883 (т. 1 л.д. 100-102) проведена документарная проверка с целью проверки выполнения требований предписаний от 31.03.2021 N 280, от 31.03.2021 N 281, от 31.03.2021 N 282 со сроком исполнения до 30.04.2021.
В ходе проверки на основании приказа от 13.05.2021 N 883 Инспекцией установлено, что вывоз ТКО с территории:
- с. Каршевитое, х. Зубаревка Ленинского района Волгоградской области за период с 31.03.2021 по 30.04.2021, согласно представленным к проверке маршрутным журналам движения мусоровоза и загрузки (выгрузки) ТКО, осуществлялся только в следующие дни: 31.03.2021, 03.04.2021, 07.04.2021, 10.04.2021, 14.04.2021, 17.04.2021, 21.04.2021, 24.04.2021, 28.04.2021, что является нарушением требований пункта N 17 Приложения N 1 к Правилам N 354;
- х. Глухой Ленинского района Волгоградской области - 03.04.2021, 06.04.2021, 13.04.2021, 17.04.2021, 20.04.2021, 24.04.2021, 27.04.2021, что является нарушением требований пункта N 17 Приложения N 1 к Правилам N 354.
В п. Восьмое Марта Ленинского района Волгоградской области коммунальная услуга по обращению с ТКО не оказывалась ввиду отсутствия проезда к указанному населенному пункту, что является нарушением требований пункта N 17 Приложения N 1 к Правилам N 354.
Таким образом, проверкой установлено неисполнение Обществом предыдущего предписания N 282 от 31.03.2021.
По результатам проверки составлен акт от 11.06.2021 N 883, а также в адрес Общества выдано предписание Инспекции от 11.06.2021 N 883-2 об обеспечении предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям, проживающим в х. Глухой, п. Восьмое Марта, с. Каршевитое, х. Зубаревка Ленинского района Волгоградской области, в соответствии с требованиями пункта N 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 (т. 1 л.д. 17-18, 94-97).
ООО "Ситиматик - Волгоград", полагая, что выданные административным органом предписания являются незаконными и нарушают права и законные интересы Общества, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В обоснование заявленного требования Общество указало, что на территорию п. Восьмое Марта Заплавненского сельского поселения Ленинского района Волгоградской области отсутствует транспортная доступность для организации деятельности по сбору и транспортированию ТКО ввиду невозможности проезда специализированной транспортной техники непосредственно к самому населенному пункту в связи с аварийным состоянием понтонного моста, ведущего к сельскому поселению. На территорию х. Глухой, с. Каршевитое, х. Зубаревка Каршевитского сельского поселения Ленинского района Волгоградской области ограничена транспортная доступность для организации деятельности по сбору и транспортированию ТКО ввиду невозможности проезда специализированной транспортной техники непосредственно к самим населенным пунктам по причине неудовлетворительного состояния грунтовых дорог (невозможен круглогодичный ежедневный вывоз в связи с меняющимися погодными условиями).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые предписания являются законными и обоснованными, не нарушающими права Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в силу следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
В рассматриваемом случае судами обеих инстанций не установлено указанной совокупности условий.
Исходя из статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость является важным требованием к предписанию и одним из элементов его законности, поскольку предписание исходит от контролирующего органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения; содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Срок в предписании для устранения выявленного нарушения устанавливается контролирующим органом самостоятельно с учетом степени и характера нарушения и возможности устранения такого нарушения хозяйствующим субъектом в обозначенный срок, а продление такого срока возможно лишь в случае наличия уважительных причин, не позволивших в установленные сроки устранить указанное нарушение.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 1 раздела I Правил N 354).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с ТКО.
Исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Исходя из подпункта "ж" пункта 4 Правил N 354 потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга - обращение с ТКО, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 4(1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется в соответствии с разделом XV(1) указанных Правил.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) закреплено, что твёрдыми коммунальными отходами являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Накопление ТКО осуществляется в соответствии с правилами обращения с ТКО, утверждёнными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, утверждённым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156).
Пунктом 3 раздела I Правил N 1156 предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются с учётом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твёрдых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Согласно пункту 4 раздела I Правил N 1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключённых с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона N 89-ФЗ региональный оператор - это юридическое лицо, которое обязано заключить договор с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Административным органом установлено, что 06 августа 2018 года Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области с ООО "Управление отходами - Волгоград" заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области (далее - Соглашение), в соответствии с которым статус регионального оператора присвоен ООО "Управление отходами - Волгоград" на 10 лет.
В пункте 1.3 Соглашения указано, что региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов на территории Волгоградской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Исходя из пункта 1.5 Соглашения, зоной деятельности регионального оператора является территория Волгоградской области. Описание границы зоны содержится в приложении N 1 к Соглашению.
Из указанного приложения следует, что зоной деятельности является в том числе, х. Глухой, п. Восьмое Марта, с. Каршевитое, х. Зубаревка Ленинского района Волгоградской области.
В силу пункта 2.1.1 Соглашения региональный оператор обязуется обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Волгоградской области.
Таким образом, ООО "Ситиматик - Волгоград" является лицом, ответственным перед потребителями, проживающими в многоквартирных домах, жилых домах на территории Волгоградской области, за обеспечение своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления.
Из пункта 2.1.7 Соглашения следует, что региональный оператор обязан в течение месяца со дня наделения его статусом направить всем потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и проект такого договора в соответствии с формой типового договора, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
В пункте 2.1.8 Соглашения указан срок начала деятельности - не позднее 01.01.2019.
На основании пункта 2.1.12 Соглашения, региональный оператор обязан обеспечить оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии со значениями критериев качества услуг регионального оператора, определёнными в заявке на участие в конкурсном отборе. При этом региональный оператор не вправе допускать более 40 допустимых нарушений графика вывоза ТКО из мест накоплений в год. Допустимым нарушением графика вывоза считается нарушение данного графика в тёплое время года не более чем на 24 часа с одного места накопления ТКО и крупногабаритных отходов (далее - КГО), в холодное время года - не более чем на 24 часа с одного места накопления ТКО и КГО.
Для коммунальной услуги по обращению с ТКО в пункте 17 приложения N 1 к Правилам N 354 установлена обязанность исполнителя по обеспечению своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в тёплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°С) не реже одного раза в сутки (ежедневный вывоз).
Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение одного месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5°С и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5°С.
Положением СанПиН 42-128-4690-88 также определён срок хранения ТКО - в холодное время года (при температуре -5 град. С и ниже) - не более трёх суток, в тёплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град. С) - не более одних суток (ежедневный вывоз) (пункт 2.2.1).
На основании изложенного, заявитель, предоставляя коммунальную услугу по обращению с ТКО потребителям, проживающим в п. Восьмое Марта, начиная с 01 января 2019 года обязан обеспечить соблюдение требований пункта 17 Приложения N 1 Правил N 354. Вместе с тем, периодичность предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям указанных сельских поселений не соответствует требованиям Правил N 354.
Административным органом установлено и подтверждено материалами дела нарушение ООО "Ситиматик - Волгоград" режима, обеспечивающего своевременный вывоз ТКО из мест (площадок) накопления из п. Восьмое Марта, х. Глухой, с. Каршевитое, х. Зубаревка Ленинского района Волгоградской области. Обществом данное обстоятельство по существу не оспорено.
Согласно пункту 150 Правил N 354 исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя.
Заявитель апелляционной жалобы в качестве обстоятельства непреодолимой силы указывает на отсутствие подъездного пути к п. Восьмое Марта (аварийное состояние понтонного моста, ограничение по высоте не более 2,5 м, по массе - не более 15 т), что не позволяет соблюсти периодичность вывоза ТКО, а также реализовать сбор и транспортирование ТКО, о чём осведомлён орган местного самоуправления.
Общество указывает, что альтернативная дорога к п. Восьмое Марта через г.п.г. Ленинск и п. Калинин Среднеахтубинского района Волгоградской области отсутствует в Перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Волгоградской области, утверждённом постановлением Администрации Волгоградской области от 24.05.2010 N 231-п (далее - Перечень N 231-п).
Однако, как правомерно отмечено судом первой инстанции, исходя из таблицы 22 Территориальной схемы, территориями Ленинского муниципального района с ограниченной транспортной доступностью являются х. Коновалов Царёвского сельского поселения, х. Долгий и х. Булгаков Покровского сельского поселения. Иные населённые пункты Ленинского муниципального района, в том числе п. Восьмое Марта, в данный перечень не включены.
В соответствии с разделом 13 Территориальной схемы предложения по корректировке Территориальной схемы представляются региональным оператором, другими операторами по обращению с отходами, осуществляющими деятельность на территории Волгоградской области, ассоциациями организаций, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами, общественными организациями и другими заинтересованными лицами.
ООО "Ситиматик - Волгоград" указанным правом не воспользовалось, в уполномоченный орган с предложением по корректировке Территориальной схемы не обращалось.
При этом, представленное в материалы дела письмо Общества от 13.12.2019 исх. N 9330 содержащее обращение к Главе Ленинского муниципального района Волгоградской области о создании и (или) ремонте подъездных путей понтонных мостов к п. Восьмое Марта (т. 1 л.д. 19-20), не является доказательством отсутствия альтернативных способов проезда к данному поселению.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, отсутствие в Перечне N 231-п пути подъезда к п. Восьмое Марта через г.п.г. Ленинск и п. Калинин Среднеахтубинского района не свидетельствует о его реальном отсутствии и непригодности для проезда грузового транспорта.
Согласно отзыву Инспекции, реальная практическая возможность осуществлять вывоз ТКО с п. Восьмое Марта по представленному альтернативному пути существует.
Доказательств обратного, ООО "Ситиматик - Волгоград" не предоставлено.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы Общества об отсутствии проезда к месту размещения ТКО в х. Глухой, п. Восьмое Марта, с. Каршевитое, х. Зубаревка Ленинского района Волгоградской области в связи с аварийным состоянием моста, ввиду отсутствия твердого покрытия.
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что заявитель бездействует и не реализует уже более двух лет свое право направления письменной претензии уполномоченному органу, предусмотренное пунктом 7.1. Соглашения.
Вина ООО "Ситиматик-Волгоград" выражается в необеспечении своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления по указанным адресам, что повлекло нарушение нормативного режима с учетом допустимых отклонений, указанных в п. 17 Приложения N 1 к Правилам N 354.
Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 20.12.2018 N 47/23 на период с 01.01.2019 по 31.12.2019 утверждены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО "Ситиматик - Волгоград".
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживаний захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 1156, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках: в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (пункт 10 Правил N 1156).
На территории Волгоградской области в целях организации рациональной системы накопления твердых коммунальных отходов, для предотвращения их вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека установлен Порядок накопления твердых коммунальных отходов (Приказ комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 12.07.2019 N 1923) (далее - Порядок).
В силу пункта 3.1 Порядка, на территории Волгоградской области складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором; г) предусмотренными для отдельных видов отходов в соответствии с разделами 7-9, 11 настоящего Порядка. Способ накопления твердых коммунальных отходов в пакеты, мешки или другие специально предназначенные для накопления твердых коммунальных отходов емкости непосредственно от населения без использования каких-либо дополнительных устройств для предварительного накопления - есть бестарный способ накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, на территории Волгоградской области накопление твердых коммунальных отходов осуществляется также и бестарным способом, что не противоречит Правилам N 1156. Поскольку одним из способов накопления собственниками твердых коммунальных отходов является бестарный способ, а региональный оператор обязан в силу статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ заключать договор с каждым собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются в зоне его деятельности, и не вправе отказать собственникам в предоставлении услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, места размещения пакетов и других емкостей для сбора твердых коммунальных отходов следует признать местами накопления твердых коммунальных отходов.
Соответственно, если расположенное в районе индивидуальной жилой застройки (частном секторе) место накопления отходов находится в зоне деятельности регионального оператора, то, независимо от того, как собственники домовладений собирают отходы (в контейнеры или бестарные емкости), региональный оператор обязан соблюдать требования пункта 17 Приложения N 1 Правил N 354, касающиеся периодичности вывоза твердых коммунальных отходов при предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Кроме того, Правилами N 1156 четко предусмотрен порядок действия регионального оператора в случае обнаружения мест накопления, не включенных в схему обращения ТКО. В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 9 Правил N 1156).
При этом отказ в данном случае от предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам, которое накапливают мусор в месте накопления, не включенным в схему, Правилами не предусмотрен.
Таким образом, Правила N 354 распространяют свое действие и на бестарный способ накопления твердых коммунальных отходов.
Проанализировав представленные суду доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что заявитель, предоставляя коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям, проживающим по адресам: Волгоградская область, Ленинский район, х. Глухой, п. Восьмое Марта, с. Каршевитое, х. Зубаревка, обязан начиная с 01 января 2019 года обеспечивать соблюдение требований пункта 17 Приложения N 1 Правил N 354.
Доказательств невозможности предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям, проживающим по адресам: Волгоградская область, Ленинский район, х. Глухой, п. Восьмое Марта, с. Каршевитое, х. Зубаревка, с соблюдением установленной Правилами N 354 периодичности, заявителем не представлено.
В рассматриваемом случае, у ООО "Ситиматик - Волгоград" имелась возможность для соблюдения Правил N 354, однако Обществом в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Таким образом, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба ООО "Ситиматик - Волгоград" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 декабря 2021 года по делу N А12-27225/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-27225/2021
Истец: ООО "СИТИМАТИК-ВОЛГОГРАД"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "БАРКАС +", ООО "Волга - Д", ООО "ВОЛГА-Д", АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ