г. Челябинск |
|
19 апреля 2022 г. |
Дело N А47-4233/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01 февраля 2022 года по делу N А47-4233/2021.
В судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
Калташкиной Веры Ивановны - Барыкина И.В. (паспорт, доверенность N 56 АА 2719791 от 26.05.2021, диплом);
Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области - Лебеденко Т.А. (паспорт, по доверенность N 40/01-18-18 от 10.01.2022, диплом).
Директор общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Яик" Калташкина Вера Ивановна (далее - заявитель, директор ООО "УК "Яик" Калташкина В.И.) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, ГЖИ по Оренбургской области) от 23.10.2020 N ПР-1305.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Яик" (далее - третье лицо, ООО "УК "Яик").
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 01.02.2022 (резолютивная часть решения объявлена 25.01.2022) требования директора ООО "УК "Яик" Калташкиной В.И. удовлетворены, предписание ГЖИ по Оренбургской области от 23.10.2020 N ПР-1305 признано недействительным. С инспекции в пользу заявителя взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Не согласившись с принятым решением суда, ГЖИ по Оренбургской области (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что обязанностью организаций, осуществляющих управление жилищным фондом, является организация и содержание мест (площадок) накопления ТКО, в том числе, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, для домов, находящихся в их управлении. Сведения о наличии мест накопления ТКО для жителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "УК "Яик", в реестре мест (площадок) накопления ТКО на территории МО г. Оренбург, созданных ООО УК "Яик" и принадлежащих обществу, на момент проведения проверки отсутствовали. По мнению инспекции, создание места накопления ТКО органом местного самоуправления не исключает обязанности директора общества по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО. Кроме того, податель жалобы указывает, что на дату завершения проверки реестр мест накопления не содержал сведения, указанные во втором пункте предписания.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание третье лицо не явилось. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя третьего лица.
На основаниях и в порядке, предусмотренных статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание арбитражного апелляционного суда проводилось с использованием систем видеоконференц-связи. Судом, организующим видеоконференц-связь, является Арбитражный суд Оренбургской области.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 05.10.2020 N 1305, в отношении ООО "УК "Яик" проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки фактов нарушения лицензиатом лицензионных требований, указанных в требовании прокуратуры Оренбургской области от 22.09.2020 N 7-1-26-2020 (л.д. 21-23 т. 1).
Результаты проверки зафиксированы актом проверки от 23.10.2020 N А-1305 (л.д. 25-27 т. 1).
В ходе проверки Инспекция пришла к выводу, что в нарушение требований пункта 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290), пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), подпункта "д(2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), директором общества не соблюдаются обязательные требования, установленные указанными правовыми актами в части оказания всех услуг и (или) выполнения работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в МКД и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД.
По результатам проверки заявителю выдано предписание от 23.10.2020 N ПР-1305, согласно которому ООО "УК "Яик" обязано обеспечить соблюдение лицензионных требований при содержании общего имущества многоквартирного дома, находящегося в управлении (согласно сведениям, содержащимся в реестре лицензий по состоянию на 21.10.2020), путем выполнения работ по организации (оборудованию) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества; представить в инспекцию документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, в том числе сведения о включении в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов площадок, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества, владении на законных основаниях местами (площадками) накопления твердых коммунальных отходов, установленных в соответствии с требованиями пункта 26(1) Минимального перечня N 290, подпункта "д(2)" пункта 11 Правил N 491 (л.д. 24 т. 1).
Не согласившись с указанным предписанием, директор ООО "УК "Яик" Калташкина В.И. обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в материалы дела не представлено доказательств, и в ходе проверки Инспекцией не установлено наличия в составе общего имущества собственников спорных МКД мест (площадок) накопления ТКО, из чего следует, что оспариваемое предписание выдано Инспекцией неправомерно, нарушает права и законные интересы ООО "УК "Яик"..
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать заявитель.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
В части 1.1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (части 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии с подпунктом "д (2)" пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения, многоквартирного дома включает в себя, в том числе, работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
В соответствий с пунктом 3 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из Минимального перечня N 290.
В соответствии с пунктом 26 (1) Минимального перечня, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами" разъяснено, что под "организацией мест накопления" понимается создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.
Правилами N 170, определен перечень работ по содержанию жилых домов.
В соответствии с пунктом 3.7.1 Правил N 170, на управляющую организацию спорного МКД возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов определяется Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039).
Согласно пункту 3 Правил N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного, самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органами местного самоуправления (далее - уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка) (пункт 4 Правил N 1039).
В соответствии с пунктом 11 Правил N 1039 реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156).
Правила N 1156 устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пунктам 13, 13.1 Правил N 1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз; орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами N 1039.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме от 03.04.2019 N 11696-АО/06 указано, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, а если такой объект входит в общедомовое имущество, указанная обязанность лежит на собственниках помещений многоквартирных домов или лицах, осуществляющих управление многоквартирными домами.
Из системного анализа приведенных нормативных актов следует, что создание и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления в тех случаях, когда такие места накопления не входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "УК "Яик" осуществляет управление 13 многоквартирными домами по следующим адресам:
г. Оренбург, пр-кт Бр. Коростелевых, дом 1Б;
г. Оренбург, пр-кт Бр. Коростелевых, дом 1В;
г. Оренбург, ул. Нагорная, дом 1/1;
г. Оренбург, ул. Ногина, дом 18;
г. Оренбург, ул. Ногина, дом 90;
г. Оренбург, ул. проезд Кривцова 1-й, дом 1/1;
г. Оренбург, ул. проезд Кривцова 1-й, дом 1/2;
г. Оренбург, ул. проезд Кривцова 1-й, дом 9;
г. Оренбург, ул. проезд Кривцова 1-й, дом 1/3;
г. Оренбург, ул. Мясокомбината, дом 2;
г. Оренбург, пр-кт Бр. Коростелевых, дом 19;
г. Оренбург, пр-кт Бр. Коростелевых дом 13;
г. Оренбург, ул. Фурманова дом 24.
Судом первой инстанции в Администрацию г. Оренбурга как лицо, структурное подразделение которого осуществляет организацию работ по ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "город Оренбург", сделан запрос о предоставлении сведений в отношении многоквартирных домов, расположенным по вышеуказанным адресам; сведения из реестра о размещении мест (площадок) накопления ТКО для указанных многоквартирных домов, актуальные на 23.10.2020; сведения о датах внесения изменений в реестр мест (площадок) накопления ТКО в части изменения сведений о собственнике (владельце) мест (площадок) накопления ТКО в ООО "Управляющая компания "Яик", осуществляющего управление указанными многоквартирными домами; сведения об основаниях внесения изменений в реестр мест накопления ТКО в графе "Собственник мест накопления ТКО"; информацию о необходимости организации мест (площадок) накопления ТКО по указанному адресу дополнительно к уже имеющимся; сведения о предоставлении ООО "Управляющая компания "Яик" земельных участков для размещения мест (площадок) накопления ТКО для указанных многоквартирных домов; информацию о том, заключались ли соглашения о содержании мест (площадок) накопления ТКО на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена в отношении указанных многоквартирных домов.
Администрацией г. Оренбурга ответ в материалы дела не представлен.
В связи с чем, в материалах дела отсутствуют достоверные сведения о месте (площадке) накопления ТКО для указанных МКД по состоянию на 23.10.2020, а также о дате передачи места (площадки) накопления ТКО управляющей организации.
Инспекцией в материалы дела представлено письмо Администрации N 01-10/3610 от 17.06.2021, согласно которому ООО "УК "Яик" за выдачей разрешения на размещения мест (площадок) накопления ТКО на землях муниципального образования не обращалось, сведения о необходимости организации мест (площадок) накопления ТКО дополнительно к уже имеющимся в Администрацию не поступали. Как следует из материалов дела, по состоянию на 17.01.2022 места (площадки) ТКО оборудованы в отношении МКД по адресам:
ул. Мясокомбината, дом 2, собственники площадки - ООО "УК "Корвет", ООО "УК "Яик" площадка находится в общем пользовании собственников помещений МКД по адресу: пр. Мясокомбината д. 1, 2, 3, 5,
пр-кт Бр. Коростелевых, дом 19 (собственник ООО "УК "Яик"),
пр-кт Бр. Коростелевых, дом 1В, пр-кт Бр. Коростелевых, дом 1Б (собственники площадки - ООО "УК "Деповская", ООО "УК "Яик"), площадка располагается по адресу ул. Деповская, дом 65, и находится в общем пользовании жителей МКД по ул. Деповская, д. 65, 67, пр-кт Бр. Коростелевых, д. 1а, 1Б, 1В,
ул. проезд Кривцова 1-й - собственники площадки ООО "УК "Яик", ООО УК "ЖФ Постникова", площадка располагается по ул. проезд Кривцова 1-1, дом 1/1, находится в общем пользовании жителей МКДул. Кривцова 1-й проезд, д.1/1, 1/2, 1/3, 9, ул. Ногина, д.90, пр-т Бр. Коростелевых, д.13;
по ул. Нагорная, дом 1/1 - собственники площадки ООО "УК "Яик", ООО "Западная", ЖСК N 31, ООО "УК "Деповская", ООО "Приоритет", площадка находится в общем пользовании жителей МКД ул. Нагорная д.1/1, пр-т Бр. Коростелевых, д.159, 153, ул. Розы Люксембург, д.188, ул. Нагорная, д.3, 3-а, 5;
ул. Ногина, дом 18 - собственники площадки ООО "УК "Яик", Администрация Северного округа г. Оренбурга, площадка находится в общем пользовании жителей МКД по ул. Ногина, д.18, ул. Фурманова, д. 24, 26, частный сектор.
В ответе на запрос суда Администрация г. Оренбурга сведения о датах внесения изменений в реестр мест (площадок) накопления ТКО в части изменения сведений о собственнике (владельце) мест (площадок) накопления ТКО в ООО "УК "Яик" не представила.
В суде первой инстанции 25.01.2022 представитель ГЖИ по Оренбургской области указал, что на дату вынесения оспариваемого предписания в Реестр спорные места (площадки) накопления ТКО были внесены, однако в качестве собственника места (площадки) накопления ТКО по спорным адресам управляющая компания не была указана, собственником являлась Администрация города и ее территориальные органы.
Учитывая, что факт наличия мест (площадок) накопления ТКО для спорных МКД подтверждается материалами дела, на момент проведения проверки места (площадки) накопления отходов для МКД, находящихся в управлении общества, имелись, невозможность использования жителями МКД, управляемых обществом, мест (площадок) накопления ТКО инспекцией в ходе проверки не установлен, наличие в соответствующем реестре отметки о принадлежности существующей площадки накопления ТКО иному лицу обстоятельством, свидетельствующим о невыполнении управляющей организацией лицензионных требований и препятствующим использованию такой площадки собственниками помещения многоквартирного дома, не является.
Также судом первой инстанции у Администрации г. Оренбурга были запрошены сведения о необходимости организации мест (площадок) накопления ТКО по указанному адресу дополнительно к уже имеющимся.
Из письма Администрации г. Оренбурга от 17.06.2021 N 01-10/3610, полученного инспекцией, следует, что сведения о необходимости организации мест (площадок) накопления ТКО дополнительно к уже имеющимся в Администрацию не поступали.
Поскольку сведения о необходимости организации дополнительных мест (площадок) накопления ТКО по указанному адресу Администрацией не представлено, необходимость их организации инспекцией не обоснована, оснований для возложения на управляющую компанию обязанности по созданию дополнительного места (площадки) накопления ТКО суд первой инстанции правомерно не нашел.
Приняв в внимание, что как на дату проведения проверки, так и на день вынесения решения места (площадки) накопления ТКО для жителей МКД, находящихся в управлении общества оборудованы, обстоятельств, препятствующих их использованию, не установлено, необходимости создания дополнительных мест (площадок) накопления ТКО не имеется, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что пункт 1 оспариваемого предписания нарушает права и законные интересы заявителя и является незаконным.
Оценивая пункт 2 предписания ГЖИ по Оренбургской области от 23.10.2020 N ПР-1305 суд первой инстанции ссылаясь на письмо Минприроды России от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО" верно отметил, что КГО подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
Кроме того, действующее законодательство не содержит обязанности управляющей организации по созданию специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов.
Так как этим предписанием на заявителя не законно возложена обязанность по оборудованию места складирования КГО при условии имеющегося заключенного договора между собственниками помещений МКД и региональным оператором по оказанию коммунальной услуги по обращению с ТКО, которая приведет к возложению на собственников помещений МКД дополнительных расходов по организации такой площадки и увеличению размера платы за коммунальные услуги, суд полагает подтвержденным факт нарушения оспоренным предписанием прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что содержащиеся в оспоренном предписании требования являются необоснованными.
Доводы апелляционной жалобы о противоречиях и несоответствии выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела безосновательны, основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для их принятия апелляционной коллегией не имеется.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ГЖИ по Оренбургской области освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01 февраля 2022 года по делу N А76-4233/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-4233/2021
Истец: Калташкина Вера Ивановна, ООО "УК "Яик"
Ответчик: Государственнная жилищная инспекция по Оренбургской области
Третье лицо: Администрация города Оренбурга, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд