г. Москва |
|
20 апреля 2022 г. |
Дело N А40-184622/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой
судей: |
Ж.В. Поташовой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.Е. Ярахтиным, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.02.2022 по делу N А40-184622/21
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674)
к Управлению Росреестра по Москве (ИНН 7726639745),
третьи лица: 1) АО "РЭМ", 2) ООО "Фортвиил",
о признании незаконным и отмене отказа,
при участии:
от заявителя: |
Федотова М.И. по доверенности от 19.11.2021, |
от заинтересованного лица: |
Гибадуллин И.М. по доверенности от 17.01.2022, |
от третьих лиц: |
не явились, извещены, |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, департамент) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 18.06.2021 N MFC-0558/2020-899688, 899962, 899499, 899808, о возложении обязанности прекратить право собственности АО "РЭМ" и зарегистрировать право собственности города Москвы на нежилые помещения с кадастровыми номерами 77:01:0001039:1453 (общей площадью 135,4 кв.м) и 77:01:0001039:1450 (общей площадью 124,8 кв.м) по адресу: г. Москва, Кузнецкий мост, д. 19, стр. 1 (записи в ЕГРН от 01.06.2018 N 77:01:0001039:1453-77/012/2018-4,77:01:0001039:1450-77/012/2018-5).
Решением суда от 07.02.2022 заявление департамента удовлетворено.
С таким решением суда не согласилось Управление Росреестра по Москве и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. Ссылается, что в сведениях ЕГРН имеется актуальная запись о регистрации права собственности за АО "РЭМ". При изложенных обстоятельствах, податель апелляционной жалобы полагает, что суд пришел к ошибочному выводу о том, что разрешен вопрос о праве собственности на спорные объекты и что право принадлежит именно Департаменту городского имущества города Москвы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Росреестра по Москве поддержал доводы жалобы, представитель департамента поддержал обжалуемое решение суда.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, департамент совместно с АО "РЭМ" обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о прекращении права собственности АО "РЭМ" и государственной регистрации права собственности города Москвы на нежилые помещения с кадастровыми номерами 77:01:0001039:1453 (общей площадью 135,4 кв.м) и 77:01:0001039:1450 (общей площадью 124,8 кв.м) по адресу: г. Москва, Кузнецкий мост, д. 19, стр. 1.
Письмом Управления Росреестра по Москве от 18.06.2021 N MFC-0558/2020-899688, 899962, 899499, 899808 сообщено об отказе в осуществлении регистрационных действий со ссылкой на отсутствие в резолютивной части решения Арбитражного суда города Москвы от 20.12.2019 по делу N А40-220112/19 информации о признании права собственности города Москвы на объекты.
Департамент с указанным решением об отказе в осуществлении действий по государственной регистрации не согласился, обратился в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пп.3 п.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п. 12 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно с положениями Закона о регистрации при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. Исходя из вышеуказанных положений Закона о регистрации, решение о проведении, либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Поскольку по смыслу и содержанию Закона о регистрации государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
Судом установлено, что Департаментом совместно с АО "РЭМ" в Управление Росреестра по Москве было направлено заявление от 03.12.2020 о регистрации прекращения права собственности АО "РЭМ" и одновременной регистрации права собственности города Москвы на нежилые помещения с кадастровыми номерами 77:01:0001039:1453 (общей площадью 135,4 кв.м.) и 77:01:0001039:1450 (общей площадью 124,8 кв.м.) по адресу: г. Москва, Кузнецкий мост, д. 19, стр. 1.
14.12.2020 Управлением Росреестра по Москвы регистрационные действия были приостановлены по причине наличия в регистрационном органе заявлений иных лиц в отношении указанных объектов недвижимого имущества.
18.06.2020 Управлением Росреестра по Москве принято решение об отказе в осуществлении регистрационных действий в отношении указанного заявления со ссылкой на отсутствие в резолютивной части решения Арбитражного суда города Москвы от 20.12.2019 по делу N А40-220112/19 информации о признании права собственности города Москвы на объекты.
Согласно п. 1 ст. 12 ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
В соответствии с п. 71 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Учитывая то, что Управлением Росреестра по Москве в решении о приостановлении от 14.12.2020 и в решении об отказе от 18.06.2021, указаны разные причины, такие уведомления нельзя признать соответствующими нормам ФЗ от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество".
Департаментом при обращении в Управление Росреестра по Москве к заявлению о прекращении права собственности АО "РЭМ" и государственной регистрации права собственности города Москвы в качестве основания было приложено решение Арбитражного суда города Москвы от 20.12.2019 по делу N А40-220112/19.
Указанным судебным актом: признано недействительным распоряжение Департамента от 15.11.2017 N 38497 "О закреплении на праве хозяйственного ведения за ГУП "РЭМ" указанных объектов нежилого фонда; признано недействительным распоряжение Департамента от 28.12.2017 N 45168 "О приватизации ГУП Москвы "РЭМ" в части включения в перечень объектов, подлежащих приватизации, указанных объектов нежилого фонда; признано отсутствующим право собственности АО "РЭМ" на указанные объекты нежилого фонда.
20.07.2017 департаментом был направлен в адрес ООО "Фортвиил" проект договора купли-продажи спорных нежилых помещений. Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.02.2019 по делу N А40-173915/17 были урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора между департаментом и ООО "Фортвиил".
Согласно п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 48 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" при принятии решения об обязании заключить договор или об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, суд в резолютивной части решения указывает условия этого договора, который считается заключенным на этих условиях, с момента вступления в законную силу решения суда (пункт 4 статьи 445 ГК РФ).
Таким образом, в отношении нежилых помещений имеется заключенный договор купли-продажи.
Поскольку в сведениях ЕГРН находятся записи о праве собственности АО "РЭМ" на объекты, то зарегистрировать переход права собственности к покупателю на данный момент невозможно.
Согласно ч. 6 ст. 72 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" со дня вступления в силу закона сведения ЕГРН и сведения ГКН считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Спорное решение Управления Росреестра по Москве нарушает права города Москвы как собственника спорных помещений, так как помещениями распоряжался департамент.
В соответствии с Приложением N 3 Постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991 объектами, относящимися к муниципальной собственности, являются объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов.
Рассматриваемые объекты недвижимости относится к муниципальной собственности в силу п. 1 Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничений государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Таким образом, представленные департаментом для проведения учетно-регистрационных мероприятий документы соответствуют требованиям законодательства, отражают информацию, необходимую для постановки объекта на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности, и основания для отказа в государственном кадастровом учете и регистрации права собственности вышеуказанного объекта недвижимого имущества отсутствовали.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования департамент подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07.02.2022 по делу N А40-184622/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-184622/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: АО "РЭМ", ООО "ФОРТВИИЛ"