город Омск |
|
19 апреля 2022 г. |
Дело N А75-17269/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2624/2022) акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.01.2022 по делу N А75-17269/2021 (судья Голубева Е.А.), принятое по заявлению акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток" (ОГРН 1037739123696, ИНН 7705424509, адрес: 119121, город Москва, улица Бурденко, дом 22) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028600513149, ИНН 8601011604, адрес: 628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 104) о признании незаконным и отмене предписания от 11.10.2021 N 14-674/жн-2021,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Энергосбытовая компания "Восток" (далее - заявитель, общество, АО "ЭК "Восток") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, Служба, Жилстройнадзор Югры) о признании незаконным и отмене предписания от 11.10.2021 N 14-674/жн-2021.
Решением от 24.01.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "ЭК "Восток" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель настаивает на том, что на дату обращения собственника жилого дома (12.11.2020) с заявлением о применении понижающего коэффициента, сведения об оборудовании жилого дома стационарной электроплитой у АО "ЭК "Восток" отсутствовали; электроплита должна быть установлена в соответствии с действующим законодательством, самовольная установка бытовых электроплит не дает права на применение понижающего коэффициента; суд первой инстанции подменяет понятия технический план и технический паспорт, полномочия у кадастровых инженеров по изготовлению технического паспорта отсутствуют; технический план, подготовленный кадастровым инженером, не является безусловным доказательством наличия электроплиты в жилом доме; суд первой инстанции необоснованно отказал в применении Инструкции о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Минтопэнерго Российской Федерации 24.11.1992.
В представленном суду отзыве на апелляционную жалобу Жилстройнадзор Югры просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в адрес Службы поступило обращение гражданина от 17.08.2021 N 27.12-ОГ- 785, проживающего по адресу: г. Сургут, ул. тер. СНТ "Газовик" ул. Боровая, д. 77, по вопросу правомерности отказа АО "ЭК "Восток" применения понижающего коэффициента поставщиком электрической энергии в жилом доме, оборудованном электроплитой, в период с ноября 2020 года по январь 2021 года.
На основании распоряжения Службы от 14.09.2021 N 14-674/ЖН-2021 в период с 23.09.2021 по 15.10.2021 в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка по указанному обращению, в ходе которой Служба установила, что АО "ЭК "Восток" заключен договор энергоснабжения от 27.02.2020 с собственником жилого дома, расположенного по адресу г. Сургут, тер. СНТ Газовик, ул. Боровая, уч. 77 (л.д. 41-48).
Собственник жилого дома 12.11.2020 обратился в адрес общества с ограниченной ответственностью "Юриц" (далее - ООО "Юриц"), являющегося агентом АО "ЭК "Восток", с заявлением о применение при расчете стоимости услуг по электроснабжению указанного дома понижающего коэффициента для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке электроплитами и (или) электроотопительными приборами, на основании имеющегося технического плана.
Письмом от 18.11.2020 N 12731 собственнику был дан отрицательный ответ со ссылкой на необходимость предоставления дополнительных документов для подтверждения права на применение понижающего коэффициента со ссылкой на пункт 3 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301.
Собственник повторно обратился к поставщику электроэнергии с актом обследования, составленным акционерным обществом "Ростехинвентаризация - Федерального БТИ" от 28.01.2021, которым подтверждался факт установления в указанном жилом доме электрической отопительной установки и стационарной электроплиты.
Письмом от 08.02.2021 N 0758 собственника уведомили о произведении изменения тарифа на электрическую энергию с понижающим коэффициентом 0,7.
На основании представленных документов Служба пришла к выводу, что на дату первоначального обращения (12.11.2020) пункт 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, действовал в редакции, предусматривающей, что при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Служба установила, что согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости следует, что основанием для постановки на государственный учет объекта недвижимости (жилого дома с кадастровым номером 86:03:0030401:100281, расположенного по адресу г. Сургут, тер. СНТ Газовик, ул. Боровая, уч. 77), явился, в том числе, технический план от 21.10.2020, согласно которому дом оборудован электроплитой, электрическим отоплением; дата присвоения кадастрового номера 11.11.2020, в связи с чем пришла к выводу, что решение об отказе собственнику указанного жилого дома в применение понижающего коэффициента для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке электроплитами и (или) электроотопительными приборами, на основании технического плана является неправомерным.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 11.10.2021 N 14-674/жн-2021.
В связи с выявленными нарушениями Службой в отношении общества вынесено предписание от 11.10.2021 N 14-674/жн-2021, согласно которому заявителю в срок до 10.12.2021 предписано выполнить перерасчёт платы за коммунальную услугу "электроснабжение" за период с 12.11.2020 по 28.01.2021 собственнику жилого дома по адресу: г. Сургут, тер. СНТ Газовик, ул. Боровая, д. 77, с учетом применения понижающего коэффициента для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке электроплитами и (или) электроотопительными приборами, согласно пункту 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (в редакции, действующей на дату обращения собственника в адрес общества - 12.11.2020).
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
24.01.2022 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Из положений статей 539, 541 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что абонент (потребитель) по договору энергоснабжения обязан оплачивать фактически принятое количество энергии в соответствии с данными ее учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Кроме того, пункт 3 статьи 541 ГК РФ прямо устанавливает, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.
В соответствии со статьей 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, подлежат государственному регулированию.
Пунктом 5 статьи 23 Закона N 35-ФЗ определено, что государственное регулирование цен (тарифов) может осуществляться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Постановление N 1178).
В соответствии с пунктом 71 Постановления N 1178 при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Согласно частям 1, 2 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В техническом плане указываются:
1) сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости;
2) сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей таких объектов недвижимости;
3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, которым присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости.
С 01.01.2017 кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимость отражаются в Едином государственном реестре недвижимости, осуществление кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимость подтверждается выпиской из указанного реестра (часть 1 статьи 28 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 7.3 пункта 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является технический план.
Согласно части 4 статьи 1, пункта 2 части 2 статьи 29.1, статьи 37 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) технический план является результатом кадастровых работ, которые выполняются только в отношении объектов недвижимости и исключительно кадастровым инженером, обладающим специальным правом на осуществление кадастровой деятельности.
В силу части 1 статьи 29.2 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый инженер при наличии вины несет ответственность за несоблюдение требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, в том числе за недостоверность сведений межевого плана, технического плана, акта обследования или карты-плана территории, на основании которых в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения об объектах недвижимости и которые подготовлены таким кадастровым инженером.
Таким образом, наличие технического плана на объект строительства, выполненного кадастровым инженером, является достаточным основанием для подтверждения факта существования объекта недвижимости.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости спорный жилой дом с кадастровым номером 86:03:0030401:100281 поставлен на кадастровый учет 11.11.2020, в том числе, на основании технического плана от 21.10.2020, согласно которому дом оборудован электроплитой и электрическим отоплением.
В силу пункта 34 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 N 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)" для целей применения социальной нормы оснащенность стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками жилого помещения в многоквартирном доме определяется в соответствии с техническим паспортом такого дома либо при его отсутствии - в соответствии с проектной документацией.
Таким образом, вопреки позиции подателя жалобы, технический паспорт жилого помещения не является единственным доказательством оборудования такого помещения стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками, и может быть заменён в случае отсутствия проектной документацией, которой в рассматриваемом случае является технический паспорт здания (строения).
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что сведения об оборудовании жилого дома электроплитой и электрическим отоплением содержались в техническом плане и были известны обществу при обращении собственника 12.11.2020.
Вопреки позиции заявителя, требование каких-либо иных дополнительных документов, подтверждающих наличие в жилом доме электроплиты и электрического отопления, изложенные в ответе от 18.11.2020, действующим законодательством не предусмотрено.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, аналогичные выводы содержатся в постановлении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.02.2021 по делу N 2-807/2020, принятого по кассационной жалобе АО "ЭК "Восток".
Вопреки ссылкам общества на Инструкцию о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденную Минтопэнерго Российской Федерации 24.11.1992, положения указанного нормативного правового акта не относятся к рассматриваемой ситуации, из представленного собственником технического плана дома усматривалось наличие установленных при строительстве дома электроплиты и электрического отопления.
Ссылки заявителя на Правила и нормы эксплуатации жилого фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, аналогично отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку указанные заявителем нормы касаются порядка переоборудования жилых помещений. В рассматриваемом случае собственник жилого дома не ссылался на какое-либо переоборудование жилых помещений, а указывал на наличие у него электроплиты и электрического отопления, что подтверждалось сведениями, содержащимися в техническом плане.
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что заявителем не указано, каким именно нормативным правовым актом предусмотрена обязанность собственника помещения при обращении к ресурсоснабжающей организации с целью применения понижающего коэффициента при расчете услуг электроснабжения предоставлять справку БТИ об оборудовании жилого дома стационарной электроплитой и (или) электроотопительной установкой, а также иных документов, указанных в отказе от 18.11.2020, при условии, что у ресурсоснабжающей организации имелись сведения, отраженные в техническом плане жилого дома о наличии в указанном жилом доме электроплиты и электрического отопления с момента постановки на учет этого жилого дома как объекта недвижимости.
Таким образом, отказ от 18.11.2020 не основан на нормативных правовых актах, а требование Службы произвести собственнику дома перерасчет платы за электроснабжение в период с 12.11.2020 (с момента первоначального обращения к ресурсоснабжающей организации) по 28.01.2021 является правомерным.
Иная позиция АО "ЭК "Восток" основана на ошибочном толковании норм материального права.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 АПК РФ, относятся на ее подателя.
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб., а обществом фактически уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб. (платежное поручение от 21.02.2022 N 705), то излишне уплаченная 1500 руб. подлежит возврату АО "ЭК "Восток" из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.01.2022 по делу N А75-17269/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Энергосбытовая компания "Восток" из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 21.02.2022 N 705.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-17269/2021
Истец: АО ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ ВОСТОК
Ответчик: СЛУЖБА ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ