город Воронеж |
|
20 апреля 2022 г. |
Дело N А14-409/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено "20" апреля 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Щербатых Е.Ю., |
судей |
Поротикова А.И., Кораблевой Г.Н., |
|
|
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карабковой О.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Гранд-Галант": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления лесного хозяйства Воронежской области: Ливандовской А.М., представителя по доверенности N 64-11/5 от 10.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гранд-Галант" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.12.2021 по делу N А14-409/2020 (судья Есакова М.С.),
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гранд-Галант" (ОГРН 1033600018473, ИНН 366602855071) к Управлению лесного хозяйства Воронежской области (ОГРН 1073667000021, ИНН 3664078987) о признании недействительным расчета величины арендной платы, производстве индексации арендных платежей,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гранд-Галант" (далее - ООО "Гранд-Галант", истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к Управлению лесного хозяйства Воронежской области (далее - ответчик) о признании недействительным расчета величины арендной платы, исходя из применения повышающих коэффициентов к общему размеру арендной платы, и осуществления индексации арендных платежей за период с 15.06.2015 по настоящее время года с учетом применения повышающих коэффициентов к минимальной ставке арендной платы, зачисляемой в федеральный бюджет в размере 2 827 968 руб. (с учетом принятого уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.12.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с названным решением суда первой инстанции, полагая его незаконным и необоснованным, истец обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.12.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции истец явку полномочного представителя не обеспечил. Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения указанного лица о времени и месте судебного разбирательства апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителя в порядке статей 156, 266 АПК РФ.
Представитель ответчика с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает обжалуемое решение законным и обоснованным по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, судебная коллегия считает, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.12.2021 по делу N А14-409/2020 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, между Управлением лесного хозяйства Воронежской области (арендодателем) и ООО "Гранд-Галант" (арендатором) заключен договор аренды лесных участков для заготовки древесины N 58 от 21.07.2014, в соответствии с которым арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование на срок с 21.07.2014 по 20.07.2044 находящиеся в государственной собственности лесные участки общей площадью 27213,6 кв.м (пункты 1, 21 договора).
Местоположение лесных участков определено пунктом 2 договора. Границы лесных участков определены в кадастровых паспортах и на схеме расположения лесных участков согласно приложению N 1 к договору. Характеристики лесных участков приводятся в приложении N 2 к договору.
Участок передан ответчику по акту приема-передачи N 1, который является приложением N 6 к договору аренды лесных участков.
Арендная плата по договору составляет 8 228 424 руб. 47 коп. в год, в том числе в федеральный бюджет 3 676 358 руб., в бюджет субъекта Российской Федерации 4 552 066 руб. 47 коп. (пункт 5 договора).
В соответствии с пунктом 6 договора арендатор вносит арендную плату с момента государственной регистрации договора. Порядок внесения арендной платы в соответствии с положениями раздела II договора определены в приложении N 5 (ежеквартально равными частями).
В пункте 7 договора указано, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов в соответствии со статьей 73 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), а также в соответствии с изменением законодательства в отношении лесных ресурсов.
Арендодатель производит перерасчет арендной платы, уведомляет арендатора в письменной форме не позднее 3 месяцев с момента изменения соответствующих ставок платы об измененном размере арендной платы в сумме, подлежащей уплате (зачету), без внесения изменений и (или) дополнений в настоящий договор.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04.06.2015 сделана запись регистрации N 36-36/001-36/001/100/2015-1576.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2014 N 947 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" установлены повышающие коэффициенты на 2015 год - 1,37 и 2016 год - 1,43; постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2016 N 1350 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" на 2017 год - 1,51; постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363 изменены на 2018 год и 2019 год ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, устанавливаемые в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, путем применения к ним соответственно коэффициентов 2,17 и 2,38.
Применив указанные нормативные правовые акты, Управление лесного хозяйства Воронежской области направило в адрес ООО "Гранд-Галант" претензию от 02.10.2019 N 64-11/5855 об имеющейся задолженности по уплате арендной платы в сумме 11 173 244 руб. 62 коп. за период с 3 квартала 2018 года по 2 квартал 2019 года.
Истец полагает, что часть арендной платы, установленная по результатам аукциона и превышающая минимальный размер арендной платы, подлежащая зачислению в бюджет Воронежской области, не может быть изменена путем применения к ней повышающих коэффициентов. Не согласившись с произведенным истцом расчетом, ООО "Гран-Галант", в свою очередь, направило в адрес Управления лесного хозяйства по Воронежской области претензию N 00211, в которой просило применить установленный постановлениями Правительства РФ повышающий коэффициент только к минимальной ставке арендной платы (2 827 968 руб.), зачисляемой в федеральный бюджет, и произвести соответствующий перерасчет по выплатам арендной платы за период с 15.06.2015 по 30.06.2019.
Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ООО "Гранд-Галант" в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд области правомерно руководствовался следующим.
Отношения сторон урегулированы договором аренды лесного участка N 58 от 21.07.2014.
Согласно положениям статьи 3 ЛК РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.
Таким образом, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 4 статьи 71 ЛК РФ).
В соответствии со статьями 606, 607 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Статья 614 ГК РФ предусматривает обязанность арендатора своевременно вносить арендную плату, порядок, условия и даты внесения которой определяются договором аренды (пункт 1 статьи 614 ГК РФ, часть 1 статьи 94 ЛК РФ).
В силу абзаца 2 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Согласно абзацу 3 пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы определяются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.
В обоснование заявленных исковых требований ООО "Гранд-Галант" ссылается на то, что индексация в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.09.2014 N 947 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" возможна только части арендного платежа в минимальном размере, подлежащей внесению в федеральный бюджет.
В свою очередь ответчик полагает, что расчёт арендной платы необходимо производить с 01.01.2015, умножая коэффициент индексации, установленный постановлениями Правительства РФ на окончательную аукционную цену в полном размере
Частью 1 статьи 73 ЛК РФ закреплено, что размер арендной платы за пользование лесными участками определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Согласно части 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", которым утверждены ставки за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
В силу части 1 статьи 78, части 2 статьи 79 ЛК РФ договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона на "шаг аукциона".
Начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, устанавливается в размере ежегодной арендной платы, равной минимальному размеру арендной платы, определенному в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса (часть 10 статьи 78 ЛК РФ).
В соответствии со статьей 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к неналоговым доходам федерального бюджета отнесена плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов.
Плата в части, превышающей минимальный размер, статьей 57 БК РФ отнесена к неналоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
Из совокупности приведенных норм, следует, что арендная плата по договору складывается из минимального размера арендной платы, рассчитанного как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов на объем заготавливаемой древесины, подлежащий зачислению в федеральный бюджет (статья 73 ЛК РФ, абзац 9 пункта 1 статьи 51 БК РФ); размера арендной платы сверх минимального размера арендной платы, подлежащего зачислению в бюджет Воронежской области (статья 73 ЛК РФ, абзац 7 статьи 57 БК РФ).
В пункте 6 статьи 79 ЛК РФ содержится императивное правило о том, что организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать, в том числе проект договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений.
Документация об аукционе, по итогам которого был заключен договор аренды с истцом, размещена Управлением на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://torgi.gov.ru вместе с извещением о проведении аукциона. Данная документация включала в себя проект договора аренды лесного участка, который содержал и спорный пункт 7 об изменении размера арендной платы пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, а также в соответствии с изменениями законодательства в отношении лесных ресурсов.
Данный пункт соответствовал редакции пункта 7 примерного типового договора, форма которого предусмотрена приказом Рослесхоза от 26.07.2011 N 319 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка", действовавшим на дату проведения торгов и заключения договора аренды.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 указанного Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае изменения ставок платы, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, размер арендной платы подлежит перерасчету пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2.2 приложения N 1 к приказу Минприроды России от 20.12.2017 N 693 "Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков", согласно которому размер арендной платы подлежит изменению в соответствии с коэффициентами к ставкам платы, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Согласно части 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции по состоянию на 01.01.2015) при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ.
В действующей редакции ЛК РФ содержится аналогичное положение о запрете изменения условий аукциона.
Исходя из части 2 статьи 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
При таких обстоятельствах изменение условий, содержащихся в пункте 7 спорного договора недопустимо в силу законодательного запрета и исходя из целей аукциона.
Судом первой инстанции также учтено, что ранее истец обращался в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к Управлению лесного хозяйства по Воронежской области об обязании внести изменения в пункты 5 и 7 раздела II договора.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.10.2018 по делу N А14-7664/2018, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2019, в данном иске отказано.
Суды при рассмотрении указанного дела сделали вывод о том, что требования о внесении изменений в договор аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, не связаны с обстоятельствами, предусмотренными частями 2, 3 статьи 74.1 ЛК РФ.
Таким образом, рассматриваемый договор содержит соответствующее закону условие о возможности изменения определенного по итогам аукциона размера арендной платы путем корректировки на установленный в нормативном акте соответствующим органом коэффициент к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, то есть пропорционально изменению минимальных ставок платы.
Постановлениями Правительства РФ от 17.09.2014 N 947, от 14.12.2016 N 1350, от 11.11.2017 N 1363 изменены на 2015-2019 года ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, устанавливаемые в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, путем применения к ним соответствующих коэффициентов.
Правовая позиция в части обязательности применения повышающих коэффициентов к обеим составляющим арендной платы подтверждена определением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 1002-О, определениями Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2016 N 303-ЭС15- 19719, от 28.02.2017 N 701-ПЭК16, от 18.11.2019 N 303-ЭС19-19910, постановлениями Арбитражного суда Центрального округа от 10.01.2017 по делу N А14-14570/2015, от 19.11.2020 по делу N А14-14274/2019, от 12.05.2021 по делу N А14-408/2020, от 11.11.2020 по делу N А14-11688/2018 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2021 отказано в передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобы ООО фирма "Шипов лес" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда и постановление Арбитражного суда Центрального округа).
С учетом приведенных правовых норм, фактических обстоятельств и правоприменительной практики правовые основания для признания недействительным оспариваемого в настоящем деле расчета размера арендной платы за пользование лесным участком и перерасчета платы отсутствуют.
Кроме того, ответчик заявил ходатайство о применении срока исковой давности к требованиям о признании недействительным расчета и перерасчете размера арендной платы за 2015-2016 годы.
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Установление в статье 196 ГК РФ общего срока исковой давности в три года, определяемого в соответствии со статьей 200 данного Кодекса, а также последствий его пропуска обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников гражданского оборота.
В силу статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течения исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.
При этом согласно пункту 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и тому подобное) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
Учитывая дату обращения ООО "Гранд-Галант" с иском (17.01.2020), суд области правомерно согласился с доводом ответчика и пришел к выводу о том, что трехлетний срок исковой давности по требованию истца о признании недействительным расчета величины арендной платы 2015-2016 годы и обязании ответчика произвести перерасчет арендной платы за указанный период, истек.
Исходя из совокупности изложенного, требования ООО "Гранд-Галант" являются неправомерными и не подлежат удовлетворению.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.12.2021 по делу N А14-409/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гранд-Галант"- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Щербатых |
Судьи |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-409/2020
Истец: ООО "Гранд-Галант"
Ответчик: Управление лесного хозяйства Воронежской области