г. Владимир |
|
14 апреля 2022 г. |
Дело N А43-14914/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.04.2022.
Полный текст постановления изготовлен 14.04.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.12.2021 по делу N А43-14914/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ждановский" (ОГРН 1105250003363, ИНН 5250052138) о признании незаконным бездействия Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального агентства лесного хозяйства.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общество с ограниченной ответственностью "Ждановский" ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя (входящий N 01АП-1164/22 от 22.03.2022).
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Ждановский" (далее - ООО "Ждановский", общество), являющееся собственником земельных участков с кадастровыми номерами 52:26:0010023:106, 52:26:0010023:171
обратилось с заявлением в Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент) в котором просило сообщить о наличии в государственном лесном реестре (далее - ГЛР) наложений границ лесных участков, земель лесного фонда на границы принадлежащих ему земельных участков, и в случае их наличия, исключить из ГЛР данные сведения в части несоответствия сведениям единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (далее - ЕГРН).
Департамент письмом от 18.02.2021 N Исх-414-70798/21 сообщил, что земельные участки, принадлежащие обществу, имеющие пересечения с землями лесного фонда будут рассмотрены на заседании межведомственной рабочей группы по приведению сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, о чем дополнительно ООО "Ждановский" будет информировано.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (далее- Министерство, заявитель, ранее - Департамент), в исключении сведений о принадлежащих ему земельных участков из ЕЛР.
Решением от 22.12.2021 Арбитражный суд Нижегородской области руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастровой деятельности), частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ), частью 6 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ), удовлетворил заявленное обществом требование.
Министерство обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, в связи с неправильным применением норм материального права.
Министерство в апелляционной жалобе приводит доводы о том, что им не допущено незаконного бездействия. Считает, что в письме от 18.02.2021 N Исх-414-70798/21 содержался лишь промежуточный ответ, а не отказ об исключении сведений из ГЛР.
Заявитель указывает, что поскольку на лесной участок с которым пересекаются земельные участки ООО "Ждановский" зарегистрировано право собственности Российской Федерации, отсутствует возможность исключения из ГЛР соответствующих сведений.
Министерство также полагает, что исключение участков из ЕЛР возможно в рамках деятельности межведомственных рабочих групп, созданных для приведения в соответствие сведений ЕГРН и ГЛР с учетом требований Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ).
Министерство обращает внимание на то, что при постановке на кадастровый учет границы земельных участков ООО "Ждановский" не были согласованы с собственником лесного фонда.
По мнению заявителя, наличие в ЕГРН регистрационной записи о ранее учтенном земельном участке лесного фонда с кадастровым номером 52:26:0000000:2103 не позволяет исключить из ГЛР сведения о лесном участке.
Подробно доводы Министерства изложены в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на неё, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Под бездействием понимается неисполнение соответствующими органами, осуществляющими публичные полномочия, обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими их полномочия.
В соответствии с частью 2 статьи 91 ЛК РФ в ГЛР содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом N 201-ФЗ.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона N 201-ФЗ (в редакции Федерального N 280-ФЗ) лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Положениями части 6 статьи 47 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
По смыслу приведенных норм все лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закон N 218-ФЗ ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой и графической формах и состоит, в частности, из реестра объектов недвижимости.
Федеральным законом N 280-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
Принятие названного Федерального закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений ГЛР и ЕГРН путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
В соответствии частью 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ (в редакции Федерального закона N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
В силу части 5 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона N 280-ФЗ) информация о границах лесных участков и правах на них вносится в ГЛР на основании сведений ЕГРН.
Согласно части 6 статьи 4.6. Федерального закона N 201-ФЗ сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:
1) сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН;
2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;
3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, осуществляет исключение из ГЛР сведений, которые противоречат сведениям ЕГРН, на основании уведомлений органа регистрации прав об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и иных уведомлений, предусмотренных Федеральным законом N 218-ФЗ, в течение 30 дней со дня получения указанных уведомлений (часть 7 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 4 статьи 60.2 Федерального закона N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона N 280-ФЗ), если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 01.01.2016 и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
В силу частей 6, 7 статьи 10 Федерального закона N 280-ФЗ орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, до 01.01.2023 осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН в порядке, установленном Федеральным законом N 218-ФЗ, и приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН.
Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что у Департамента отсутствовали основания для отказа обществу в исключении из ГЛР содержащихся в нём сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 52:26:0010023:106. 52:26:0010023:171, принадлежащих ООО "Ждановский", в целях приведения их в соответствие с сведениями, содержащимися в ЕГРН.
Судом установлено, что право собственности общества на указанные земельные участки, относящиеся к землям сельхозназначения, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, возникло до 01.01.2016, они поставлены на кадастровый учет и имеют установленные на местности границы. Право собственности ООО "Ждановский" и результаты межевания в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 52:26:0010023:106, 52:26:0010023:171 не оспаривались.
Таким образом, в силу части 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ сведения в ЕГРН имеют приоритет перед сведениями ГЛР.
Как правильно указал суд, в рассматриваемом случае, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН.
В силу положений части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (в редакции Федерального закона N 280-ФЗ) отсутствуют основания полагать, что земельные участки с кадастровыми номерами 52:26:0010023:106, 52:26:0010023:171 относятся к землям лесного фонда.
Земельные участки общества не относились к лесному фонду и в качестве таковых ООО "Ждановский" не предоставлялись.
Заявителем не представлено в материалы дела доказательств пересечения границ спорных земельных участков с участком лесного фонда с кадастровым номером 52:26:0000000:2103, принадлежащего Российской Федерации. Таких сведений в ЕГРН не имеется.
Кроме того, лесной участок, относящийся к землям лесного фонда не поставлен на кадастровый учет, в связи с чем его границы не определены.
Поэтому суд первой инстанции обоснованно отклонил довод заявителя о невозможности исключения сведений о земельных участках общества из ГЛР.
Суд первой инстанции верно отметил, что положения статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ, статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ не связывают рассмотрение вопроса о приведении в соответствии содержащихся в ЕГРН и ГЛР сведений в отношении земельных участков с деятельностью межведомственных групп, о чем настаивает Министерство.
Напротив, в силу приведенных положений частей 6, 7 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ уполномоченный в области лесных отношений орган обязан рассмотреть обращение заинтересованного лица по вопросу исключения сведений о лесных участках, внесенных в ГЛР, границы которых пересекают иные земельные участки и осуществить их исключение из указанного реестра.
Согласно пункту 10 Порядка рассмотрения заявлений о приведении сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области N 68 от 26.01.2021 межведомственная группа по итогу рассмотрения обращений принимает одно из следующих решений: решение о приведении сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН в имеющей пересечение с землями лесного фонда части земельного участка, указанного в заявлении (п. 10.1.); решение об отказе в приведении сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН в имеющей пересечение с землями лесного фонда части земельного участка, указанного в заявлении (п. 10.2.).
При этом согласно пункту 11 указанного постановления установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приведении сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН.
В рассматриваемом случае, межведомственная комиссия оснований для отказа в приведении сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении земельных участков ООО "Ждановский" не установила.
Поэтому в соответствии с частью 7 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ, частью 6 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ Министерство обязано привести ГЛР в соответствии со сведениями в ЕГРН по заявлению ООО "Ждановский".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что ответ Департамента, изложенный в письме от 18.02.2021 N Исх-414-70798/21, представляет собой фактический отказ в исключении из ГЛР сведений о лесных участках, землях лесного фонда как несоответствующих сведениям в отношении принадлежащих обществу земельных участков с кадастровыми номерами 52:26:0010023:106, 52:26:0010023:171, содержащихся в ЕГРН.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что отказ Министерства, формализованный в письме от 18.02.2021 N Исх-414-70798/21, противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленное им требование.
В качестве правовосстановительной меры в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции верно посчитал необходимым обязать Министерство в десятидневный срок после вступления настоящего решения суда в законную силу в установленные действующим законодательством порядке и сроки предпринять необходимые действия по исключению из ГЛР сведений о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 52:26:0010023:106, 52:26:0010023:171 на основании обращения Общества от 15.01.2021.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Министерства по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Министерство от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.12.2021 по делу N А43-14914/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-14914/2021
Истец: ООО "ЖДАНОВСКИЙ", ООО ЖДАНОВСКИЙ-СОРОКИНА Е.А.
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Федеральное агентство лесного хозяйства РФ