город Омск |
|
19 апреля 2022 г. |
Дело N А75-16327/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Котлярова Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Каревой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2443/2022) акционерного общества "РН-Няганьнефтегаз" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.01.2022 по делу N А75-16327/2021 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению акционерного общества "РН-Няганьнефтегаз" (ОГРН 1028601496725, ИНН 8610010727, адрес: 628183, город Нягань, улица Сибирская, дом 10, корпус 1) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616, адрес: 625000, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403) об оспаривании решения от 23.09.2021 и постановления о назначении административного наказания от 31.08.2021 N 266-ГН,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "РН-Няганьнефтегаз" (далее - заявитель, общество, АО "РН-Няганьнефтегаз") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Управление, Северо-Уральское управление Росприроднадзора) о признании незаконными и отмене постановления о назначении административного наказания от 31.08.2021 N 266-ГН, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб., а также решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 23.09.2021 N 4-ГН.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.01.2022 по делу N А75-16327/2021 заявленные требования удовлетворены частично, постановление Управления о привлечении к административной ответственности АО "РН-Няганьнефтегаз" от 31.08.2021 N 266-ГН изменено в части назначенного наказания, снижен размер административного штрафа до 150 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на прекращение действия лицензии ХМН 013341ВЭ с 31.05.2021; уведомление об отказе в принятии отчета общество не получало; к моменту начала проверки произошла реорганизация общества в форме выделения из него другого юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Няганьнефть" (далее - ООО "Няганьнефть"), 29.12.2020 подписан передаточный акт, в соответствии с которым ООО "Няганьнефть" переданы имущество, права и обязанности в соответствии с приложениями, соответственно, фактически обществом деятельность не ведется с 29.12.2020, в соответствии с частью 5 статьи 2.10 КоАП РФ к ответственности должно быть привлечено ООО "Няганьнефть".
В отзыве на апелляционную жалобу Северо-Уральское управление Росприроднадзора не соглашается с доводами подателя апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, АО "РН-Няганьнефтегаз" осуществляло геологическое изучение и добычу технических подземных вод на 59 водозаборных участках в пределах Талинского лицензионного участка Красноленинского нефтегазоконденсатного месторождения в Октябрьском, Советском и Ханты-Мансийском районах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по лицензии ХМН 03141 ВЭ, сроком действия до 24.12.2023. Целевое назначение лицензии - геологическое изучение и добыча подземных вод для технологического использования в пределах Талинского лицензионного участка в Октябрьском, Советском и Ханты-Мансийском районах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области.
Право пользования недрами досрочно прекращено по инициативе владельца лицензии с 31.05.2021 (Приказ Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.04.2021 N 84-вд).
В соответствии с приказом от 16.06.2021 N 1064 Управлением в отношении общества проведена плановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт от 20.07.2021 N 124.
В ходе проверки административный орган выявил, что общество осуществляло пользование недрами с нарушением законодательства о недрах, пункта 7.1.1 статьи 7 Условий пользования недрами (приложение N 1 к лицензии ХМН 03141 ВЭ), а именно: обществом не сдан (не принят на хранение) в установленный законом срок до 21.12.2019 в территориальный фонд геологической информации (ТФГИ) отчёт по работе N 71100-18-4465 (Переоценка запасов подземных вод апт-альб-сеноманского водоносного комплекса для технологического использования в системе ППД Талинского лицензионного участка"). Уведомление об отказе в принятии от 20.05.2021 N 3515.
Не сдав в установленный законом срок в Ханты-Мансийский филиал ФБУ "ТФГИ по УрФО" отчет о работе N 71100-18-4465, общество с 22.12.2019 по 31.05.2021 осуществляло пользование недрами (добычу подземных вод) на водозаборных участках в пределах Талинского лицензионного участка Красноленинского НГКМ в Октябрьском, Советском и Ханты-Мансийском районах ХМАО-Югры с нарушением условий пользования недрами.
Усмотрев в действиях АО "РН-Няганьнефтегаз" признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, должностными лицами Управления в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 18.08.2021 N 386-ГН.
Постановлением от 31.08.2021 N 266-ГН общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Решением Северо-Уральского управления Росприроднадзора по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 23.09.2021 N 4-ГН вышеуказанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением от 31.08.2021 N 266-ГН и решением по жалобе, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
25.01.2022 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В силу части 2 статьи 7.3 КоАП РФ нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч руб.
Отношения, возникающие, в том числе, в связи с использованием недр Российской Федерации, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
В соответствии со статьей 1 Закона о недрах законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Закона Российской Федерации о недрах и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии со статьей 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать: данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; указание границ участка недр, предоставляемого в пользование; указание границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами; условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ; условия снижения содержания взрывоопасных газов в шахте, угольных пластах и выработанном пространстве до установленных допустимых норм при добыче (переработке) угля (горючих сланцев); порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В силу подпункта 10 пункта 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных в лицензии.
Как указано выше, общество является владельцем лицензии ХМН 03141 ВЭ с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение и добыча подземных вод для технологического использования в пределах Талинского лицензионного участка в Октябрьском, Советском и Ханты-Мансийском районах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области. Право пользования недрами досрочно прекращено по инициативе владельца лицензии с 31.05.2021.
Неотъемлемой составной частью лицензии являются условия пользования недрами (приложение N 1 к лицензии).
В соответствии с пунктом 7.1.1 статьи 7 Условий пользования недрами (приложения N 1 к лицензии ХМН 03141 ВЭ) владелец лицензии обязан обеспечить своевременное предоставление в соответствующие органы государственной власти достоверной отчётности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, о результатах своей деятельности на участке недр.
Как следует из пункта 4 части 2 статьи 22 Закона о недрах, пользователь недр обязан обеспечить представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды.
В соответствии со статьей 27 Закона о недрах под геологической информацией о недрах понимаются информация о геологическом строении недр, о находящихся в них полезных ископаемых (в том числе о специфических минеральных ресурсах, подземных водах), об условиях их разработки, иных качествах и особенностях недр (в том числе о подземных полостях естественного или искусственного (техногенного) происхождения), данные наблюдений, полученные при осуществлении предусмотренных Законом о недрах видов пользования недрами, при охране недр, при использовании отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, при осуществлении в соответствии с другими федеральными законами видов деятельности, связанных с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, и представленные на бумажном или электронном носителе либо на иных материальных носителях (в образцах горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и на иных материальных носителях первичной геологической информации о недрах).
Порядок представления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации утверждён Приказом Минприроды России от 04.05.2017 N 216 "Об утверждении Порядка представления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации" (далее - Порядок).
Согласно абзаца 3 пункта 9 Порядка срок сдачи интерпретированной геологической информации о недрах о результатах работ по геологическому изучению недр, проведенных на участке недр, и соответствующей ей первичной геологической информации - не позднее 6 месяцев с даты завершения указанных работ в соответствии с лицензией на пользование недрами и проектной документацией на проведение указанных работ, прошедшей экспертизу в порядке, предусмотренном статьей 36.1 Закона о недрах, или с даты выдачи заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр по результатам завершенных работ, проведенных на участке недр, в зависимости от того, какая из указанных дат наступила раньше.
Таким образом, срок сдачи отчётов по оценке (переоценке) запасов - не позднее 6 месяцев с даты завершения указанных работ в соответствии с лицензией на пользование недрами и проектной документацией на проведение указанных работ, прошедшей экспертизу в порядке, предусмотренном статьей 36.1 Закона о недрах, или с даты выдачи заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр по результатам завершенных работ, проведенных на участке недр, в зависимости от того, какая из указанных дат наступила раньше.
Заключение государственной экспертизы по материалам "Переоценка запасов технологических подземных вод апт-альб-сеноманского водоносного комплекса Талинского лицензионного участка" Красноленинского нефтегазоконденсатного месторождения в пределах Октябрьского, Советского и Ханты-Мансийского районов ХМАО-Югры Тюменской области утверждено протоколом заседания ТКЗ-Югра-недра от 21.06.2019 N 659.
Соответственно, шестимесячный срок сдачи отчета по работе N 71100-18-4465 (Переоценка запасов подземных вод апт-альб-сеноманского водоносного комплекса для технологического использования в системе ППД Талинского лицензионного участка") истёк 21.12.2019.
В установленный законом срок в Ханты-Мансийский филиал "ФБУ "ТФГИ по УрФО" отчёт по работе не был сдан, при этом общество с 22.12.2019 по 31.05.2021 осуществляло пользование недрами (добычу подземных вод) на водозаборных участках в пределах Талинского лицензионного участка Красноленинского НГКМ в Октябрьском, Советском и Ханты-Мансийском районах ХМАО-Югры Тюменской области с нарушением Условий пользования недрами (приложение N 1 к лицензии ХМН 03141 ВЭ).
Доводы общества о прекращении действия лицензии ХМН 013341 ВЭ с 31.05.2021 не принимаются апелляционным судом, поскольку рассматриваемой лицензией является лицензия ХМН 03141 ВЭ.
В любом случае обстоятельства прекращения действия лицензии не влияют на вывод о наличии противоправного бездействия со стороны общества, образующего событие вменяемого административного правонарушения, поскольку общество являлось обладателем лицензии ХМН 03141 ВЭ, в связи с чем именно на нем лежит ответственность за нарушение лицензионных условий, допущенное до прекращения лицензии, при условии соблюдения при привлечении к административной ответственности срока давности такого привлечения.
Доводы общества о том, что отчёт по работе N 71100-18-4465 сдан (принят на хранение) в ФГБУ "Росгеолфонд" (извещение от 01.06.2021 N 535210), в связи с чем производство по делу от 18.08.2021 N 03-5-68/2021 подлежит прекращению, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку устранение нарушений не является реабилитирующим обстоятельством, освобождающим от ответственности.
Доводы подателя жалобы о том, что им фактически не ведется деятельность с 29.12.2020, отклоняются судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Согласно части 5 статьи 2.10 КоАП РФ при разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.
Из материалов дела следует, что решением от 20.05.2021 N 93-ННГ о переоформлении лицензии на право пользования Талинского участка недр Красноленинского НГКМ, расположенного на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ООО "Няганьнефть" приняло решение о переходе права пользования Талинского участка недр Красноленинского НГКМ (лицензия на пользование недрами ХМН 03144 ВЭ с целевым назначением: добыча пресных подземных вод для производственно-технического водоснабжения на Талинском лицензионном участке Красноленинского нефтегазоконденсатного месторождения) от АО "РН-Няганьнефтегаз".
Согласно передаточному акту от 29.12.2020, на который ссылается заявитель, АО "РН-Няганьнефтегаз" передал ООО "Няганьнефть" имущественные права, а также обязательства, связанные с передаваемым имуществом и необходимые для осуществления хозяйственной деятельности последнего по добыче нефти в пределах Талинского лицензионного участка (лицензия N ХМН 15965 НЭ).
Из письма Департаменту недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.04.2021 N АП-0921-21 следует, что АО "РН-Няганьнефтегаз" выражает свое согласие на переоформление лицензии ХМН 03144 ВЭ на право пользования Талинского участка недр Красноленинского НГМК на ООО "Няганьнефть".
Согласно приказа Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о переоформлении лицензии на пользование недрами от 16.06.2021 N 113-вд вышеуказанная лицензия переоформлена.
Исходя из того, что вменяемым по настоящему делу событием административного правонарушения является нарушение лицензионных условий лицензии ХМН 03141 ВЭ, согласно которой целевым назначением и видами работ являются геологическое изучение и добыча подземных вод для технологического использования в пределах Талинского лицензионного участка, переоформление лицензии ХМН 03144 ВЭ и передача прав и обязанностей по лицензии N ХМН 15965 НЭ правового значения в рамках рассмотрения настоящего дела не имеет.
Доказательства передачи прав и обязанностей по лицензии ХМН 03141 ВЭ, её переоформления в материалы дела обществом не предоставлены.
Таким образом, поскольку рассматриваемое условие, предусмотренное лицензией ХМН 03141 ВЭ, заявителем не выполнено, постольку административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях АО "РН-Няганьнефтегаз" события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как указывает податель жалобы, в его действиях отсутствует вина, поскольку исполнителем работ по подготовке и предоставлению отчетности по договору с обществом являлось общество с ограниченной ответственностью "Тюменский нефтяной научный центр" (далее - ООО "ТННЦ"), которое письмом от 19.09.2019 N 35/0156И направило соответствующий отчет в территориальный фонд геологической информации (ФГУБ "ТФГИ по УрФО"). По результатам проведенной проверки Фондом выписано и направлено исполнителю отчета ООО "ТННЦ" уведомление от 19.11.2019 N 2856 об отказе в приеме материалов геологическим фондом.
После устранения замечаний исполнителем отчета он повторно был представлен на проверку и хранение в ФБУ "ТФГИ по УрФО" Ханты-Мансийский филиал с письмом от 20.02.2021 N 35/034И, вх. N от 12.03.2021 N 963. По результатам проверки вновь выписано и направлено исполнителю отчета уведомление от 20.05.2021 N 3515 об отказе в приеме материалов геологическим фондом. Общество данное уведомление не получало.
После устранения замечаний исполнителем отчета ООО "ТННЦ" отчет повторно представлен на проверку и принят на хранение в ФБУ "ТФГИ по УрФО" Ханты-Мансийский филиал 26.07.2021 (вх. N 2390).
По мнению общества, ФБУ "ТФГИ по УрФО" Ханты-Мансийский филиал неоднократно нарушались сроки проверки ответа о работе, что лишило его своевременно принимать меры по устранению недостатков отчета.
Федеральным фондом геологической информации отчет о работе в рег. N 71100-18-4465 принят 01.06.2021 вх. N 535210.
Между тем именно общество являлось обладателем лицензии ХМН 03141 ВЭ, в связи с чем именно на нем лежит ответственность за нарушение лицензионных условий, в том числе в связи с непредставлением необходимой отчетности лицом, с которым у общества заключен договор.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что осуществляя лицензируемую деятельность в сфере недропользования и обладая специальной подготовкой в сфере спорных общественных отношений, общество не было лишено возможности оценки предпринимательских рисков, специфики выполняемых работ и коррекции (оптимизации) своих действий сообразно таковым.
Доказательства существования при спорных обстоятельствах каких-либо объективно непреодолимых, либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля АО "РН-Няганьнефтегаз", исключающих возможность соблюдения требований действующего законодательства, суд из материалов дела не усматривает. По убеждению апелляционного суда, недропользователем в настоящем случае не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства и лицензионных условий, за нарушение которых частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ следует административная ответственность.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что факт наличия в действиях АО "РН-Няганьнефтегаз" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, является установленным.
Соблюдение процедуры и срока привлечения к административной ответственности, а также наличие полномочий у административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности установлено судом первой инстанции и подателем жалобы не оспаривается.
Исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное заявителем правонарушение как малозначительное, а также оснований для замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение апелляционным судом не усмотрено.
Судом первой инстанции размер штрафа снижен ниже низшего предела, каких-либо обоснованных доводов и возражений в данной части апелляционная жалоба и отзыв на нее не содержит, поэтому выводы суда в силу части 5 статьи 268 АПК РФ не подлежат переоценке судом апелляционной инстанции (пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном муде апелляционной инстанции").
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Между тем апелляционным судом установлено, что с 06.04.2022 вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 N 70-ФЗ, которым внесены поправки в КоАП РФ в части порядка назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений.
Так, частью 5 статьи 4.4 КоАП РФ предусмотрено, что если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения правонарушения. В соответствии с частью 2 этой статьи закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение, либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу.
С учетом изложенного положения части 4 статьи 4.4 КоАП РФ подлежат применению при рассмотрении настоящего дела.
Апелляционным судом установлено, что по результатам плановой выездной проверки (акт от 20.07.2021 N 124) было установлено нарушение обществом лицензионных условий нескольких лицензий, за каждую из которых АО "РН-Няганьнефтегаз" было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
На момент рассмотрения настоящего дела вступившими в законную силу судебными актами по делам N N А75-16329/2021, А75-16328/2021 признаны законными постановления административного органа о назначении административного наказания от 31.08.2021 N 264-ГН, от 31.08.2021 N 265-ГН.
Исходя из пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части. В соответствии с пунктом 2 названного постановления в случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности. Судам необходимо исходить из того, что, если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
Учитывая вышеназванные изменения норм КоАП РФ, суд апелляционной инстанции полагает возможным признать не подлежащим исполнению постановление от 31.08.2021 N 266-ГН о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 300 000 руб. (с учётом решения суда по настоящему делу в размере 150 000 руб.), при условии, что ранее оно заявителем не исполнено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.01.2022 по делу N А75-16327/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В случае неисполнения постановления от 31.08.2021 N 266-ГН, вынесенного Северо-Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, о привлечении акционерного общества "РН-Няганьнефтегаз" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 300 000 руб., признать названное постановление не подлежащим исполнению.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-16327/2021
Истец: АО "РН-НЯГАНЬНЕФТЕГАЗ"
Ответчик: Северо-Уральское межрегиональное упрвление Росприроднадзора