город Воронеж |
|
21 апреля 2022 г. |
Дело N А35-4450/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 апреля 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Капишниковой Т.И.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от ООО "ЭкоТекс": Бартеневой Г.С. - представителя по доверенности N 30 от 07.12.2020 (сроком на 3 года);
от Прокуратуры Курской области: Гарина В.Н. - прокурора, доверенность N 8-18/40-2022;
от Прокуратуры Сеймского административного округа города Курска: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры Сеймского административного округа города Курска на решение Арбитражного суда Курской области от 10.02.2022 по делу N А35-4450/2021 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЭкоТекс" к Прокурору САО г.Курска, Прокуратуре Курской области, о признании незаконными Представления N 21-2021 об устранении нарушений действующего законодательства в сфере экологии от 17.05.2021, принятого Прокуратурой Сеймского административного округа города Курска в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ЭкоТекс",
третьи лица - Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоТекс" (далее - также, ООО "ЭкоТекс", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Прокурору САО г.Курска, Прокуратуре Курской области о признании незаконными Представления N 21-2021 об устранении нарушений действующего законодательства в сфере экологии от 17.05.2021, принятого Прокуратурой Сеймского административного округа города Курска в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ЭкоТекс".
Решением от 10.02.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, Прокуратура Сеймского административного округа города Курска обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что Представление прокурора Сеймского административного округа г. Курска от 17.05.2021 не противоречит требованиям законодательства, не создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности Общества, а направлено на устранение нарушений, выявленных по результатам проверки. Считает, что, выводы суда об отсутствии у прокурора округа правовых оснований для внесения 17.05.2021 в адрес Общества представления основаны на неправильном применении норм материального права, без учета установленных фактических обстоятельств. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В представленных суду апелляционной инстанции отзывах Управление Роспотребнадзора по Курской области и ООО "ЭкоТекс" возражали на доводы апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание представители Управления Роспотребнадзора по Курской области, Прокуратуры Сеймского административного округа города Курска и Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора, не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, с 2017 года по 2019 год ООО "ЭкоТекс" с целью реализации проекта "Проект организации современного производства трикотажного полотна" осуществляло инвестиции в основные производственные средства. Объем инвестиций составил 734 млн. руб. без учета НДС.
20.06.2017 организация приобрела производственные помещения ООО ПО КОНЦЕРН "КУРСКТРИКОТАЖПРОМ".
В период 2017-2018 г.г. произведены: капитальный ремонт производственных помещений, и инженерных сетей; закупка и монтаж основного производственного оборудования.
С 13.12.2018 ООО "ЭкоТекс" начало свою производственную деятельность по выпуску и реализации текстильных тканей.
Прокуратурой Сеймского административного округа г. Курска в рамках исполнения поручения Прокуратуры области от 19.04.2021 проведена проверка исполнения ООО "ЭкоТекс" действующего законодательства в сфере экологии.
В ходе проведения проверки установлено, что 24.03.2021 Управлением по проекту санитарно-защитной зоны для ООО "ЭкоТекс" выдано санитарно-эпидемиологическое заключение о его соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Проверка показала, что решение о соответствии представленного ООО "ЭкоТекс" проекта требованиям принято преждевременно и без учета положений Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 (далее - Правила), а также СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 (далее - СанПиН).
Прокуратурой установлено, что при определении выбросов загрязняющих веществ Обществом использованы протоколы анализа химического состава выбросов, выполненных в 2020 году. С учетом того, что Решением Промышленного районного суда г. Курска от 25.02.2020 деятельность двух сушильных машин была приостановлена, проведение замеров при работающем оборудовании, результаты которых легли в основу проекта санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ), в нарушение пункта 2.3 раздела II СанПиН осуществлялось только 28.05.2020 и 27.06.2020, тогда как должны проводиться в течение не менее тридцати дней на каждый ингредиент в отдельной точке. Кроме того, определение в проекте размера СЗЗ на основании результатов акустического расчета при указанных обстоятельствах также не соответствует пункту 2.3 раздела II СанПиН и исключает отражение в проекте СЗЗ объективных данных об уровне шума, образующегося от производственной деятельности предприятия.
Также Прокуратурой установлено, что Обществом при проведении анализов не учтены бутан, этиловый спирт, акролеин, наличие которых выявлено Центрально-черноземным межрегиональным управлением Росприроднадзора при проведении внеплановой проверки Общества, что противоречит положениям 2.3 раздела II СанПиН, а также СанПиН 1.2.3685-21, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2.
ООО "ЭкоТекс" до настоящего времени не приняты меры по ликвидации водозаборных скважин, расположенных на территории предприятия. Предприятием допускаются нарушения при сбросе сточных вод в систему водоотведения городской канализации.
По результатам анализов сточной воды, проведенных МУП "Курскводоканал" 09.07.2020, 22.07.2020, 20.10.2020, 26.10.2020, 28.10.2020 выявлены превышения ПДК по ряду показателей, что является нарушением статьи 30.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Выявленные в ходе проверки нарушения законодательства, по мнению Прокуратуры, стали возможны в результате ненадлежащего исполнения должностными лицами ООО "ЭкоТекс" своих обязанностей, а также в связи с отсутствием надлежащего контроля за их работой со стороны руководства Общества.
По окончании проверки прокурором округа внесено представление N 21-2021 от 17.05.2021, которым ООО "ЭкоТекс" предложено рассмотреть представление с участием представителей прокуратуры Сеймского административного округа г. Курска в срок не позднее 31.05.2021, о дате и месте рассмотрения представления заблаговременно сообщить в прокуратуру округа для обеспечения участия в его рассмотрении; в течение месяца принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений действующего законодательства, причин и способствующих им условий, а также по недопущению их в дальнейшей деятельности; рассмотреть вопрос о внесении изменений в проект санитарно-защитной зоны ООО "ЭкоТекс" с учетом допущенных нарушений; рассмотреть в установленном законом порядке вопрос о наличии оснований для привлечения должностных лиц, допустивших нарушения закона, к дисциплинарной ответственности; по истечении месяца о результатах принятых мер по устранению нарушении закона сообщить в письменной форме в прокуратуру округа.
Не согласившись с внесенным Представлением Прокуратуры САО г. Курска N 21-2021 от 17.05.2021, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом положений статьи 1, пункта 3 статьи 22, части 1 статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", суд области пришел к верному выводу о том, что Представление N21-2021 от 17.05.2021 внесено надлежащим органом в пределах предоставленных ему полномочий - Прокурором округа старшим советником юстиции Гуфельдом В.М.
Судом установлено, что предприятие в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 относится к 4 классу опасности: Производство пряжи и тканей из шерсти, хлопка, льна, а также в смеси с синтетическими и искусственными волокнами при наличии красильных и отбельных цехов. Санитарно-защитная зона 100 м.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" (далее - Постановление N 222, Правила) регламентирован: порядок установления санитарно-защитной зоны и режим использования земельных участков в границах СЗЗ.
В соответствии с пунктом 3 Правил решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны: - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II классов опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II классов опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию; - территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V классов опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V классов опасности.
Следовательно, основанием для установления, изменения или прекращении существования СЗЗ является решение об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ, принимаемое уполномоченным органом (Роспотребнадзором).
Указанное решение принимается после подтверждения размеров и границы СЗЗ, или отсутствия необходимости установления СЗЗ (прекращении существования), при подтверждении создаваемого при воздействии объекта уровня загрязнения исследованиями (измерениями) (п. 2 Постановления N 222, п. 15 Правил), выполненными в соответствии с санитарно-эпидемиологическим требованиями.
Выдача санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проектных решений санитарно-эпидемиологическим требованиям не означает и не равнозначно принятию решения об установлении СЗЗ, не заменяет собой такое решение.
Как установлено судом первой инстанции, на настоящий момент решение об установлении либо отказ в принятии решения об установлении санитарно-защитной зоны для ООО "ЭкоТекс", расположенного по адресу: Курская область, г. Курск, ул. Энергетиков, д. 2, эт/пом/ком -(предприятие) отсутствуют.
В соответствии с Правилами санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении, в том числе действующих объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов такого воздействия, превышающего санитарно- эпидемиологические требования.
Установить формирование за контурами объекта указанных превышений возможно на основании расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека.
Положения Правил учитываются при экспертизе проекта в части содержания проекта согласно п. 16 Правил. Сведения, предусмотренные п. 16 Правил (включая расчеты рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух) в составе экспертного заключения по проекту СЗЗ представлены.
Порядок разработки проекта санитарно-защитной зоны предусмотрен СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Согласно пункту 3.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в проекте санитарно-защитной зоны также должны быть определены: - мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; - функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
Оценка риска для здоровья человека согласно п. 4.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" выполняется для предприятий 1 -2 класса опасности.
Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
До введения в действие Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением N 222, порядок установления санитарно-защитных зон регулировался Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 (в редакции Изменения N 1 от 10 апреля 2008 года N 25, Изменения N 2 от 6 октября 2009 года N 61, Изменений и дополнений N 3 от 9 сентября 2010 года N 122, Изменений N 4 от 25 апреля 2014 года N 31).
Согласно п. 2.2 СанПиН 2.2.1/2,1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов должен определяться последовательно: сначала расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и т.д.); затем установленная (окончательная) санитарно-защитная зона на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Одним из нарушений экологического законодательства прокурор указывает на то, что Санитарно-эпидемиологическое заключение N 46.01.12.000.Т.000130.03.21 от 24.03.2021 принято преждевременно, без учета положений "Правил установления СЗЗ и использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ", в связи с чем, проверка показала, что проведены замеры на сушильных машинах (деятельность которых приостановлена по решению Промышленного районного суда г. Курска от 25.02.2020) только 28.05.2020 и 27.06.2020, в то время как, по мнению прокурора, необходимо было проводить в течение не менее тридцати дней на каждый ингредиент в отдельной точке (п. 2.3 раздела II СанПиН).
Порядок разработки проекта санитарно-защитной зоны предусмотрен СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Согласно п. 2.3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 критерием для определения размера СЗЗ является непревышение ПДК и ПДУ на ее внешней границе и за ее пределами, не регламентирует количество проводимых на источниках загрязнения исследований, используемых для инвентаризации источников загрязнения атмосферы, в том числе не устанавливает кратность не менее тридцати дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке.
В соответствии с п. 2.3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектом расчетным способом подтверждено непревышение на внешней границе СЗЗ и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.
В соответствии с п.3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Пункт 16 Правил N 222 определяет, что проект санитарно-защитной зоны, должен содержать:
- сведения о размерах санитарно-защитной зоны;
* сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН, в том числе в электронном виде);
* обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;
* перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны в соответствии с п. 5 Правил установления санитарно-защитных зон;
- обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в пп. "б" п. 5 Правил установления санитарно-защитных зон, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).
Согласно п. 3.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в проекте санитарно-защитной зоны также должны быть определены:
* мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;
* функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
В соответствии с п. 8 Правил установления санитарно-защитных зон исследования (измерения) химических, физических и биологических факторов, а также экспертизы результатов таких исследований (измерений) (в т.ч. для создания проектов санитарно-защитных зон) осуществляются должностными лицами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, экспертами, имеющими право на их проведение в соответствии с законодательством РФ.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 222 решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны:
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II классов опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II классов опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;
- территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V классов опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V классов опасности.
Как указывалось выше, предприятие ООО "ЭкоТекс" относится к классу IV опасности - санитарно-защитная зона 100 м.
В рассматриваемом случае, проект санитарно-защитной зоны для ООО "ЭкоТекс" был разработан в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов, который прошел государственную экспертизу о соответствии проекта государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проектной документации, что подтверждается Экспертным заключением N ОИ 10-07-20/390 от 19.03.2021 Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области".
Данный проект оценивался государственным специалистом на соответствие требованиям: СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов, СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", ГН 2.1.6.3492-17 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений", ГН 2.1.6.2309-07 "Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест", СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки", СН 2.2.4/2.1.8.566-96 "Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий", СН 2.2.4/2.1.8.583-96 "Инфразвук на рабочих местах, в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки".
Таким образом, при рассмотрении экспертного заключения на проект СЗЗ требования п. 2.3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 были оценены и соблюдены.
Поскольку в соответствии с принципами организации и функционирования системы органов исполнительной власти в Российской Федерации, каждый государственный орган обладает собственной компетенцией и не вправе выходить за пределы, отнесенные к предмету его ведения, проведение Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Росприроднадзора исследований на источниках выбросов, равно как и их результаты, не могут противоречить положениям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в частности п. 2.3 СанПиН, в связи с отсутствием в указанном положении о проведении вышеупомянутых замеров, требований к их проведению или полученным результатам.
Относительно превышения гигиенических нормативов содержания в воздухе загрязняющих веществ, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
В ходе рассмотрения экспертного заключения Управлением было установлено, что содержание бутана и этанола на выходе из машины сушки менее нижнего диапазона методики определения, с учетом положений пп. 4 п. 1.4.1 "Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" выбросы по указанным веществам приняты равными нулю.
Декларация о воздействии на окружающую среду НВОС 38-0146-001767-П (Объект производства текстильных тканей) ООО "ЭКОТЕКС" подана 04.08.2020 в отношении сушильной машины DMS-05 (источники N 0003 и N 0004) на основании инструментального метода путем отбора и анализа проб промвыбросов аккредитованной лабораторией (Аттестат аккредитации N RA.RU.21HA06), что подтверждается протоколами анализа N 20070202 от 02.07.2020 г. и N 20071501 от 15.07.2020.
В данных протокола отсутствуют выбросы этилового спирта, этилацетата, пропаналя, акролеина, поэтому у ООО "ЭКОТЕКС" отсутствовали основания включения в декларацию данных загрязняющих веществ по сушильной машине DMS-05 (источники N 0003 и N 0004). Более того, в данных протоколах анализа, практически по всем веществам величина выбросов указана как ниже диапазона методики обнаружения. Из чего следует, что концентрация загрязняющих веществ на сушильной машине DMS-05 (источники N 0003 и N 0004 низкая.
Более того, отбор и анализ проб промвыбросов в отношении сушильной машины DMS-05 (источники N 0003 и N 0004) проводился неоднократно, и наличие таких веществ не было обнаружено.
Для включения спорных загрязняющих веществ в декларацию ОНВ необходимо произвести инвентаризацию источников.
Согласно пункта 1 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.
В силу пункта 5 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ информация о платежной базе предоставляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, не включение спорных веществ, произведено ООО "ЭкоТекс" на законных основаниях в соответствии с требованиями ст.ст. 16,16.1, 16.2,16.4 Закона N 7-ФЗ и Порядка, утвержденного приказом Минприроды от 10.12.2020 N 1043.
Кроме того, пункт 2.3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не определяет порядок действия хозяйствующих субъектов при проведении мероприятий по контролю учреждениями Росприроднадзора, и не обязывает включать результаты выполненных в ходе проверок замеров в исходные данные при разработке проектной документации.
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" устанавливает гигиенические нормативы содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений, предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в воздухе рабочей зоны, нормативы и требования к другим факторам среды обитания человека.
В соответствии с представленными для санитарно-эпидемиологической экспертизы материалами при проведении инвентаризационных измерений выбросов загрязняющих веществ, от стационарных источников ООО "ЭкоТекс" с целью установления нормативов и разработки проектной документации оборудование работало в штатном режиме, под полной нагрузкой, сушильное оборудование исследовалось в нескольких технологических режимах, что отражено в протоколах результатов анализов.
В случае объективного доказательства уполномоченным, согласно действующего законодательства Российской Федерации органом, на соответствующий контроль - источников выбросов загрязняющих веществ, несоответствия результатов проведенной предприятием инвентаризации, использованной при разработке проекта СЗЗ - фактическому положению дел, проект СЗЗ подлежит корректировке в соответствии с вновь полученными данными и повторной оценке на соответствие требованиям санитарного законодательства. Полномочия Роспотребнадзора на контроль качественных и количественных характеристик на источниках выбросов не распространяются.
Основанием для принятия решения об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ являются результаты исследований загрязнения приземного слоя атмосферы и физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствие с разделом 4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (не менее 30 дней исследований/измерений), при условии не превышения на внешней границе СЗЗ и за ее пределами ПДК и ПДУ в соответствии с положениями п. 2.3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
В отношении действующих объектов исследования (измерения) проводятся на границе (контуре) объекта, границе предлагаемой к установлению СЗЗ, в отношении реконструируемых - после выхода объекта на максимальную штатную производственную мощность.
В случае изменения воздействия на окружающую среду, применяемых на объекте технологий производства продукции правообладатель обязан провести повторные исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта согласно п. 9 Правил.
Превышение гигиенических нормативов содержания загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы, уровня физических воздействий, установленных СанПиН 1.2.3685-21 (не на источниках загрязнения и источниках шума), полученные в результате проводимых для подтверждения границ СЗЗ замеров влечет за собой отказ в принятии решения об установлении СЗЗ.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ООО "ЭкоТекс" на момент внесения прокуратурой САО г.Курска оспариваемого в рамках настоящего дела Представления N 21-2021 от 17.05.2021 действовало в рамках исполнения обязательных требований, установленных санитарно-эпидемиологическим законодательством, в свою очередь у Прокуратуры САО г. Курска отсутствовали правовые основания для проведения проверки санитарно-эпидемиологического законодательства в рамках проверки законодательства в сфере экологии.
Из результатов проведенной прокуратурой проверки следует также то, что ООО "ЭкоТекс" до настоящего времени не приняты меры по ликвидации водозаборных скважин, расположенных на территории предприятия.
Как установлено арбитражным судом, в соответствии со ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" ООО "ЭкоТекс" не является пользователем водозаборных скважин. ООО "ЭкоТекс" приобрело производственные помещения ООО ПО КОНЦЕРН "КУРСКТРИКОТАЖПРОМ" (Договор купли-продажи недвижимого имущества с рассрочкой от 20.06.2017) на земельном участке кадастровый номер 46:29:103138:395, который был оформлен в аренду (Соглашение от 22.09.2017 о вступлении нового арендатора в договор N 01-27/54-5685-17 аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и расположенного на территории города Курска от 26.06.2017), впоследствии приобретен в общую долевую собственность, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 09.07.2019.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1, части 5 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водным объектом признается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; к подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод, водоносные горизонты.
Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах (ч. 6 ст. 5 ВК РФ).
Физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами на основании и в порядке, которые установлены законодательством о недрах (ч. 3 ст. 9 ВК РФ).
В силу части 3 статьи 43 ВК РФ порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
В силу пункта 3 части 1 статьи 2.3 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.
Согласно статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Судом первой инстанции установлено, что в июне 2017 года ООО "ЭкоТекс" в процессе работ по благоустройству земельного участка были обнаружены два заброшенных колодца, которые напоминали водозаборные скважины. С 04.06.2018 указанные колодцы были законсервированы для принятия решения о их восстановлении или тампонировки, что подтверждается Актом консервации скважин от 04.06.2018.
В апреле 2020 года ООО "ЭкоТекс" получило Лицензию на пользование недрами N 805/КРС N00308 ВР для геологического изучения, в целях поисков и оценки подземных вод, используемых для целей технического водоснабжения, их разведки и добычи.
Выполненная консервация скважин, по словам заявителя, сделана для того, чтобы в будущем можно было их использовать. Закрыть скважину возможно только тогда, когда она полностью потеряла свои эксплуатационные характеристики.
При этом, все работы по исследованию, восстановлению, ремонту, консервации и ликвидации артезианских скважин должны проводить только специализированные организации в соответствии с проектной и эксплуатационной документацией, имеющей положительные заключения органов Роспотребнадзора и Ростехнадзора, что и было сделано ООО "ЭкоТекс".
С учетом изложенного, пока специалистами не будет изучен вопрос о том, в каком состоянии находятся конструкции и не будет точно установлена необходимость их полной ликвидации, скважины не могут быть ликвидированы.
Относительно нарушений ООО "ЭкоТекс" при сбросе сточных вод в систему водоотведения городской канализации, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ)).
Между МУП "Курскводоканал" и ООО "ЭкоТекс" заключен договор о подключении к централизованной системе водоотведения N 45/1 от 16.07.2018.
Обеспечение требований к составу сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованные системы водоотведения (канализации), исчисление платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимание указанной платы с абонентов, а также контроль состава и свойств сточных вод абонента регулируются ст. ст. 30.1 - 30.3 Закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и договором.
В соответствии с ч.1 ст. 30.2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О водоснабжении и водоотведении" (с изм. и доп., вступ. в силу с (далее Закон N 416-ФЗ) в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. В отношении загрязняющих веществ, сброшенных в централизованную систему водоотведения, внесение абонентами платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты не осуществляется.
Частью 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Правительством РФ.
Абонент, в том числе обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод.
Частью 1 статьи 30 Федерального закона N 416-ФЗ определено, что контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством РФ.
По результатам анализов сточной воды, проведенных МУП "Курскводоканал" 09.07.2020, 22.07.2020, 20.10.2020, 26.10.2020, 28.10.2020 выявлены превышения ПДК по ряду показателей, что является нарушением статьи 30.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Выявленные в ходе проверки нарушения законодательства, по мнению Прокуратуры, стали возможны в результате ненадлежащего исполнения должностными лицами ООО "ЭкоТекс" своих обязанностей, а также в связи с отсутствием надлежащего контроля за их работой со стороны руководства Общества.
Вместе с тем, указанные выше результаты анализов контрольных отборов сточных вод, являются основанием для выставления МУП "Курскводоканал" в адрес ООО "ЭкоТекс" счетов на плату за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе загрязняющих веществ в составе сточных вод.
За 2020 год в адрес ООО "ЭкоТекс" МУП "Курскводоканал" был выставлен только один счет N 493 от 29.07.2020 на сумму 4 228,73 руб., что подтверждается платежным поручением N 1921 от 30.07.2020
По остальным превышениям МУП "Курскводоканал" не выставлял счета из-за незначительности негативного воздействия на окружающую среду при сбросе загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Кроме того, как следует из заявления Общества, в период с 2019 по 2020 гг. предприятием на экологические цели потрачено 54 898 000 руб., из них 18 455 000 на установку очистки сточных вод, что подтверждается справкой.
Следовательно, не имеется оснований полагать, что ООО "ЭкоТекс" нарушает требования статьи 30.1 Федерального закона N 416-ФЗ.
С учетом вышеизложенного, суд области пришел к обоснованному выводу о том, что в настоящем случае Представление Прокурора САО г. Курска N 21-2021 от 17.05.2021, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя - ООО "ЭкоТекс".
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суд Курской области от 10.02.2022 по делу N А35-4450/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Т.И.Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-4450/2021
Истец: ООО "ЭКОТЕКС"
Ответчик: Прокуратура САО г. Курска
Третье лицо: МУП "Курскврдоканал", Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области, Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3078/2022
21.04.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3859/2021
10.02.2022 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-4450/2021
27.07.2021 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3859/2021