город Ростов-на-Дону |
|
21 апреля 2022 г. |
дело N А32-39987/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2022 по делу N А32-39987/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Айсберг"
к Новороссийской таможне
о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в сведения ТД,
при участии:
от Новороссийской таможни: посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" представитель Петецкая И.В. по доверенности от 30.12.2021,
от ООО "Айсберг": посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" Голотов И.Н. по доверенности от 20.10.2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Айсберг" (далее - заявитель, общество, ООО "Айсберг") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Новороссийской таможни (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган, таможня) об отказе во внесении изменений в сведения, указанные в таможенной декларации N 10317120/150721/0092651, формализованное в письме от 03.08.2021 N 13-28/24894 "Об отказе во внесении изменений в ДТ"; обязании осуществить возврат излишне уплаченных таможенных платежей в размере 363 576, 26 руб.; обязании осуществить регистрацию КДТ по таможенной декларации N 10317120/150721/0092651 и присвоения ей регистрационного номера, произвести соответствующие записи (проставить отметки) в ДТ, КДТ и ДТС.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2022 признано недействительным решение Новороссийской таможни об отказе во внесении изменений в сведения, указанные в ДТ N 10317120/150721/0092651, формализованное в письме Новороссийской таможни от 03.08.2021 N 13-28/24894 "Об отказе во внесении изменений в ДТ". Суд обязал Новороссийскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Айсберг" путем внесения соответствующих изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10317120/150721/0092651, в соответствии с Порядком внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товар, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 г. N 289. Суд обязал Новороссийскую таможню возвратить ООО "Айсберг" излишне уплаченные таможенные платежи в размере 363 576, 26 рублей. Суд взыскал с Новороссийской таможни в пользу ООО "Айсберг" расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В обоснование апелляционной жалобы таможня ссылается на то, что спорный товар, задекларированный обществом по ДТ, не может быть отнесен к таким видам продовольственных товаров, в отношении которых подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ предусмотрена ставка НДС в размере 10%, наименование товара N 1, заявленное в графе 31 ДТ, не соответствует наименованию, указанному в перечне в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Айсберг" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои правовые позиции по рассматриваемому спору.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, во исполнение Контракта с N ZHS/11-2020 от 26.11.2020, заключенного между ООО "Айсберг" и ZHOUSHAN HAIWANG SEAFOOD CO., LTD, произведена поставка товара - коктейль из морепродуктов мороженный индивидуальной быстрой заморозки, состав: свежемороженные полоски кальмара (todarodes pacificus) - 25%, свежемороженные щупальца кальмара, (todarodes pacificus) - 30%, варено-мороженое мясо мидий (mytilus edulis) - 35%, свежемороженные креветки очищенные с кишечником(solenocera melantho) - 5%, свежемороженные кусочки осьминога(octopus vulgaris) - 5% (инвойс GH-218090 от 25.05.2021) (далее - товар).
15.07.2021 на Новороссийский таможенный пост (центр электронного декларирования) Новороссийской таможни была подана таможенная декларация, которой присвоен номер 10317120/150721/0092651 (далее - ДТ). Общество задекларировало товар по коду 0307439000 ТН ВЭД ЕАЭС с заявленной ставкой налога на добавленную стоимость (далее - НДС) - 20% (сумма уплаченного налога - 727 152,52 руб.). Таможенные платежи, начисленные в графе 47 таможенной декларации, уплачены обществом в полном объеме. Согласно отметке Ветеринарного надзора на коносаменте (HLCUNG12103XBBE2 от 31.05.2021) ввоз и выпуск товара разрешен. Товар был выпущен.
Заявитель, посчитав, что им была неправильно задекларирована ставка НДС в размере 20%, поскольку товар подлежит обложению ставке 10 %, 20.07.2021 обратился в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в ДТ.
03.08.2021 решением таможенного органа в письме от 03.08.2021 N 13-28/24894 "Об отказе во внесении изменений в ДТ" заявителю было отказано во внесении изменений (далее - Решение). Таможенный орган указал, что задекларированный обществом товар, не может быть отнесен к таким видам продовольственных товаров, в отношении которых подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ предусмотрена ставка НДС в размере 10%, поскольку наименование товара, не соответствует наименованию, указанному в перечне в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Несогласие с вынесенным решением таможенного органа послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
В силу пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" после выпуска товаров внесенные в декларацию на товары сведения могут быть изменены (дополнены) по результатам проведенного таможенного контроля в связи с обращением декларанта, если им выявлена недостоверность сведений, в том числе влекущих изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных платежей (пункт 3 статьи 112 Таможенного кодекса и подпункт "б" пункта 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного решением Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 года N 289 (далее - Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары).
С учетом этих положений принятие таможенным органом в рамках таможенного контроля, начатого до выпуска товаров, решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, коде ТН ВЭД, происхождении товара, заявленные в таможенной декларации, в котором сделан вывод о неправильности определения соответствующих сведений декларантом, не является препятствием для последующего изменения по инициативе декларанта сведений, от которых зависит определение размера подлежащих уплате таможенных платежей.
Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики N 3 (2020) отмечает, что необходимость обращения в таможенный орган в административном порядке для изменения сведений о таможенной стоимости, указанных в декларации, возникает в тех случаях, когда после выпуска товаров заинтересованное лицо получает возможность доказать иной размер заявленной до выпуска (скорректированной по результатам таможенного контроля) таможенной стоимости в связи со вновь полученными документами, влияющими на достоверность определения таможенной стоимости. В этих случаях перечисление таможенных платежей в бюджет в излишнем размере является результатом ошибки декларанта, которая должна быть исправлена им, а таможенному органу - предоставлена возможность осуществить таможенный контроль в целях проверки факта наличия ошибки и возникновения переплаты.
Подпунктом "б" пункта 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары предусмотрено, что после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится при выявлении по результатам проведенного таможенного контроля (в том числе в связи с обращением) или иного вида государственного контроля (надзора), осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств -членов: недостоверных сведений, заявленных в ДТ; несоответствия сведений, заявленных в ДТ, сведениям, содержащимся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ; необходимости внесения дополнений в сведения, заявленные в ДТ.
Таким образом, после выпуска товаров декларант вправе инициировать процедуру внесения изменений в сведения, заявленные в декларации, от которых зависит определение размера подлежащих уплате таможенных платежей. Основанием для обращения декларанта в таможенный орган с указанным заявлением является выявленная недостоверность сведений, содержащихся в декларации на товары. При этом декларант должен подтвердить достоверными документами, которые не были предметом проверки и оценки таможенного органа в рамках таможенного контроля, начатого до выпуска товаров, необходимость внесения изменений. Реализация данного права декларантом осуществляется с соблюдением условий и в сроки, установленные Порядком внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, по результатам проведенного таможней таможенного контроля. Принятие в рамках таможенного контроля, начатого до выпуска товаров, решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные при таможенном декларировании ввезенных товаров (решения о корректировке таможенной стоимости) не ограничивает право декларанта после выпуска товара инициировать процедуру внесения изменений в сведения, указанные в декларации.
По смыслу пункта 12 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров декларантом представляются обращение, надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронный вид, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ, в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - ДТС, а в случае необходимости уплаты таможенных, иных платежей - также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату.
Форма, содержание обращения и перечень документов, подлежащих приложению к обращению, определены в пунктах 13, 14 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары.
Судом первой инстанции установлено, что 20.07.2021 заявитель, посчитав, что им неправильно была задекларирована ставка НДС в размере 20 %, поскольку товар подлежит обложению ставке 10%, обратился в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в ДТ.
03.08.2021 решением таможенного органа в письме от 03.08.2021 N 13-28/24894 "Об отказе во внесении изменений в ДТ" заявителю было отказано во внесении изменений.
Таможенный орган указал, что задекларированный обществом товар, не может быть отнесен к таким видам продовольственных товаров, в отношении которых подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ предусмотрена ставка НДС в размере 10%, поскольку наименование товара, не соответствует наименованию, указанному в перечне в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Для классификации товаров, которые пересекают таможенную границу, существуют специальные номенклатурные справочники, которые позволяют идентифицировать любой перемещаемый товар посредством присвоения ему специального кода, на основе которого рассчитываются таможенные платежи, осуществляется таможенный контроль и применяются ограничения.
В странах Евразийского экономического союза с 1 января 2017 года применяется единая Товарная Номенклатура Внешнеэкономической Деятельности (ТН ВЭД ЕАЭС)
В соответствии с п. 3 ст. 51 ТК ЕАЭС база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств-членов.
Согласно ч. 4 ст. 53 ТК ЕАЭС для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса они подлежат уплате.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации в том числе следующих продовольственных товаров: море - и рыбопродуктов, в том числе рыбы охлажденной, мороженой и других видов обработки, сельди, консервов и пресервов (за исключением деликатесных: икры осетровых и лососевых рыб; белорыбицы, лосося балтийского, осетровых рыб - белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди; семги; спинки и теши нельмы х/к; кеты и чавычи слабосоленых, среднесоленых и семужного посола; спинки кеты, чавычи и кижуча х/к, теши кеты и боковника чавычи х/к; спинки муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира х/к; пресервов филе- ломтиков лосося балтийского и лосося дальневосточного; мяса крабов и наборов отдельных конечностей крабов варено-мороженых; лангустов).
В соответствии с пунктом 2 статьи 164 Кодекса коды видов продукции, перечисленных в указанном пункте 2 статьи 164 Кодекса, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), а также единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" утвержден перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД 2, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации. В связи с этим организация вправе применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при реализации продукции, указанной в данном перечне. В отношении реализации продукции, не включенной в перечень, применяется налоговая ставка 20 процентов.
Как следует из материалов дела, ООО "Айсберг" задекларировало товар по коду 0307 43 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС с заявленной ставкой налога на добавленную стоимость (далее - НДС) - 20 %.
Для целей правильного определения классификационного кода ТН ВЭД ЕАЭС товара, задекларированного заявителем, необходимо установление основных свойств, характеристик, функционального назначения и области применения товара.
Согласно позиции ТН ВЭД ЕАЭС:
Раздел 1 Живые животные; продукты животного происхождения Группа 03 Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные Пояснения к товарной позиции 03 07... Моллюски, в раковине или без раковины, живые, свежие, охлажденные, мороженые, сушеные, соленые или в рассоле; моллюски копченые, в раковине или без раковины, не подвергнутые или подвергнутые тепловой обработке до или в процессе копчения; мука тонкого и грубого помола и гранулы из моллюсков, пригодные для употребления в пищу
0307 4... [с 01.01.17] каракатицы и кальмары [по 31.12.16] каракатицы (Sepia officinalis, Rossia macrosoma, Sepiola spp.) и кальмары (Ommastrephes spp., Loligo spp., Nototodarus spp., Sepioteuthis spp.) 0307 43... мороженые
0307 43 900 0... прочие
Согласно Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности", утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст в него включены следующие позиции:
10.20.32 Моллюски мороженые, сушеные, соленые или в рассоле, копченые
10.20.33 Беспозвоночные водные мороженые, сушеные, соленые или в рассоле, копченые прочие
10.20.34 Ракообразные, приготовленные или консервированные другим способом; моллюски и прочие беспозвоночные водные, приготовленные или консервированные другим способом.
Согласно Перечню ставка НДС 10% при ввозе, в числе прочего, применяется в отношении следующих товаров:
Ракообразные, в панцире или без панциря, живые, свежие, охлажденные, мороженые, сушеные, соленые или в рассоле; ракообразные копченые, в панцире или без панциря, не подвергнутые или подвергнутые тепловой обработке до или в процессе копчения; ракообразные в панцире, сваренные на пару или в кипящей воде, охлажденные или неохлажденные, мороженые, сушеные, соленые или в рассоле; мука тонкого и грубого помола и гранулы из ракообразных, пригодные для употребления в пищу 0306 (кроме 0306 11, 0306 14, 0306 31 000 0, 0306 33, 0306 91, 0306 93) Моллюски, в раковине или без раковины, живые, свежие, охлажденные, мороженые, сушеные, соленые или в рассоле; моллюски копченые, в раковине или без раковины, не подвергнутые или подвергнутые тепловой обработке до или в процессе копчения; мука тонкого и грубого помола и гранулы из моллюсков, пригодные для употребления в пищу 0307.
Суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что в таможенной декларации в наименовании товара, помимо указания на морской коктейль, указаны все его составляющие, а именно: свежемороженные полоски кальмара (todarodes pacificus) - 25%, свежемороженные щупальца кальмара, (todarodes pacificus) - 30%, варено-мороженое мясо мидий (mytilus edulis) - 35%, свежемороженные креветки очищенные с кишечником (solenocera melantho)-5%, свежемороженные кусочки осьминога (octopus vulgaris) - 5%. Таким образом, все составные компоненты ввозимого товара облагаются по ставке НДС - 10 %.
Аналогичная позиция относительно размера ставки налога на добавленную стоимость, применяемой при реализации продовольственных товаров с кодом ОКПД2 10.20.3 "ракообразные, моллюски и прочие беспозвоночные водные, мороженые, переработанные или консервированные" сформирована Министерством финансов Российской Федерации изложенной в письме от 14.11.2019 N 03-07-11/87881 "О ставке НДС при реализации морского коктейля из мороженых моллюсков, беспозвоночных и ракообразных" и письме Министерства финансов Российской Федерации N 03-0707/102327 от 27.12.2019.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о несоответствии оспариваемого решения об отказе во внесении изменений в сведения, формализованного в письме Новороссийской таможни от 03.08.2021 N 13-28/24894 "Об отказе во внесении изменений в ДТ" требованиям действующего законодательства и нарушении им прав и законных интересов заявителя.
Согласно оспариваемого решения таможенного органа, размер скорректированной и оплаченной обществом суммы налогов составил 363 576,26 руб.
С учётом вывода о несоответствии оспариваемого решения таможенного органа требованиям действующего законодательства и нарушении им прав и законных интересов заявителя, суд первой инстанции, на основании положений пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ правомерно обязал таможенный орган принять меры, направленные на устранение нарушений прав и законных интересов ООО "Айсберг" в части внесения соответствующих изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10317120/150721/0092651, согласно Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товар, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. N 289, а также возвратить заявителю излишне уплаченные таможенные платежи в размере 363 576,26 руб.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2022 является законным и обоснованным.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2022 по делу N А32-39987/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-39987/2021
Истец: ООО "АЙСБЕРГ"
Ответчик: "Новороссийская таможня"