г. Москва |
|
19 апреля 2022 г. |
Дело N А40-237237/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Судьи Свиридова В.А.,
Рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по г.Москве на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.02.2022 по делу N А40-237237/21(108-4335), принятое в порядке упрощенного производства судьей О.Ю. Суставовой
по заявлению ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по г.Москве
к ИФНС России N 43 по г. Москве
о признании безнадежной к взысканию переплату страховых взносов,
Без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по г.Москве (далее - налогоплательщик, учреждение) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ИФНС России N 43 по г.Москве (далее - Инспекция) о признании безнадежной к взысканию переплату страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенной в 2017 году в размере 3035,54 руб.
Решением суда от 08.02.2022 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Инспекцией представлен отзыв на апелляционную жалобу.
В соответствии с ч.1 ст.272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, переплата по выплатам в 2016 году составила 1 598.83 руб.
В целях возврата переплаты ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по г. Москве обратилось в ГУ - Московское региональное отделение ФСС N 38.
Решением от 28.03.2019 N 3621 указанная сумма возвращена как излишне уплаченная.
В отношении задолженности, образовавшейся в 2017 году в размере 1 251.31 руб. и 1 784.23 руб., поступил ответ (от 14.03.2019 исх N 02-43/02-2815.2816) о необходимости обратиться в ИФНС по месту нахождения организации.
В период с 2019 по 2021 год ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по г. Москве обращалось в адрес ИФНС России N 43 по г.Москве с просьбой вернуть излишне уплаченные суммы, однако ответ на обращения в адрес Истца не поступал.
В соответствии с оборотно-сальдовой ведомостью по счету 303.00 за период с января 2021 по сентябрь 2021 года у ФКУ ЦИТОВ УФСИН России но г. Москве числится дебиторская задолженность в размере 3 035.54 руб.
Данная дебиторская задолженность сложилась в связи с переплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2017 году по КБК 18210202090070010160 (а именно 1 251.31 и 1 784,23 руб.), которую истец просит признать безнадежной к взысканию.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании безнадежной к взысканию переплату страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенной в 2017 году в размере 3035,54 руб., суд исходил из следующего.
С 01.01.2017 года в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" полномочия по администрированию страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию переданы налоговым органам.
На основании соглашения об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации N ММВ-23- 11/26@/АД-09-31/сог/79, которым определен перечень и порядок передачи информации между службами, данные о расчетах на л/счете плательщика корректно и в полном объеме были переданы Фондом в ФНС.
Судом установлено, что по состоянию на дату рассмотрения дела на лицевом счете Учреждения отражены следующие данные: положительное сальдо в размере 3 035.54 руб., которое образовалось в связи с переплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2017 году по КБК 18210202090070010160 (а именно 1 251.31 руб. и 1 784,23 руб.).
Согласно п/п.5 п.1 ст.21 НК РФ (далее также - Кодекс) налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 32 Кодекса.
Излишне уплаченный налог подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (п. 6 ст. 78 Кодекса).
Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога должно быть принято налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п. 8 ст. 78 Кодекса).
По общему правилу, установленному п.9 ст.78 Кодекса, возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 Кодекса).
В то же время данная норма применительно к п.3 ст.79 Кодекса не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу такого заявления в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне взысканного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.
В своем заявлении Учреждение просит суд обязать Инспекцию, как налоговый орган по месту учета, которому переданы данные о платежах по страховым взносам за периоды с 01.01.2017, признать безнадежной к взысканию переплату страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 3 035,54 руб., в связи с истечением трехлетнего срока на возврат такой суммы.
Между тем налоговым законодательством не предусмотрена возможность списания переплаты по налогу.
В Письмах Минфина России от 15.06.2021 N 03-02-11/46765 и от 20.04.2021 N03-02-11/29986 разъяснено следующее: "Списание налоговыми органами излишне уплаченных сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, в том числе со дня уплаты которых прошло более трех лет, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено".
В постановлении Арбитражного суда Московского округа от 30.10.2020 N Ф05- 17498/2020 по делу N А41-10062/2020 суд поддержал позицию налогового органа, указав при этом следующее: "...По результатам анализа законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, судами не обнаружена законодательно установленная обязанность налоговых органов или органов пенсионного фонда списывать в соответствующий бюджет излишне уплаченные страховые взносы по требованию плательщика, со дня уплаты которых прошло более трех лет, а у плательщика - право требовать такого списания. Суды правомерно указали, что НК РФ не определяет основания и порядок списания налоговыми органами излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней и 4 штрафов, в налоговом законодательстве предусмотрено признание безнадежной и списание только недоимки и задолженности по пеням и штрафам...".
Также в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.12.2013 по делу N А56-19024/2013 суд сделал вывод о том, что налоговый орган не вправе списать переплату в связи с истечением трех лет со дня уплаты налога, если налогоплательщик пропустил срок подачи заявления о возврате.
Схожая позиция отражена в Постановлении ФАС Московского округа от 23.11.2009 N КА-А40/12688-09 по делу N А40-30852/09-117-130, Постановлении ФАС Московского округа от 30.11.2007 N КА-А40/12344-07 по делу N А40-4714/07-20-28.
Таким образом, списание налоговым органом излишне уплаченного налога (взноса) в связи с истечением трех лет со дня его уплаты не может быть произведено, так как законодательством такое списание не предусмотрено.
В Кодексе предусмотрен только механизм зачета и возврата сумм излишне уплаченного налога.
Таким образом, суд пришел к выводу, что требования заявителя о признании безнадежной к взысканию переплату страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенной в 2017 году в размере 3035,54 руб., удовлетворению не подлежат.
В апелляционной жалобе заявитель обращается к содержанию ч. 2 ст. 266 НК РФ и, исходя из ее положений, делает вывод, что безнадежными долгами признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек срок исковой давности и в связи с чем считает, что НК РФ предусмотрена возможность признания безнадежными ко взысканию долгов перед налогоплательщиками, то есть фактически - переплаты.
Согласно ч. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Между тем положения, закрепленные в статье 266 НК РФ, применяются при создании резервов по сомнительным долгам для целей оптимизации учетной политики организации при исчислении налога на прибыль организаций.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с ошибочным толкованием норм материального права, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.229, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2022 по делу N А40-237237/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-237237/2021
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ВООРУЖЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО Г. МОСКВЕ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ N43 ПО СЕВЕРНОМУ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ОКРУГУ Г.МОСКВЫ