г. Пермь |
|
19 апреля 2022 г. |
Дело N А60-61108/2021 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Григорьевой Н.П.,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон апелляционную жалобу ответчика, публичного акционерного общества "Корпорация ВСМПО-Ависма",
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 11 февраля 2022 года,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А60-61108/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" (ОГРН 1137232022938, ИНН 7204189710)
к публичному акционерному обществу "Корпорация ВСМПО-Ависма" (ОГРН 1026600784011, ИНН 6607000556)
о взыскании задолженности, пени по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" (далее - истец, ООО "Компания "Рифей") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Корпорация ВСМПО-Ависма" (далее - ответчик, ПАО "Корпорация ВСМПО-Ависма") о взыскании задолженности, пени по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в сумме 127 451 руб. 92 коп.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 АПК РФ.
Мотивированным решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.02.2022 (резолютивная часть решения принята 03.02.2022) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование жалобы указывает на то, что задолженность за оказанные услуги за указанный месяц отсутствует, поскольку истцом выставлен счет на оплату, в который в одностороннем порядке включена оплата за оказание услуг с объектов, отсутствующих в приложении N 1 к договору. Фактически оказание услуг не производилось. Оплата в сумме 56 435 руб. 45 коп. произведена ответчиком за фактически оказанные услуги. Также указано, что на объектах, не включенных в договор, ТКО не образуются. Магазин "Гастроном" до 01.07.2021 находился в аренде у ООО "Изысканный вкус", а с 01.07.2021 у ООО "Кейтеренбург" (п. 2.3. договора содержит указание арендатору заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором). Ресторан "Хаджурао" находился в аренде у ООО "ДелМос". При этом с начала пандемии до октября 2021 года ресторан не работал. На объекте АБК и цех хозяйственная деятельность не ведется. В рамках дела N А60-43222/2021 03.02.2022 состоялся совместный осмотр спорных объектов, из протокола осмотра следует, что объект "АБК и цех" не функционирует, признаки ведения хозяйственной деятельности отсутствуют. Указанный объект с 2009 года находился в АО "Урал Боинг Мануфэктуринг", 15.12.2020 договор аренды расторгнут, производственная деятельность не ведется. Кроме того, контейнерная площадка расположена на большом расстоянии от данного объекта, что исключает возможность пользования ею.
В дополнениях к апелляционной жалобе указано, что объекты "АБК" и "цех" после 15.12.2020 и 01.10.2021 в аренду не сдавались, производственная деятельность не велась. Истец предъявил оплату, исходя из количества сотрудников 400 человек, однако персонал на указанном объекте не размещался, производственная деятельность не велась. Кроме того считает, что объект магазин "Гастроном" не относится к категории "Продовольственный магазин", а относится к категории "Торгово-развлекательный комплекс", к которым применяется норматив 0,017 куб.м в месяц на 1 кв. м площади. Также просит перейти к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, привлечь к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, ООО "Кейтеринбург" и ООО "ДелМос".
Истцом отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Судом апелляционной инстанции отказано в приобщении к материалам дела приложенных дополнительных доказательств, приложенных к апелляционной жалобе и к дополнениям к апелляционной жалобе, поскольку в силу ч. 2 ст. 272.1 АПК РФ дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются. Доказательств невозможности представления документов в суде первой инстанции ответчиком не представлено. Ходатайство о привлечении к участию в деле третьих лиц, также оставлено без удовлетворения. Основания для перехода к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, отсутствуют.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст. 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом и ответчиком заключен договор на оказание услуг по ТКО N РФ03КО0208001669 от 15.10.2019.
В соответствии с условиями договора истец обязуется оказывать услуги по обращению с ТКО, а ответчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором.
На основании п. 6 договора ответчик оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Оплата услуг по договору осуществляется по цене, равной величине утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 05.12.2018 N 200 -ПК истцу утверждены единые тарифы на услугу по обращению с ТКО.
Во исполнение условий договора истец надлежащим образом выполнил принятые на себя обязательства за февраль, март, апрель 2021 года, что подтверждается универсальным передаточным документом N 21022800048/66/727 от 28.02.2021, универсальным передаточным документом N 21033100037/66/727 от 31.03.2021, универсальным передаточным документом N 21043000095/66/727 от 30.04.2021.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по оплате оказанных услуг, послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался ст. 309, 310, 330, 779, 781 Гражданского кодекса российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и пришел к выводу, что истцом оказаны услуги по обращению с ТКО за спорный период. В ходе рассмотрения дела задолженность в части взыскания суммы основного долга ответчиком погашена, в связи с чем производство по делу в указанной части прекращено, в пользу истца взысканы пени за период с 11.03.2021 по 09.08.2021 в размере 3 699 руб. 39 коп.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) принятого судебного акта.
В соответствии с п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу положений ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
Положениями Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), установлено, что потребитель - это собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утверждена Правилами N 1156.
В соответствии с ч. 6 ст.23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. от 03.04.2018) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Частью 8 ст. 23 Закона N 458-ФЗ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Довод жалобы о том, что оплата произведена ответчиком в общей сумме 56 435 руб. 45 коп. за фактически оказанные услуги, и что истцом выставлен счет на оплату, в котором в одностороннем порядке включена оплата за оказание услуг с объектов, отсутствующих в приложении N 1 к договору, отклоняются на основании следующего.
Согласно п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Постановление Правительства от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждает Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (Правила обращения с ТКО), которые регламентируют порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также утверждает форму типового договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (типовой договор).
Согласно подп. В п. 8 (1) Правил обращения с ТКО региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
В соответствии с пунктом 8(4) Правил обращения с ТКО основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ответчику на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: АКБ и цех/ Предприятия иных отраслей промышленности, по адресу: Верхняя Салда, ул. Промышленная, д.8, к.2; Гостиница/ административные офисные учреждения, по адресу: Верхняя Салда, ул. Кирова 2а; Гастроном/ продовольственный магазин, по адресу: Верхняя Салда, ул. Сабурова, д.1; Ресторан "Хаджурао"/Кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые, по адресу: Верхняя Салда, ул. Ленина, д.6; Дом книги/библиотеки, архивы, по адресу: Верхняя Салда, ул. Парковая, д.12.
Истец направил в адрес ответчика дополнительное соглашение на включение вышеуказанных объектов в договор N РФ03КО0105001393.
Согласно абз. 2 п. 8(17) Правил обращения с ТКО региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1 -й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
В соответствии с абз. 4 п. 8(17) Правил обращения с ТКО в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пунктом 148(2) Правил N 1156 установлено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Согласно правовой позиции, изложенной в абз. 10 п. 2 информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду следующее: фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
На основании п. 8(18) Правил обращения с ТКО до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В случае отсутствия между сторонами правоотношения по обращению с ТКО договора региональный оператор обязан оказывать услугу по обращению с ТКО, а потребитель обязан указанную услугу оплачивать. Указанное распространяется на вышеуказанные объекты недвижимости, на которые не заключен договор.
Образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов. Любая хозяйственная деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя приводит к образованию твердых коммунальных отходов.
Доводы жалобы о том, что магазин "Гастроном" до 01.07.2021 находился в аренде у ООО "Изысканный вкус", а с 01.07.2021 у ООО "Кейтеренбург", при этом п. 2.3. договора содержит указание арендатору заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, и что ресторан "Хаджурао" находился в аренде у ООО "ДелМос", с начала пандемии до октября 2021 года ресторан не работал, отклоняются, поскольку в суде первой инстанции данные доводы с предоставлением надлежащих доказательств ответчиком не заявлялись, предметом исследования не являлись, основаны на доказательствах, в приобщении которых судом апелляционной инстанции отказано.
Кроме того, наличие договора аренды не освобождает собственника от обязанности несения расходов по содержанию своего имущества в силу ст. 210 ГК РФ.
При отсутствии доказательств того, что арендаторы заключили с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО, приведенные ответчиком доводы основанием для отказа в иске не являются.
Поскольку доказательств того, что услуга в спорный период не оказывалась, либо оказывалась ненадлежащим образом, ответчиком в материалы дела не представлено (ст. 65 АПК РФ), исковые требования удовлетворены судом первой инстанции законно и обоснованно.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного апелляционный суд не находит предусмотренных статьей 270 АПК РФ оснований для отмены (изменения) судебного акта.
Таким образом, решение арбитражного суда от 11.02.2022 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 февраля 2022 года (резолютивная часть решения принята 03 февраля 2022 года) по делу N А60-61108/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Н.П. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-61108/2021
Истец: ООО "КОМПАНИЯ "РИФЕЙ"
Ответчик: ПАО "КОРПОРАЦИЯ ВСМПО-АВИСМА"