город Омск |
|
21 апреля 2022 г. |
Дело N А75-12804/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Котлярова Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Каревой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2364/2022) Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.01.2022 по делу N А75-12804/2021 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению Администрации города Мегиона к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1028600512093, ИНН 8601009316, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 27), при участии в качестве третьих лиц, - общества с ограниченной ответственностью "Западно-Сибирская строительная компания "Лидер", Прокуратуры города Мегиона о признании недействительным решения от 18.05.2021 по делу N 086/01/17-1392/2020 в части,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Тимиргалиев В.А., по доверенности от 09.01.2020 N 3 сроком действия 01.12.2023;
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Мегиона (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление, УФАС по ХМАО, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 18.05.2021 по делу N 086/01/17-1392/2020 в части выводов: (пункт 2) о признании в действиях администрации нарушения частей 1, 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), выразившегося в объединении в один лот разных объектов недвижимости с разными характеристиками, не связанными между собой единым неразрывным целевым использованием, имеющим разное местоположение, не образующим единый комплекс и предназначенных для использования разными гражданами (семьями); (пункт 3) о признании в действиях администрации нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в предоставлении преимущественных условий ООО "Западно-Сибирская строительная компания "Лидер" путем установления в аукционной документации характеристик приобретаемых жилых помещений, которыми на момент объявления аукциона обладало только ООО "Западно-Сибирская строительная компания "Лидер"; (пункт 4) о признании в действиях Администрации и ООО "Западно-Сибирская строительная компания "Лидер" нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении соглашения, целью которого являлось обеспечение преимущественных условий участия ООО "Западно-Сибирская строительная компания "Лидер" в аукционе путем установления в аукционной документации характеристик жилых помещений, которыми на момент проведения аукциона обладало только ООО "Западно-Сибирская строительная компания "Лидер", что привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Западно-Сибирская строительная компания "Лидер" (далее - ООО "ЗССК "Лидер"), Прокуратура г. Мегиона (далее - прокуратура).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.01.2022 по делу N А75-12804/2021 заявление Администрации удовлетворено. Решение от 18.05.2021 по делу N 086/01/17-1392/2020 Управления признано судом недействительным в части выводов, изложенных в пунктах 2, 3, 4.
Не согласившись с принятым судебным актом, антимонопольный орган обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель утверждает о том, что Администрация при проведении аукционов включила в состав одного лота разные объекты недвижимости, с разными характеристиками, которые не отвечают указанным выше критериям: они не связаны между собой единым неразрывным целевым использованием, имеют разное местоположение, не образуют единый комплекс, квартиры предназначены для использования разными гражданами (семьями). Впоследствии необоснованного укрупнения лотов увеличился размер обеспечения заявок и размер обеспечения исполнения контракта. Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу о том, что на дату публикации извещений о проведении закупок на территории пгт. Высокий имелись другие лица (в том числе физические лица), обладающие жилыми помещениями с указанными в аукционной документации характеристиками, но в меньшем количестве. На момент объявления аукциона Администрация имела сведения о наличии введенных в период с 2017 по 2019 годы в эксплуатацию иных многоквартирных домом, собственники жилых помещений которых также могли быть заинтересованы в участии в закупке.
Антимонопольный орган считает, что судом не учтено, что в ходе рассмотрения дела N 086/01/17-1392/2020 Администрация пояснила, что в 2018 году ею приобретены жилые помещения в трех домах застройщика ООО "АвиаСпецСервис", при этом не приобретенной и свободной от прав третьих лиц осталась одна квартира, которая в ноябре 2019 года также приобретена Администрацией. Данная квартира позднее (спустя 3 месяца после заключения муниципального контракта N 0187300004519000334 от 12.08.2019 и спустя 2 месяца после заключения муниципального контракта N0187300004519000403 от 17.09.2019) была продана обществом Администрации. Указанное, по мнению заинтересованного лица, свидетельствуют о намерении со стороны ООО "АвиаСпецСервис" реализовать указанную квартиру по цене и на условиях, на которых квартиры приобретаются органом местного самоуправления.
Податель жалобы также ссылается на то, что в реестре аварийных жилых домов по состоянию на 01.08.2019, предоставленном Администрацией, отсутствуют сведения о количестве комнат и площади каждой квартиры в аварийных домах, указано только общее количество и общая площадь жилых помещений по каждому адресу. Документов, подтверждающих потребность муниципального образования в жилых помещениях именно той площадью и именно в том количестве, что указаны в документациях к аукционам, Администрацией не представлено.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу.
Администрация, третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку представителей не обеспечили.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав позицию представителя Управления, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 19.07.2019 Администрацией на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение N 0187300004519000334 о проведении аукциона на приобретение жилых помещений в пгт. Высокий. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 195 620 579 руб. 70 коп. Проведение аукциона назначено на 31.07.2019.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 30.07.2019 N 0187300004519000334-1 на участие в аукционе поступила единственная заявка от ООО "ЗССК "Лидер".
По результатам проведения аукциона между Администрацией и ООО "ЗССК "Лидер" заключен муниципальный контракт N 0187300004519000334 от 12.08.2019 на сумму 195 620 579 руб. 70 коп.
Согласно аукционной документации к извещению N 0187300004519000334 предметом аукциона является приобретение в муниципальную собственность 64 благоустроенных квартир с различными характеристиками, из которых:
25 трехкомнатных благоустроенных квартир:
- 1 трехкомнатная квартира общей площадью не менее 70,0 кв.м;
- 1 трехкомнатная квартира общей площадью не менее 70,1 кв.м;
- 4 трехкомнатные квартиры общей площадью не менее 72,1 кв.м;
- 1 трехкомнатная квартира общей площадью не менее 72,3 кв.м;
- 3 трехкомнатные квартиры общей площадью не менее 72,7 кв.м;
- 3 трехкомнатные квартиры общей площадью не менее 73,5 кв.м;
- 4 трехкомнатные квартиры общей площадью не менее 74,7 кв.м;
- 4 трехкомнатные квартиры общей площадью не менее 75,1 кв.м;
- 4 трехкомнатные квартиры общей площадью не менее 81,7 кв.м.
26 двухкомнатных благоустроенных квартир:
- 4 двухкомнатные квартиры общей площадью не менее 53,5 кв.м;
- 2 двухкомнатные квартиры общей площадью не менее 54,3 кв.м;
- 1 двухкомнатная квартира общей площадью не менее 54,4 кв.м;
- 1 двухкомнатная квартира общей площадью не менее 54,9 кв.м;
- 3 двухкомнатных квартиры общей площадью не менее 55,1 кв.м;
- 8 двухкомнатных квартир общей площадью не менее 55,2 кв.м;
- 1 двухкомнатная квартира общей площадью не менее 55,9 кв.м;
- 3 двухкомнатные квартиры общей площадью не менее 58,8 кв.м;
- 1 двухкомнатная квартира общей площадью не менее 61,1 кв.м;
- 1 двухкомнатная квартира общей площадью не менее 62,1 кв.м;
- 1 двухкомнатная квартира общей площадью не менее 63 кв.м;
- 13 однокомнатных благоустроенных квартир:
- 4 однокомнатные квартиры общей площадью не менее 35,2 кв.м;
- 4 однокомнатные квартиры общей площадью не менее 35,3 кв.м;
- 4 однокомнатные квартиры общей площадью не менее 35,7 кв.м;
- 1 однокомнатная квартира общей площадью не менее 47,2 кв.м.
Общая площадь приобретаемых жилых помещений составляет 3 794,7 кв.м. Все вышеперечисленные жилые помещения включены в один лот.
Также из материалов дела следует, что 23.08.2019 Администрацией на официальном сайте размещено извещение N 0187300004519000403 о проведении аукциона на приобретение жилых помещений в пгт. Высокий. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 196 966 060 руб. 80 коп. Проведение аукциона назначено на 05.09.2019.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 04.09.2020 N 0187300004519000403-1 на участие в аукционе поступила единственная заявка ООО "ЗССК "Лидер".
По результатам проведения аукциона между Администрацией и ООО "ЗССК "Лидер" заключен муниципальный контракт N 0187300004519000403 от 17.09.2019 на сумму 196 966 060 руб. 80 коп.
Согласно аукционной документации предметом аукциона является приобретение в муниципальную собственность 64 благоустроенных квартир с различными характеристиками, из которых:
25 трехкомнатных благоустроенных квартир:
- 3 трехкомнатные квартиры общей площадью не менее 72,7 кв.м;
- 6 трехкомнатных квартир общей площадью не менее 73,0 кв.м;
- 4 трехкомнатные квартиры общей площадью не менее 73,1 кв.м;
- 1 трехкомнатная квартира общей площадью не менее 74,2 кв.м;
- 4 трехкомнатные квартиры общей площадью не менее 74,4 кв.м;
- 3 трехкомнатные квартиры общей площадью не менее 74,5 кв.м;
- 4 трехкомнатные квартиры общей площадью не менее 82,5 кв.м;
- 3 трехкомнатные квартиры общей площадью не менее 72,7 кв.м.
26 двухкомнатных благоустроенных квартир:
- 4 двухкомнатные квартиры общей площадью не менее 53,0 кв.м;
- 3 двухкомнатные квартиры общей площадью не менее 53,5 кв.м;
- 1 двухкомнатная квартира общей площадью не менее 54,1 кв.м;
- 4 двухкомнатные квартиры общей площадью не менее 55,4 кв.м;
- 3 двухкомнатные квартиры общей площадью не менее 55,6 кв.м;
- 4 двухкомнатные квартиры общей площадью не менее 57,0 кв.м;
- 1 двухкомнатная квартира общей площадью не менее 60,7 кв.м;
- 1 двухкомнатная квартира общей площадью не менее 60,9 кв.м;
- 5 двухкомнатных квартир общей площадью не менее 61,7 кв.м;
13 однокомнатных благоустроенных квартир:
- 1 однокомнатная квартира общей площадью не менее 34,3 кв.м;
- 3 однокомнатные квартиры общей площадью не менее 35,0 кв.м;
- 4 однокомнатные квартиры общей площадью не менее 36,0 кв.м;
- 3 однокомнатные квартиры общей площадью не менее 36,1 кв.м;
- 1 однокомнатная квартира общей площадью не менее 36,5 кв.м;
- 1 однокомнатная квартира общей площадью не менее 45,8 кв.м.
Общая площадь приобретаемых жилых помещений составляет 3 820,80 кв.м. Все жилые помещения включены в один лот.
В Управление поступили материалы и заявление прокуратуры, содержащие сведения о признаках нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции Администрацией при проведении закупок на приобретение жилых помещений в пгт. Высокий городского округа г. Мегион Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (извещения N 0187300004519000334, N 0187300004519000403).
Приказом от 21.08.2020 N 211 по результатам рассмотрения заявления и собранных материалов УФАС по ХМАО в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции возбуждено дело N 086/01/17-1392/2020 по признакам нарушения администрацией частей 1, 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Управление пришло к выводу, что Администрация при проведении аукционов включила в состав одного лота разные объекты недвижимости, с разными характеристиками, которые не связаны между собой единым неразрывным целевым использованием, имеют разное местоположение, не образуют единый комплекс, квартиры предназначены для использования разными гражданами (семьями). Кроме того, вследствие необоснованного укрупнения лотов увеличивается размер обеспечения заявок и размер обеспечения исполнения контракта.
Антимонопольный орган счел, что на дату публикации извещений о проведении закупок на территории пгт.Высокий имелись другие лица (в том числе физические лица), обладающие жилыми помещениями с указанными в аукционной документации характеристиками, но в меньшем количестве. Администрация в аукционной документации объединила в один лот к выкупу по 64 квартиры в каждой закупке при том, что на момент объявления аукциона имела сведения о наличии введенных в период с 2017 по 2019 годы в эксплуатацию иных многоквартирных домов, собственники жилых помещений которых также могли быть заинтересованы в участии в закупке.
С учетом изложенного, антимонопольный орган пришел к выводу, что при проведении анализа рынка жилья на территории пгт. Высокий Администрация должна была учитывать указанные обстоятельства. Вследствие укрупнения лота собственники жилых помещений, расположенных в домах, введенных эксплуатацию в период с 2017 по 2019 годы, лишились возможности принять участие в данных аукционах. Характеристики квартир и их количество, указанные в документациях к аукционам, соответствуют характеристикам и количеству квартир, в жилых домах, возведенных ООО "ЗССК "Лидер" (разрешение N 86-RU86303000-04-2019 от 08.07.2019 - 13 однокомнатных квартир, 26 двухкомнатных квартир, 25 трехкомнатных квартир; разрешение N 86 - RU86303000-06-2019 от 01.08.2019 - 13 однокомнатных квартир, 26 двухкомнатных квартир, 25 трехкомнатных квартир). Антимонопольный орган счел, что Администрацией были предоставлены преимущественные условия участия в аукционах ООО "ЗССК "Лидер".
По результатам рассмотрения дела N 086/01/17-1392/2020 Комиссией УФАС по ХМАО вынесено решение, согласно которому:
- в действиях Администрации, выразившихся в объединении в один лот разных объектов недвижимости (по 64 квартиры в каждой закупке), с разными характеристиками, не связными между собой единым неразрывным целевым использованием, имеющие разное местоположение, не образующие единый комплекс и предназначены для использования разными гражданами (семьями), признано нарушение частей 1, 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции (часть 2);
- в действиях Администрации, выразившихся в предоставлении преимущественных условий ООО "ЗССК "Лидер" путем установления в аукционной документации характеристик приобретаемых жилых помещений, которыми на момент проведения аукциона обладало только ООО "ЗССК "Лидер", признано нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции (часть 3);
- в действиях Администрации и ООО "ЗССК "Лидер" признано нарушение пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении соглашения, целью которого являлось обеспечение преимущественных условий участия ООО "ЗССК "Лидер" в аукционе путем установления в аукционной документации характеристик жилых помещений, которыми на момент проведения аукциона обладало только ООО "ЗССК "Лидер", что привело, а также могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (часть 4).
Не согласившись с решением в частях 2, 3, 4, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
18.01.2022 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) регламентирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Статья 6 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает такие принципы контрактной системы в сфере закупок, как открытость, прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечение конкуренции, профессионализм заказчиков, стимулирование инноваций, единство контрактной системы в сфере закупок, ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (статья 8 Закона о контрактной системе).
В силу требований статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ в совокупности с приведенными выше положениями заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно статье 4 Федерального закона N 135-ФЗ под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7); монополистическая деятельность - это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (пункт 10); соглашение определено, как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18).
В соответствии с положениями части 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений (часть 2 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Нарушение запрета, установленного частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, приводит или может привести к необоснованному ограничению возможности участия в торгах большего количества потенциальных продавцов (поставщиков, подрядчиков, исполнителей), соответственно, к необоснованному ограничению числа участников торгов либо создает условия, возможность для такого ограничения, следовательно, ограничивает конкуренцию, создает угрозу конкуренции при проведении торгов.
На основании пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать определенную информацию, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в документации о закупке.
Описание объекта закупки должно носить объективный характер и включать в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, исключая случаи отсутствия другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Таким образом, заказчики, осуществляющие закупку по правилам Федерального закона N 44-ФЗ, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Как следует из материалов дела, торги на приобретение квартир в настоящем случае проводились в рамках муниципальной программы, разработанной во исполнение государственной программы, в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), а именно в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 05.10.2018 N 346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы" (далее - государственная программа), подпрограммой 3 "Создание развитие жилищного строительства на территории городского округа город Мегион" муниципальной программы "Развитие жилищной сферы на территории городского округа город Мегион на 2019-2025годы".
Приложением 2 к указанной выше Программе установлен порядок предоставления субсидий из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры бюджетам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для реализации полномочий в области жилищных отношений (далее - Порядок).
В соответствии с подпунктом 2.1 Порядка (в редакции, действовавшей на дату проведения электронных аукционов - редакция от 26.07.2019 N 6), жилые помещения приобретаются у застройщиков, инвесторов в домах, введенных в эксплуатацию не ранее 2 лет, предшествующих текущему году, или в строящихся домах, в случае если их строительная готовность составляет не менее 60% (для населенных пунктов численностью до 5000 человек - не менее 40%) от предусмотренной проектной документацией готовности таких домов. Строительная готовность соответствующего дома подтверждается уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования автономного округа, выдавшим разрешение на строительство.
Приобретение жилых помещений осуществляется по цене, не превышающей норматив средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения, установленный для соответствующего муниципального образования автономного округа Региональной службой по тарифам автономного округа на дату размещения заказа на их приобретение.
Согласно пункту 4 Порядка субсидия из бюджета автономного округа предоставляется бюджету муниципального образования автономного округа в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета автономного округа в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных для реализации государственной программы, на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между муниципальным образованием автономного округа и Департаментом строительства автономного округа.
Соглашением предусматриваются: размер предоставляемой субсидии из бюджета автономного округа и объем финансирования из местного бюджета; цель, условия предоставления и расходования субсидии; сроки перечисления субсидии; целевые показатели результативности использования субсидии; условия и сроки предоставления документов для перечисления субсидии, отчетов о реализации соглашения; обязательства муниципальных образований по обеспечению приемки приобретаемых жилых помещений в соответствии с частью 6 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ, с включением в состав комиссий представителей общественности.
Распределение субсидии между мероприятиями, установленными пунктом 2 порядка и предусмотренными в соответствующих муниципальных программах, осуществляется муниципальными образованиями автономного округа самостоятельно, с использованием механизмов инициативного бюджетирования, с соблюдением условий достижения целевых показателей, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии, заключенным между муниципальным образованием автономного округа и Департаментом строительства автономного округа (пункт 5 Порядка).
Согласно статье 86 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии частью 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 названного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Согласно Закону ХМАО - Югры от 07.07.2004 N 43-оз "Об административно-территориальном устройстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и порядке его изменения", пункт 2 главы 2 "к административно-территориальным единицам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры относятся: города окружного значения: Мегион с поселком городского типа Высокий".
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.11.2004 N 63-оз "О статусе и границах муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа-Югры" определяет состав, статус и границы муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: город Мегион в границах, установленных согласно приложениям 5, 6 к настоящему Закону, с находящимися в его составе населенными пунктами: город Мегион (административный центр), поселок городского типа Высокий. Посёлок городского типа - географический термин, обозначающий тип населённого пункта (абзац 3 статья 1).
Как следует из материалов настоящего дела, спорные электронные аукционы проводились в целях реализации указанной государственной программы по расселению граждан из аварийного жилья.
Потребность в жилых домах для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья на территории г.п. Высокий определена количеством квартир, находящихся в аварийном фонде, подлежащих расселению, что подтверждается Реестром по состоянию на 01.08.2019 (том 4 л. д. 124).
Согласно представленному в дело реестру, на территории пгт. Высокий подлежало расселению 297 жилых помещений, площадью 12 082,80 кв.м., в которых проживает 826 граждан.
Из представленной аукционной документации следует, что Администрацией было сформировано 2 лота по 64 квартиры, общая площадь приобретаемых помещений составила не менее 7 615,50 кв.м.
Как было выше сказано, оценивая действия Администрации, Управление пришло к выводу, что заказчиком допущено необоснованное укрупнение лотов, в состав одного лота включены разные объекты недвижимости, с разными характеристиками, которые не связаны между собой единым неразрывным целевым использованием, имеют разное местоположение, не образуют единый комплекс, квартиры предназначены для использования разными гражданами (семьями).
Антимонопольный орган счел, что на дату публикации извещений о проведении закупок на территории пгт. Высокий имелись другие лица (в том числе физические лица), обладающие жилыми помещениями с указанными в аукционной документации характеристиками, но в меньшем количестве. Подобное формирование лотов, по мнению Управления, привело к ограничению конкуренции при проведении торгов, так как собственники жилых помещений, расположенных в домах, введенных эксплуатацию в период с 2017 по 2019 годы, лишились возможности принять участие в данных аукционах.
Суд апелляционной инстанции признает обоснованными доводы антимонопольного органа о необоснованном укрупнении лотов, а также о том, что из аукционной документации усматривается, что характеристики квартир и их количество, указанные в документациях к аукционам, соответствуют характеристикам и количеству квартир, в жилых домах, возведенных ООО "ЗССК "Лидер".
Между тем судебная коллегия исходит из того, что в данном случае указанное не повлекло нарушение конкуренции, а также предоставления преимущественный условий ООО "ЗССК "Лидер", с учетом следующего.
На момент проведения вышеуказанных аукционов на территории поселка городского типа Высокий были введены в эксплуатацию 2 многоквартирных дома:
1. Разрешение на ввод в эксплуатацию от 08.07.2019 N 86-RU86303000-04-2019 по адресу: Микрорайон Василия Антоненко, дом 44. Посёлок городского типа Высокий, город Мегион, ханты-Мансийский автономный округ - Югра, застройщик ООО "ЗССК "Лидер";
2. Разрешение на ввод в эксплуатацию от 01.08.2019 N 86-RU86303000-06-2019 по адресу: Микрорайон Василия Антоненко, дом 47, Посёлок городского типа Высокий, город Мегион, ханты-Мансийский автономный округ - Югра, застройщик ООО "ЗССК "Лидер".
При этом квартиры в домах 8, 10, 12 по улице Нефтяников, в пгт. Высокий в городе Мегионе (застройщик ООО "АвиаСпецСервис") были приобретены по состоянию на 01.02.2019 Администрацией города Мегиона в лице департамента муниципальной собственности в объеме 100%, в связи с чем вышеуказанные застройщики, не являясь собственниками жилых помещений, не могли участвовать в аукционах (даты торгов 31.07.2019 и 05.09.2019), а выкупленные муниципалитетом квартиры не могли являться предметом торгов в целях обеспечения жителей доступным и комфортным жильем.
Дома расположенные по адресам улица Пионерская, дом 15, город Мегион, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (застройщик ООО "Сервисстрой"), Садовая, дом 26а, город Мегион, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (застройщик ООО "ПрофСтройГарант") были введены в эксплуатацию в ноябре 2019 года, что на 3 месяца позже формирования аукционной документации.
Доводы Управления о том, что собственники жилых помещений, расположенных в домах, введенных эксплуатацию в период с 2017 по 2019 годы, лишились возможности принять участие в данных аукционах, являются предположительными.
Кроме того, как государственной программой, так и муниципальной программой и заключенным Администрацией соглашением не предусматривалось участие в закупке жилых помещений физических лиц (граждан), не являющихся застройщиками (инвесторами).
Ссылки заинтересованного лица на то, что спустя 3 месяца после заключения муниципального контракта N 0187300004519000334 от 12.08.2019 и спустя 2 месяца после заключения муниципального контракта N0187300004519000403 от 17.09.2019 Администрация купила у застройщика ООО "АвиаСпецСервис" одну квартиру, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку указанное свидетельствует о том, что права ООО "АвиаСпецСервис" не нарушены, недвижимость выкуплена.
При этом суд обращает внимание также на то, что в соответствии Порядком, предусмотренным государственной программой, приобретение жилых помещений осуществляется по цене, не превышающей норматив средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения, установленный для соответствующего муниципального образования автономного округа Региональной службой по тарифам автономного округа на дату размещения заказа на их приобретение.
Доказательств выкупа квартир по завышенной цене материалы дела не содержат.
Утверждение подателя жалобы о том, что документов, подтверждающих потребность муниципального образования в жилых помещениях именно той площадью и именно в том количестве, что указаны в документациях к аукционам, Администрацией не представлено, признается судом необоснованным, так как потребность в жилых домах для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья на территории г.п. Высокий определена количеством квартир, находящихся в аварийном фонде, подлежащих расселению (297 жилых помещений, площадью 12 082,80 кв.м., в которых проживало 826 граждан).
Суд апелляционной инстанции отмечает также, что в пределах, установленных государственной программой, заказчик в силу положений статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ вправе конкретизировать характеристики предмета закупки сообразно испытываемой потребности, обусловившей размещение публичного заказа. С учетом необходимости расселения граждан из аварийного жилого фонда без указания предельного срока проживания (предполагается постоянное проживание) администрацией при объявлении конкурентной процедуры определена потребность в сданном к эксплуатацию доме, что соответствует срочности и социальной значимости принимаемых мер в рамках государственной программы.
Проанализировав представленные в дело доказательства, оценив действия лиц, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для согласия с выводами антимонопольного органа о нарушении требований Закона о защите конкуренции. Из оспариваемого решения и результатов осуществления антимонопольным органом производства не усматривается с требуемой степенью определенности ни ограничение конкуренции при проведении спорного аукциона, ни потенциальная причинно-следственная связь между действиями Администрации и ООО "ЗССК "Лидер", и наступлением последствий, которые возможно оценить как ограничение конкуренции в соответствии с положениями Закона о защите конкуренции.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, удовлетворив требования заявителя, принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины не распределяются судом по причине освобождения от уплаты таковой подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.01.2022 по делу N А75-12804/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-12804/2021
Истец: Администрация г. Мегиона, Восьмой Арбитражный Апелляционный суд
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ
Третье лицо: Прокуратура г. Мегион, Западно-Сибирская строительная компания "Лидер"