г. Вологда |
|
17 апреля 2024 г. |
Дело N А66-5484/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 апреля 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зреляковой Л.В., судей Колтаковой Н.А. и Ралько О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от федерального государственного автономного учреждения "Оздоровительный комплекс "Дагомыс" Управления делами Президента Российской Федерации представителя Кочьяна С.С. по доверенности от 08.04.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Ремонтно-строительное управление" Управления делами Президента Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тверской области от 14 декабря 2023 года по делу N А66-5484/2023,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное унитарное предприятие "Ремонтно-строительное управление" Управления делами Президента Российской Федерации (ОГРН 1027739833637, ИНН 7704008538; адрес: 105064, Москва, пер. Малый Казенный, д. 3; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к федеральному государственному автономному учреждению "Оздоровительный комплекс "Дагомыс" Управления делами Президента Российской Федерации (ОГРН 1027700538920, ИНН 7704191019; адрес: 354207, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Ленинградская (Лазаревский р-н), д. 7; далее - Учреждение) о взыскании 35 246 498 руб.
18 коп. задолженности по договору подряда от 29 декабря 2018 года N 0336100004318000011.
Определением суда от 04 июля 2023 года возвращен встречный иск Учреждения.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 14 декабря 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Предприятие с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы истец указал, что генеральный подрядчик выполнил работы, порученные заказчиком, результаты выполненных работ на сумму 62 154 668 руб. 18 коп. сданы заказчику и подтверждены соответствующими документами. Однако заказчик выполненные работы в полном объеме не оплатил. Ответчик оплатил работы только на сумму 26 908 170 руб., задолженность заказчика перед генеральным подрядчиком составляет 35 246 798 руб. 18 коп.
Представитель Учреждения в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал отзыв на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Предприятие о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, в связи с этим жалоба рассмотрена без участия представителей названного лица в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя Учреждения, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, Предприятие (генеральный подрядчик) и федеральное государственное бюджетное учреждение "Оздоровительный комплекс "Тетьково" (далее - ФГБУ "ОК "Тетьково"; заказчик) 29 декабря 2018 года заключили договор подряда N 0336100004318000011 на выполнение работ по капитальному ремонту главного корпуса и пожарной сигнализации ФГБУ "ОК "Тетьково", являющегося собственностью Российской Федерации (федеральной собственностью) и принадлежащего на праве оперативного управления заказчику, расположенного по адресу: 171627, Тверская обл., Каширский р-н, с.п. Верхнетроицкое, д. Тетьково, территория оздоровительного комплекса.
ФГБУ "ОК "Тетьково" 29.11.2019 прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Учреждению.
Согласно пункту 1.2 контракта заказчик поручает генеральному подрядчику качественно и надлежащим образом, в строгом соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, с техническим заданием (приложение 1) и расчетом начальной максимальной цены (приложение 2), с применением собственных материалов генерального подрядчика выполнить работы, а генеральный подрядчик обязуется собственными или привлеченными силами и средствами выполнить работы надлежащего качества и в полном объеме, в порядке, сроки и на условиях, предусмотренных контрактом.
Общая цена работ, подлежащих выполнению генеральным подрядчиком, определяется расчетом начальной максимальной цены, являющимся неотъемлемой частью контракта.
Объем и перечень работ, подлежащих выполнению, а также перечень объектов устанавливается в техническом задании, являющемся неотъемлемой частью контракта.
Срок выполнения работ составляет 240 календарных дней с даты наступления последнего из событий:
- передачи генеральному подрядчику от заказчика проектно-сметной документации, со штампом "В производстве работ" по акту приемки-передачи, подписанного сторонами;
- передачи генеральному подрядчику заказчиком по акту строительной площадки, пригодной для производства работ.
Согласно пункту 3.1 цена договора составляет 89 693 900 руб., в том числе НДС 20 %.
Стоимость работ определяется на основании проектно-сметной документации в текущем уровне цен с применением действующих федеральных сметных нормативов ФСНБ-2001 (в редакции 2017 года), при составлении локальных смет следует применять базисно-индексный метод определения стоимости работ. Для пересчета базисной стоимости работ в текущий уровень цен применять индексы пересчета рекомендуемых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на 4 квартал 2018 года согласно письму Минстроя России от 10.10.2018 N 41343-ЛС/09.
Цена контракта включает в себя стоимость работ (в том числе непредвиденные расходы генерального подрядчика), выполняемых генеральным подрядчиком на протяжении всего действия контракта, а также стоимость расходных материалов, комплектующих, запасных частей, оборудования, расходы генерального подрядчика на упаковку и доставку таких материалов и запасных частей к месту проведения работ, расходы па страхование, разгрузку или погрузку, командировочные расходы, выплаченные или подлежащие выплате налоги, таможенные пошлины, сборы и другие обязательные платежи, любые иные затраты генерального подрядчика, необходимость в которых возникает в процессе исполнения им своих обязательств по контракту.
После подписания контракта заказчик производит выплату авансового платежа на расчетный счет генерального подрядчика в безналичной форме в размере 30 % от указанной в пункте 3.1 цены контракта в два этапа:
1 этап - заказчик имеет право перечистить аванс в размере 300 000 руб., в том числе НДС, исчисленный по ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в течение пяти банковских дней на основании полученного счета от генерального подрядчика;
2 этап - в размере 26 608 170 руб., в том числе НДС, исчисленный по ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 НК РФ, в течение пяти банковских дней после передачи проектно-сметной документации на основании полученного от генерального подрядчика счета.
Заказчик оплачивает стоимость выполненных работ в соответствии со счетами, выставленными генеральным подрядчиком не позднее 25 числа каждого месяца на основании актов выполненных работ формы КС-2 и справок о стоимости работ формы КС-3 с приложением счетов-фактур, подписанных сторонами.
Оплата работ осуществляется с учетом пропорционального погашения ранее выплаченного авансового платежа, на основании счетов, на расчетный счет генерального подрядчика после подписания сторонами актов о приемке выполненных работ формы КС-2 и справки о стоимости выполненных работ формы КС-3, составленных на основании нормативов, указанных в пункте 3.12 контракта, с приложением исполнительной документации, в течение пятнадцати банковских дней с момента подписания заказчиком документа о приемке выполненных работ.
Цена контракта является твердой и определена на весь срок исполнения контракта за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и контрактом.
Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях: при снижении цены контракта без изменения предусмотренных объема и качества выполняемой работы и иных условий контракта; если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренный контрактом объем работы не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренный контрактом объем выполняемой работы не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному объему работы исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренного контрактом объема работы стороны обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы работы случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) объема работы, предусмотренных контрактом.
Дополнительным соглашением от 29 октября 2019 года N 1 к договору стороны внесли изменения в техническое задание к договору, изменив срок выполнения работ.
Дополнительным соглашением от 20 января 2020 года N 2 внесены изменения в преамбулу договора.
Дополнительным соглашением от 16 декабря 2020 года N 3 внесены изменения:
1) в пункт 2.1 договора добавлен текст следующего содержания: "Срок поставки оборудования определяется Графиком поставки оборудования (приложение 5)";
2) абзац второй пункта 3.1 договора заменен на текст следующего содержания: "Стоимость работ определяется на основании сметы, с учетом всего состава работ, предусмотренных проектной документации в текущем уровне нем с применением действующих федеральных сметных нормативов ФСНБ-2001 (в редакции 2020 года). При составлении локальных смет следует применять базисно-индексный метод определения стоимости работ. Для пересчета базисной стоимости работ в текущий уровень цен Индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных, прочих работ, рекомендуемых письмом Минстроя России от 21.05.2020 N 19271-ИФ/09 "О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства во II квартале 2020 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменении сметной стоимости пусконаладочных работ", в том числе стоимость оборудования согласно спецификации (приложение 4) - 52 464 330 руб.";
3) пункт 3.3 договора принят в следующей редакции: "Заказчик перечисляет авансовый платеж на расчетный счет генерального подрядчика в безналичной форме в размере 50 % от указанной в пункте 3.1 цены контракта, что составляет 44 846 950 руб., в том числе НДС 20 %, в два этапа;
1 этап: заказчик имеет право перечислить аванс в размере 300 000 руб., в том числе НДС 20 %, в течение 5 (пяти) банковских дней с момента получения счета от генерального подрядчика.
2 этап: в размере 44 546 950 руб., в том числе НДС 20 %, в течение 5 (пяти) банковских дней с момента получения счета от генерального подрядчика".
4) внесены изменения в пункт 3.4 договора, третий абзац пункта 3.4 заменен на текст следующего содержания:
"Акты выполненных работ должны быть составлены на основании проектно-сметной документации, выданной в производство работ, в текущем уровне цен с применением действующих федеральных сметных нормативов ФСНБ-2001 (в редакции 2020 года). При составлении локальных смет следует применять базисно-индексный метод определения стоимости работ. Для пересчета базисной стоимости работ в текущий уровень цен Индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных, прочих работ, рекомендуемых письмом Минстроя России от 21.05.2020 N 19271-ИФ/09 "О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства во II квартале 2020 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ";
5) пункт 3.4 договора дополнен текстом следующего содержания: "Оплата за оборудование осуществляется на основании счета генерального подрядчика, счета-фактуры, товарной накладной (форма Торг-12) с приложением заверенных копий товарных накладных, а также сертификатов соответствия на поставляемое оборудование (в случае если оборудование подлежит обязательной сертификации) и иных документов, которые передаются генеральным подрядчиком при поставке оборудования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания сторонами товарной накладной (форма Торг-12). Указанные документы передаются заказчику для оплаты в том же отчетном периоде, на дату которого они составлены".
Дополнительным соглашением от 02 апреля 2021 года N 4 внесены изменения в пункт 3.3 договора: "После подписания настоящего контракта заказчик перечисляет авансовый платеж па расчетный счет генерального подрядчика в безналичной форме в размере 30 % от указанной в пункте 3.1 цены контракта, что составляет 26 908 170 руб., в том числе НДС 20 % - 4 484 695 руб., в два этапа:
1 этап - в размере 300 000 руб., в том числе НДС 20 % - 50 000 руб. в течение 5 (пяти) банковских дней с момента получения счета от генерального подрядчика;
2 этап - в размере 26 608 170 руб., в том числе НДС 20 % - 4 434 695 руб. в течение 5 банковских дней с момента получения счета от генерального подрядчика.
Заказчик выполнил свои обязательства по 1 этапу перечисления авансового платежа согласно платежному поручению от 22.12.2020 N 797783".
Дополнительным соглашением от 02 августа 2021 года N 5 внесены изменения в срок выполнения работ, в пункт 3.1 в части исключения стоимости оборудования.
Дополнительным соглашением от 30 декабря 2021 года N 6 изменен срок выполнения работ - 31 мая 2022 года.
Заказчик 09.01.2021 перечислил генеральному подрядчику аванс в размере 26 908 170 руб., установленном дополнительным соглашением N 4.
Истец ссылается на то, что письмом от 08.12.2022 N РСУ-4672 направил ответчику акты приемки выполненных работ формы КС-2 и справки формы КС-3, указав сумму 62 154 668 руб. 18 коп. Данные документы не подписаны ответчиком, в связи с чем истец расценил отсутствие возражений относительно указанных документов как принятие актов ответчиком.
Вместе с тем в материалы дела представлен мотивированный отказ ответчика от 23.12.2022 N 01/742-П, который обоснован некорректным применением индексов изменения сметной стоимости, не предусмотренных договором и периодом фактического выполнения работ, несоответствием сметной документации, а также видам и объемам выполненных работ согласно исполнительной документации.
В дополнительном соглашении N 7, проект которого направлен ответчику для подписания, истец предлагал пересчитать стоимость работ исходя из цен 2022 года, данное соглашение не подписано ответчиком.
Истец указывает, что заказчик в полном объеме выполненные работы не оплатил. В подтверждение завершения работ 08.12.2022 генеральный подрядчик направил в адрес заказчика акты выполненных работ от 08.12.2022 N 1-8 и справки о стоимости выполненных работ и затрат от 08.12.2022, подтверждающие выполнение генеральным подрядчиком работ по договору на общую сумму 62 154 668 руб. 18 коп. Также генеральным подрядчиком представлены заказчику исполнительная документация и первичные документы (товарные накладные, универсальные передаточные документы (УПД), счета).
Заказчик произвел оплату работ по договору только на сумму 26 908 170 руб., в связи с чем, по мнению истца, задолженность заказчика перед генеральным подрядчиком за фактически выполненные работы составляет 35 246 498 руб. 18 коп.
Истец 20.02.2023 направил в адрес ответчика претензию с требованием об оплате задолженности за выполненные работы в размере 35 246 498 руб.
18 коп., которая оставлена последним без удовлетворения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, пришел к выводу о необоснованности заявленных требований, поскольку дополнительное соглашение к договору об увеличении его цены не заключено, доказательств фактического увеличения понесенных расходов на выполнение работ или доказательств выполнения работ на большую сумму, чем предусмотрено договором, истцом не представлено, в связи с чем отказал в удовлетворении иска.
Апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с принятым судебным актом, поскольку выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, основанными на нормах законодательства и материалах дела.
Отношения сторон регулируются положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о подряде и нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
По смыслу статьи 768 ГК РФ к отношениям по муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд применяются положения ГК РФ, в части, не урегулированной им - Законом N 44-ФЗ.
В соответствии со статьей 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно статье 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
На основании пункта 1 статьи 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.
Согласно части 10 статьи 70 Закона N 44-ФЗ контракт заключается и исполняется по цене, предложенной победителем аукциона. Цена контракта является твердой и подлежит изменению лишь в случаях, предусмотренных статьями 34, 95 данного закона.
В силу части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона N 44-ФЗ.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, при этом изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (пункт 1 статьи 424 ГК РФ).
Пунктом 6 статьи 709 ГК РФ установлено, что подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается.
При этом согласно пункту 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством Российской Федерации положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.
Суд первой инстанции обоснованно принял во внимание положения постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", согласно которому допускается в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 и частью 70 статьи 112 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта, стороной которого является заказчик, указанный в приложении к этому постановлению (в том числе Управление делами Президента Российской Федерации, а также находящиеся в ведении Управления делами Президента Российской Федерации организации), в том числе изменение (увеличение) цены контракта, при совокупности следующих условий:
1) изменение существенных условий контракта осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, на срок исполнения контракта и не приводит к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 %;
2) предусмотренные проектной документацией соответствующего объекта капитального строительства (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ) физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не изменяются;
3) размер изменения (увеличения) цены контракта определяется в порядке, установленном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а цены контракта, размер которой составляет или превышает 100 000 000 руб., - по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации, проводимой в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия в соответствии с пунктом 45(14) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий";
4) изменение существенных условий контракта осуществляется путем заключения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соглашения об изменении условий контракта на основании поступившего заказчику в письменной форме предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение;
5) контракт заключен до 31.12.2022 и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены.
В рассматриваемом случае необходимость изменения цены контракта Предприятие обосновало увеличением стоимости строительных материалов, что повлекло увеличение стоимости выполненных им работ, а также применением индекса 2 квартала 2022 года.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, из материалов дела не следует, что стороны контракта заключили дополнительное соглашение об изменении его цены в той ее части, на которую ссылается истец.
Также Предприятие не представило доказательства фактического увеличения понесенных расходов на выполнение работ по контракту. Работы по причине недостаточности финансирования истцом не приостанавливались.
В материалах дела усматривается, что предусмотренные контрактом работы выполнены в согласованном объеме в пределах согласованной цены, их сдача и приемка осуществлена заказчиком без каких-либо замечаний на сумму 19 600 393 руб., что следует из контррасчета ответчика.
Доказательств выполнения работ на большую сумму не представлено, материалами дела подтверждено принятие ответчиком работ на указанную сумму и обоснованность отказа ответчика в принятии работ на сумму 42 554 275 руб. 18 коп.
Кроме того, учитывая правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.04.2010 N 1074/10, апелляционный суд обращает внимание, что сами по себе инфляционные процессы, рост ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, изменение курса иностранной валюты по отношению к рублю не относятся к числу обстоятельств, возникновение которых нельзя было предвидеть. Стороны, вступая в договорные отношения, должны были прогнозировать экономическую ситуацию, в связи с чем не могли исключать вероятность роста цен в период исполнения сделки; инфляция не является тем изменившимся обстоятельством, с которым закон связывает возникновение права на изменение договора.
Принимая во внимание, что Предприятие является профессиональным участником спорных отношений, подрядчик мог и должен был спрогнозировать изменение уровня цен, исходя из тенденций и динамики сделок, поэтому не мог не учитывать риски при заключении спорного договора.
На основании частей 1, 2, 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ условия о предмете контракта, в том числе видах и объемах работ, а также сроках выполнения подрядчиком условий контракта, сроках оплаты заказчиком выполненных подрядчиком работ являются существенными, следовательно, не подлежат изменению произвольно. Изменение существенных условий контракта после его заключения не соответствует положениям Закона N 44-ФЗ и нарушает принципы контрактной системы в сфере закупок, так как, подавая заявки на участие в закупке, участник закупки соглашается с условиями исполнения контракта, которые были указаны в документации по закупке при ее публичном размещении. Изменение существенных условий контракта после его заключения ставит исполнителя, с которым был заключен контракт, в более выгодные условия относительно иных потенциальных участников закупки.
Изложенная правовая позиция свидетельствует о недоказанности истцом наличия существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, или совокупности перечисленных в пункте 2 статьи 451 ГК РФ условий.
Также суд первой инстанции справедливо указал, что доказательств, свидетельствующих о том, что договор содержал в себе условия, являющиеся обременительными для истца и существенным образом нарушающие баланс интересов сторон (несправедливые договорные условия), а истец был поставлен в положение, затрудняющее отказ от его заключения, то есть подрядчик являлся слабой стороной договора, истцом не представлено. При заключении договора истец возражений относительно каких-либо его условий не заявлял.
В ходе исполнения договора у истца была возможность внести соответствующие изменения в договор с учетом значительного продления срока выполнения им работ, однако этого не было сделано.
Помимо этого, суд обоснованно согласился с тем, что даже в случае согласования сторонами увеличения стоимости работ с учетом применения цен 2022 года и индексов за 2 квартал 2022 года, стоимость работ не подлежала пересчету в силу их фактического выполнения с мая 2021 года по март 2022 года, то есть истцом они завершены в 1 квартале 2022 года. Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.06.2022 N 29698-ИФ/09 пересчет стоимости работ по индексам 2 квартала 2022 года возможен только относительно работ, выполненных в указанный период.
Таким образом, с учетом выплаты аванса ответчиком истцу в сумме 26 908 170 руб., что превышает стоимость фактически выполненных и принятых работ, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 14 декабря 2023 года по делу N А66-5484/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Ремонтно-строительное управление" Управления делами Президента Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зрелякова |
Судьи |
Н.А. Колтакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-5484/2023
Истец: ФГУП "Ремонтно-строительное управление" Управления делами Президента Российской Федерации
Ответчик: Федеральное Государственное Автономное Учреждение "Оздоровительный Комплекс "Дагомыс" Управления Делами Президента Российской Федерации
Третье лицо: ООО "Стройтренд"