г. Вологда |
|
20 апреля 2022 г. |
Дело N А66-5396/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 20 апреля 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Колтаковой Н.А. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.
при участии от акционерного общества "Почта России" Молодцовой Л.А. по доверенности от 25.02.2022, от федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Красновой И.С. по доверенности от 21.02.2022, от Министерства обороны Российской Федерации Рушмановой Н.Б. по доверенности от 22.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тверской области от 29 декабря 2021 года по делу N А66-5396/2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Почта России" (адрес: 131000, Москва, Варшавское шоссе, дом 37, ОГРН 1197746000000, ИНН 7724490000; далее - Почта) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (адрес: 125284, Москва, Хорошёвское шоссе, дом 40А, ОГРН 1037715046467, ИНН 7715033007; далее - Учреждение) о признании отсутствующим права оперативного управления Учреждения на нежилое помещение N 1 площадью 39,18 кв. м, помещение N 2 площадью 21,05 кв. м, расположенные на 1 этаже здания с кадастровым номером 69:46:0080000:111 по адресу: 172383, г. Ржев-3, ул. Челюскинцев, б/н, в/ч 51592 в/г 8, Клуб солдатский.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве.
Решением суда от 29 декабря 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Министерство и Учреждение с решением суда не согласились и обратились с апелляционными жалобами.
Министерство в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что спорные помещения не выбывали из ведения Вооруженных Сил Российской Федерации. Истцом не доказан факт непрерывного использования спорного объекта под размещение почтовой связи с момента постройки.
Учреждение в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что спорный объект недвижимости непрерывно используется в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. В рамках дела N А66-2067/2020 право оперативного управления признано за Учреждением, данное обстоятельство в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не подлежит доказыванию вновь.
В судебном заседании представители апеллянтов поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для их удовлетворения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости здание по адресу: 172383, г. Ржев-3, ул. Челюскинцев, в/г N 8 с кадастровым номером 69:46:0080000:111 год постройки 1950, имеет общую площадь 1019 кв.м., наименование "здание солдатского клуба" в/ч 51592 в/г 8 (том 1 лист 21).
Здание принадлежит на праве оперативного управления федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению "Ржевская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации.
Право собственности Российской Федерации зарегистрировано 20.05.2009, право оперативного управления ФГКЭУ "Ржевская КЭЧ района" - 03.05.2011.
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" Ржевская КЭЧ реорганизована путем присоединения к Учреждению.
Отделение почтовой связи 172383 Ржевского почтамта Управления Федеральной почтовой связи Тверской области с 1978 года и по настоящее время располагается в 2-х нежилых помещениях (площадью 39,18 кв. м и площадью 21,05 кв. м), расположенных на 1-ом этаже указанного здания.
Данный факт подтверждается совокупностью представленных истцом документов, таких как штатное расписание Ржевского районного узла связи Министерства связи РСФСР; приказ по основной деятельности N 13 от 26.01.1978, кадровый приказ N 19 от 10.02.1978 §§ 1,2, список абонентов Ржевской городской телефонной связи по состоянию на 01.01.1980, список абонентов Ржевской телефонной сети на 1992; телефонный справочник г. Ржева за 2005-2006 годы городское отделение связи N 3, договор аренды N в415-л/в от 11.04.2005, показания бывших работников Ярмак Г.В. и Морозовой В.Н., а также жителей военного городска Михайловой Е.Е., Прониной Л.А., Ивановой Л.В., Смирновой Т.В.
Полагая, что право оперативного управления ФГКЭУ "Ржевская КЭЧ района" было зарегистрировано неправомерно, Почта обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, иск удовлетворил.
Апелляционный суд находит выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, верными.
Исходя из содержания и смысла пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и части 1 статьи 4 АПК РФ целью обращения лица, право которого нарушено, в арбитражный суд является восстановление нарушенного права этого лица.
Способы защиты гражданских прав приведены в статье 12 ГК РФ.
Истец (заявитель) свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
В случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), то оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими (пункт 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
В пункте 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) указано, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество (пункт 6 данной статьи).
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (пункт 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 раздела 4 Приложения 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, независимо от того на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Пунктом 1 Постановления N 3020-1 был определен круг объектов государственной собственности, в том числе имущественный комплекс предприятий связи.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 27.05.1971 N 316 "Об утверждении Устава связи Союза ССР" организации связи наряду со средствами почтовой связи являлись государственной собственностью и находились в ведении государственного органа - Министерства связи СССР.
Законодательством, которое действовало на момент наделения предприятия связи спорным объектом, было предусмотрено, что для закрепления государственного имущества за государственным предприятием принятие отдельного решения либо отдельного акта о передаче такого имущества не требовалось.
Вещное право на такое имущество устанавливалось в силу закона (статьи 48, 53 Основ гражданского законодательства Союза ССР и Республик, утвержденных Верховным Советом СССР 31.05.1991), что также было разъяснено в постановлении Пленума ВАС РФ от 17.09.1992 N 13 "О некоторых вопросах, связанных с применением законодательства о собственности".
Право хозяйственного ведения предприятий связи на помещения, используемые для оказания услуг почтовой связи, было закреплено отраслевым законодательством.
Согласно статье 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" под организациями федеральной почтовой связи понимаются организации почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 24 названного Закона средства почтовой связи, подъездные пути и иное имущество предоставляются организациям федеральной почтовой связи в хозяйственное ведение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Средствами почтовой связи являются здания, сооружения, нежилые помещения, оборудование и почтовый транспорт, почтовые конверты и почтовые карточки, почтовая тара, используемые для оказания услуг почтовой связи.
Согласно Уставу государственного предприятия связи и информации "Россвязьинформ" на территории Тверской области действовало государственное предприятие, учрежденное приказом Министерства связи РСФСР от 15.01.1991, имущество которого находилось в хозяйственном ведении предприятия (пункт 1.8 Устава).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.1992 N 1003 "О приватизации предприятий связи" было установлено, что подразделения почтовой связи выделяются из состава государственных предприятий связи и информатики с последующим образованием на их базе государственных учреждений, входящих в федеральную систему.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 16.11.1992 N 1390 решением Комитета по управлению имуществом Тверской области от 06.05.1993 N 556 учреждено Управление Федеральной почтовой связи Тверской области как правопреемник в почтовой отрасли государственного предприятия связи и информации "Россвязьинформ", в распоряжение которого на основании приказа N 2 от 24.05.1993 передано имущество этого предприятия, включая Ржевский почтамт.
Согласно Положению об УФПС Тверской области учреждение находится в государственной собственности и имущество принадлежит учреждению на праве оперативного управления.
Впоследствии, в соответствии с Концепцией реструктуризации организаций федеральной почтовой связи, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.2002 N 885-р, распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2002 N 1227-р с целью предоставления услуг почтовой связи на территории Российской Федерации создано ФГУП "Почта России" (далее - Предприятие), основанное на праве хозяйственного ведения. Функции по оказанию услуг почтовой связи на территории Тверской области согласно Уставу ФГУП "Почта России" были возложены на УФПС Тверской области.
Распоряжением от 01.03.2004 N 1006-р/ЛР-П5-1511 Министерства имущественных отношений Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по связи и информатизации утвержден перечень государственных учреждений - Управлений Федеральной почтовой связи, имущество которых подлежало передаче ФГУП "Почта России".
В состав ФГУП "Почта России" было включено имущество, находившееся в оперативном управлении УФПС Тверской области (пункт 65 Перечня).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.09.2005 N 1362-р принято решение о ликвидации федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Россвязи, в том числе и УФПС Тверской области; имущество ликвидируемых учреждений подлежит закреплению на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Почта России".
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", начиная с 08.12.1994 созданные ранее государственные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
Таким образом, ФГУП "Почта России" было создано в результате реорганизации организаций связи (ГПСИ "Россвязьинформ" Тверской области, ГУ Управление Федеральной почтовой связи Тверской области) и на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. На момент законодательного разграничения государственной собственности спорные помещения находились во владении и пользовании отделения почтовой связи, в связи с чем, данное имущество в силу прямого указания закона относится к федеральной собственности и должно было быть закреплено за предприятием "Почта России" на праве хозяйственного ведения.
При этом, поскольку право хозяйственного ведения ФГУП "Почта России" на спорные помещения возникло до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", оно в силу статьи 6 указанного закона признается юридически действительным и обязательной регистрации не подлежит.
Доказательств, опровергающих доводы истца о расположении в спорных помещениях с 1974 года почтового отделения, ответчик ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не представил; представитель Министерства данный факт в суде апелляционной инстанции не отрицал.
При наличии изложенных обстоятельств исковые требования удовлетворены правомерно.
Положенные в основу апелляционных жалоб доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
В силу изложенного, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 29 декабря 2021 года по делу N А66-5396/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
Н.А. Колтакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-5396/2021
Истец: Акционерное общество "Почта России" в лице УФПС Тверской области - филиала ФГУП "Почта России"
Ответчик: Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице территориального управления Росимущества по Тверской области, г. Твер, Территориальное управление Росимущества, Управление Росреестра по Тверской области