г. Вологда |
|
22 апреля 2022 г. |
Дело N А05-13085/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 апреля 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива "Единство" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 января 2022 года по делу N А05-13085/2021,
УСТАНОВИЛ:
Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (адрес: 163069, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; ИНН 2900000367, ОГРН 1022900530278; далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к сельскохозяйственному потребительскому перерабатывающему кооперативу "Единство" (адрес: 165150, Архангельская область, Вельский район, деревня Дюковская, дом 21А, кабинет 5; ИНН 2907017112, ОГРН 1162901058220; далее - кооператив) о взыскании 5 286 076 руб. средств гранта (из них 5 021 765 руб. 70 коп. федерального бюджета и 264 310 руб. 30 коп. областного бюджета), предоставленного на основании соглашения от 21.12.2016 N 01-35/449 о предоставлении и использовании гранта для развития материально-технической базы, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Контрольно-счетной палаты Архангельской области (далее - КСП).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 25.01.2022 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик с решением суда не согласился и обратился с жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в целях реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013 - 2021 годы постановлением правительства Архангельской области от 09.10.2012 N 436-пп утверждено Положение о порядке предоставления грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы (далее - Положения о порядке предоставления грантов, Положение).
Для участия в конкурсном отборе по предоставлению субсидий (грантов) малым формам хозяйствования поступила заявка председателя кооператива.
В соответствии с протоколом от 20.12.2016 N 10 заседания конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора для предоставления грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы, а также распоряжением министерства от 20.12.2016 N 636-р, ответчик признан одним из победителей конкурсного отбора.
В дальнейшем, 21.12.2016 между министерством и кооперативом заключено соглашение о предоставлении и использовании гранта для развития материально - технической базы N 01-35/449 (далее - соглашение N 01-35/449, соглашение) по условиям которого министерство предоставляет кооперативу денежные средства в виде гранта для развития материально-технической базы на безвозмездной основе в размере 5 286 076 руб. (из них 5 021765 руб. 70 коп. федерального бюджета, 264 310 руб. 30 коп. областного бюджета) с требованием последующего подтверждения использования полученных средств на цели, установленные планом расходов гранта, приведенном в приложении 1.
Факт получения ответчиком гранта в сумме 5 286 076 руб. подтверждается платежными поручениями от 21.12.2016 N 447323 и 444498.
КСП 05.04.2021 в отношении кооператива проведено контрольное мероприятие "Проверка соблюдения порядка и условий предоставления, получения и расходования субсидий, выделенных сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы в рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области", по результатам которого составлен акт от 25.06.2021.
В адрес министерства 27.09.2021 КСП внесено представление N 01-02/952 о принятии мер к возврату средств гранта для развития материально-технической базы на сумму 5 286 076 руб. в бюджет Архангельской области, из которого следует, что кооператив допустил следующие нарушения: в нарушение пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), подпункта 5, 6, абзаца 9 пункта 11 Положения о порядке предоставления грантов при наличии на 21.12.2016 остатка собственных средств на лицевом счете кооператива в сумме 1016 700 руб. или 11,5% от суммы запланированных расходов (8 810 126 руб. 70 коп.) кооперативом для соглашения N 01-35/449 в составе заявки на конкурс предоставлены не соответствующие данным с лицевого счета сведения относительно собственных и заемных средств, планируемых к использованию при расходовании гранта, что повлекло указание недостоверных сведений о собственных и заемных средствах в приложении 1 к соглашению, подтверждение наличия на счете неделимого фонда кооператива средств в сумме 1 016 700 руб. предоставлено в отсутствие неделимого фонда, то есть являлось недостоверным; в нарушение пункта 2 статьи 78 БК РФ, пункта 3 Положения о порядке предоставления грантов, пункта 2.3.4 соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 4.05.2017 N 1) кооперативом не выполнено условие о включении имущества, приобретенного с использованием средств гранта на общую сумму 11 430 000 руб. в неделимый фонд кооператива, который на момент проверки не создан; в нарушение пункта 2.3.2 соглашения кооперативом не выполнено условие о реализации проекта по развитию материально технической базы кооператива, предоставленного на конкурс: кооперативом не заключались договоры с молокоперерабатывающими предприятиями Архангельской области и с производителями сырого молока Вельского района с целью осуществления оптовых поставок сырья на завод, члены кооператива и фермерские хозяйства специализированным транспортом для транспортировки сырья не обеспечивались (кооперативом оказывались только транспортные услуги, услуги по предоставлению техники, услуги перевозки; услуги членам кооператива составили 0,04 % от всей выручки за 2018 год и 0,56% от всей выручки за 2020 год); в нарушение пункта 2 статьи 78 БК РФ, подпункта 10 пункта 3 Положения о порядке предоставления грантов, пункта 2.3.7 соглашения N 01-35/449 кооперативов не выполнено условие о приросте реализации молока, собранного у сельскохозяйственных товаропроизводителей, на 1 процент в год, поскольку кооперативом с 2016 года осуществлялась реализация только транспортных услуг, услуг по предоставлению техники, услуг перевозки; в нарушение пункта 2 статьи 78 БК РФ, пункта 3 Положения о порядке предоставления грантов грант в форме субсидии предоставлен кооперативу, которым с 2016 оказывались только транспортные услуги, услуги аренды техники, услуг перевозки, что не относится к сбытовой или перерабатывающей деятельности, тем самым кооператив не соответствует статусу получателя субсидии, условия и порядок предоставления субсидий являются нарушенными.
Ответчику направлено требование о возврате бюджетных средств от 18.10.2021 N 205-01/5124, уведомлением о вручении получено 22.10.2021.
Указанное требование оставлено ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные исковые требования, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
Из положений пункта 2 этой же статьи следует, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым этого пункта.
В силу части 5 статьи 78 БК РФ обязательным условием предоставления гранта, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных(складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.
Статьями 28 и 38 БК РФ установлены принципы адресности и целевого характера бюджетных средств, которые предполагают выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
Исходя из взаимосвязанных положений приведенных норм права следует, что целевое использование бюджетных средств, предоставленных в виде гранта, определяется как соответствием получателя субсидии (грантополучателя) условиям предоставления субсидии и расходованием ее на определенные соглашением о предоставлении субсидии цели, так и выполнением получателем субсидии установленных этим соглашением обязанностей в период срока его действия, нарушение которых может быть предусмотрено в качестве основания для возврата полученных денежных средств.
Приложением 12 к Закону Архангельской области от 18.12.2015 N 375-22-03 "Об областном бюджете на 2016 год" утвержден порядок предоставления в 2016 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, который регламентировал в том числе порядок оказание государственной поддержки сельскохозяйственного производства на территории Архангельской области (далее - Порядок предоставления субсидии Архангельской области).
Подпунктом "э" пункта 9.1 Порядка предоставления субсидии Архангельской области предусмотрено оказание государственной поддержки в виде субсидий в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013 - 2020 годы (далее - госпрограмма) сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы.
Согласно пункту 9.3 Порядка предоставления субсидии Архангельской области субсидии и гранты предоставляются при условии заключения соглашений между министерством агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Архангельской области и получателями субсидий (далее - соглашения).Условия и порядок предоставления субсидий и грантов устанавливаются постановлением Правительства Архангельской области.
Пунктом 9.8 Порядка предоставления субсидии Архангельской области предусмотрено в случае выявления министерством агропромышленного комплекса и торговли нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, а также условий соглашений соответствующий объем субсидий подлежит возврату в областной бюджет в течение 15 дней со дня предъявления министерством агропромышленного комплекса и торговли соответствующего требования. При невозврате бюджетных средств в установленный срок они подлежат взысканию министерством агропромышленного комплекса и торговли в судебном порядке.
Таким образом, федеральными и областными законодательными актами предусмотрен возврат средств гранта при нарушении условий предоставления бюджетных средств. Крое того, несоответствие получателя гранта требованиям, предъявляемым к претендентам на получение гранта, следует рассматривать как нарушение им условий предоставления государственной финансовой помощи.
Порядок и условия предоставления грантов сельскохозяйственным кооперативам для развития материально-технической базы в 2016 году регламентировались Положением и Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 N 623 (далее - Правила N 623).
Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил N 623 "сельскохозяйственный потребительский кооператив" - сельскохозяйственный потребительский (перерабатывающий и сбытовой) кооператив, объединяющий не менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей на правах членов кооперативов (кроме ассоциированного членства), или потребительское общество, если 70 процентов его выручки формируется за счет осуществления видов деятельности, аналогичных таким видам деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, как заготовка, хранение, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции. Подпунктом "в" п.3 предусмотрено, что "грант на развитие материально-технической базы" -средства, передаваемые из бюджета субъекта Российской Федерации на счет неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, открытый в кредитной организации, для софинансирования затрат сельскохозяйственного потребительского кооператива на развитие материально-технической базы, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, предусмотренных Государственной программой, в целях развития на территории сельских поселений и межселенных территориях субъекта Российской Федерации сельскохозяйственной потребительской кооперации.
Пунктами 5, 6 Правил N 623 предусмотрено, что субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, региональные программы которых прошли отбор исходя из следующих критериев: б) наличие в региональной программе мероприятий по предоставлению гранта на развитие материально-технической базы сельскохозяйственным потребительским кооперативам, занимающимся заготовкой, хранением, переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции (молоко, мясо, рыба, аквакультура, картофель, грибы, овощи, плоды и ягоды, в том числе дикорастущие); в) наличие утвержденного порядка предоставления гранта на развитие материально-технической базы сельскохозяйственным потребительским кооперативам, предусматривающего критерии отбора сельскохозяйственных потребительских кооперативов и соблюдение при отборе принципа эффективности использования бюджетных средств, в том числе принципов бюджетной экономии и принципов сокращения сроков освоения средств гранта на развитие материально-технической базы; е) обязательство субъекта Российской Федерации обеспечить прирост реализации молока, собранного сельскохозяйственными потребительскими кооперативами у сельскохозяйственных товаропроизводителей, не менее чем на 1 процент в год.
В Архангельской области постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2012 года N 436-пп "Об утверждении государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013-2021 г.г." утверждено Положение о порядке предоставления грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы (далее - Положение N 436-пп).
Как следует из преамбулы Положения N 436-пп оно разработано в соответствии с Правилами N 623, Законом Архангельской области от 27.06.2007 N 367-19-03 "О государственной поддержке сельского хозяйства в Архангельской области и разграничении полномочий органов государственной власти Архангельской области по регулированию отношений в сфере рыболовства и аквакультуры (рыбоводства)" (далее - Закон АО N 367-19-03).
В статье 1 Закона АО N 367-19-03 предусмотрено следующее понятие - сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданного в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон N 193-ФЗ).
Соответственно, как верно указано судом, при определении категории получателя субсидии (гранта) по государственной программе Архангельской области следует исходить из понятий, предусмотренных Правилами N 623 и Законом N 193-ФЗ, в статье 4 которого определены понятия сельскохозяйственного потребительского кооператива, сбытового (торгового) кооператива, перерабатывающего кооператива, обслуживающего кооператива.
Между тем, как верно указано судом, в соответствии с пунктами 1, 3 Правил N 623 и пунктом 3 Положения N 436-пп получателями грантов в форме субсидий являются только сельскохозяйственные потребительские (перерабатывающие и сбытовые) кооперативы. Таким образом, действующим законодательством установлен единый статус получателя средств государственной поддержки, целью которой является увеличение производства сельскохозяйственной продукции.
Кроме того, согласно Методическим указаниям по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 16.09.2016 N 582, к общим требованиям к политике субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере относятся требования о реализации политики субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере в соответствии с федеральным законодательством, актами высшей юридической силы, в том числе в рамках государственных программ субъектов Российской Федерации (например, соответствие целей, задач и показателей (индикаторов) государственных программ субъектов Российской Федерации положениям указов Президента Российской Федерации).
Поскольку соответствие статуса получателя субсидии (гранта) является основным требованием к участникам конкурса получателей субсидий (грантов), прямо ограничивающим возможность участия в нем иных лиц, нарушение указанного требования существенно нарушает права иных участников конкурса и не обеспечивает достижение целей и задач государственных программ, следовательно, влечет нарушение целей и условий предоставления мер государственной поддержки.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 436-пп получателями грантов являются кооперативы, документально подтвердившие соответствие следующим условиям: 3) наличие плана по развитию деятельности кооператива со сроком окупаемости не более 5 лет (далее - бизнес-план); 4) представление плана расходов с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг (далее - приобретения), их количества, цены, источников финансирования (средств гранта, собственных средств); 5) кооператив обязуется направить собственные средства со счета неделимого фонда кооператива, открытого в кредитной организации, в размере не менее 40 процентов затрат по всем платежам на развитие материально-технической базы, софинансируемых за счет средств гранта; 6) кооператив обязуется использовать средства гранта в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет неделимого фонда кооператива, открытого в кредитной организации, и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие материально-технической базы кооператива; 7) кооператив обязуется включить в неделимый фонд кооператива имущество, приобретенное с использованием средств гранта; 10) кооператив обязуется обеспечить прирост реализации молока, собранного у сельскохозяйственных товаропроизводителей, не менее чем на 1 процент в год; 11) кооператив обязуется осуществлять деятельность в течение не менее пяти лет со дня заключения соглашения о предоставлении гранта; 12) наличие расчетного счета в кредитной организации, на котором находятся средства неделимого фонда.
Согласно Положению N 436-пп грант предоставляется министерством агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области на основе конкурсного отбора (пункт 6); грант предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных министерству за счет средств федерального и областного бюджетов (пункт 6); министерство издает распоряжение о выделении средств областного бюджета на предоставление гранта победителям конкурса. На основании распоряжения министерства с победителем конкурса заключается соглашение о предоставлении и использовании гранта (далее -соглашение) (пункт 23).
Пунктом 11 Положения N 436-пп предусмотрено, что для получения гранта заявитель в целях подтверждения соответствия условиям конкурса представляет в министерство следующие документы (далее - заявка), в том числе бизнес-план - документ по развитию кооператива (составляется не менее чем на пять лет, первый год - ежемесячно), определяющий состав, содержание, производственные процессы и данные об экономической, бюджетной и социальной эффективности (оценка затрат и результатов, эффективность использования, окупаемость вложений по проекту), технологии, способы, сроки и особенности реализации мероприятий по проекту, по направлению деятельности, определенному программой; план расходов запрашиваемых средств гранта (далее - план расходов) по форме, утверждаемой постановлением министерства, с указанием наименований приобретений, их количества, цены, источников финансирования (средств гранта, собственных средств в размере не менее 40 процентов от стоимости каждого наименования приобретения); выписку из банковского счета кооператива, подтверждающую наличие денежных средств на счете неделимого фонда кооператива в размере не менее 10 процентов от затрат по всем платежам на развитие материально-технической базы, указанных в представленном плане расходов, заверенную кредитной организацией.
Пунктом 23 Положения N 436-пп предусмотрено, что для заключения соглашения получатель гранта должен не менее чем за пять дней до истечения срока, указанного в абзаце первом пункта 24 настоящего Положения, представить в министерство выписку из банковского счета кооператива, подтверждающую наличие денежных средств на счете неделимого фонда кооператива в размере не менее 40 процентов от затрат по всем платежам на развитие материально-технической базы, указанных в представленном плане расходов, заверенную кредитной организацией.
В рассматриваемом случае как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, кооперативом в составе конкурсных документов предоставлен бизнес-проект - "Приобретение автомобиля с цистерной для транспортировки молока" (далее проект), согласно которому кооператив заключает договорные отношения с молокоперерабатывающими предприятиями Архангельской области и производителями сырого молока Вельского района, будет осуществлять оптовые поставки сырья на завод и переработчику, не надо иметь дело с каждым небольшим предприятием, все проблемы по качеству и количеству кооператив решает сам. Следовательно, суть указанного проекта заключается в организации услуг по перевозке сырого молока членам кооператива, а также сторонним фермерским хозяйствам. Задачи проекта: приобретение цистерны объёмом 24 кубических метра для перевозки пищевых жидкостей (молока) на шасси полуприцепа Steel Bear PS-24P; седельного тягача SCANIA GriffiN Р360 LA4X2HNA. Кооперативом предоставлена выписка со своего расчетного счета за 21.12.2016 о входящем остатке средств на счете в размере 1 016 700 руб. и исходящем остатке в сумме 8 810 245 руб. 97 коп.
Условиями соглашения от 21.12.2016 N 01-35/449 предусмотрено, что средства в размере 5 286 076,0 руб. предоставлены на цели и в сроки, установленные планом расходов гранта, приложения N 1 соглашения. Наименование целей использования субсидии (гранта): Молоковоз седельный тягач SCANIA G400CA6X4HSA GriftiNP360LA4X2HNA на шасси полуприцепа SteelBearPS-24P (цистерна для перевозки пищевых жидкостей (молоко) 1 штука. Цена за единицу и Сумма расходов 8 810 126,70 руб. Средства субсидии (гранта) 5 286 076,00 руб.
В соответствии с пунктом 2.3.1 соглашения N 01-35/449 кооператив обязался направить собственные средства со счета неделимого фонда в размере не менее 40 процентов затрат по всем платежам на развитие материально - технической базы, софинансируемых за счет средств гранта; пунктом 2.3.2 - реализовать проект по развитию материально технической базы кооператива и использовать грант в соответствии с целями, условиями и в сроки, установленными планом расходов; пунктом 2.3.4 - включить в неделимый фонд кооператива имущество, приобретенное с использованием средств гранта; пунктом 2.3.7 - обеспечить прирост реализации молока, собранного у сельскохозяйственных товаропроизводителей, не менее чем на 1 процент в год; пунктом 2.3.8 - осуществлять деятельность в течение не менее пяти лет после получения гранта.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и подателем жалобы не опровергнуто, кооперативом с 2016 года по 2020 год оказывались только транспортные услуги, услуги перевозки, аренды транспортных средств. При этом, услуги членам кооператива составляли 0,04 % от всей выручки за 2018 год, 0,56 % от всей выручки за 2020 год. Услуги по транспортировке оказаны ОАО "Северное молоко" и АО "Агрофирма "Вельская". ОАО "Северное молоко" членом СППК не являлось, АО "Агрофирма "Вельская" с марта 2017 года не является членом СППК "Единство".
Следовательно, КСП обоснованно указала, что кооператив не занимался сбытом и переработкой сельскохозяйственной продукции, не осуществлял предусмотренный бизнес-планом сбор молока у членов кооператива, а также его реализацию на молокоперерабатывающие предприятия, а значит не соответствовал статусу получателя субсидии (гранта), и кооперативом нарушено условие пункта 2.3.2 соглашения, а также условия предоставления гранта в форме субсидии, предусмотренные пунктом 3 Положения N 436-пп.
Судом правомерно отклонены доводы кооператива о том, что деятельность по перевозкам сельхозпродукции идентична сбытовой и перерабатывающей деятельности, как противоречащие положениям действующего законодательства.
Также в связи с отсутствием фактов реализации молока за период 2016-2020 года прирост реализации молока отсутствует, что свидетельствует о не выполнении ответчиком условий пункта 2.3.7 соглашения и нарушении условий предоставления гранта в форме субсидии, предусмотренных подпунктом 10 пункта 3 Положения N 436-пп.
Кроме того, как верно указано судом, на момент проверки установлено, что в уставе кооператива создание неделимого фонда не предусмотрено, размер уставом не установлен, изменений в устав не вносилось (согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц единственное изменение учредительных документов зарегистрировано 27.11.2019, что соответствует дате протокола от 27.11.2019 общего собрания членов кооператива о внесении изменений в Устав в раздел "Цели и предмет-деятельности"), учет на субсчете "Неделимый фонд" не ведется. Указанное свидетельствует о том, что пункт 2.3.4 соглашения также не выполнен, кооперативом нарушены условия предоставления гранта в форме субсидии, предусмотренные подпунктами 5, 6, 7 пункта 3 Положения N 436-пп. В нарушение подпункта 6 пункта 11, пункта 23 Положения N 436-пп заявителем представлены недостоверные сведения на конкурс. При этом судом правомерно отклонены доводы ответчика о создании неделимого фонда в 2021 году, как не относящиеся к спорному периоду.
При этом, как верно указано судом первой инстанции, предоставление недостоверных сведений на этапе представления заявки на участие в конкурсе и этапе заключения соглашения является самостоятельным основанием для удовлетворения заявления истца о возврате средств субсидии. В данном случае получатель гранта не соответствовал требованиям к получателям субсидии (гранта), нарушил условия предоставления субсидии (гранта) и не выполнял установленные соглашением обязанности в период его действия, что в совокупности указывает на нецелевое использование бюджетных средств и является основанием для возврата полученных денежных средств
На основании изложенного суд первой инстанции, оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства и приведенные ими доводы в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Содержащиеся в жалобе доводы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность оспариваемого решения. Они не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда по заявленным доводам, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 января 2022 года по делу N А05-13085/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива "Единство" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13085/2021
Истец: министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области
Ответчик: Сельскохозяйственный Потребительский перерабатывающий кооператив "Единство"
Третье лицо: Контрольно-счетная палата Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
01.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10994/2022
16.08.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5950/2022
22.04.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1929/2022
25.01.2022 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-13085/2021