г. Воронеж |
|
22 апреля 2022 г. |
Дело N А36-9221/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маховой Е.В.,
судей Серегиной Л.А.,
Ботвинникова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шацких Е.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Новое информационно-технологичное энергосбережение": Лисицыной Л.Н., представителя по доверенности N 2-3/22 от 10.01.2022, паспорт РФ;
от общества с ограниченной ответственностью "ГУК "Капитал": Фаронова Р.А., представителя по доверенности б/н от 15.03.2019, паспорт РФ;
от акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГУК "Капитал" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 27.10.2021 по делу N А36-9221/2018 по иску общества с ограниченной ответственностью "Новое информационно-технологичное энергосбережение" (ОГРН 1064823002936, ИНН 4822001340) к обществу с ограниченной ответственностью "ГУК "Капитал" (ОГРН 1144827012736, ИНН 4826112160), при участии третьего лица: акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания" (ОГРН 1094823016617, ИНН 4825066916), о взыскании 2 351 139, 79 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания" (далее - ООО "ГЭСК", истец) обратилось (с учетом объединения дел N А36-9490/2018 и N А36-9221/2018 в одно производство для совместного рассмотрения в рамках дела N А36-9221/2018 и уточнений исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ) в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ГУК "Капитал" (далее - ООО "ГУК "Капитал", ответчик) о взыскании задолженности по оплате электрической энергии на общедомовые нужды за периоды июнь - декабрь 2017 года, январь - март 2018 года в размере 2 351 139, 79 руб.
В ходе рассмотрения дела истец изменил наименование на общество с ограниченной ответственностью "Новое информационно-технологичное энергосбережение" (далее - ООО "НовитЭн").
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 27.10.2021 с ООО "ГУК "Капитал" в пользу ООО "НовитЭн" взыскан основной долг в размере 1 209 124, 62 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "ГУК "Капитал" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
В судебное заседание апелляционной инстанции от 18.04.2022 представитель акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания" (далее - АО "ЛГЭК", третье лицо) не явился.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения указанного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителя в порядке ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ, п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Представитель ООО "ГУК "Капитал" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "НовитЭн" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва ООО "НовитЭн" на апелляционную жалобу, заслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между ООО "ГЭСК" (в настоящее время ООО "НовитЭн", гарантирующий поставщик) и ООО "ГУК "Капитал" (исполнитель) были заключены договоры энергоснабжения в целях приобретения электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирных домах, N 19845 от 01.01.2017 и N 00053 от 01.07.2017, по условиям которых гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности) покупателю, через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, находящегося на обслуживании ответчика, а исполнитель обязался принимать и оплачивать электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по точкам поставки, указанным в приложении N 1 "Перечень точек поставки, коммерческих приборов учета и технических характеристик МКД, находящихся на обслуживании покупателя".
В периоды июнь - декабрь 2017 года, январь - март 2018 года истец осуществлял поставку электрической энергии для энергоснабжения многоквартирных жилых домов, находившихся в управлении ООО "ГУК "Капитал", что подтверждается ведомостями электропотребления.
В отношении многоквартирных жилых домов, расположенных в г. Липецке по адресам: Октябрьская 30, Игнатьева 32, Водопьянова 70, Зегеля 15, Космонавтов 19, Валентины Терешковой 33, Игнатьева 39, Валентины Терешковой 37/1, Космонавтов 5/5, Гагарина 137, П.А. Папина 37, Гагарина 131а, Липовская 5, Нижняя Логовая 2, Гагарина 57, Фрунзе 30, Гагарина, 147а, Липецк-2 20, Фрунзе 32, Космонавтов 25, Валентины Терешковой 35, Валентины Терешковой 18, 15 микрорайон 37, Липовская 3, П.А. Папина 31А, Качалова 3, Качалова 5, П.А. Папина 8, 4-я Пятилетка 10, объем поставленного энергоресурса определен гарантирующим поставщиком по нормативу.
Ответчику выставлены счета на оплату за электрическую энергию за июнь - декабрь 2017 года, январь - март 2018 года.
Ссылаясь на то обстоятельство, что ООО "ГУК "Капитал" не произвело оплату электроэнергии, поставленной в указанные периоды на содержание общего имущества многоквартирных жилых домов, в полном объеме, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом принятых уточнений).
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в части по следующим основаниям.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой и передачей электрической энергии на розничном рынке, регулируются главой 30 ГК РФ, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике").
Согласно п. 3 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Отношения по оказанию коммунальных услуг в приоритетном порядке регулируются нормами жилищного законодательства (п. 10 ч. 1 ст. 4, ст. 8 ЖК РФ). В этом случае в силу прямого указания п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу РФ.
На правоотношения истца и ответчика также распространяются положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Как следует из ч.ч. 1, 2, 12, 15 ст. 161, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, п. 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы.
По смыслу п. 1, подп. "а" п. 9 Правил N 354 и Правил N 124, потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
Факт поставки истцом в периоды июнь - декабрь 2017 года, январь - март 2018 года электроэнергии на содержание общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "ГУК "Капитал", подтверждается материалами дела, и ответчиком не оспаривается.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Объем электрической энергии в целях содержания общего имущества многоквартирных домов определяется в соответствии с п. 21 (1) Правил N 124.
При этом в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме, определенного за расчетный период (расчетный месяц) превышает или равна величине объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц), то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
В случае непредставления потребителями показаний индивидуальных приборов учета либо выхода их из строя расчет размера платы за потребленную электроэнергию осуществляется по нормативам потребления коммунальных услуг в порядке, предусмотренном п.п. 59, 60 Правил N 354.
В пп. "а" п. 22 Правил N 124 указано, что стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), а в отношении категорий потребителей, для которых государственное регулирование цен (тарифов) не осуществляется, - по ценам, рассчитанным в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Поставка электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей, осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (п. 5 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442)).
В соответствии с пп. "б(1)" п. 22 Правил N 124 стоимость коммунального ресурса, используемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения.
Расчетный период для оплаты коммунального ресурса принимается равным одному календарному месяцу (пп. "е" п. 17 Правил N 124).
Пунктом 25 Правил N 124 предусмотрено внесение платы за коммунальный ресурс, потребляемый в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса.
Из представленного истцом уточненного расчета исковых требований усматривается, что количество потребленной электроэнергии на содержание общего имущества определено гарантирующим поставщиком исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. При этом ООО "НовитЭн" учтен порядок определения объема электроэнергии в последующем периоде при наличии "отрицательного" объема энергоресурса.
Также истцом представлен альтернативный расчет задолженности, произведенный по нормативу с учетом довода ответчика об истечении сроков поверки трансформаторов тока по отдельным многоквартирным домам, а также с применением повышающего коэффициента.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Указанным законом обязанность по оснащению приборами учета используемых воды, тепловой энергии (за исключением индивидуальных приборов учета тепловой энергии), электрической энергии, газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Частями 3 - 5 ст. 13 Закона N 261-ФЗ установлена обязанность по оснащению объектов приборами учета в период 2011-2012 годов.
В силу требований п. 144 Основных положений N 442 (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.
При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
Согласно п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, общедомовой прибор учета электроэнергии должен быть установлен в пределах внешней границы входящих в состав общего имущества многоквартирного дома сетей электроснабжения (внешняя граница стены многоквартирного дома).
Установка общедомового прибора учета электроэнергии за пределами внешней стены многоквартирного дома, в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, возможна, либо, в случае отсутствия технической возможности установки прибора учета, на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, либо по соглашению между смежными субъектами розничного рынка.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" (далее - Приказ N 627) утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета; форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета и порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
Пунктом 2 Приказа N 627 определено, что техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в п. 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
Согласно п. 6 Приказа N 627 результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
В ч. 5 ст. 13 Закона N 261-ФЗ указано, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч. 9 ст. 13 Закона N 261-ФЗ с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В ч. 10 ст. 13 Закона N 261-ФЗ закреплена обязанность организаций, указанных в ч. 9 настоящей статьи, до 01.07.2010 предоставить собственникам жилых домов, указанных в ч. 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в ч. 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в ч.ч. 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
В п. 2 Правил N 354 определено, что коллективный (общедомовый) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Согласно п. 155 Основных положений N 442 периодическая поверка прибора учета, измерительных трансформаторов должна проводиться по истечении межповерочного интервала, установленного для данного типа прибора учета, измерительного трансформатора в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Пунктом 1 ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - ФЗ "Об обеспечении единства измерений") установлено, что в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Как следует из п. 1 ст. 13 ФЗ "Об обеспечении единства измерений", средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, в процессе эксплуатации подлежат периодической поверке.
В соответствии с п. 4 ст. 13 ФЗ "Об обеспечении единства измерений" результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации средства измерений не позволяют нанести знак поверки непосредственно на средство измерений, он наносится на свидетельство о поверке или в паспорт (формуляр).
Результатом поверки является подтверждение пригодности средств измерений к применению или признание средств измерений непригодным к применению (порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке утверждены Приказом Минпромторга России от 02.07.2015 N 1815).
Согласно п.п. 2.11.9, 2.11.10, 2.11.16, 2.11.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6, поверка расчетных средств учета электрической энергии проводится в сроки, устанавливаемые государственными стандартами. Собственник прибора учета обязан осуществлять поверку расчетных счетчиков, по которым производится расчет между энергоснабжающими организациями и потребителями. Использование расчетных информационно-измерительных систем, не прошедших метрологическую аттестацию, не допускается. Измерительные трансформаторы тока и напряжения относятся к встроенным в энергооборудование средствам электрических измерений и подлежат поверке.
Таким образом, по истечении срока поверки приборов учета, трансформаторов тока показания прибора учета о количестве поставленного энергоресурса не могут считаться достоверными, что фактически означает отсутствие прибора учета, пригодного для коммерческого учета.
Правильность данного вывода подтверждается сложившейся судебной практикой по данной категории дел. В частности, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.04.2017 N 306-ЭС16-20144, указано, что по истечении срока поверки средств измерений (в том числе и трансформаторов тока) их показания о количестве поставленного энергоресурса в отсутствие доказательств обратного, не могут считаться достоверными и приравниваются к отсутствию прибора учета (измерительного комплекса).
Согласно представленному истцом справочному расчету задолженности, произведенному по нормативу в отношении многоквартирных домов, в которых истекли сроки поверки приборов учета, трансформаторов тока, объем поставленной в периоды июнь - декабрь 2017 года, январь - март 2018 года электроэнергии для содержания общего имущества многоквартирных домов равен 277644,63 кВт/ч.
Размер задолженности, определенный исходя из объема электроэнергии, поставленной ответчику в названные многоквартирные дома, с применением норматива потребления энергоресурса при остальных неизменных показателях в расчете и с использованием повышающего коэффициента равен 1 209 124, 62 руб.
Проверив данный расчет, суд первой инстанции обоснованно признал его верным.
Соглашаясь с позицией истца о необходимости исчисления стоимости поставленной электрической энергии в указанные дома с учетом повышающего коэффициента, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Объем потребления коммунальной услуги электроснабжения определяется в соответствии с Правилами N 354 на основании показаний прибора учета, а в случае его отсутствия - по нормативам потребления соответствующей коммунальной услуги, утверждаемым в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Исходя из нормы ч. 2 ст. 13 Закона N 261-ФЗ, в целях стимулирования потребителей коммунальных услуг и покупателей коммунальных ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определяемых при помощи приборов учета, до установки приборов учета используемых коммунальных ресурсов, а также при выходе их из строя, утраты или по истечении срока их эксплуатации, расчеты за используемые энергетические ресурсы (к которым Закон N 261-ФЗ относит воду, электрическую энергию, тепловую энергию) должны осуществляться с определением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов в соответствии с законодательством.
Помимо условий применения повышающих коэффициентов, исходящих из ст. 13 Закона N 261-ФЗ, закрепляющей обязанность собственников помещений в многоквартирном доме установить индивидуальные (квартирные) и общедомовые приборы учета, Правилами N 354 и Правилами N 124 предусмотрено дополнительное условие, заключающееся в праве исполнителя коммунальных услуг в расчете с потребителями коммунальных услуг или праве ресурсоснабжающей организации в расчетах с исполнителем коммунальных услуг применить повышающий коэффициент при отсутствии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета.
Тем самым устанавливается правило о применении повышающих коэффициентов в расчетах за коммунальные услуги в случаях, установленных в Правилах N 354, и в расчетах за коммунальные ресурсы в случаях, установленных в Правилах N 124, при отсутствии в жилом помещении и (или) в многоквартирном доме приборов учета (в случаях обязательного оборудования соответствующих помещений или многоквартирного дома индивидуальным, квартирным, общедомовым приборами учета) и отсутствии у исполнителя коммунальных услуг акта обследования, подтверждающего отсутствие технической возможности установки прибора учета.
Законность начисления повышающего коэффициента подтверждена Решением Верховного Суда РФ от 12.10.2016 N АКПИ16-779 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпункта "е" пункта 2, подпунктов "а", "б", "и" пункта 3 изменений в акты Правительства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 603".
Как следует из материалов дела, договоры энергоснабжения между ООО "НовитЭн" и ООО "ГУК "Капитал" заключены на поставку электрической энергии для обеспечения деятельности ответчика по содержанию общего имущества многоквартирных домов, находящихся в его управлении (п. 1.2 договоров энергоснабжения N 19845 от 01.01.2017 и N 00053 от 01.07.2017).
Судом первой инстанции установлено, что в многоквартирных домах по адресам: Октябрьская 30, Игнатьева 32, Водопьянова 70, Зегеля 15, Космонавтов 19, Валентины Терешковой 33, Игнатьева 39, Валентины Терешковой 37/1, Космонавтов 5/5, Гагарина 137, П.А. Папина 37, Гагарина 131а, Липовская 5, Нижняя Логовая 2, Гагарина 57, Фрунзе 30, Гагарина, 147а, Липецк-2 20, Фрунзе 32, Космонавтов 25, Валентины Терешковой 35, Валентины Терешковой 18, 15 микрорайон 37, Липовская 3, П.А. Папина 31А, Качалова 3, Качалова 5, П.А. Папина 8, 4-я Пятилетка 10, установлены приборы учета. Следовательно, техническая возможность осуществления учета фактического количества поставленной электроэнергии имеется.
Между тем, управляющей компанией не предприняты необходимые действия, направленные на поддержание надлежащего технического состояния средств измерений, что ответчиком не опровергнуто.
В этой связи довод истца о необходимости исчисления стоимости поставленной электрической энергии в указанные дома с учетом повышающего коэффициента является обоснованным.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований ООО "НовитЭн" в части и о взыскании с ответчика основного долга за периоды июнь - декабрь 2017 года и январь - март 2018 года в размере 1 209 124, 62 руб.
Доводы апелляционной жалобы ООО "ГУК "Капитал" о том, что представленные истцом документы по индивидуальному потреблению составлены в одностороннем порядке, не произведен перерасчет при наличии отрицательной разницы, об истечении сроков поверки трансформаторов тока, об отсутствии по большинству общедомовых приборов учета сведений о дате их ввода в эксплуатацию, отклоняются апелляционным судом как несостоятельные.
Суд первой инстанции принял в качестве правильного расчет истца, произведенный по нормативу с применением повышающего коэффициента, который не был опровергнут ответчиком.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о погашении ООО "ГУК "Капитал" задолженности платежным поручением N 107 от 04.03.2021 на сумму 1 375 951, 25 руб. с указанием в назначении платежа периода: январь 2017 года - март 2018 года, что не было учтено судом первой инстанции, также подлежат отклонению.
В назначении платежного поручения N 107 от 04.03.2021 на сумму 1 375 951, 25 руб. указано на оплату согласно расчету суммы нормативного потребления электроэнергии на ОДН за период с января 2017 года по март 2018 года.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "НовитЭн" пояснило, что расчет сумм нормативного потребления за единый период с января 2017 года по март 2018 года ответчику к оплате не выставлялся, в этой связи сумма платежа была разнесена гарантирующим поставщиком по правилам ст. 319.1 ГК РФ. Оплата по названному платежному поручению была учтена истцом при уменьшении исковых требований и уточнении периодов взыскания.
Данные пояснения подтверждаются представленным истцом в суд апелляционной инстанции расчетом за периоды с января 2017 года по декабрь 2017 года и с января 2018 года по март 2018 года, в котором отражено, каким образом разнесена по периодам оплата по платежному поручению N 107 от 04.03.2021 на сумму 1 375 951, 25 руб.
В частности, по данному платежному поручению за январь 2017 года учтена сумма 33 296, 75 руб., за февраль 2017 года - 198 342, 07 руб., за март 2017 года - 117 399, 56 руб., за апрель 2017 года - 117 399, 56 руб., за май 2017 года - 117 399, 56 руб., за июнь 2017 года - 93 768, 78 руб., за июль 2017 года - 92 765, 30 руб., за август 2017 года - 87 005, 04 руб., за сентябрь 2017 года - 79 369, 79 руб., за октябрь 2017 года - 79 369, 79 руб., за ноябрь 2017 года - 78 088, 71 руб., за декабрь 2017 года - 71 247, 86 руб., за январь 2018 года - 70 166, 16 руб., за февраль 2018 года - 70 166, 16 руб., за март 2018 года - 70 166, 16 руб.
Таким образом, даже с учетом оплаты по платежному поручению N 107 от 04.03.2021 у ответчика имеется задолженность перед истцом в сумме 1 209 124, 62 руб., которая и была взыскана судом.
Суд первой инстанции всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. относятся на ее заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 27.10.2021 по делу N А36-9221/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.В. Маховая |
Судьи |
Л.А. Серегина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-9221/2018
Истец: ООО "Городская энергосбытовая компания"
Ответчик: ООО "ГУК "Капитал"
Третье лицо: АО "Липецкая городская энергетическая компания", ООО "НОВИТЭН"