г. Тула |
|
22 апреля 2022 г. |
Дело N А68-10809/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.04.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.04.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соловьевой К.С., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Иэк Холдинг" (Московская область, г. Подольск, ОГРН 1077761125628, ИНН 7724635872) - Лабутиной М.А. (доверенность от 01.01.2022), от заинтересованного лица - государственного учреждения - Тульское региональное отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (г. Тула, ОГРН 1027100964945, ИНН 7107033629) - Провоторовой К.Д. (доверенность от 28.02.2022 N 80), Звягинцевой М.Д. (доверенность от 10.01.2022), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, - Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1047101138105, ИНН 7107086130), государственного учреждения - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Московская область, г. Одинцово, ОГРН 1027700356067, ИНН 7710030362) в лице филиала N 18 (г. Подольск), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Московской области (Московская область, г. Подольск, ОГРН 1045022400081, ИНН 5036010996), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Тульское региональное отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тульской области от 23.11.2021 по делу N А68-10809/2020 (судья Косоухова С.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Иэк Холдинг" (далее - ООО "Иэк Холдинг", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к государственному учреждению - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Тульское РО Фонда социального страхования Российской Федерации, фонд) о признании недействительным и отмене отказа от 24.09.2020 исх. N 02-31/04-9821 в выделении денежных средств; обязании принять заявление о выделении средств на выплату страхового обеспечения в сумме 4 583 588 руб. 90 коп. за период с 01.01.2018 по 31.07.2019 с приложениями; обязании выделить денежные средства на выплату страхового обеспечения в сумме 4 583 588 руб. 90 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области (далее - УФНС России по Тульской области), государственное учреждение - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 18, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Московской области.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 23.11.2021 заявленные требования удовлетворены, отказ ГУ - Тульское РО Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.09.2020 исх. N 02-31/04-9821 признан недействительным; на фонд возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления ООО "Иэк Холдинг" о выделении денежных средств по существу.
Не согласившись с принятым судебным актом, фонд обжаловал его в апелляционном порядке.
Общество и УФНС России по Тульской области возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Третьи лица в судебное заседание представителей не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании 11.04.2022 объявлялся перерыв до 18.04.2022.
Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с пунктом 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения сведений в информационном сервисе "Календарь судебных заседаний" на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, обособленное подразделение "Производственный комплекс "Металл-Пласт" (далее - ПК "Металл-Пласт") 26.08.2020 обратилось в ГУ - Тульское РО Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения в сумме 4 583 588 руб. 90 коп. за период с 01.01.2018 по 31.07.2019.
Фонд в письме от 24.09.2020 N 02-31/04-9821 отказал в выделении денежных средств, поскольку ПК "Металл-Пласт" в период с 01.01.2018 по 31.07.2019 не являлся страхователем регионального отделения.
ГУ - Тульское РО Фонда социального страхования Российской Федерации указало, что страхователю ООО "Иэк Холдинг" следует обратиться за возмещением денежных средств по месту регистрационного учета в филиал N 18 государственного учреждения - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Не согласившись с данным отказом, ООО "Иэк Холдинг" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются в том числе организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Страхователи имеют право обращаться к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов (часть 1 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 18 и статьей 24 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ с 01.01.2017 утратил силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01.01.2017 часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации дополнена разделом XI "Страховые взносы в Российской Федерации".
На основании пунктов 7 и 11 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2020, далее - НК РФ) плательщиками страховых взносов - организациями уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2016 N 202н (далее - Порядок N 202н).
В соответствии с Порядком N 202н обязательной регистрации в качестве страхователей подлежат, в том числе юридические лица по месту нахождения их обособленных подразделений, которым для совершения операций открыты юридическими лицами счета в банках (иных кредитных организациях) и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (подпункт 1 пункта 3 Порядка).
Указанные страхователи одновременно регистрируются в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Данные по каждому страхователю, зарегистрированному в территориальном органе Фонда в соответствии с данным Порядком, отражаются в базе данных (реестре страхователей) Фонда (пункт 5 Порядка N 202н).
Согласно пункту 6 Порядка N 202н регистрация страхователей, указанных в подпункте 1 пункта 3 Порядка, осуществляется территориальными органами Фонда по месту нахождения обособленного подразделения юридического лица на основании заявления о регистрации в качестве страхователя юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения.
Как следует из пункта 10 Порядка N 202н, для регистрации в качестве страхователя обособленного подразделения юридического лица помимо заявления о регистрации обособленного подразделения юридического лица необходимы копии документов, подтверждающих наличие счета в банке (иных кредитных организациях) и начисление выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц.
Из указанных положений Порядка N 202н следует, что условие о наличии счета в банке, открытого обособленному подразделению, являлось обязательным, в отличие от норм, предусмотренных пунктами 7 и 11 статьи 431 НК РФ, действующих в спорный период.
На основании заявления о регистрации и представленных документов территориальный орган Фонда осуществляет регистрацию страхователя, присваивает страхователю регистрационный номер и код подчиненности, формируемые в соответствии с разделом III Порядка N 202н, оформляет уведомление о регистрации. Код обособленного подразделения юридического лица используется для идентификации страхователей в базе данных Фонда.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ определено, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 17, пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страхователи обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы в Фонд.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 2.3 Закона N 255-ФЗ и пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона N 125-ФЗ регистрация в территориальном органе Фонда страхователя-юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения, которому для совершения операций открыт юридическим лицом счет в банке (иных кредитных организациях) и который начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 календарных дней со дня создания такого обособленного подразделения.
Юридические лица подлежат регистрации в Фонде социального страхования Российской Федерации по месту нахождения их обособленных подразделений, если эти подразделения одновременно удовлетворяют двум условиям: имеют счет в банке и начисляют выплаты в пользу физических лиц.
Согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
В соответствии с положениями пунктов 7 и 11 статьи 431 НК РФ уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, расположенных на территории Российской Федерации, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Принятие решения о наделении обособленного подразделения, созданного на территории Российской Федерации, полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, принимается плательщиком страховых взносов самостоятельно.
Подпунктом 7 пункта 3.4 статьи 23 НК РФ установлена обязанность плательщиков страховых взносов - организаций по сообщению в налоговый орган о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц.
Как следует из материалов дела, ООО "Иэк Холдинг" зарегистрировано в качестве юридического лица 10.10.2007 в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Московской области.
В связи с созданием ООО "Иэк Холдинг" на территории Тульской области обособленного подразделения на основании сообщения о создании на территории Российской Федерации обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) от 03.11.2017 N 1000388346477 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Тульской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 8 по Тульской области) 01.11.2017 обособленное подразделение ООО "Иэк Холдинг" - ПК "Металл-Пласт" поставлено на учет (территориальный участок 7136 по Ясногорскому району Межрайонной ИФНС Росси N 8 по Тульской области), что подтверждается уведомлением о постановке на учет российской организации в налоговом органе от 14.11.2017 N 409488543.
В соответствии с ответом Межрайонной ИФНС N 8 по Тульской области от 25.12.2019 N 07-10/30788 на территории Тульской области осуществляет деятельность обособленное подразделение ПК "Металл-Пласт", наделенное полномочиями по уплате страховых взносов с 16.01.2018.
Кроме того, государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) ПК "Металл-Пласт" зарегистрировано как обособленное подразделение, ему присвоен отдельный регистрационный номер 081-028-005721.
УФНС России по Тульской области пояснило, что в соответствии с сообщением от 15.02.2018 (т. 1 л.д. 74-75) обособленное подразделение ПК "Металл-Пласт" наделено полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц с 16.01.2018. Соответственно, с 1 квартала 2018 года обособленным подразделением ПК "Металл-Пласт" представлены расчеты по страховым взносам по месту нахождения обособленного подразделения в Межрайонную ИФНС N 8 по Тульской области.
По сведениям УФНС России по Тульской области от 01.07.2021 N 44-08/049355 согласно представленным ПК "Металл-Пласт" расчетам по страховым взносам за период с 16.01.2018 по 01.01.2019 сумма исчисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составила 14 538 576 руб. 37 коп., сумма произведенных расходов на выплату страхового обеспечения составила 16 992 017 руб. 20 коп.; за период с 16.01.2019 по 29.07.2019 сумма исчисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составила 7 481 095 руб. 92 коп., сумма произведенных расходов на выплату страхового обеспечения составила 9 611 243 руб. 99 коп.
В соответствии с частью 2 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ, если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
Из материалов дела следует, что согласно представленным расчетам по страховым взносам за период с 16.01.2018 по 01.01.2019 сумма исчисленных страховых взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составила 14 538 576 руб. 37 коп., сумма произведенных расходов на выплату страхового обеспечения - 16 992 017 руб. 20 коп., соответственно, к возмещению 2 453 440 руб. 83 коп.; за период с 01.01.2019 по 29.07.2019 сумма исчисленных страховых 1 взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составила 7 481 095 руб. 92 коп., сумма произведенных расходов на выплату страхового обеспечения - 9 611 243 руб. 99 коп., к возмещению 2 130 148 руб. 07 коп. Всего сумма, подлежащая к возмещению, составляет 4 583 588 руб. 90 коп.
Как указывалось ранее, обособленное подразделение ПК "Металл-Пласт" 26.08.2020 обратилось к ГУ - Тульское РО Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения в сумме 4 583 588 руб. 90 коп. за период с 01.01.2018 по 31.07.2019.
Фонд отказал в выделении необходимых денежных средств, поскольку за указанный период ПК "Металл-Пласт" не являлось страхователем регионального отделения, в региональное отделение за период с 01.01.2018 года и 7 месяцев 2019 года не начисляло и не перечисляло страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда о том, что отказ ГУ - Тульское РО Фонда социального страхования Российской Федерации является незаконным, поскольку заявитель обратился с заявлением о выделении средств на выплату страхового обеспечения по иному виду социального страхования.
Положения Закона N 255-ФЗ не связывают факт регистрации или снятия с регистрационного учета с обязанностью начислять и выплачивать страховые взносы.
В соответствии со статьей 4.4 Закона N 255-ФЗ правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов, осуществляется законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно статье 420 НК РФ обязанность по начислению и выплате страховых взносов возникает с момента начисления выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Как указывалось ранее, на основании пунктов 7 и 11 статьи 431 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2020) плательщиками страховых взносов-организациями уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
В связи с внесенными в Налоговый кодекс Российской Федерации изменениями ООО "Иэк Холдинг" представляет расчеты по страховым взносам и производит уплату взносов по обособленному подразделению ПК "Металл-Пласт", находящемуся на территории Тульской области, в Межрайонную ИФНС России N 8 по Тульской области.
При этом страхователь своевременно представлял расчеты по страховым взносам за 2018 и 2019 годы в Межрайонную ИФНС России N 8 по Тульской области. Представленные расчеты отражены в лицевом счете обособленного подразделения, что подтверждается справкой о состоянии расчетов. За период с 01.01.018 по 31.07.2019 уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производились заявителем в бюджет Тульской области, что подтверждается сведениями Межрайонной ИФНС России N 8 по Тульской области.
Таким образом, обособленное подразделении ПК "Металл-Пласт" обязано было администрировать страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством исключительно в Межрайонной ИФНС России N 8 по Тульской области, что согласно ответу инспекции от 25.12.2019 N 07-10/30788 выполнялось заявителем.
По справедливому суждению суда первой инстанции, факт неначисления и неперечисления обособленным подразделением ПК "Металл-Пласт" страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве за период с 01.01.2018 по 31.07.2019 не влияет на право заявителя обратиться в фонд с заявлением о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 4 583 588 руб. 90 коп. за период с 01.01.2018 по 31.07.2019, поскольку заявителем в соответствии с действующим законодательством выполнена обязанность по администрированию страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в связи с чем сложившаяся ситуация не может являться основанием для отказа в выделении средств страхового обеспечения.
Судом обоснованно отклонен довод фонда о том, что заявитель обязан был представлять расчет по страховым взносам по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством одновременно с расчетом по страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу следующего.
В соответствии с подпунктами 17, 19 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения страхователь обязан предоставить страховщику при условии регистрации в территориальном органе, что в силу положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6 указанного Федерального закона возможно только при наличии открытого счета в банке, тогда как расчет по страховым взносам по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предоставляется в налоговый орган (пункты 7, 11 статьи 431 НК РФ).
В силу пункта 11 статьи 431 НК РФ (в редакции, действующей на момент создания обособленного подразделения) уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту нахождения их обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Таким образом, на момент создания обособленного подразделения ПК "Металл-Пласт" (01.11.2017) действующее законодательство для предоставления расчетов по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и их уплаты не требовало наличия у обособленного подразделения банковского счета, было достаточно сообщить налоговому органу по месту нахождения организации о наделении обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат физлицам, что подтверждается сообщением по форме КНД 1112536, действующей на момент создания обособленного подразделения.
Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ внесены изменения в пункт 11 статьи 431 НК РФ (вступили в силу с 01.01.2020), которые устанавливают, что уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Таким образом, пункты 7 и 11 статьи 431 НК РФ приведены в соответствие с пунктом 2 части 1 статьи 2.3 Закона N 255-ФЗ в части требований относительно наличия у обособленных подразделений открытого счета в банке.
Следовательно, суд первой инстанции по праву заключил, что, поскольку обособленное подразделение ПК "Металл-Пласт" обязано было администрировать страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством исключительно в Межрайонной ИФНС России N 8 по Тульской области, уплачивать страховые взносы по данному виду страхования исключительно в бюджет Тульской области, то обращаться с заявлением о выделении необходимых денежных средств на выплату страхового обеспечения по данному виду страхования могло в региональное отделение, находящееся на территории Тульской области.
При этом суд правомерно отклонил довод фонда о необходимости подачи ООО "Иэк Холдинг" уточненного расчета в части страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, поскольку согласно пункту 7 статьи 431 НК РФ плательщики представляют расчеты по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по трем видам социального страхования одновременно: в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Пунктом 1 статьи 421 НК РФ установлена единая база для исчисления страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в связи с чем уточнение следует подавать сразу по трем видам страхования. Вместе с тем, суммы уплаченных организацией страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018-2019 годы уже учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц с целью назначения пенсий.
При этом страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Довод фонда об отсутствии в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО "Иэк Холдинг" информации об обособленном подразделении ПК "Металл-Пласт" правомерно не принят судом первой инстанции, поскольку в силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственный реестр не содержит сведений об обособленных подразделениях (за исключением филиалов и представительств). Из материалов дела следует, что ПК "Металл-Пласт" ни представительством, ни филиалом не является.
Ссылка фонда на то, что заместитель директора по логистике и общим вопросам обособленного подразделения ПК "Метпалл-Пласт" обратился в региональное отделение без доверенности, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Таким образом, при рассмотрении в порядке главы 24 АПК РФ дела об оспаривании ненормативного правового акта арбитражный суд не уполномочен на выявление новых оснований для принятия проверяемого ненормативного правового акта, которые не были указаны в данном акте в качестве оснований для его вынесения принявшим органом. Дополнение оснований для принятия оспариваемого ненормативного правового акта принявшим его органом на стадии судебной проверки данного акта путем приведения этих новых оснований в отзывах, возражениях и пр. действующим законодательством не предусмотрено.
Суд проверяет законность оспариваемого ненормативного правового акта исходя из тех оснований, которые были в нем указаны уполномоченным органом.
В этой связи довод фонда о том, что заместитель директора по логистике и общим вопросам обособленного подразделения ПК "Метпалл-Пласт" обратился в региональное отделение без доверенности, не может быть принят судом, поскольку данное обстоятельство не являлось основанием для принятия оспариваемого решения об отказе.
Кроме того, из материалов дела следует, что заместитель директора по логистике и общим вопросам обособленного подразделения ПК "Метпалл-Пласт" при подаче заявления о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения действовал в пределах предоставленных ему полномочий на основании доверенности от 18.08.2020 N 133 (о чем имеется ссылка в самом заявлении, т. 1 л.д. 11, т. 2 л.д. 134).
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ ГУ - Тульское РО Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.09.2020 исх. N 02-31/04-9821 не соответствует закону и нарушает права заявителя, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 23.11.2021 по делу N А68-10809/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-10809/2020
Истец: ООО "ИЭК Холдинг", ООО "ИЭК ХОЛДИНГ"
Ответчик: ГУ Тульское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Третье лицо: ГУ Московское областное Региональное Отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N18 г. Подольск, ГУ Московское областное региональное отделение фонда социального страхования РФ Филиал N18 г. Подольск, Межрайонная ИФНС РФ N5 по Московской области, Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области