г. Вологда |
|
22 апреля 2022 г. |
Дело N А05-12693/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 апреля 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
при участии от акционерного общества "ГТ Энерго" Березина О.В. по доверенности от 15.12.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "ГТ Энерго" в лице Вельского филиала на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 января 2022 года по делу N А05-12693/2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ГТ Энерго" в лице Вельского филиала (ОГРН 1147746189843, ИНН 7703806647; адрес: 117292, Москва, Нахимовский проспект, дом 52/27, этаж 1, комната Б, офис 27; 123610, Москва, Краснопресненская набережная, дом 12; 165150, город Вельск, Архангельская область, улица Нечаевского, дом 3; 165150, город Вельск, Архангельская область, улица Ломоносова, дом 19б; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; адрес: 163072, Архангельская область, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 19.10.2021 N 09-09/389 об устранении нарушений требований жилищного законодательства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 25 января 2022 года по делу N А05-12693/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в связи с неправильным применение судом первой инстанции норм материального права. В обоснование жалобы ссылается на правомерность произведенного расчета за коммунальную услугу по отоплению.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направила, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие ее представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела в период с 18.10.2021 по 19.10.2021 государственным жилищным инспектором, консультантом отдела контроля жилищно-коммунальных расчетов инспекции Поповой Н.В. на основании распоряжения от 18.10.2021 N 09-01/1200 проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества по вопросу соблюдения порядка определения платы за отопление за май 2021 года.
По результатам проверки установлено, что исполнителем коммунальных услуг по отоплению для потребителей, проживающих в многоквартирном доме (далее - МКД) по адресу: Архангельская область, г.Вельск, ул.Революционная, дом N 2"Б", является общество.
Указанный дом не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, следовательно, расчет платы за отопление общество производит, исходя из установленных нормативов потребления коммунальной услуги.
Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (в гигакалориях на 1 кв. м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме в месяц) определяется по формуле 18, приведенной в пункте 18 приложения 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома в течение отопительного периода, на количество месяцев в отопительном периоде, в том числе неполных.
Следовательно, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, установленный на один календарный месяц отопительного периода, зависит от количества этих месяцев, и не зависит от того, оказывалась ли в эти месяцы коммунальная услуга по отоплению полный месяц или только часть месяца.
Продолжительность отопительного периода, принятая при расчете нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению для Вельского района, составляет 8 месяцев (Постановление министерства ТЭК и ЖКХ АО от 24.06.2013 N 76-пн).
Таким образом, граждане вносят плату за количество тепловой энергии, потребленной на отопление во время отопительного периода, восьмью равными платежами в течение восьми месяцев.
Поскольку нормативный объем потребления тепловой энергии расчетным путем установлен равным частями, в доме N 2Б по ул. Революционной в г. Вельске Архангельской области, должна быть рассчитана обществом исходя из 8 месяцев отопительного периода.
В ходе проверки было установлено, что в отопительном периоде 2020-2021 годов общество производит начисление платы за отопление по указанному адресу с сентября 2020 года. В сентябре 2020 года плата за отопление начислена заявителем за полный месяц.
Таким образом, общество должно было производить расчет платы за отопление потребителям, проживающих в указанном доме за период с сентября 2020 года по апрель 2021 года (8 месяцев).
Вместе с тем, общество произвело начисление и выставило в платежных квитанциях плату за отопление потребителям, проживающих в указанном доме за период с сентября 2020 по май 2021 года включительно, т.е. за 9 месяцев, чем нарушило порядок определения размера платы за отопления, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правилами N 354)
По результатам проверки инспекцией составлен акт проверки соблюдения жилищного законодательства в сфере правомерности определения размера платы за жилищно-коммунальные услуги в соответствии с требованиями жилищного законодательства Российской Федерации от 19.10.2021 N 09-08/1124, выдано предписание об устранении нарушений требований жилищного законодательства от 19.10.2021 N 09-09/389, согласно которому заявителю в срок до 31.01.2022 необходимо произвести перерасчет платы за отопление потребителю, проживающему в кв. N 6 МКД N 2 "Б" по ул. Революционной в г. Вельске Архангельской области за май 2021 года в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Общество не согласилось с предписанием, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно постановлению администрации муниципального образования "Вельское" от 14.09.2020 N 319 "О начале отопительного периода 2020 -2021 годов" отопительный период на территории муниципального образования "Вельское" начат 18 сентября 2020 года и закончен 16 мая 2021 года (постановление администрации городского поселения "Вельское" от 07.05.2021 N 148). Таким образом, отопительный период на территории городского поселения "Вельское" включает в себя 9 календарных месяцев с сентября по май.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии установлен Правилами N 354. В силу пункта 42(1) Правил N354 в многоквартирных домах, не оборудованных коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формуле 2(3) приложения N 2 к Правилам N354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода.
В связи с этим, размер платы за отопление в каждом месяце отопительного периода должен определяться исходя из утвержденного норматива потребления.
Следовательно, действующим законодательством в отношении домов, не оборудованных общедомовым прибором учета, не предусмотрен расчет платы за отопление исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням либо отсутствие начислений в каком-либо месяце отопительного периода.
Данная позиция подтверждается письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.11.2015 N 38988-ОГ/04, которое уполномочено давать разъяснения по применению вышеуказанных Правил N 354. Так, в данном письме указано, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется, исходя из установленного норматива, и не предусматривает возможность расчета, исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.
В соответствии с постановлением Министерства энергетики и связи Архангельской области от 24.06.2013 N 76-пн "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домов, расположенных на территории муниципального образования "Вельский муниципальный район" (с изменениями от 09.07.2014 N 18-пн, от 10.05.2017 N 37-пн, от 27.07.2020 N 49-пн) продолжительность отопительного периода (количество календарных месяцев, в т.ч. неполных), определенного для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период, составляет 8 календарных месяцев. При этом, в указанном нормативном акте отсутствует указание на количество месяцев, в которых необходимо применять нормативы потребления, т.к. эта норма отнесена к компетенции Правительства Российской Федерации и закреплена императивными нормами вышеуказанных Правил N 354, т.е. в течение отопительного периода.
В связи с этим, объем нормативного потребления тепловой энергии при определении размера платы за отопление в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, должен быть одинаковым во всех месяцах отопительного периода, в том числе в неполных (сентябрь и май).
Вышеуказанный МКД не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, поэтому расчет платы за услуги отопления производится на основании нормативов потребления коммунальной услуги, утвержденных постановлением министерства энергетики и связи Архангельской области от 24.06.2013 N 76-пн "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домов, расположенных на территории муниципального образования "Вельский муниципальный район".
В ответе от 02.04.2021 исх.N 203/01-15/2407 на запрос общества Министерство ТЭК и ЖКХ АО указало, что размер платы граждан за отопление за май 2021 года необходимо определить с учетом платежей граждан, поступивших за сентябрь 2020 года.
Заявитель с учетом вышеуказанного ответа Министерства ТЭК и ЖКХ АО произвел снижение размера платы за отопление в отношении МКД, необорудованных приборами учета тепловой энергии. Для снижения платы за отопление за сентябрь 2020 года и май 2021 года обществом рассчитан коэффициент пересчета в соответствии с нормативными температурами (СНиП 23-01-99 Строительная климатология), с учетом которого количество дней для снижения платы в мае 9 дней, в сентябре 7 дней.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (статья 548 ГК РФ).
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В рассматриваемом случае факт поставки коммунальных ресурсов в спорный период подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается.
В соответствии со статьей 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Аналогичное положение содержится в пункте 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), согласно которому при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
МКД, расположенный по адресу: г. Вельск, ул.Революционная, д.2 "Б", не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, следовательно, расчет платы за отопление общество должно производить, исходя из установленных нормативов потребления коммунальной услуги.
Нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению N 1 к Правилам (пункт 13 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306).
Установление нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений (далее - управляющие организации) (пункт 9 Правил N 306).
Продолжительность отопительного периода, принятая при расчете нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению для Вельского района, составляет 8 месяцев (Постановление министерства ТЭК и ЖКХ АО от 24.06.2013 N 76-пн).
Если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться не позднее и заканчиваться не ранее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия (пункт 5 Правил N 354).
Следовательно, фактическая длительность отопительного периода на территории Вельского муниципального района Архангельской области может ежегодно меняться и составлять несколько больше или меньше 8 месяцев.
При расчете нормативного объема определяется годовое количество тепловой энергии, необходимое для отопления многоквартирного дома исходя из продолжительности отопительного периода в днях. Поскольку установление нормативного объема в расчете на день законом не предусмотрено, то полученное количество тепловой энергии делится на равные части, а количество частей определяется исходя из количества целых месяцев отопительного сезона (восемь месяцев).
Таким образом, граждане вносят плату за количество тепловой энергии, потребленной на отопление во время отопительного периода, восьмью равными платежами в течение восьми месяцев.
Поскольку нормативный объем потребления тепловой энергии расчетным путем установлен равным частями, в доме N 2"Б" по ул.Революционной в г.Вельске Архангельской области, должна быть рассчитана обществом, исходя из восьми месяцев отопительного периода.
В ходе проверки установлено, что в отопительном периоде 2020-2021 годов общество производит начисление платы за отопление по указанному адресу с сентября 2020 года. В сентябре 2020 года плата за отопление начислена заявителем за полный месяц.
Таким образом, общество должно было производить расчет платы за отопление потребителям, проживающих в указанном МКД, за период с сентября 2020 года по апрель 2021 года (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель).
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что общество произвело начисление и выставило в платежных квитанциях плату за отопление потребителям, проживающих в спорном доме за период с сентября 2020 по май 2021 года включительно, т.е. за 9 месяцев, чем нарушило порядок определения размера платы за отопления, предусмотренный Правилами N 354.
В письме от 02.04.2021 исх.N 203/01-15/2407 Министерство ТЭК и ЖКХ АО на запрос заявителя также указало на необходимость начисления платы за отопление за 8 месяцев, в мае - за полный месяц, а в сентябре оплату не начислять.
Судом первой инстанции правомерно отклонена ссылка заявителя на то, что он произвел снижение размера платы за отопление в отношении многоквартирных домов, необорудованных приборами учета тепловой энергии, рассчитав коэффициент пересчета в соответствии с нормативными температурами (СНиП 23-01-99 Строительная климатология), с учетом которого количество дней для снижения платы составило в мае 9 дней, в сентябре 7 дней.
С учетом указанного перерасчета заявителем за сентябрь и май оплата начислена за 45 дней ((31-9)+(30-7)), что больше календарного месяца.
Вопреки доводам жалобы действующим законодательством установлен порядок начисления оплаты (в том числе количество месяцев, за сколько начисляется оплата) и указанный порядок заявителем нарушен.
Определение объема тепловой энергии за тот период, когда тепловая энергия поставлялась фактически, правомерно в случае если абонентом исполнены требования законодательства об установке общедомового прибора учета.
При таких обстоятельствах инспекция обоснованно выдала предписание в адрес предприятия о прекращении нарушений требований жилищного законодательства и устранении выявленных нарушений.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы, изложенные в решении суда. Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 января 2022 года по делу N А05-12693/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "ГТ Энерго" в лице Вельского филиала - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Селиванова |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-12693/2021
Истец: АО "ГТ Энерго", АО "ГТ Энерго" в лице Вельского филиала "ГТ Энерго"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Архангельской области