город Ростов-на-Дону |
|
22 апреля 2022 г. |
дело N А32-10764/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В.,
судей Абраменко Р.А., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Романовым А.А.,
при участии:
от истца: представитель Иванов М.В. по доверенности от 10.01.2022,
от ответчика: представитель Лактионова С.Ю. по доверенности от 10.08.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17 февраля 2022 года по делу N А32-10764/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" к ответчику: производственному кооперативу "Асфальт" (ИНН 2343002342), при участии третьего лица: арбитражного управляющего Беликова Анатолия Петровича, о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к производственному кооперативу "Асфальт" (далее - ответчик) о взыскании 8 372 905 рублей 67 копеек задолженности с 01.01.2019 по 31.01.2019, 01.04.2019 по 30.04.2019, 01.06.2019 по 31.07.2019, 01.11.2019 по 30.11.2019, 01.02.2020 по 30.04.2020, 01.08.2020 по 30.09.2019 (фактически по октябрь 2020 года) и 2 129 164 рублей 86 копеек пени, начисленные с 26.02.2019 по 12.03.2021 (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края с ответчика в пользу истца взыскано 85 691 рубля 12 копеек задолженности, 2 912 рублей 12 копеек неустойки и 76 рублей 30 копеек в возмещение расходов по государственной пошлине, в остальной части в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, апеллянт обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апеллянт настаивает на доводах о допущенных ответчиком нарушениях, выразившихся в отсутствии акта проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740 - 2011, подписанного представителем Госстандарта. Истец считает, что начисление за потребленный газа ПК "Асфалльт" надлежит производить по мощности газоиспользующего оборудования, на основании пункта 3.9 Приказа Минэнерго России от 30.12.2013 N 961 "Об утверждении Правил учета газа".
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ответчика доводам апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 29.09.2017 между ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" (поставщик) и производственным кооперативом "Асфальт" (покупатель) заключен договор N 25-4-10124/18 на поставку газа.
В соответствии с пунктом 5.5.1 договора, расчеты за поставленный газ производятся в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294.
Поставка и отбор газа без учета его объема не допускается. Согласно раздела 4 договора поставки газа, объемы поставленного газа ежемесячно оформляются актом о количестве поданного-принятого газа, который является основанием для проведения Покупателем окончательных расчетов.
Истец указывает, что в январе, апреле, июне, июле, ноябре 2019 года, в феврале - апреле и августе - октябре 2020 года ответчику в соответствии с условием договора было поставлено 1247,750 тыс. куб. метров газа, что подтверждается актами о количестве данного-принятого газа.
В силу пункта 4.21 договора, в случае не подписания покупателем акта поданного-принятого газа в не позднее второго рабочего дня месяца, следующего за отчетным, отказа от подписания с особым мнением, поставщик оформляет акт о количестве поданного - принятого газа по имеющимся у него данным о месячном объеме поставки газа. В этом случае акт о количестве поданного - принятого газа считается принятым покупателем в редакции поставщика.
Общая стоимость поставленного ответчику природного газа в указанный период, по мнению истца, составляет 12 356 680,40 руб.
В целях досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием об оплате спорной задолженности, которая оставлена ответчиком без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения истца в суд за защитой нарушенного права.
При принятии настоящего судебного акта суд апелляционной инстанции полагает законным и обоснованным исходить из следующего.
Договор, заключенный между сторонами, является договором газоснабжения, к которому применяются правила, содержащиеся в § 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяются в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В основание иска общество указывает на отсутствии акта проверки состояния средств измерений, и, как следствие, несоблюдении требований ГОСТ Р8.740-2011, подписанного представителем Госстандарта. Также истцом приведен довод о том, что по УУГ (ВК-025) установлено дополнительное газоиспользующее оборудование, которое не соответствует проектно-технической документации. Максимальная мощность установленного газоиспользующего оборудования превышает верхний допустимый метрологический диапазон измерений применяемого узла учета газа - нарушен п. 7.4.3 ГОСТ Р8.741-2011, п. 2 паспорта газового счетчика и п. 4.12 заключенного договора поставки газа.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции,
ПК "Асфальт" и ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" заключено два договора поставки газа:
N 25-4-10124/18 от 29.09.2017 (Технология), измерительный комплекс расхода газа выполнен на базе газового счетчика КУО О-250.
N 25-4-10063/18 от 29.09.2017 (Отопление), измерительный комплекс расхода газа выполнен на базе газового счетчика ВКО-25.
Исковые требования ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" вытекают только из первого договора N 25-4-10124/18 от 29.09.2017 (Технология).
Истец ссылается в качестве обоснования своих исковых требований и правомерности начисления задолженности и пени по договору N 25-4-10124/18 от 29.09.2017 (Технология) на то, что 22.01.2019 при совместной проверке узла учета газа (УУГ) были составлены:
акт N 32 от 22.01.2019 (на измерительном трубопроводе N 1 - завод Технология, счетчик газа КУС С-250 по договору поставки газа N 25-4-10124/18 от 29.09.2017), в соответствии с которым установлено отсутствие акта проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011, в связи с чем, учет газа в январе 2019 произведен по максимальной мощности газопотребляющего оборудования;
акт N 31 от 22.01.2019 по узлу учета газа (УУГ) (ВК-025) на измерительном трубопроводе N 2 отопление, счетчик газа ВК-С25 по договору поставки газа N 25-4-10063/18 от 29.09.2017, в соответствии с которым выявлено дополнительное газоиспользующее оборудование.
Ссылка истца в возражениях на последний акт в качестве обоснования своих исковых требований некорректна, так как он относится к другому договору, который не является предметом рассмотрения настоящего судебного спора.
Сумма задолженности, предъявляемая истцом к взысканию начислена ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" только по договору поставки газа N 25-4-10124/18 от 29.09.2017 (Технология), исходя из расчета максимальной мощности газопотребляющего оборудования за январь 2019 года в связи с отсутствием акта проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011.
В части выявления дополнительного газоиспользующего оборудования на измерительном трубопроводе N 2 (Отопление по договору поставки N 25-4-10063/18), истец за январь 2019 года учел объем газа не по показаниям прибора учета (фактический расход газа по отоплению в январе 2019 года составил 11 636 м куб. согласно отчета о суточном потреблении), а по максимальной мощности газопотребляющего оборудования (выставлено 29 150 м куб. с/ф 13156Г19 от 31.01.2019 на сумму 269 155,75 руб.).
ПК "Асфальт" оплатил выставленные по мощности счета по договору N 25-4-10063/18 от 29.09.2017 (Отопление), что подтверждается актами сверки взаимных расчетов.
Доводы истца об отсутствии акта проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011 были рассмотрены судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте..
Как верно указано судом первой инстанции, в соответствии с пп. 22 и 23 Правил поставки газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа), учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа. При неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором.
В силу пункта 3.9 Правил учета газа при отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями
Узлом учета газа (узел измерений) является совокупность средств измерений и обработки результатов измерений, измерительных трубопроводов, вспомогательных и дополнительных устройств, которые предназначены для измерения, регистрации результатов измерений и расчетов объема газа, приведенного к стандартным условиям (п. 3.6. ГОСТ Р 8.740-2011).
Основные средства измерений - средства измерений объема и расхода газа, а также средства измерений теплофизических характеристик и физико-химических параметров газа, используемых для корректировки показаний средств измерений объема и расхода газа и приведения объемного расхода и объема газа к стандартным условиям. К основным средствам измерений относятся, например, счетчик газа, средства измерений давления, температуры, плотности и компонентного состава газа (п. 3.1.7. ГОСТ Р 8.740-2011).
В соответствии с п. 21 Правил поставки газа поставка и отбор газа без учета его объема не допускается. Учет объема газа осуществляется в порядке, утвержденном Министерством энергетики Российской Федерации (п. 22 Правил поставки газа).
Согласно п. 23 Правил поставки газа при неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объем переданного газа учитывается посредством измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором.
В соответствии с п. 25 Правил поставки газа ответственность за техническое состояние и поверку средств измерений учета газа несут организации, которым принадлежат средства измерений.
Под неисправностью узла учета газа стороны понимают такое состояние, при котором любое входящее в него средство измерения не соответствует хотя бы одному из требований действующей нормативно-технической документации, включая требование о наличии действующего поверительного клейма. Кроме того, узел учета газа считается неисправным после истечения срока эксплуатации (службы) любого средства измерения, указанного в технической документации.
Отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, средствам измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, регулируются Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений" от 26.06.2008 N 102-ФЗ (далее - Закон N 102-ФЗ).
В силу части 1 статьи 9 Закона N 102-ФЗ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Частью 1 статьи 13 указанного Закона N 102-ФЗ определено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку. Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели (часть 2 статьи 13 Закона N 102-ФЗ).
В части 4 этой же статьи установлено, что результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации средства измерений не позволяют нанести знак поверки непосредственно на средство измерений, он наносится на свидетельство о поверке или в паспорт (формуляр).
Государственная поверка прибора учета является одной из гарантий достоверности его показаний. Истечение срока государственной поверки прибора учета приравнивается к выходу из строя узла учета потребителя.
Согласно положениям части 1 статьи 5 Закона N 102-ФЗ и пункта 2.9 Правил учета газа измерения объема газа должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений. Аттестованной методикой измерений для турбинных, ротационных и вихревых счетчиков газа является ГОСТ Р 8.740-2011 "Методика измерений с помощью турбинных, ротационных и вихревых расходомеров и счетчиков".
Согласно пункту 12.1.4 ГОСТа Р 8.740-2011 по результатам проверки составляют акт проверки состояния и применения СИ и соблюдения требований настоящего стандарта. Указанный акт выдается владельцу узла учета газа.
То есть учет количества газа должен осуществляться по введенным в эксплуатацию, сертифицированным, поверенным и опломбированным средствам измерения.
Последствием неисполнения обязанности по поддержанию надлежащего технического состояния средств измерений газа является возложение на потребителя (ответчика) бремени доказывания исправности средства измерения и отсутствия вмешательства в его работу (целостность пломб и т.п.).
В случае неисправности прибора учета газа, их несоответствия требованиям нормативных актов, поставщик газа имеет право в соответствие с действующим гражданским законодательством осуществлять расчет поставленного потребителю газа по мощности газопотребляющего оборудования.
Узел учета газа КУС-С250, который используется ПК "Асфальт" в качестве расчетного, был установлен в 2012 году, поверен и опломбирован.
Проверкой в январе 2019 года не установлено отсутствие или нарушение пломб.
ГОСТ Р 8.740-2011 утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.12.2011 N 1049-ст для добровольного применения (пункт 1 приказа).
После издания приказа Росстандарта от 28.12.2016 N 2024 применение данного ГОСТа стало обязательным для организаций любой формы собственности.
Названным стандартом не установлен порядок и сроки замены узлов учета, ранее соответствовавших техническим требованиям.
Пункт 12.1.1 ГОСТ Р 8.740-2011 устанавливает, что проверку реализации методик измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляют перед пуском узла измерений в эксплуатацию или после его реконструкции. Дополнительную проверку проводят по решению арбитражного суда в спорных случаях между поставщиком и потребителем газа. Согласно пункту 12.1.4 ГОСТа по результатам проверки составляется акт проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения ГОСТ.
Ответчик не обязан проводить проверку реализации методики выполнения измерений и составление соответствующего акта в иных случаях, помимо установленных ГОСТ Р 8.740-2011.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.05.2019 по делу N А32-22644/2018 и от 03.03.2021 по делу N А32-57408/2019.
В дело представлен акт N 65-2018 от 29.01.2019 проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011, составленный ООО "Феррата", в котором указано следующее.
Состояние условий эксплуатации средств измерения соответствуют требованиям технической документации (пункт 3), характеристики средств измерения соответствуют установленным техническим требованиям и требованиям ГОСТ Р 8.740-2011 (пункт 4).
Спорный узел учета газа введен в эксплуатацию до принятия ГОСТа Р 8.740-2011, при этом доказательства реконструкции узла учета газа в материалы дела не представлены, соответствующие доводы истцом не заявлены. В материалах дела отсутствуют сведения о том, что на момент ввода узла учета в эксплуатацию имелись какие-либо замечания к данному узлу либо он не соответствовал действовавшим требованиям.
Ввиду отсутствия в спорный период случаев, установленных в пункте 12.1.1 ГОСТ Р 8.740-2011 ответчик не был обязан проводить проверку состояния и применения средств измерений на соответствие методики выполнения измерений (соответственно отсутствовала обязанность иметь акт реализации методики выполнения измерений).
Кроме того, истец не обосновал, каким образом отсутствие акта проверки состояния и применения средств измерения и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011, а также измененные данным документом требования к монтажу средств измерения давления и температуры могут влиять на достоверность результатов измерений при том, что во всем остальном, включая нормы погрешности измерений и обработки результатов измерений, нарушений не выявлено.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2020 N 310-ЭС20-13165 приведено толкование опровержимой презумпции непригодности для коммерческого использования прибора учета при нарушении формальных требований к исполнению обязанностей по контролю за состоянием прибора.
Верховный Суд Российской Федерации указал, что потребитель, пропустивший срок поверки, не лишен возможности представить доказательства, опровергающие пороки учета и необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным путем, поскольку последующее признание прибора учета соответствующим метрологическим требованиям лишь подтверждает его соответствие указанным требованиям на весь период после окончания срока поверки (пункт 17 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений"). В процессе эксплуатации приборов учета (системы учета) улучшения их технических характеристик (параметров), влияющих на результат и показатели точности измерений, не происходит.
Исходя из изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии для определения объема потребленного ответчиком в январе 2019 года ресурса по мощности газоиспользующего оборудования у истца отсутствовали.
Проверив расчет задолженности суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о взыскании с ответчика в пользу истца 85 691 рубля 12 копеек задолженности и отказе в удовлетворении остальной части соответствующих требований.
Также истцом заявлено требование о взыскании неустойки.
В соответствии с положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойка является одним из способов защиты нарушенного права.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Приведенный в обжалуемом судебном акте расчет неустойки проверен апелляционным судом и признан верным.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17 февраля 2022 года по делу А32-10764/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-10764/2021
Истец: ООО "Газпром Межрегионгаз Краснодар"
Ответчик: "Асфальт", ПК "Асфальт"
Третье лицо: Арбитражный управляющий Беликов Анатолий Петрович, К/у Беликов Анатолий Петрович