21 апреля 2022 г. |
Дело N А83-9588/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Кравченко В.Е.,
Яковлева А.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
при участии в судебном заседании:
с участием в судебном заседании посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания):
представителя государственного казённого учреждения Республики Крым "Главное управление капитального строительства Республики Крым"- Палкиной А.С.,
представителя общества с ограниченной ответственностью "Приоритет"- Конюхова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном онлайн заседании апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 06 декабря 2021 года по делу N А83-9588/2021,
по заявлению государственного казённого учреждения Республики Крым "Главное управление капитального строительства Республики Крым",
заинтересованное лицо - Служба финансового надзора Республики Крым,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Приоритет"
об оспаривании представления,
УСТАНОВИЛ:
14.04.2021 нарочно государственное казенное учреждение Республики Крым "Главное управление капитального строительства Республики Крым" (ОГРН: 1159102023255 - л.д. 36-42 т. 1, 3-6 т. 2, далее - ГКУ РК "Глав УКС РК", заказчик или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым (суд первой инстанции) с заявлением о признании незаконным выданного 10.03.2021 Службой финансового надзора Республики Крым (ОГРН: 1149102017536 - л.д. 43-45 т. 1, далее - КрымФинНадзор) представления N 08.1-14/486 в части возложения обязанности устранить нарушения и принять меры по устранению их причин и условий по изменению (завышению) цены на сумму 5.015.700,83 руб. по заключенным контрактам на выполнение строительно-подрядных работ от 27.09.2019 N 017520000004190003120001 и от 22.11.2019 N 017520000004190005640001 (л.д. 6-14 т. 1).
Требования обоснованы тем, что заключение контрактов не зависит от системы налогообложения подрядчика, сумма НДС подрядчика - плательщика УСН является его прибылью; заказчик не вправе снижать твердую цену контракта при его заключении и исполнении на сумму НДС.
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены; признано недействительным представление КрымФинНадзора N 08.1-14/486 от 10.03.2021 в оспоренной части; с КрымФинНадзора в пользу заявителя взыскана государственная пошлина в сумме 3.000 руб. (л.д. 72-83 т. 4).
Судебное решение мотивировано тем, что заявитель не нарушил требований закона, не завысил стоимость работ и правомерно расходовал бюджетные средства; цена контрактов является твердой и не зависит от системы налогообложения подрядчика; контракты заключены с плательщиком УСН, в связи с чем заказчиком правомерно применен к цене работ коэффициент приведения к начальной максимальной цене контрактов.
КрымФинНадзором подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит судебный акт отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судом первой инстанции решение принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; с нарушением норм материального права (л.д. 97-102 т. 4).
Из отзывов на апелляционную жалобу следует, что заказчик и общество с ограниченной ответственностью "Приоритет" (ОГРН: 1085904020586, далее - ООО "Приоритет", подрядчик) не согласны с ее доводами, так как цена контрактов является твердой, определена вне зависимости от системы налогообложения подрядчика, для приведения в соответствие ценового предложения победителя - плательщика УСН, заказчик обоснованно применил коэффициент (л.д. 115-121, 137-139 т. 4).
В судебном заседании с перерывом с 7 по 14 апреля 2022 года, проведенного с участием представителя ООО "Приоритет" через онлайн-заседание, представители заказчика и подрядчика возражали против доводов апелляционной жалобы, так как цена контрактов не изменялась и соответствует ценовому предложению участника.
Представитель КрымФинНадзора в судебное заседание не явился.
О начавшемся судебном процессе по апелляционному пересмотру решения суда КрымФинНадзор извещен определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 21.01.2022, копию которого получил по почте, о чем свидетельствует почтовое уведомление (л.д. 95 т. 4).
22.01.2022 информация о принятии апелляционной жалобы к производству и 08.04.2022 о перерыве в судебном заседании до 14.04.2022 опубликована на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда (далее - суд апелляционной инстанции) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 96 т. 4).
Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившегося участника судебного разбирательства.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд апелляционной инстанции) истребовал дополнительные доказательства (л.д. 24-185 т. 5), исследовав доказательства в совокупности, установил следующие обстоятельства.
10.03.2021 начальником Службы финансового надзора Республики Крым Кальковым А.А. на основании акта N 08.1-05/6 от 25.12.2020 (л.д. 7-113 т. 2, 15-121 т. 3) направлено представление N 08.1-14/486, резолютивной частью которого от ГКУ РК "Глав УКС РК" потребовано:
1) устранить нарушения и принять меры по устранению причин и условий допущенных нарушений с учетом срока действия заключённых контрактов на выполнение строительно-подрядных работ от 27.09.2019 N 017520000004190003120001 и от 22.11.2019 N 017520000004190005640001 на общую сумму 5.015.700,83 руб.;
2) принять меры по устранению причин и условий допущенных нарушений (пункты 2, 5, 6, 7 представления) (л.д. 15-18 т. 1, 11-14 т. 3).
Из пунктов 3 и 4 мотивировочной части представления и соответствующей части названного акта проверки следует, что основанием к возложению на ГКУ РК "Глав УКС РК" вышеназванной обязанности послужило то обстоятельство, что в заключенные между ГКУ РК "Глав УКС РК" (заказчик) и ООО "Приоритет" (подрядчик) государственные контракты на выполнение подрядных работ N 017520000004190003120001 от 27.09.2019 и N 017520000004190005640001 от 22.11.2019 дополнительными соглашениями внесены изменения - из цены исключен 20% НДС, применен корректирующий коэффициент 1,2, что привело к прибыли подрядчика и завышению стоимости работ на суммы 4.593.093,60 руб. и 422.607,23 руб. (всего 5.015.700,83 руб.).
Действительно, из письменных доказательств следует, что заказчиком ГКУ РК "Глав УКС РК" объявлены электронные аукционы по закупке подрядных работ на объектах: "Реконструкция сетей водоснабжения с. Нижняя Кутузовка" и "Реконструкция КНС "Колхозная" г. Керчь" с установленными начальными максимальными ценами; единой комиссией заказчика определен подрядчик - ООО "Приоритет" (налогоплательщик УСН), с которым заключены контракты, по взаимным соглашениям сторон в контракты внесены изменения относительно цены работ без НДС.
Так, по объекту: "Реконструкция сетей водоснабжения с. Нижняя Кутузовка" (извещение по закупке N 0175200000419000312) аукционной документацией в соответствии с обоснованием такой цены (л.д. 24-26 т. 5) установлена начальная максимальная цена 39.100.380 руб., в составе которой НДС не указан (л.д. 29-34 т. 5); протоколом единой комиссии заказчика от 13.09.2019 определен подрядчик - ООО "Приоритет", подавший единственную заявку, аукцион признан несостоявшимся (л.д. 38-39 т. 5).
В подтверждение цены подрядных работ заказчиком представлены сводная сметная стоимость строительства и локальные сметные расчеты, в которых НДС не указан (л.д. 40-87 т. 5).
27.09.2019 между заказчиком - ГКУ РК "Глав УКС РК", и подрядчиком - ООО "Приоритет" (с 2015 года на УСН - л.д. 21-22 т. 1), заключен государственный контракт N 017520000004190003120001 на выполнение строительно-монтажных работ по названному объекту с ценой 39.100.380 руб. (НДС не облагается) (л.д. 46-70 т. 1, 122-169 т. 3).
По соглашению сторон в этот контракт вносились изменения дополнительными соглашениями N 1 от 08.10.2019, N 2 от 22.01.2020, N 3 от 02.03.2020, N 4 от 27.05.2020, N 5 от 09.06.2020, N 6 от 09.11.2020 (л.д. 71-75 т. 1, 170-186 т. 3).
Из этих соглашений относительно цены контракта дополнительным соглашением N 1 от 08.10.2019 в связи с применением подрядчиком УСН оплата работ определена: в 2019 году 4.970.000 руб., в 2020 - 34.130.380 руб. (л.д. 71-75 т. 1, 170-174 т. 3).
Условия контракта выполнены:
- по актам о приемке выполненных работ N 1 от 20.01.2020, N 2 от 07.02.2020, N 3.1 от 17.03.2020, N 3.2 от 17.03.2020, N 4.1 от 06.05.2020, N4.2 от 06.05.2020, N4.3 от 06.05.2020, N5.1 от 09.06.2020, N5.2 от 09.06.2020, N6.1 от 08.07.2020, N6.2 от 08.07.2020, N6.3 от 08.07.2020,
- по форме КС-2 переданы результаты работ на 3.384.177,60 руб. и 7554046,80 руб., 412729,20 руб. (л.д. 76-110 т. 1, 187-250 т. 3),
- по платежным поручениям осуществлена оплата выполненных работ в суммах 3.314.477,20 руб., 755.446,80 руб., 69.700,40 руб., 3.200.000 руб., 217.349,20 руб., 3.782.648,40 руб., 6.612.272,40 руб., 2.808.067,20 руб. (л.д. 251-258 т. 3).
По объекту: "Реконструкция КНС "Колхозная" г. Керчь" (извещение по закупке N 0175200000419000564) аукционной документацией (л.д. 90-95 т. 5) установлена начальная максимальная цена 38.936.270 руб., в составе которой НДС не указан (л.д. 90-96 т. 5); протоколом единой комиссии заказчика от 11.11.2019 определен подрядчик - ООО "Приоритет", предложивший наименьшую цену 38.546.818,65 руб. (л.д. 98-99 т. 5).
В подтверждение цены подрядных работ заказчиком представлены сводная сметная стоимость строительства и локальные сметные расчеты, в которых НДС не указан (л.д. 100-185 т. 5).
22.11.2019 между заказчиком - ГКУ РК "Глав УКС РК", и подрядчиком - ООО "Приоритет" заключен государственный контракт N 017520000004190005640001 на выполнение строительно-монтажных работ по вышеназванному объекту с ценой работ 38.546.818,65 руб., НДС не облагается (л.д. 111-145 т. 1, 266-329 т. 3).
По соглашению сторон в этот контракт вносились изменения дополнительными соглашениями N 2 от 22.01.2020, N 3 от 02.03.2020, N 4 от 09.06.2020, N 5 от 16.06.2020, N 6 от 12.11.2020 (л.д. 330-347 т. 3).
Из этих соглашений следует, что цены контракта касаются дополнительные соглашения: N 2 от 22.01.2020 - оплата работ определена в 2019 году в 4.196.5000 руб., 2020 - 34.350.318,65 руб., N 5 от 16.06.2020 - утверждена новая смета на 38. 546,818,65 руб., N 6 от 12.11.2020 - оплата работ определена в 2019 году в 4.196.5000 руб., 2020 году - 16.294.275,46 руб., 2021 - 18.056.043,19 руб.
Условия контракта выполнены:
- по акту выполненных работ по форме КС-2 от 07.09.2020 N 1 переданы результаты выполненных работ на сумму 2.535.643,34 руб. (л.д. 348-350 т. 3),
- по платежным поручениям осуществлена оплата выполненных работ в суммах 4.157.990,44 руб., 38.509,56 руб., 1.585.522,80 руб., 2.155.296,84 руб. (л.д. 351-354 т. 3).
По выводам КрымФинНадзора нарушение бюджетного законодательства выразилось в завышении цены контрактов за счет изменений в сметы строительства об исключении НДС 20%, применении к цене контрактов корректирующего коэффициента 1,2:
- по контракту N 017520000004190003120001 от 27.09.2019 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция сетей водоснабжения с. Нижняя Кутузовка" при заключении дополнительного соглашения N 1 от 08.10.2019, что завысило цену контракта на 4.593.093,60 руб.
- по контракту N 017520000004190005640001 от 22.11.2019 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция КНС "Колхозная" г. Керчь" при заключении дополнительного соглашения N 5 от 16.06.2020, что завысило цену контракта на 422.607,23 руб.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (в ред. от 22.12.2020, далее - БК РФ) полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:
- контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов;
- контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, направляются объектам контроля акты, представления.
Под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и обязательное для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требование по каждому указанному в представлении нарушению об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий, о чем указано в пункте 1 части 2 статьи 270.2 БК РФ.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 24.02.2021, действовавшей на дату направления оспариваемого представления, далее - Закон N 44-ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Участником закупки является любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, что предусмотрено пунктом 4 статьи 3 Закона N 44-ФЗ.
По общему правилу, приведенному в статье 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в этой статье случаях, которые к возникшим правоотношениям не относятся.
К существенным условиям контракта строительного подряда относится цена, которая в соответствии с пунктами 1, 3 и 4 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (в ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.04.2020, далее - ГК РФ) указывается в договоре подряда; цена работы может быть определена путем составления сметы; цена работы (смета) может быть твердой, при отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой; оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
Таким образом, независимо от применения системы налогообложения у победителя аукциона (участника подавшего единственную заявку на участие в аукционе), контракт заключается и оплачивается заказчиком по предложенной цене победителем торгов (участника подавшего единственную заявку на участие в аукционе) и включает в себя все налоги; возможность уменьшения цены контракта на сумму НДС ввиду применения упрощенной системы налогообложения законодательством не предусмотрена.
Такая же позиция приведена в Определении Верховного Суда РФ от 16.11.2018 N 308-ЭС18-18914 по делу N А53-29054/2017.
Из представленных доказательств следует, что оплата по заключенным контрактам за выполненные подрядные работы произведена заказчиком в соответствии с ценами, по которым определен подрядчик и по которой заключены контракты.
При таких обстоятельствах нет оснований полагать, что в действиях заказчика имеются нарушения требований бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе закупок.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; без нарушений норм материального права; иных (в том числе безусловных) оснований для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 06 декабря 2021 года по делу N А83-9588/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-9588/2021
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ"
Ответчик: СЛУЖБА ФИНАНСОВОГО НАДЗОРА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: ООО "Приоритет"