18 апреля 2022 г. |
Дело N А83-18831/2021 |
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Градовой О.Г., рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КСК Трейд" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 14 января 2022 года (мотивированное решение) по делу N А83-18831/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КСК Трейд" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю, к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Крым, об изменении постановления,
УСТАНОВИЛ:
09.09.2021 по почте общество с ограниченной ответственностью "КСК Трейд" (ОГРН:1159102119450, далее - ООО "КСК Трейд" или заявитель) подало в Арбитражный суд Республики Крым (суд первой инстанции) заявление об изменении вынесенного 30.07.2021 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Симферополю (ОГРН: 1147746392090, далее - ИФНС по г. Симферополю или административный орган) постановления N 91022118200194500004 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 12.760,84 руб., путем замены административного штрафа на предупреждение (л.д. 6-9).
Требования мотивированы тем, что заявитель принял все зависящие от него действия по соблюдению требований валютного и трудового законодательства - уведомил работника о необходимости открытия расчетного счета для получения заработной платы, назначенное наказание является чрезмерным, учитывая привлечение ООО "КСК Трейд" к административной ответственности впервые, признание вины, статус заявителя как субъекта малого и среднего предпринимательства, следует заменить административный штраф на предупреждение или освободить заявителя от наказания ввиду малозначительности.
Дело судом первой инстанции рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции (резолютивная часть изготовлена 15.11.2021, мотивированное решение по делу - 14.01.2022) в удовлетворении заявленных требований отказано по тем мотивам, что заявитель виновен в совершении административного правонарушения - нарушил требования валютного законодательства, выплатив своему работнику-нерезиденту заработную плату в наличной форме; это правонарушение посягает на безопасность государства в экономической сфере, в связи с чем, не является малозначительным, оснований для замены административного штрафа на предупреждение нет (л.д. 101-112).
ООО "КСК Трейд" подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права (л.д. 120-121).
В апелляционной жалобе указано на то, что по делу имеются основания для замены административного штрафа на предупреждение.
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что ИФНС по г. Симферополю не согласна с ее доводами, так как ООО "КСК Трейд" нарушило установленные законом правила осуществления валютных операций, выплатило в наличной форме работнику-нерезиденту заработную плату, что образует состав правонарушения по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ; оснований для замены штрафа на предупреждение не установлено, особая значимость охраняемых государством общественных отношений в сфере валютного регулирования не позволяет применить положения статьи 4.1.1 КоАП РФ, примененная мера ответственности соответствует минимальному размеру санкции (75% от суммы незаконной валютной операции), процедура привлечения к административной ответственности соблюдена (л.д. 132-139).
О принятии апелляционной жалобы к производству участники извещены определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2022, копии которого получили по почте, что подтверждается почтовым уведомлением и сведениями сайта "Почта России" (л.д. 116-118).
19.02.2022 информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 119).
На основании статей 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд апелляционной инстанции) установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
На основании поручения заместителя начальника ИФНС по г. Симферополю от 04.06.2021 N 910220210023003 в отношении ООО "КСК Трейд" была проведена проверка соблюдения требований валютного законодательства за период с 31.07.2019 по 30.12.2020, по результатам которой составлен акт N 910220210024006 от 15.07.2021 (л.д. 62-67).
30.07.2021 заместитель начальника ИФНС России по г. Симферополю Абдураманов С-И. Л., без участия представителя ООО "КСК Трейд", рассмотрев дело об административном правонарушении и протокол об административном правонарушении N 91022118200194500002 от 15.07.2021, вынес постановление N 91022118200194500004 о назначении административного наказания, которым ООО "КСК Трейд" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 12.760,84 руб. (л.д. 43-50).
О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении ООО "КСК Трейд" извещено определением от 15.07.2021, полученным нарочно директором Рокачевой О.В., о чем свидетельствует ее роспись на определении (л.д. 52-53).
Вышеназванный протокол об административном правонарушении N 91022118200194500002 составлен 15.07.2021 заместителем начальника отдела камеральных проверок N 2 ИФНС по г. Симферополю Хачатуровым В.Г. при участии директора ООО "КСК Трейд" Рокачевой О.В., которой разъяснены права, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и КоАП РФ для лица, привлекаемого к административной ответственности; копия протокола вручена законному представителю под расписку (л.д. 51-54).
25.08.2021 УФНС по Республике Крым принято решение N 07-221/2021@ об отказе в удовлетворении жалобы заявителя на вышеназванное постановление N 91022118200194500004 от 30.07.2021 (л.д.10-14).
Из названных постановления и протокола следует, что административное правонарушение выразилось в том, что 30.08.2019 резидент Российской Федерации ООО "КСК Трейд" осуществило валютную операцию - в наличной форме выплатило заработную плату из своей кассы работнику - нерезиденту РФ Козлову А.В. за август 2019 года в размере 17.014,45 руб., что является нарушением валютного законодательства - части 3 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
В подтверждение осуществления заявителем валютной операции по выплате в наличной форме своему работнику, не являющемуся резидентом Российской Федерации заработной платы, налоговым органом представлены:
- платежная ведомость N 171 от 30.08.2019 о выплате вышеназванному работнику под расписку 17.014,45 руб. (л.д. 69-71);
- приказ (распоряжение) о приеме на работника Козлова А.В. на должность грузчика (л.д. 140).
В соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля регламентированы Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ под валютной операцией понимается (в том числе) отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
Часть 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ устанавливает, что если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.
Согласно части 3 статьи 14 Закон N 173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением предусмотренных этой нормой случаев.
К предусмотренным частью 3 статьи 14 Закона N 173-ФЗ исключительным случаям сложившиеся между заявителем и его работником взаимоотношения не относятся.
Таким образом, заявитель обязан был выплачивать заработную плату своему работнику-нерезиденту Российской Федерации через банковский счет в уполномоченном банке.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие физического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что следует из части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Как установлено, ООО "КСК Трейд" в нарушение правил валютного законодательства осуществило валютную операцию, хотя имело возможность для соблюдения правил по ее осуществлению.
Такие действия заявителя правильно квалифицированы как совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции не принимает во внимание ссылку заявителя на уведомление его работника о необходимости открыть счет в банке для получения заработной платы в безналичной форме, так как заявитель имел возможность урегулировать вопрос формы оплаты заработной платы с учетом требований валютного законодательства при заключении трудового договора с работником-нерезидентом, но этого не сделал, то есть не принял все возможные меры для выполнения требований закона.
Судом первой инстанции обоснованно не применены положения статей 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ исходя из следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; при этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункты 18, 18.1).
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано на то, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исключительных обстоятельств по делу не установлено. В связи с чем, оснований для признания совершенного заявителем деяния малозначительным нет.
В соответствии с преамбулой к Федеральному закону N 173-ФЗ целью законодательства о валютном регулировании является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность - юридическим лицам, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, согласно которой устойчивое развитие российской экономики является национальным интересом Российской Федерации (пункт 5 статьи 25 Стратегии); достижение целей обеспечения экономической безопасности осуществляется путем решения определенных задач, включая снижение доли теневого и криминального секторов экономики, а также уровня коррупции в предпринимательской среде (пункт 30 статьи 67 Стратегии).
Целью законодательства о валютном регулировании является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества, о чем указано в преамбуле Закона N 173-ФЗ.
Таким образом, осуществление незаконных валютных операций представляет собой существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений, так как посягает на особо охраняемые и контролируемые государством общественные отношения.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, хотя заявитель является субъектом малого предпринимательства, что следует из общедоступных сведений Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, но совершенное правонарушение посягает на экономическую безопасность государства, одной из мер по обеспечению которой является валютная политика государства.
Возникновение угрозы причинения вреда безопасности государства и существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений являются препятствиями для применения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
06.04.2022 вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 70-ФЗ), которым статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, предусматривающей смягчение административной ответственности за административное правонарушение, иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение.
Так, согласно части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, если при проведении одного контрольного мероприятия в ходе осуществления государственного контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Из письменных доказательств по данному делу и сведений системы Картотеки арбитражных дел следует, что при проведении одного контрольного мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (о чем 15.07.2021 составлен один акт проверки) выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, заявитель привлечен к административной ответственности по каждому из эпизодов нарушений как за отдельное административное правонарушение, постановления о привлечении к административной ответственности являются предметом оспаривания по делам N А83 -18847/2021, N А83-18837/2021, N А83-18862/2021, N А83-18852/2021, по которым решения суда первой инстанции оставлены без изменения в апелляционном порядке.
Таким образом, предусмотренное частью 5 статьи 4.4 КоАП РФ улучшение положения лица, совершившего административное правонарушение, не применимо, так как заявитель уже привлечен к административной ответственности повторно; привлечение заявителя к административной ответственности по всем эпизодам как за одно правонарушение или по каждому эпизоду как за отдельные правонарушения не повлияет на общую сумму административного штрафа, который по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ рассчитывается в процентном соотношении от суммы незаконной валютной операции.
Применение иных норм Закона N 70-ФЗ в качестве смягчения административной ответственности и/или иным образом улучшение положения лица, совершившего административное правонарушение по отношению к заявителю также невозможно исходя из следующего.
Часть 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ (введенной Законом N 70-ФЗ) предусматривает назначение административного штрафа малому предприятию (каковым является заявитель) в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Но санкций части 1 статьи 15.25 КоАП РФ размер административного штрафа как для юридических лиц, так и для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, установлен одинаковый - в размере от 75 до 100% суммы незаконной валютной операции.
Часть 4 статьи 2.1 КоАП РФ (введенной Законом N 70-ФЗ) предусматривает освобождение юридического лица от административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности.
Доказательств привлечения к административной ответственности должностного лица заявителя не представлено. В силу части 2 статьи 272.1 АПК РФ дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемое постановление и порядок его принятия соответствует закону; оно принято уполномоченным должностным лицом; основания для привлечения к административной ответственности установлены и доказаны в установленном законом порядке; сомнений в совершении заявителем правонарушения нет; примененная мера ответственности соответствует минимальному размеру санкции (75% от суммы незаконной валютной операции); двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято при правильном применении и без нарушений норм материального права и процессуального права; при полном выяснении обстоятельств, имеющих для дела; изложенные в нем выводы соответствуют обстоятельствам дела; иных оснований (в том числе безусловных) для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 14 января 2022 года по делу N А83-18831/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КСК Трейд" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Республики Крым в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-18831/2021
Истец: ООО "КСК ТРЕЙД"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. СИМФЕРОПОЛЮ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ